Установление Советской власти. Судьба Учредительного собрания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:50, реферат

Краткое описание

На II съезде Советов, открывшемся в Смольном вечером 25 октября (из 650 делегатов 390 большевиков и 150 левых эсеров), после провала попытки избежать кровопролития и создать общедемократическое или однородное социалистическое правительство, Ю. Мартов и стоявшие за ним меньшевики, эсерыв и бундовцы (еврейская социал-демократическая организация), осудив «военный заговор, организованный за спиной Советов», в знак протеста ушли со съезда, провожаемые словами Троцкого: «Народ пошел за нами, мы одержали победу, а теперь нам говорят: откажитесь от вашей победы … примите компромисс.

Вложенные файлы: 1 файл

Установление Советской власти.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

 

^ Установление Советской  власти. Судьба Учредительного собрания 

 

На II съезде Советов, открывшемся  в Смольном вечером 25 октября (из 650 делегатов 390 большевиков и 150 левых  эсеров), после провала попытки  избежать кровопролития и создать  общедемократическое или однородное социалистическое правительство, Ю. Мартов и стоявшие за ним меньшевики, эсерыв и бундовцы (еврейская социал-демократическая  организация), осудив «военный заговор, организованный за спиной Советов», в  знак протеста ушли со съезда, провожаемые  словами Троцкого: «Народ пошел за нами, мы одержали победу, а теперь нам  говорят: откажитесь от вашей победы … примите компромисс. С кем, я  вас спрашиваю? С колеблющимися  группами, которые нас оставили, а теперь делают нам предложения? Мы им говорим: вы — ничтожества  и потерпели крах. Ваша роль окончена, идите же туда, куда вам предназначено: на свалку истории». После этого II съезд  Советов (на котором оставались только большевики и левые эсеры) утвердил состав временного (до созыва Учредительного собрания) Советского правительства  — Совета народных комиссаров (Совнаркома), в который вошли исключительно  большевики. Состав СНК: Председатель — В. И. Ленин (Ульянов), нарком внутренних дел — А. И. Рыков, земледелия —  В. П. Милютин, труда — А. Г. Шляпников, торговли и промышленности — В. П. Ногин, по иностранным делам —  Л. Д. Троцкий (Бронштейн), финансов —  И. И. Скворцов (Степанов), просвещения  — А. В. Луначарский, по делам национальностей  — И. В. Сталин (Джугашвили), комитет  по военным и морским делам  — В. А. Антонов (Овсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко и др. Съезд избрал новый состав Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). Первым его председателем стал Л. Б. Каменев. 8 ноября 1917 г. после его отставки во главе ВЦИК стал Я. М. Свердлов. Во ВЦИК были избраны 67 большевиков и 29 левых эсеров. 20 мест было осталено для меньшевиков и эсеров если они вернутся на съезд. Несмотря на то, что были сформированы высшие органы государственной власти, большевикам  необходимо было еще закрепиться  на захваченных позициях. Так как  большевистская партия не имела надежных позиций за пределами крупных  промышленных центров, это было осуществимо  только в случае принятия решений, адресованных тем социальным группам, которые  пока не поддерживали большевизм. Вечером 26 октября после доклада Ленина съезд принял Декрет о мире, в  котором предлагалось «всем воюющим  народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире» без аннексий и контрибуций. Кроме того, новое  правительство заявило об отказе от принципов тайной дипломатии и  постановило опубликовать секретные  договоры, заключенные царским и  Временным правительствами. Этот декрет был адресован не столько правительствам, сколько народам воюющих стран  и должен был, по замыслу большевиков, вызвать в воюющих странах  волнения достаточные для заключения мира, а может быть и начала мировой  революции. Фактически, этот декрет, значение которого усердно подчеркивалось советской  историографией, остался незамеченным общественным мнением воюющих стран. Однако, он, вне зависимости от международной  реакции, резко усиливал позиции  большевиков в солдатской среде, мечтавшей о скорейшем окончании  войны. Для того, чтобы заручиться поддержкой самого многочисленного  в России класса — крестьянства Ленини в тот же день