Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:27, реферат
Современные компьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, компьютер стал необходимым атрибутом современного исследования. Изучение и обладание навыками использования Интернет ресурсами актуально для социолога в наши дни.
Есть несколько способов избежать подобных смещений. А. Жичкина упоминает три из них: 1) проведение исследования на сайте с достаточно широкой аудиторией (крупные Интернет-порталы, бесплатные почтовые сервисы или поисковые сайты), либо 2) помещение опросника на разные сайты с разными аудиториями, либо 3) баннерная реклама проводящегося опроса (а также анонсирование исследования в других СМИ – прессе, радио и т.п.).
4) Подвижность, изменчивость
социального пространства в
Дезинформация исследователя
5) Неоднократное участие
в опросе. При проведении анонимных
Интернет-исследований
Множественность электронных адресов позволяет одному и тому же человеку несколько раз заполнить анкету, маскируясь под различными именами. Соответственно, необходима идентификация респондента, запрещающая возможность многократных ответов на анкету с одного и того же компьютера.
Чтобы избежать повторного участия в опросе одними и теми же людьми, применяется идентификация IP-адреса компьютера, с которого заходит респондент (в этом случае, однако, из выборки «выпадают» респонденты, которые могут зайти с этого же IP-адреса). Идентификация и контроль осуществляется с помощью специальных файлов cookies.
Также в дополнение к идентификации IP-адреса часто организуется доступ к электронной анкете с использованием уникальных кодов, паролей и т.п.. Хотя эти меры не всегда оказываются действенными на 100% (если есть желание пройти опрос еще раз, это можно сделать это с другого компьютера или пройти повторную регистрацию под другим именем и используя другой пароль), тем не менее, эти они снижают вероятность повторного участия в исследовании.
6) Отсутствие данных
о генеральной совокупности. В
большинстве случаев
7) Намеренное искажение
данных. Трудно оценить степень
достоверности полученных в
8) Возможность враждебных
действий. Программное обеспечение,
используемое для проведения
Интернет-опросов, может быть подвержено
умышленному нападению, «взлому»
со стороны компьютерных
Технические ограничения
9) Ограниченная длина
опросника. Как правило, Интернет-пользователи
– это люди, дорожащие своим
временем. Поэтому их трудно уговорить
к участию в длительном
10) Контроль по ходу
заполнения. Не всегда возможно
в ходе проведения онлайн-
11) Коммуникационные проблемы.
Возможна неверная
12) Индивидуальные параметры
системы. На восприятие пользователем
текстового и, особенно, графического
материала значительное
Тематика онлайновых опросов
Говоря о специфике онлайновых опросов, мы подразумеваем, прежде всего, их сходства и различия по сравнению с традиционными методами исследований.
Как отмечает Б. Докторов, новая опросная схема нова лишь отчасти, она не родилась из ничего, и является логическим и технологическим продолжением всех (многих) начинаний и достижений опросной методологии. Некоторые элементы этой измерительной цепи уникальны и не имеют аналога в уже десятилетиями апробированных опросных процедурах, а остальные являются современной «копией» давно известного образца. По своей технологии и организации новый онлайновый опрос наиболее близок к самой старой схеме массовых опросов – почтовому анкетированию.
Несмотря на низкий уровень интернетизации российского населения, уже сейчас можно сказать, что существуют такие ситуации, в которых использование Интернет-опросов может оказаться более эффективным по сравнению с «традиционными» методами исследований. В первую очередь следует говорить об исследованиях, приводящихся в «качественной» методологии, так как облегченная возможность доступа к труднодостижимым группам, большая откровенность респондентов, письменная фиксация текста – это то, чего в «реальной жизни» получить практически невозможно.
Тем не менее, Интернет активно используется исследователями и для получения количественных данных, предполагающих их последующую статистическую обработку. Здесь использование Сети также оказывается достаточно эффективным, когда речь идет о некоторых специфических исследовательских целях и задачах. Например, в тех случаях, когда необходимо:
1. Использование мультимедийных
средств – графики, видео и
аудио изображений, как это бывает,
при тестировании рекламных
2. Исследование динамики
какого-либо явления –
3. Исследование труднодоступных категорий населения:
- детской и юношеской
аудитории (дети, подростки и студенты
в большинстве своем являются
активными пользователями
- обеспеченных граждан, знаменитостей, политических деятелей;
- девиантных групп и слоев: наркоманов, преступников, проституток и т.п.
