Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:49, курсовая работа
Экспертная система состоит из базы знаний (части системы, в которой содержатся факты), подсистемы вывода (множества правил, по которым осуществляется решение задачи), подсистемы объяснения, подсистемы приобретения знаний и диалогового процессора.
При построении подсистем вывода используют методы решения задач искусственного интеллекта.
Глава 1. Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития.
1.1. Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экспертных систем.
1.2. Отличие экспертных систем от других программных продуктов.
1.3. Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго поколения.
1.4. Области применения:
а) Медицинская диагностика.
б) Прогнозирование.
в) Планирование.
г) Интерпретация.
д) Контроль и управление.
е) Диагностика неисправностей в механических и электрических
устройствах.
ж) Обучение.
1.5. Критерии использования экспертных систем для решения задач.
1.6. Ограничения в применении экспертных систем.
1.7. Преимущества экспертных систем перед человеком-экспертом.
1.8. История развития экспертных систем.
1.8.1. Основные линии развития экспертных систем.
1.8.2. Проблемы, возникающие при создании экспертных систем.
Перспективы развития.
Глава 2. Структура систем, основанных на знаниях.
2.1. Категории пользователей экспертных систем.
2.2. Подсистема приобретения знаний.
2.3. База знаний.
2.4. Подсистема вывода. Способы логического вывода.
2.5. Диалог с экспертной системой. Объяснение.
Глава 3. Стратегии управления выводом.
3.1. Разработка стратегии управления выводом.
3.2. Повышение эффективности поиска.
а) Сопоставление методов поиска в глубину и в ширину.
б) Альфа-бета алгоритм.
в) Разбиение на подзадачи.
г) Использование формальной логики при решении задач.
3.3. Представление задач в пространстве состояний.
3.3.1. Описание состояний.
3.3.2. Состояния и операторы.
3.3.3. Запись в виде графа.
Список литературы.
В действительности
ЭС не располагают процедурами,
Свое название
демоны получили от “демона
Максвелла действующего лица
одного из мысленных
При разработке
управляющего компонента
Уже на ранней
стадии разработки ЭС
Участие пользователя выражается в следующем:
- конкретные задачи. Пользователь,
сталкиваясь с конкретными
- общение. Интерфейс
пользователя должен
- установление связей.
Знакомство пользователя с
- обратная связь. Отличительной
особенностью удобной в
2.5. Диалог с ЭС. Объяснение.
Поскольку системы, основанные
на знаниях, реализуются на
компьютерах, то и входная
Итак, на примере простой
ЭС и базы знаний диалог
пользователя с системой можно
представить себе следующим
Система: Вы хотите узнать, нужно ли взять с собой зонтик?
Пользователь: Да.
Система: Верно ли, что небо покрыто тучами?
Пользователь: Да.
Система: Верно ли, что барометр падает?
Пользователь: Да.
Система: (после некоторого “размышления”) Нужно взять с собой зонтик.
Как видно из этого примера, в ходе консультации инициатива диалога принадлежит системе, а сама консультация у ЭС выглядит так же, как и консультация у эксперта- человека: задается ряд вопросов и на основании их анализа выдается экспертное заключение. Однако в отличие от беседы со специалистом, диалог с ЭС имеет свои психологические особенности: большинство пользователей (по вполне понятным причинам, таким, как отсутствие опыта работы на компьютерах, лаконичность диалога с ЭС, отсутствие пояснений в ходе консультации и другим) склонны меньше доверять “мнению” ЭС, чем мнению “живого” эксперта.
Чтобы удостовериться
в “разумности” и “
Для того, чтобы понять как она работает, нам необходимо рассмотреть вопрос о том в какой форме ЭС хранить информацию о процессе своих рассуждений.
В ЭС принято представлять
процесс логического вывода в
виде схемы, которая
Здесь в
простых рамках приведены узлы
дерево вывода, соответствующие
фактам, в двойных- узлы, соответствующие
названием правил. Сверху от узла-
правила изображен факт, находящийся
в его правой части (в
В процессе консультации ЭС строит дерево вывода и хранит его в памяти в некоторой внутренней форме. Успешному применению правила соответствует добавление узла с его именем, потомками которого являются узлы, соответствующие некоторым из уже выведенных фактов, а предком - новый узел, соответствующий факту, содержащемуся в правой части правила.
Рассмотрим
теперь работу подсистемы
ПОЧЕМУ?
