Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:49, курсовая работа
Экспертная система состоит из базы знаний (части системы, в которой содержатся факты), подсистемы вывода (множества правил, по которым осуществляется решение задачи), подсистемы объяснения, подсистемы приобретения знаний и диалогового процессора.
При построении подсистем вывода используют методы решения задач искусственного интеллекта.
Глава 1. Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития.
1.1. Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экспертных систем.
1.2. Отличие экспертных систем от других программных продуктов.
1.3. Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго поколения.
1.4. Области применения:
а) Медицинская диагностика.
б) Прогнозирование.
в) Планирование.
г) Интерпретация.
д) Контроль и управление.
е) Диагностика неисправностей в механических и электрических
устройствах.
ж) Обучение.
1.5. Критерии использования экспертных систем для решения задач.
1.6. Ограничения в применении экспертных систем.
1.7. Преимущества экспертных систем перед человеком-экспертом.
1.8. История развития экспертных систем.
1.8.1. Основные линии развития экспертных систем.
1.8.2. Проблемы, возникающие при создании экспертных систем.
Перспективы развития.
Глава 2. Структура систем, основанных на знаниях.
2.1. Категории пользователей экспертных систем.
2.2. Подсистема приобретения знаний.
2.3. База знаний.
2.4. Подсистема вывода. Способы логического вывода.
2.5. Диалог с экспертной системой. Объяснение.
Глава 3. Стратегии управления выводом.
3.1. Разработка стратегии управления выводом.
3.2. Повышение эффективности поиска.
а) Сопоставление методов поиска в глубину и в ширину.
б) Альфа-бета алгоритм.
в) Разбиение на подзадачи.
г) Использование формальной логики при решении задач.
3.3. Представление задач в пространстве состояний.
3.3.1. Описание состояний.
3.3.2. Состояния и операторы.
3.3.3. Запись в виде графа.
Список литературы.
В экспертных
системах первого поколения знания
представлены следующим
1) знаниями системы
являются только знания
2) методы представления
знаний позволяли описывать
3) модели представления
знаний ориентированы на
Представление знаний в экспертных системах второго поколения следующее:
1) используются не
поверхностные знания, а более
углубленные. Возможно
2) ЭС может решать
задачи динамической базы
1.4. Области применения экспертных систем.
Области применения систем, основанных на знаниях, могут быть сгруппированы в несколько основных классов: медицинская диагностика, контроль и управление, диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах, обучение.
а) Медицинская диагностика.
Диагностические системы используются для установления связи между нарушениями деятельности организма и их возможными причинами. Наиболее известна диагностическая система MYCIN, которая предназначена для диагностики и наблюдения за состоянием больного при менингите и бактериальных инфекциях. Ее первая версия была разработана в Стенфордском университете в середине 70-х годов. В настоящее время эта система ставит диагноз на уровне врача-специалиста. Она имеет расширенную базу знаний, благодаря чему может применяться и в других областях медицины.
б) Прогнозирование.
Прогнозирующие
системы предсказывают
в) Планирование.
Планирующие
системы предназначены для
г) Интерпретация.
Интерпретирующие
системы обладают способностью
получать определенные
д) Контроль и управление.
Системы, основанные на знаниях, могут применятся в качестве интеллектуальных систем контроля и принимать решения, анализируя данные, поступающие от нескольких источников. Такие системы уже работают на атомных электростанциях, управляют воздушным движением и осуществляют медицинский контроль. Они могут быть также полезны при регулировании финансовой деятельности предприятия и оказывать помощь при выработке решений в критических ситуациях.
е) Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах.
В этой сфере
системы, основанные на
ж) Обучение.
Системы, основанные
на знаниях, могут входить сост
Большинство ЭС включают знания, по содержанию которых их можно отнести одновременно к нескольким типам. Например, обучающая система может также обладать знаниями, позволяющими выполнять диагностику и планирование. Она определяет способности обучаемого по основным направлениям курса, а затем с учетом полученных данных составляет учебный план.
Управляющая система может применяться для целей контроля, диагностики, прогнозирования и планирования. Система, обеспечивающая сохранность жилища, может следить за окружающей обстановкой, распознавать происходящие события (например, открылось окно), выдавать прогноз (вор-взломщик намеревается проникнуть в дом) и составлять план действий (вызвать полицию).
1.5. Критерий использования ЭС для решения задач.
Существует ряд
прикладных задач, которые
1. Данные и знания надежны и не меняются со временем.
2. Пространство возможных решений относительно невелико.
3. В процессе решения
задачи должны использоваться
формальные рассуждения.
4. Должен быть по
крайней мере один эксперт,
который способен явно
В таблице один приведены сравнительные свойства прикладных задач, по наличию которых можно судить о целесообразности использования для их решения ЭС.
Таблица 1. Критерий применимости ЭС.
Применимы |
неприменимы |
Не могут быть построены
строгие алгоритмы или процедур |
Имеются эффективные алгоритмические методы. |
Есть эксперты, которые способны решить задачу. |
Отсутствуют эксперты или их число недостаточно. |
По своему характеру
задачи относятся к области |
Задачи носят вычислительный характер. |
Доступные данные “зашумлены”. |
Известны точные факты и строгие процедуры. |
Задачи решаются методом формальных рассуждений. |
Задачи решаются процедурными методами, с помощью аналогии или интуитивно. |
Знания статичны (неизменны). |
Знания динамичны (со временем изменяются). |
В целом ЭС не рекомендуется
применять для решения
- математических, решаемых
обычным путем формальных
- задач распознавания, поскольку в общем случае они решаются численными методами;
- задач, знания о
методах решения которых
1.6. Ограничения в применение экспертных систем.
Даже лучшие из существующих ЭС, которые эффективно функционируют как на больших, так и на мини-ЭВМ, имеют определенные ограничения по сравнению с человеком-экспертом.
1. Большинство ЭС не
вполне пригодны для
2. Вопросно-ответный режим,
обычно принятый в таких
3. Навыки системы не
возрастают после сеанса
4. Все еще остается проблемой приведение знаний, полученных от эксперта, к виду, обеспечивающему их эффективную машинную реализацию.
5. ЭС не способны
обучаться, не обладают
6. ЭС неприменимы в
больших предметных областях. Их
использование ограничивается
7. В тех областях, где отсутствуют эксперты (например, в астрологии), применение ЭС оказывается невозможным.
8. Имеет смысл привлекать
ЭС только для решения
9. Человек-эксперт при
решении задач обычно
Системы, основанные
на знаниях, оказываются
1.7. Преимущества ЭС перед человеком - экспертом.
Системы, основанные
на знаниях, имеют
1. У них нет предубеждений.
2. Они не делают поспешных выводов.
3. Эти системы работают
систематизировано,
4. База знаний может быть очень и очень большой. Будучи введены в машину один раз, знания сохраняются навсегда. Человек же имеет ограниченную базу знаний, и если данные долгое время не используются, то они забываются и навсегда теряются.
5. Системы, основанные
на знаниях, устойчивы к “
6. Эти системы не
заменяют специалиста, а
1.8. История развития экспертных систем.
1.8.1. Основные линии развития ЭС.
Наиболее известные
ЭС, разработанные в 60-70-х годах,
1. META-DENDRAL.Система DENDRAL позволяет определить наиболее вероятную структуру химического соединения по экспериментальным данным (масс - спектрографии, данным ядерного магнитного резонанса и др.).M-D автоматизирует процесс приобретения знаний для DENDRAL. Она генерирует правила построения фрагментов химических структур.
2. MYCIN-EMYCIN-TEIREIAS-PUFF-