вынес на утверждения съезда Декрет о земле, концепция которого была фактически украдена у эсеров. Он предусматривал переход помещичьих и иных земель в распоряжение крестьянских комитетов  и уездных крестьянских Советов  впредь до окончательного решения всех земельных вопросов Учредительным  собранием. В Декрет был включен  «Наказ о земле», составленный в  августе 1917 г. редакцией «Известий» на основе 242 крестьянских наказов. Согласно Наказу, частная собственность на землю отменялась, земля объявлялась «всенародным достоянием» и подлежала (за исключением отдельных показательных хозяйств) уравнительному разделу между крестьянами по трудовой потребительской норме. 2 ноября к этим первым декретам Советской власти добавился еще один документ, значительно укрепивший влияние большевиков на национальных окраинах — «Декларация прав народов России», провозглашавшая отмену всех национальных и религиозных привелегий и ограничений, а также право наций, входивших в состав Российской империи на «самоопредление вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Это право несомненно угрожало целостности новой России, но это не сильно заботило большевиков, так как, во-первых, только такая политика позволяла им надеяться на успех в тех обширных районах России, где, как правило напрочь отсутствовал промышленный пролетариат, а, во-вторых, в эти месяцы большевики жили ожиданием скорой мировой революции, которая сделает все государственные границы фикцией. Октябрьская революция знаменовала собой крах Февральской буржуазно-либеральной альтернативы. Среди множества факторов, обусловивших крах послефевральской демократии, отмечают следующие: — слабость либеральных политических сил; — отсутствие широкого слоя частных собственников на селе; — пережитки традиционного общинного сознания и неуважение к частной собственности; — отсутствие сколько-нибудь сильных демократических традиций и неготовность народных масс к ответственному пользованию предоставленной им свободой; — неграмотность до 70 % взрослого населения страны. Все перечисленное сужало базу российского либерализма и способствовало быстрому распространению социалистических идей. Разрушение вековых устоев государственности и, как следствие, падение авторитета власти и государства как такового, слабость власти и продолжавшаяся война способствовали сильнейшей радикализации масс, нарастанию революционной стихии и быстрому превращению едва начавшей формироваться демократии в безвластие и охлократию (власть толпы). Большевики сумели решительно возглавить революционно-анархистскую стихию масс (которую всемерно стимулировали сами) и использовать слабость Временного правительства, огромный заряд социальной ненависти, нетерпения, жажды уравнительной справедливости, накопившийся в массах, для захвата власти. В те самые часы, когда в Петрограде шел II съезд Советов, Керенский, вырвавшись из осажденного Зимнего дворца, прибыл в штаб Северного фронта, но не сумел собрать значительные силы. Ему удалось заручиться лишь формальной поддержкой немногочисленного 3-го конного корпуса генерала Петра Н. Краснова (который, как и большинство офицеров корпуса (ведь именно этим корпусом командовал ген. Крымов и ему предстояло сыграть роль ударной силы в корниловском перевороте) испытывал глубокую личную неприязнь к Керенскому). 27 октября войска Краснова захватили Гатчину, 28 октября — Царское Село. Войска могли двигаться на Петроград, однако оказавшись без поддержки были остановлены силами большевиков. В самом Петрограде 26 октября был создан «Комитет спасения родины и революции», в который входили представители всех политических сил от кадетов до меньшевиков, выступавших против вооруженного захвата власти большевиками. 29 октября 1917 г. в Петрограде вспыхнул мятеж, главной силой которого выступили юнкера. 