Традиционные и новые интернет-возможности получения информации об аудитории: преимущества и ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:27, реферат

Краткое описание

Современные компьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, компьютер стал необходимым атрибутом современного исследования. Изучение и обладание навыками использования Интернет ресурсами актуально для социолога в наши дни.

Вложенные файлы: 1 файл

социология 2.docx

— 27.34 Кб (Скачать файл)

Традиционные и новые интернет-возможности получения информации об аудитории: преимущества и ограничения

 

Введение.

 

Современные компьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, компьютер стал необходимым атрибутом современного исследования. Изучение и обладание навыками использования Интернет ресурсами актуально для социолога в наши дни. В последние годы достоинства новых информационных технологий все активнее используются при организации и проведении социологических исследований. Появилась возможность компьютеризации практически всех этапов исследования, начиная с составления программы исследования и заканчивая формированием выходного документа, что позволяет значительно облегчить труд исследователя. Новые информационные технологии освобождают социолога от рутинных элементов в работе, сокращают затраты на организацию исследования, обработку и анализ данных. Шерри Тёркл одной из первых обратила внимание на те новые возможности, которые открывает для социальных исследователей повсеместное распространение Интернета. С одной стороны, это позволяет получить новый канал доступа к гражданам для проведения традиционных количественных и качественных исследований.

С другой стороны, появление новых форм социального взаимодействия внутри Сети ставит вопрос о разработке алгоритмов и методов их изучения: «Виртуальная реальность бросает исследователям новый методологический вызов: каким образом, и в каких целях можно использовать методы онлайн-интервью, и стоит ли вообще это делать».

Как правило, любые революционные начинания в науке, если они затрагивают проверенные годами методы и технологии, воспринимаются исследователями с заметной долей скепсиса и недоверия. Не является исключением и эмпирическая социология. Как правило, по мере развития различных методов сбора данных на Западе: от почтовых опросов к личным интервью, а от интервью – к телефонным опросам, каждая новая методология появлявшаяся с течением времени рассматривалась с опаской .

Подобная судьба неизбежно должна была коснуться и Интернет-опросов. Тем не менее, хотя в России в силу ее малой интернетизации, онлайновые опросы применяются по-прежнему достаточно редко, в США этот метод уже прочно занял свою нишу и постепенно продолжает распространять свое влияние на все большие и большие сферы деятельности, и, в некотором роде, определять приоритеты в мире социологических исследований.

 

Эмпирические исследования, осуществляемые с помощью сети Интернет, обладают определенной привлекательностью для исследователей различных научных направлений – социологов, психологов, экономистов, политологов и других. Это, разумеется, обусловлено рядом их неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционными формами таких исследований. К очевидным плюсам и дополнительным возможностям , которые отмечают различные авторы, проводившие исследования через Интернет, относятся следующие :

 

 

Технические параметры 

 

1) Экономия ресурсов. По  сравнению с традиционными формами  опросов граждан (квартирными, телефонными, почтовыми и т.п.), исследования  через Интернет позволяют существенно  сэкономить время, деньги и человеческие  ресурсы. Во многих случаях, проводя  онлайн-опрос, исследователь получает  возможность набрать значительно  большее число респондентов и  добиться при этом существенно  меньшего уровня затрат.

Тем не менее, для проведения онлайн-опросов всё равно потребуются определенные расходы, связанные, например, с созданием технических условий для проведения опроса – обслуживанием и эксплуатацией сервера, оплатой услуг провайдера, программистов и т.п. Однако, как правило, все эти издержки являются разовыми, в то время как предельные издержки на привлечение одного дополнительного респондента практически равны нулю. Не требуется привлечение интервьюеров, размножение инструментария и т.п.

2) Большой объем выборки. Низкий уровень материальных  затрат в расчете на одного  респондента позволяет, в свою  очередь, при желании добиться  существенно большего объема  выборочной совокупности – в  несколько тысяч, а потенциально, даже в несколько десятков тысяч человек. А это, как известно, снижает величину случайной ошибки измерения.

3) Быстрота опроса . Широкомасштабное и глобальное онлайн-исследование, включающее опрос нескольких тысяч человек по всему миру, можно провести в течение одного-трех дней.

