Технологии автоматизированных информационных систем в аудите

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование российской экономики обусловило необходимость создания и развития новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять институт аудита, являющийся неотъемлемой частью рыночных отношений. Опыт становления и развития российского аудита показал невозможность прямого переноса методологии развитых капиталистических стран на реорганизуемую экономику постсоветского периода. Поэтому в настоящее время идет активная работа над созданием концепции развития аудита и в целом аудиторской деятельности для условий России.

Вложенные файлы: 1 файл

26.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

      компьютерную систему  внешнего аудита.

      Компьютерная система  внутреннего аудита специализирована  и отражает особенности конкретных  организаций. Система включает  два комплекса задач:

      комплекс "Документация", предназначенный для проверки правильности отображения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерских документах и отчетности;

      комплекс "Консультирование", позволяющий на основании отчетности  предприятия определить направление  его развития и оказывающий помощь в принятии управленческих решений.

      Компьютерная система  внешнего аудита отличается универсальностью. Она привносится на любой объект  аудита извне, а потому должна  учитывать общие стандарты и  обладать способностью настройки на операционные среды компьютеров клиентов. Как всякая информационная система, она включает функциональную и обеспечивающую части.

      Функциональная часть  системы представлена четырьмя  комплексами задач.

      Комплекс "Администрация"  предназначен для реализации функции оценки эффективности условий руководства в выборе стратегии финансово-хозяйственной деятельности и текущих решений в отчетном периоде. Здесь решаются задачи аудита заемных средств, финансовой прочности, гибкости, стратегии развития, финансовой устойчивости, платежной способности, комплексного аудиторского анализа.

      Комплекс "Персонал" служит оценке существующих на  предприятии систем учета финансово-хозяйственных  операций, а также выявлению преднамеренных  или случайных ошибок учетного персонала. Выделяются две группы задач: задачи проверки бухгалтерской документации, имеющей отношение к отдельным статьям баланса, и задачи анализа финансовых операций по участкам аудита.

      Комплекс "Отчетность" обеспечивает проверку финансовой  и другой отчетности, контроль согласованности показателей отчетной документации, контроль правильности расчетов.

      Комплекс "Консультирование" предназначен для выработки и  обоснования действий администрации  в последующий период. Состав  задач этого комплекса определяется составом задач комплекса "Администрация", но одновременно вырабатываются консультационные.

 

 

 

      1.2 Автоматизированные  информационные технологии в  аудите.

      КИС АД используют  одну из четырех технологий.

      Локальное функционирование рабочих мест. Эта технология состоит в том, что компьютеры на каждом рабочем месте работают полностью автономно и в каждом из них хранится свой фрагмент единой базы данных. Для объединения данных необходимо часть информационных массивов с каждого компьютера выгружать на магнитные носители и уже с них эта информация переносится в базу данных другого компьютера.

      Технология "файл-сервер". При использовании этой технологии  обработка информации сосредоточивается  на компьютерах отдельных рабочих  мест.

      Если программе  требуются данные, размещенные на  другом компьютере (как правило,  сетевой сервер), то они передаются  ей по каналу сети. Сетевое  программное обеспечение занято  только передачей данных от  одного компьютера другому, независимо  от того, нужна ли вся информация или только ее часть. Отбор необходимых для решения задач данных осуществляется прикладной программой, запросившей данные с другого компьютера.

      3. Технология "клиент-сервер". Позволяет преодолеть непроизводительную  пересылку больших информационных потоков в сети. Это достигается за счет разделения программы на две части:

      клиентскую;

      серверную.

      Клиентская часть  (клиент) устанавливается на компьютере  рабочего места, а серверная  - на сетевом сервере. Когда  клиенту нужны какие-либо данные, он посылает запрос серверу. В запросе формулируется, какая именно требуется информация. Сервер выбирает из общей базы данных только те, которые необходимы, и пересылает их клиенту.

      4. Модель полностью  централизованной обработки. В этой модели все процедуры решения задач выполняются централизованным компьютером. Именно такая технология применялась до распространения персональных компьютеров.