1 ноября это выступление было подавлено силами советской власти. Отразив военный натиск, большевики оказались под сильнейшим политическим давлением, вызвавшим серьезный раскол в руководстве партии. Как только выяснилось, что новый режим выражает волю большевистской партии, а не Советов, часть приверженцев восстания резко изменила свою позицию. Большевики остались в абсолютной политической изоляции. Руководство социалистической оппозицией взял на себя влиятельный и сплоченный Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников (ВИКЖель), в котором большевики всегда были в меньшинстве. Угрожая забастовкой на железных дорогах, ВИКЖель 29 октября потребовало создать «однородное социалистическое правительство», в которое бы вошли представители всех социалистических партий. В ходе переговоров большевики согласились на расширение «базы правительства» и изменение его состава и даже склонялись к исключению из него Ленина и Троцкого. Но после разгрома войск Краснова Ленин выступил против продолжения переговоров. После ультимативного заявления ЦК большевиков, принятого 2 ноября, переговоры были разорваны. Вместе с тем выявился раскол в рядах самих большевиков — 11 членов правительства и 5 членов ЦК (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, В. П. Ногин и В. П. Милютин) 4 ноября подали в отставку в знак протеста против «поддержания чисто большевистского правительства с помощью террора». Этот правительственный кризис был преодолен только в начале декабря, когда после долгих дискуссий в состав СНК вошли левые эсеры. Период с 25 октября 1917 г. по февраль 1918 г. Ленин назвал «триумфальным шествием советской власти». Это определение закрепилось и в современной историографии. После победы большевистского восстания в Петрограде революция начала распространяться по всей стране. Причем, в 79 из 97 крупных городов советская власть утвердилась мирным путем. Однако в ряде мест большевикам было оказано серьезное сопротивление. Так, очень упорно (26 октября — 3 ноября) сражались юнкера и воинские части в Москве. В московский ВРК, наряду с большевиками, входили меньшевики, противившиеся перевороту. Сумела организовать действенное сопротивление большевикам и Московская Городская Дума. Только 3 ноября 1917 г. после недельных кровопролитных боев (только со стороны восставших потери составили 1000 человек), артиллерийского обстрела и штурма Кремля Москва переходит под контроль большевиков. Утверждение советской власти на территории бывшей Российской империи Октябрь 1917 Ноябрь 1917 Декабрь 1917 Январь 1918 Февраль 1918 Март 1918 Петроград Москва Эстония Латвия Белоруссия Северный и Западный фронты Баку Юго-Западный Румынский и Кавказский фронт Украина Южный Урал Дон Кубань Крым Средняя Азия Едва ли не единственными крупными очагами сопротивления советской власти (во всяком случае — в европейской России) были казачьи районы Дона и Южного Урала. На Дону (при содействии атамана Войска Донского генерала Алексея М. Каледина) в начале декабря 1917 г. стала формироваться Добровольческая армия под руководством генералов Лавра Г. Корнилова, Михаила В. Алексеева и Антона И. Деникина. В эти первые месяцы большевистской власти формирование белых отрядов шло вяло. Народ, уставший от войны, надеялся избежать нового кровопролития, большевики еще не проявили себя. Добровольческая армия насчитывала не более 4 тысяч человек, в основном офицеров, юнкеров, студентов. К январю 1918 г. большевистские части подавили сопротивление уральских казаков атамана А. И. Дутова, а к концу февраля — Войска Донского (Каледин застрелился). Тем самым пали последние очаги организованного антибольшевистского сопротивления в европейской России. Добровольческая армия вынуждена была уйти с Дона и выступила в т. н. 1 Кубанский («Ледяной») поход (14 февраля — 31 марта 1918 г.). Алексеев писал своим близким: «Мы уходим в степи. Можем вернуться только если будет милость Божья. Но нужно зажечь светоч, чтобы была хоть одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы». Победе советской власти на национальных окраинах "Декларация прав народов России ". Нарастающий в России хаос стимулировал стремление отгородиться от большевизма в рамках национальных государств и порой заставлял отделяться от России районы, прежде об этом и не помышлявшие. В декабре 1917 г. советское правительство признает независимость Польши и Финляндии. Сложная ситуация складывается на Украине, за которую дерутся войска гетмана Павла П. Скоропадского, отряды Симона В. Петлюры, немцы и большевики. Быстрая победа советской власти на огромной территории свидетельствовала как о поддержке выдвинутых большевиками лозунгов (во всяком случае, крупными