4) Возможность оперативного  реагирования. Интернет-опросы позволяют  быстро и без дополнительных  затрат изменять инструмент исследования  в соответствии с новыми данными, полученными в ходе пилотажа (не  требуется перепечатка тиража  анкет). Даже тогда, когда основной  полевой этап уже начался, после  возврата первых анкет, у исследователя  все еще остается возможность  обнаружить недостатки опросника, оперативно их исправить и  продолжить исследование уже  с преобразованной анкетой.

Респонденты

5) Широта охвата. Исследования  через Интернет дают возможность  изучать самые разнообразные  социальные группы и сообщества, преодолевая государственные границы  и любые географические расстояния, осуществлять межнациональные исследования.

6) Достижимость. В Сети  можно опросить тех, кто недоступен  для социологов в реальной  жизни – никогда не пойдет  на контакт. С одной стороны, это  – проблемные и маргинальные  группы населения – наркоманы, преступники, сексуальные меньшинства, проститутки и т.п. А, с другой  стороны, наоборот, высоко обеспеченные граждане и люди обладающие высоким социальным статусом.

7) Нацеленность. Возможность  ориентации на специфические  выборки, привлечение людей с  конкретными, специфическими интересами. Как правило, добиться этого исследователю  позволяет приглашение для участия  в интервью респондентов из  определенного тематического форума, чата или телеконференции.

Характер коммуникации

8) Релевантность (самостоятельность) . При проведении Интернет-опросов отмечается значительно более низкий уровень влияния исследователя (интервьюера) на респондента. Соответственно, в ответах респондентов реже встречаются социально одобряемые, социально желательные варианты ответа, нежели в ситуации беседы с интервьюером «лицом к лицу». Кроме того, отмечается, что при ответах на открытые вопросы по электронной почте люди дают более подробные и развернутые ответы, нежели при традиционном анкетировании, а значит, исследование в Интернете, позволяет получить достаточно полную и содержательную информацию при проведении качественных исследований.

9) Высокий уровень доверия. Возможность ответов на анкету  без непосредственного контакта  с интервьюером позволяет добиться  от респондентов более высокого  уровня доверия. При участии в  онлайн-опросах люди, как правило, выражают свои мысли более  искренно и откровенно. Причинами  этого, помимо собственно анонимности  среды, в которой протекает опрос, является специфическая культура  Интернет-пользователей – любознательность, взаимовыручка и готовность прийти  на помощь своему собеседнику.

В обычной ситуации, как бы интервьюер ни убеждал человека в анонимности и конфиденциальности полученной информации, все равно, добиться полной откровенности от него будет невозможно. Эта анонимность, по сути, является мнимой, особенно в ситуации квартирных опросов, когда фиксируется адрес респондента и его телефон (а это необходимо делать для осуществления контроля работы интервьюеров). В Интернете, благодаря высокой анонимности, п роще привлечь потенциального респондента к участию в опросе. Точно также и исследователю анонимность позволяет задавать такие вопросы, которые он не смог бы задать в ходе личного интервью.

10) Широта охвата предметных  полей. Интернет предоставляет исследователю  возможность изучать с респондентами  деликатные и закрытые для  публичного обсуждения темы: киберсекс, измены супругу, финансовые вопросы, детские болезни и т.п. Большинство  людей не согласилось бы обсуждать  такие темы в ходе личной  беседы с интервьюером. Напротив, в Сети готовность людей принимать  участие в интервью и раскрывать  многие интимные детали своей  личной жизни, достаточно высока. В то же время возможно изучение  глобальных проблем, интересующих  население планеты.

11) Организационная гибкость. Респондент сам выбирает время  и место заполнения анкеты, он  находится в своих естественных  условиях, в привычной для него  среде.

Контроль проведения опроса

12) Строгая логика проведения  опроса. Специальное программное  обеспечение позволяет добиться  исключения традиционных ошибок, характерных для интервьюеров, например, зачитывания ими скрытых подсказок, таких как «затрудняюсь ответить». Соблюдается точность переходов  от вопроса к вопросу. Последующий  вопрос не может быть задан, если не получен ответ на  предыдущий. Кроме того, в случае необходимости, существует возможность размещения вопросов на веб-странице как списком, так и по одиночке; в определенном или в случайном порядке.