      Функционирование  системы осуществляется на одной  большой ЭВМ. К ней подключаются  терминалы, которые имеют клавиатуру и дисплей. Их количество может доходить до нескольких десятков и сотен при одновременной работе.

      Каждая из этих  технологий предполагает свои  формы использования компьютеров,  формы организации и ведения  информационной базы учета и интеграцию учетных данных для составления отчетности.

      Машинно-ориентированные  процедуры аудиторской проверки  системы КОД используют следующие  аудиторские инструменты:

      программные средства  аудита, предназначенные для проверки  содержания компьютерных файлов клиентов.

      проверочные данные, представляющие собой либо фактические  данные клиента, либо контрольные  данные. Контрольные данные вводятся  в систему обработки в целях  проверки правильности функционирования  клиентских компьютерных программ. Они являются основой тестирования системы.

      Машинно-ориентированные  процедуры аудиторской проверки  используют следующие методы:

      тестирование системы  КОД;

      арифметическая проверка;

      методы контроля, основанные на анализе программ. Тестирование системы КОД предлагает три подхода к компьютерному тестированию:

      отбор при помощи  компьютера определенных операций  для их последующей проверки  вручную;

      проверка системы  встроенного контроля при помощи  имитационных данных;

      проверка системы  встроенного контроля при помощи  реальных данных, обработанных аудиторскими  программными средствами.

      В системе КОД  может быть выполнена арифметическая  проверка, то есть независимый  выборочный пересчет точности  источников документов и бухгалтерских записей. Например, можно провести пересчет амортизации, определить правильность применения средневзвешенных цен, отдельных налогов и отчислений в фонды и другие тематические расчеты, возможность которых предусмотрена в конкретной системе КОД. При наличии расхождений целесообразно пересчитать результаты и установить их влияние на себестоимость, прибыль.

      Аудиторы также  применяют методы контроля, основанные  на анализе программ. Существует  множество пакетов программ, посредством  которых персонал осуществляет документирование, отладку и анализ КОД. Аудитор может использовать эти программы и воспроизвести на их базе блок-схемы или таблицы решений, помогающие понять логику прикладных программ.

      Эффективность аудиторских  процедур может быть повышена благодаря использованию компьютеров при проведении аудита для получения и оценки некоторых аудиторских доказательств в тех случаях, когда:

      проверке подвергаются  большие однородные массивы данных  по участкам и операциям бухгалтерского  учета;

      проверяемый экономический  субъект использует унифицированную  стандартную систему оформления  бухгалтерских операций;

      имеется и применяется  информационно-поисковая система  для расшифровки и подтверждения  наличия соответствующих первичных  документов, регистров бухгалтерского учета;

      используется автоматизированная  система контроля исполнения  утвержденного регламента решения  соответствующих учетных задач.

      Применение компьютеров  позволяет аудитору провести  следующие процедуры:

      тестирование операций и остатков по счетам в компьютерной базе данных;

      аналитические процедуры  с целью выявления отклонений  от обычно принятых параметров  в компьютерной базе данных;

      тестирование базы  данных проверяемого экономического  субъекта;

      тестирование информационного,  математического, программного и  технического обеспечения проверяемого  экономического субъекта.

      Информационное обеспечение  аудита с применением компьютеров  основывается на двух основных  источниках:

      данные бухгалтерского учета экономического субъекта на бумажных носителях или в виде базы данных бухгалтерии;

      нормативно-справочная  база и система форм рабочей  документации аудитора.

      Источниками получения  аудиторских доказательств при  проведении аудиторских процедур являются данные в виде таблиц, ведомостей, учетных регистров, подготовленных в системе КОД аудируемого экономического субъекта.

      Аудитор может  использовать оригиналы и копии  документов в качестве рабочей  документации, делать на них ссылки, пометки. При работе аудитора в системе КОД клиента без вывода данных на печать рабочая документация составляется аудитором самостоятельно. Рабочие документы, подготовленные на машинных носителях, могут храниться в архиве аудиторских файлов.