городами, где были сосредоточены заводы и гарнизоны), так и о слабости противников. После большевистского переворота многие считали их власть временной, так как по мнению абсолютного большинства жителей России постоянную власть стране должно было дать Учредительное собрание. Выборы в него готовились еще до октябрьских событий. Захватив власть, большевики (хотя и не собирались выполнять решения какого бы то ни было собрания) не решились сразу выступить против этой одной из популярнейших идей. Ленин считал, что необходимо по возможности отсрочить выборы и изменить избирательный закон таким образом, чтобы вовсе отсечь буржуазные партии (а ведь Учредительное собрание должно было представлять все общество!). В результате выборов больше всего голосов (почти 21 млн. или 40,5 %) было подано за эсеров. На втором месте с огромным отрывом шли большевики (9 млн. или 24 %), затем кадеты и правые (1,8 млн. или 17 %), меньшевики (668 тыс. или 2,6 %) и народные социалисты (312 тыс. или чуть более 1 %). Если учесть, что большинство прошедших в Учредительное собрание партий готовы были блокироваться против большевиков, то необходимо признать, что шансов узаконить свои декреты у них практически не было. На это и рассчитывали лидеры партий, оказавшихся в оппозиции. Они надеялись, что Учредительное собрание приведет к падению большевизма и вернет страну на путь демократического развития. Причина столь скромных успехов большевиков объясняется тем, что даже после Октября массы поддерживали не столько их самих, сколько идею перехода власти к Советам. Большевики практически сразу после обнародования итогов заявили, что не будут считать себя связанными решениями Учредительного собрания и начали кампанию давления и травли. 23 ноября 1917 г. были арестованы члены Всевыбора (избирательной комиссии) отказавшиеся подтасовать результаты голосования. Во главе Всевыбора СНК поставил М. С. Урицкого. 28 ноября большевистское правительство обвинило кадетов в подготовке переворота и фактически запретило партию, арестовав большинство ее руководителей. 20 декабря Совнарком постановил открыть Учредительное собрание 5 января 1918 г. при наличии кворума в 400 депутатов. В день открытия в Петрограде прошла массовая демонстрация с лозунгом «Вся власть Учредительному собранию!» (вместо «… Советам!»), расстрелянная большевиками. Это был первый случай применения большевистским правительством силы против народа. Вскоре это стало правилом. В заседании 5 января приняло участие 410 депутатов (избрано было 715). Оно проходило в чрезвычайной обстановке, сознательно устроенной большевиками. Таврический дворец был наводнен вооруженными солдатами и матросами, поддерживавшими большевиков. Делегаты Учредительного собрания выбрали председателем эсера Виктора Чернова, а не Марию Спиридонову (лидера левых эсеров) поддерживаемую большевиками. Большинство депутатов уклонилось от обсуждения предложенной Я. М. Свердловым от имени ВЦИК «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», были отменены декреты Советской власти. Тогда на заседании СНК большевики (несмотря на особую позицию левых эсеров) приняли принципиальное решение о роспуске Учредительного собрания. В том же духе высказался и ВЦИК. В первом часу ночи 6 января Учредительное собрание покинули большевики и левые эсеры (тем самым собрание лишилось кворума). Тем не менее, решено было продолжать заседание, так как были обоснованные опасения, что если участники собрания разойдутся на ночь, то утром их уже не впустят во дворец. В 4.40 6 января 1917 г. начальник караула Таврического дворца матрос-анархист Железняков (Железняк) объявил о роспуске собрания, так как «караул устал». Днем 6 января 1917 г. Совнарком принял (а в ночь с 6 на 7 января ВЦИК утвердил) декрет о роспуске Учредительного собрания. Роспуск Учредительного собрания означал окончательное установление большевистской диктатуры, которая быстро подмяла под себя и советы, передачи всей власти которым так долго требовали от Временного правительства. ВЦИК из постоянно действующего органа превратился в периодически созываемый (раз в 2 месяца), он потерял право аннулировать «срочные» декреты Совнаркома. Постоянно действовал лишь Президиум ВЦИК, полностью контолировавшийся большевиками.