13) Оперативный контроль  по ходу заполнения анкеты. Интернет  предоставляет исследователю дополнительные  возможности программного контроля  над заполнением анкеты. Становится  возможным выявление логических  противоречий в ответах респондента  и их исправление, решение проблемы  неполных ответов. Специальная программа  будет проверять заполнение всех  полей в анкете и в случае  необходимости напоминать о том, что необходимо ответить на  все вопросы.

Дополнительные возможности

14) Использование элементов  мультимедиа и гипертекста. Интернет  позволяет использовать не только  текстовые, но также и звуковые  или видео-опросники, когда вопросы  воспринимаются респондентами еще  и на слух, а не только прочитываются  с экрана компьютера. Здесь возможно  осуществить оригинальное оформление  анкеты, используя богатую цветовую  палитру, изображения, анимацию и  т.п. Респонденту может быть предварительно  предоставлена для ознакомления  музыкальная, графическая или видео  информация, а затем исследовано  его мнение относительно прочитанного, увиденного, услышанного.

15) Возможность последующей  коммуникации с респондентами. Например, ознакомление их с результатами  проведенного исследования с  возможностью последующего критического  разбора и внесения дополнений. Наличие «обратной связи» позволяет  дополнительно стимулировать людей  к участию в опросе.

16) Возможности автоматического  сбора дополнительной информации  о респондентах (тип провайдера; IP -адрес компьютера; используемое программное обеспечение; возможно, адрес электронной почты респондента, время заполнения опросника, место жительства и т.п.):

17) Автоматическая письменная  фиксация данных и автоматическая  обработка анкет. В случае онлайн-интервью  вся беседа между исследователем  и респондентом фиксируется в  письменном виде. Полученный транскрипт можно сохранить в виде текстового файла, и затем использовать при обработке и анализе данных: осуществлять поиск по ключевым словам, цитировать – переносить фразы в отчет, не боясь ошибиться и т.п.

Программное обеспечение позволяет автоматически преобразовывать полученные от респондентов ответы в массив данных, готовых к обработке с помощью специальных статистических методов. Это сберегает рабочее время и снижает вероятность возможных ошибок.

Недостатки и ограничения Интернет-исследований

Такое большое число достоинств, по истине уникальных и не присущих больше ни какому другому виду социологических исследований, должны были бы сделать онлайн-опросы одним из наиболее распространенных методов изучение общественного мнения. Однако эти методы обладают рядом существенных ограничений и недостатков, которые не позволяют использовать их повсеместно и заменить ими «традиционные» квартирные, телефонные и почтовые опросы. Часть этих недостатков может быть устранена в ближайшем или отдаленном будущем, с остальными, видимо, придется мирится. Для некоторых исследований эти ограничения являются критическими, в других – ими можно пренебречь.

К основным недостаткам и ограничениям социологических исследований через Интернет относят следующие:

2) Стихийность выборки. Как правило, на анкету, размешенную  в Интернете на веб-сайте или  рассылаемую по электронной почте, отвечают добровольцы – то  есть те граждане, кто сам этого  хочет, кто заинтересовался темой  опроса – наиболее активные  и любопытные Интернет-пользователи. Таким образом при формировании  выборки чаще всего используется  «метод самоотбора». Это еще больше осложняет возможность контролировать соответствие между выборочной и генеральной совокупностью.

Отсутствует возможность отслеживать индивидов, которые читали вопросник, но по тем или иным причинам не заполнили его. Тем не менее, следует заметить, что в настоящее время и в опросах «лицом к лицу» число отказов от участия в интервью возросло настолько сильно, что составляет более половины всех обращений интервьюера. Поэтому и здесь трудно уже говорить о какой-либо репрезентативности полученных данных.

3) Охват аудитории. Даже  если мы определили генеральную  совокупность нашего опроса как  Интернет-пользователей и не интересуемся  мнением остальных граждан, мы  можем получить смещенные результаты. Здесь опасность смещения выборки  заключается в возможности сужении  её до части аудитории какого-либо  одного сайта, на котором размещен  опросник (если, конечно, речь не  идет о формировании какой-либо  специфичной выборки).

Информация о работе Традиционные и новые интернет-возможности получения информации об аудитории: преимущества и ограничения