      Аудитор должен обеспечить конфиденциальность как полученной информации, так и информации, созданной в ходе аудиторских процедур, а также ее защиту от несанкционированного доступа.

 

      Глава 2. Программное  обеспечение информационных технологий  в аудите.

      Программные средства системы, используемой аудитором при проведении аудита, должны обеспечивать:

      анализ содержания  формируемой в бухгалтерии экономического  субъекта базы данных, если таковая  существует и доступна;

      контроль показателей,  содержащихся в регистрах бухгалтерского учета экономического субъекта;

      тестирование алгоритмов, используемых в автоматизированной  системе бухгалтерского учета;

      контроль соответствия  показателей, содержащихся в формах  бухгалтерской отчетности, данным  бухгалтерских регистров или базы данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;

      использование возможностей  поисково-справочных информационных  систем в области нормативных  и законодательных актов, регламентирующих  бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;

      формирование аудиторской  документации (рабочей и итоговой).

      В аудиторской  деятельности используются следующие  группы программ:

      офисные программы;

      справочно-правовые  системы;

      бухгалтерские программы;

      программы финансового  анализа;

      специальное программное  обеспечение аудиторской деятельности.

      К офисным программам  относятся табличные процессоры, системы управления базами данных  и текстовые процессоры.

      Табличные процессоры  обладают мощными вычислительными возможностями, средствами деловой графики и ведения баз данных. Они получили широкое применение при проведении аудиторских проверок и используются для создания различных рабочих табличных документов (смет, отчетов), альтернативных балансов, различных аналитических таблиц, представления полученной информации в графическом виде. Наиболее распространены программы MS Excel, Lotus 1-2-3.

      С помощью таких  систем управления базами данных, как MS Access, аудитор может осуществлять выборку хозяйственных операций, проверять отдельные отчетные формы, генерируемые бухгалтерскими программами и предназначенными для вывода на печать.

      Текстовые процессоры, например MS Word, Word Pad, "Блокнот", Lexicon, используются  на всех стадиях аудита, требующих создания и качественного оформления аудиторских документов. Они применяются при составлении аудиторских договоров, программ, планов, рабочих документов, заключений, различных справок и запросов.

      Текстовые процессоры позволяют  создавать и редактировать документы, подготавливать их к публикации, проверять их орфографию, печатать, производить электронную рассылку. В процессе работы над документами выполняются слияние постоянной информации основного документа и переменной информации источника, создание интегрированных документов с включением внешних объектов (рисунки, звуковые файлы), сохранение текстовых документов в выбранных форматах.

      Справочно-правовая система {СПС) - это система юридически обработанной  и оперативно обновляющейся правовой информации в сочетании с поисковыми и иными сервисными программными инструментами.

      СПС обеспечивает информационно-консультационное  обслуживание аудиторов в процессе  проведения проверок, что позволяет  им с достаточной уверенностью  сделать вывод о соответствии бухгалтерского учета клиента документам и требованиям нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в РФ.

      Многие из клиентов аудиторских  фирм используют в своей практической  деятельности те же самые справочно-правовые базы. Это значительно упрощает проведение аудита, так как всегда имеется возможность обратиться к СПС клиента, особенно если она интегрирована с программой бухгалтерского учета.

      Основные требования, предъявляемые  к СПС:

      Полнота содержания, означающая, что система включает все необходимые в работе большинства пользователей документы.

      Полная юридическая обработка  информации - система должна предоставлять  каждому документу полную юридическую  информацию, обеспечивающую безопасное  ее применение.

      Полный поиск - система должна  предоставить полный спектр возможностей  для поиска правовой информации  в системе (по реквизитам, контексту,  классификатору, ситуации, а также  специальные виды поиска консультационных  материалов).

      Полный спектр  правовой и связанной с ней  экономической информации, включая  нормативные акты, судебную практику, международные договоры, проекты  законов и комментарии законодательства.

Информация о работе Технологии автоматизированных информационных систем в аудите