 

Поделиться…

Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны

Развитие государственного аппарата в годы Гражданской войны определялось закономерностями переходного периода от капитализма к социализму, при этом определенную роль сыграли условия Гражданской войны и интервенции.

Общая структура высших органов  власти и управления осталась такой, какой она сложилась в пору образования Советского государства  и была закреплена в Конституции  РСФСР. Военная обстановка не вызвала  свертывания деятельности конституционных  органов, регулярно созывались всероссийские  съезды Советов, правда теперь они собирались раз в год.

Продолжали функционировать ВЦИК, его Президиум, а также Совнарком, хотя в правовом положении этих органов  произошли изменения, вызванные  стремлением к совершенствованию  государственного аппарата. VII Всероссийский  съезд Советов 9 декабря 1919 г. принял Постановление «О советском строительстве», аналогичный акт издал VIII съезд Советов 29 декабря 1920 г. Устанавливался сессионный порядок работы ВЦИК, очередные заседания проводились раз в 2 месяца, предусматривалась возможность созыва чрезвычайных заседаний. Состав ВЦИК увеличился с 200 до 300 членов.

Конституция РСФСР не регламентировала правовое положение Президиума ВЦИК. VII и VIII Всероссийские съезды Советов уточнили его компетенцию: Президиум должен был готовить материалы для заседаний ВЦИК, вносить проекты декретов, имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома наркомов.

Постановление VIII съезда Советов установило, что Совнарком рассматривает  и утверждает все декреты и  общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том  числе по делам военным, и все  мероприятия, влекущие за собой обязательства  для РСФСР в международных  отношениях.

Условия интервенции и гражданской  войны потребовали создания специализированного  органа – Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежденного Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. Совет объединял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Совету Рабочей и Крестьянской Обороны была предоставлена вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств для обороны страны. В апреле 1920 г. этот Совет был преобразован в Совет Труда и Обороны.

VIII съезд Советов подтвердил, что  законодательными органами являются  Всероссийский съезд Советов,  ВЦИК и СНК. Никто кроме них  не имел права издавать законодательные  акты общегосударственного значения.

В 1920 г. был регламентирован статус низового звена Советов: ВЦИК издал Положение о волостных исполкомах и сельских Советах. В ходе Гражданской войны формы управления промышленностью не раз менялись, но при всех условиях местные Советы участвовали в нем.


Становлние советского права в 1917-1920 гг.

Содержание:

Введение                                                                                                                               3

1. Правовая политика Советского  государства (1917 – 1920 гг.)             3       

Национализация средств  производства                                   3

1.2 Рабочий контроль                                                                4

1.3 Преобразования классовой  структуры общества                                            5

1.4 Государственная монополия  ВСНХ                                                                         5

1.5 Продовольственная разверстка                                                                              6

1.6 Политика «военного коммунизма»                                                              6 1.7 Программа построения социалистического общества                                            6

2. Формирование советского  права. Конституция РСФСР 1918 г.                 7

3. Создание и развитие  системы правоохранительных и   

 репрессивных органов.                                                                       10

Заключение                                                                                                                           14

Список литературы                                                                                                            15

Становление советского права - это особый период в истории  государственности Руси, а затем  России.

В моменты глубоких кризисов государства, подобных революциям 1917 г., речь идет не об изолированных конфликтах и противоречиях, - политических и  социальных - а об их соединении в  одну большую, не объяснимую частными причинами систему цивилизационного кризиса. Он охватывает все общество, от него не скрыться никому, он каждого  ставит перед "вечными" вопросами. Под сомнение при этом ставится не законность и праведность той  или иной структуры государства  или нормы права, а и те исторические события, которые предопределили путь всей цивилизации. Революция 1917 г. - это  эпизод в единой цепи событий, отражающий цивилизационный кризис России в  ходе индустриализации. Эти события  представляли собой более или  менее открытую борьбу в связи  с созданием, изменением и ликвидацией  институтов государства и права. Всего полтора десятилетия (1939-1953 гг.) Советское государство находилось в относительно стабильном внутреннем состоянии, и то эта стабильность была обусловлена катастрофой, угрожающей извне - войной против фашистской Германии и ее союзников. Сразу после восстановительного периода возобновилась борьба (принявшая  новые формы), которая закончилась  поражением Советского государства. Таким  образом, для понимания смысла событий, происходивших в государственном  строительстве (и разрушении) в советский  период, его необходимо поместить  в исторический контекст.