4. Изучение людей, имеющих
специфические интересы, либо обладающих
уникальными свойствами и
- российских эмигрантов в западных странах;
- поклонников итальянской оперы;
- коллекционеров бабочек;
- глухонемых граждан и т.п.
5. Изучение категорий
граждан, имеющих большую
6. Проведение исследований
(в том числе маркетинговых) по
тематике, непосредственно связанной
с Интернетом, компьютерами, программным
и техническим обеспечением, а
также информационными
- виртуальные сообщества, самопрезентация людей в Интернете;
- киберсекс;
- Интернет-магазины и их посетители;
- использование модемов (известность марок, предпочтения и т.п.), компьютерных комплектующих, компьютерных программ.
7. Проведение исследований на сензитивные темы, в которых необходимо строжайшее соблюдение анонимности респондента:
- деньги (доходы, сбережения);
- секс, интимная сфера;
- болезни;
- антиобщественная деятельность.
Наиболее часто используемым в связях с общественностью количественным исследованием является контент-анализ. Как правило, этот инструмент применяется для анализа различных печатных текстов. Контент-анализ достаточно хорошо описан X. Лассуэлом и Б. Берейсеном. Они выделили два основных типа единиц, которые позволяют перевести качественную информацию в количественную. Первый тип единиц — смысловые, или качественные, единицы анализа. Второй тип — количественные единицы, или единицы счета. Количественные и смысловые единицы могут не совпадать. В случае совпадения осуществляется подсчет частоты упоминания той или иной смысловой единицы. В случае если количество смысловых единиц и единиц счета не совпадает, мерой измерения является объем текста, в котором присутствуют заданные смысловые единицы.
Заключение
Несмотря на существующие в настоящее время ограничения, исследования в Интернете как новый метод привлекают и будут привлекать социологов удобствами методологической перспективностью. Сегодня число таких исследований очень невелико, особенно в России.
Россия существенно отстала от США и западных стран в применении интернет-технологий для исследований. Отечественная социология делает лишь первые попытки использования Интернета в научно-исследовательских целях, особенно это касается интернет-опросов. Сбор и анализ социологической информации тормозятся нехваткой специалистов, занимающихся изучением информационных сообществ, которые обладали бы как социологическими знаниями, так и владением новейшими информационными технологиями. С другой стороны, низкая обеспеченность современной вычислительной техникой, сложность и дороговизна подключения к Интернету, а порой просто неумение целенаправленно пользоваться ресурсами сети приводят к тому, что большинство социологов продолжают работать в рамках традиционных методов проведения социологических исследований. Проблемы информационного общества всесторонне можно изучать только с использованием тех возможностей, которые нам дает Интернет, а он сам по себе - реальность информационного общества.
Исследователи, осознающие неизбежность и необходимость повсеместного вхождения в нашу действительность Интернета и сами пользующиеся сетью в научных целях, в дальнейшем будут развивать методологию и практику применения интернет-опросов по разным направлениям. И, вероятно, таким образом, изменится сама технология социологического исследования.
Интернет сегодня нам представляется финальной точкой в достижениях глобализации, однако исследователям феномена мировой Сети уже очевидно, что Интернет--это только первый шаг, во многом несовершенная и несущая в себе не только массу возможностей, но и непредвиденные ошибки и опасности. Интернет -- первая ступенька к новым формам взаимодействия и коммуникации.
Подготавливая данный материал, я сама обращалась к ресурсам Интернет. Несомненно, Интернет - это уникальная возможность быстрого и объективного сбора информации, особенность же заключается в том, чтобы уметь правильно ее использовать. По моему мнению, в скором времени методика использования Интернет-опросов для социологических исследований станет основной, а техника их проведения дойдет до самого высокого уровня, в котором будут устранены все существующие на сегодня недостатки.
Список литературы
1. Романович Н.А.
Ситуация опроса глазами
2. Ромек В., Сатин
Д. Надежность тестов при тестировании
в Интернете // Междисциплинарный семинар
"Виртуальная коммуникация в сети Интернет",
http://www.virtual.ru/