(“ Почему система задала такой вопрос?”). Система интерпретирует вопрос “Почему?” в “понятных” ей терминах дерева вывода, поднимаясь по нему на один ярус выше и находя правило, для применения которого система задает этот вопрос. Пользователю выдается информация об этом правиле, о состоянии вычисления его условиям о заключении данного правила (текущей цели).
Пусть в
нашем примере диалога с ЭС
пользователь вместо ответа на
вопрос системы: “Верно ли, что
барометр падает?” задает ей
встречный вопрос: ”ПОЧЕМУ?”. ЭС
обращается к подсистеме
[1.0] Эта информация необходима, чтобы установить, что скоро пойдет дождь.
Ранее было установлено, что:
[1.1] Небо покрыто тучами.
Следовательно, если:
[1.2] Барометр падает, то скоро пойдет дождь.
(Правило 1).
Двойные номера
в квадратных скобках имеют
следующий смысл. Для
Допустим, что пользователь хочет еще дальше проследить логику рассуждений системы и узнать, почему ей необходимо установить, скоро ли пойдет дождь. Для этого он может повторно задать ей вопрос:
ПОЧЕМУ?
(“Почему необходимо установить, что скоро пойдет дождь?”). Второй ответ системы аналогичен первому; в нем указывается, что это необходимо для применения правила 2 с целью установить, что нужно взять с собой зонтик:
[2.0] Эта информация необходима, чтобы установить, что нужно взять с собой зонтик. Если:
[2.1] Скоро пойдет дождь, то нужно взять с собой зонтик.
(Правило 2).
Утверждение [2.0]
является исходным целевым
КАК N?
где N- номер утверждения, выданный подсистемой объяснения на одном из предыдущих шагов диалога. Например, в ответ на вопрос:
КАК 2.0?
“Как получен утверждение 2.0?” подсистема объяснения выдает информацию в правиле, которое было применено для его получения:
[3.1] Используется
правило 2, заключением которого
является,
Чтобы получить более подробную информацию о том, как было использовано правило 2, следует повторно задать вопрос “КАК?”:
КАК 3.1?
“Как было использовано правило 2?”. Ответ системы:
Ранее установлено, что:
[4.1] Скоро пойдет дождь.
Следовательно, нужно взять с собой зонтик.
Выясним теперь, как получено утверждение 4.1:
КАК 4.1?
Ответ системы:
[5.1] Используется
правило 1, заключением которого
является, что скоро пойдет дождь.
Наконец, выясним как
КАК 5.1?
Ответ системы:
Ранее установлено, что:
[6.1] Небо покрыто тучами.
[6.2] Барометр падает.
Следовательно, скоро пойдет
Как были получены утверждения 6.1 и 6.2 пользователь помнит, поскольку он отвечал на вопросы системы относительно этих утверждений. Если все же он задаст системе вопрос КАК 6.1? или КАК 6.2?, то система напомнит ему об этом.
Описанная
модель объяснения
3.1. Разработка стратегии.
Одним из важных
вопросов, возникающих при
При разработке стратегии управления выводом необходимо ответить на два вопроса:
1. Какую точку в пространстве состояний принять в качестве исходной? Дело в том, что еще до начала поиска решения система, основанная на знаниях, должна каким- то образом выбрать исходную точку поиска- в прямом или обратном направлении.
2. Как повысить эффективность поиска решения? Чтобы добиться повышения эффективности поиска решения, необходимо найти эвристики разрешения конфликтов, связанных с существованием нескольких возможных путей для продолжения поиска в пространстве состояний, поскольку требуется отбросить те из них, которые заведомо не ведут к искомому решению.
3.2. Повышение эффективности поиска.
В системах,
база знаний которых
а) Сопоставление методов поиска в глубину и ширину.
Суть поиска в глубину состоит в том, что при выборе очередной подцели в пространстве состояний предпочтение всегда, когда это возможно, отдается той, которая соответствует следующему, более детальному уровню описания задачи.
Пространство состояний - это граф, вершины которого соответствуют ситуациям, встречающимся в задаче (“проблемные ситуации”), а решение задачи сводится к поиску пути в этом графе.
При поиске
в ширину, напротив, система проанализирует
все признаки, находящиеся на
одном уровне пространства
Специалисты, в
какой- либо узкой области
б) Альфа- бета алгоритм.
Задача сводится
к уменьшению пространства