1. Правовая политика Советского  государства (1917 – 1920 гг.)

1.1 Национализация средств  производства

Октябрьская революция произвела  коренные изменения и социальном строе России. Генеральная их линия  означала переход от прежней общественно-экономической  формации к новой — социалистической. Коммунистическая партия, придя к  власти, стала незамедлительно осуществлять свою программу, проводить в жизнь  идеи Маркса и Ленина о переходе к социализму. Исходя из этого учения, следовало обобществить средства производства, сделать их собственностью народа.

Обобществление средств  производства проводилось в первую очередь путем их национализации, т.е. передачи имущества буржуазии  и помещиков в собственность  государства.

Исторически первым объектом национализации стала земля. Эта задача была решена Декретом о земле, который превращал в общенародную собственность не только имущество эксплуататоров, но и земли крестьян. Национализация удовлетворяла вековые чаяния крестьян о земле, полегчала коллективизацию сельского хозяйства, индустриализацию страны, укрепляла ее обороноспособность. Однако со временем в психологии пользователей землей сложилось отношение к ней как к вещи ничтожной, с которой можно обращаться безжалостно и бесхозяйственно.

Обобществление средств  производства в деревне уже в  первый послереволюционный период пошло  и по линии производственного  кооперирования. Наиболее распространенной формой колхозов в это время были коммуны.

Труднее происходило обобществление средств производства в городах. Однако переходный период к национализации промышленности оказался довольно коротким. Этот процесс развернулся уже  в конце 1917 г. Первой была национализирована  Липинская мануфактура близ подмосковного  города Орехово-Зуево. 

На первом этапе (осень 1917г. – весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных так и местных.

С весны 1918 г. начался второй этап - национализация не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности.

Третий этап национализации промышленности приходится на период гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателей) или десяти (без двигателей на предприятии) человек объявляются национализированными. Тем самым национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Уже в первый период существования  Советского государства были национализированы  и другие объекты - железные дороги, частные бани и пр.

Социалистический сектор с самого начала пополнился и имуществом которое перешло Советскому государству  в виде трофеев революции, - казенными  промышленными предприятиями и  землей, государственным банком, казенными  железными дорогами.

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский  Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) действовал в качестве органа при  правительстве. На него была возложена  разработка планов и норм регулирования  экономики страны.

Структура ВСНХ включала: Всероссийский  Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиcapoв, группу экспертов, отраслевые отделы Руководящим  органом было Бюро ВСНХ.

В компетенцию  ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительной национализации отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.

Местными органами ВСНХ стали  областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих  Советах.

1.2 Рабочий контроль

Сложное капиталистическое  хозяйство нельзя было одним махом  сделать социалистическим. Чтобы  овладеть производством, рабочим нужно  было научиться им управлять. Поэтому  национализация проходила постепенно и поэтапно. Переходной ступенью к  национализации стал рабочий контроль. Этот институт родился еще до Октября, вскоре после Февральской революции  и имел своей целью контроль над  деятельностью предпринимателей в  интересах правильного и разумного  ведения производства. В декабре 1917 г. ВЦИК объявил рабочий контроль государственным институтом. Он сыграл большую роль в деле борьбы с саботажем  предпринимателей. Одновременно органы рабочего контроля выполняли и еще  одну важную функцию — они учили  рабочих управлять производством.

Рабочий контроль осуществлялся  фабрично-заводскими комитетами и устанавливался на всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались  Советы рабочего контроля, центральным  органом становился Всероссийский Совет рабочего контроля. Органы рабочего контроля имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки, выявлять себестоимость продукции, контролировать деловую переписку и документацию. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятии, обжаловать их можно было только в вышестоящих органах рабочего контроля.

Информация о работе Установление Советской власти. Судьба Учредительного собрания