Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа
При создании ЭС возникает ряд затруднений. Это прежде всего связано с тем, что заказчик не всегда может точно сформулировать свои требования к разрабатываемой системе. Также возможно возникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может препятствовать передаче своих знаний, опасаясь, что впоследствии его заменят “машиной”. Но эти страхи не обоснованы, т. к. ЭС не способны обучаться, они не обладают здравым смыслом, интуицией. Но в настоящее время ведутся разработки экспертных систем, реализующих идею самообучения. Также ЭС неприменимы в больших предметных областях и в тех областях, где отсутствуют эксперты.
Òðåòüÿ
ñåðüåçíàÿ òðóäíîñòü- â î÷åíü
áîëüøîé òðóäîåìêîñòè ñîçäàíèÿ
ÝÑ : òðåáóåòñÿ ðàçðàáîòàòü
Îäíîé èç ïðè÷èí íåóäà÷ â ñîçäàíèè ÝÑ ñòàëà íåäîîöåíêà àâòîðàìè ÝÑ îáúåìîâ è ðîëè íåÿâíûõ çíàíèé. Ñèñòåìû, áàçû çíàíèé êîòîðûõ ñîçäàâàëèñü íà îñíîâå ñïðàâî÷íèêîâ, â ëó÷øåì ñëó÷àå òàê ñïðàâî÷íèêàìè è îñòàëèñü. Áîëüøèíñòâî æå òàêèõ ñèñòåì îêàçûâàëèñü äàæå õóæå ñïðàâî÷íèêîâ, òàê êàê ñêîâûâàëè èññëåäîâàòåëüñêóþ ìûñëü ïîëüçîâàòåëÿ. Âòîðûì “óçêèì ìåñòîì” ÝÑ îêàçàëàñü ìîäåëü, íà êîòîðîé áûëè îñíîâàíû èõ ïåðâûå ýêçåìïëÿðû, è ëèøü ìîäåëü çíàíèé, ïðèíèìàþùàÿ âèä ïîðîãîâîé íàïðàâëåííîé èåðàðõè÷åñêîé ñåòè ñ âîçìîæíîñòüþ âûáîðà â êîíå÷íîì èç ëîãè÷åñêèõ óçëîâ (ãäå êàæäàÿ îòäåëüíàÿ ñèòóàöèÿ ïîõîæà íà äåðåâî ñ ëèñòüÿìè), ìîæåò ñòàòü áàçîé äëÿ ïîñòðîåíèÿ ÝÑ.
Êîãäà ñòàëà î÷åâèäíîé ïîëíàÿ íåïðèãîäíîñòü ýòèõ ñèñòåì è ñîçäàííîãî äëÿ íèõ ñïåöèàëëèçèðîâàííîãî àïïàðàòíîãî îáîðóäîâàíèÿ, ìíîãèå îáîçðåâàòåëè ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî ñóùåñòâóþùàÿ òåõíîëîãèÿ ñîçäàíèÿ ÝÑ áûëà òóïèêîâûì íàïðàâëåíèåì â ðàçâèòèè èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé.  ïîñëåäíåå äåñÿòèëåòèå ÝÑ âîçðîäèëèñü â âèäå ñèñòåì ñ áàçîé çíàíèé, êîòîðûå òåñíî ïåðåïëåòàëèñü ñ ñóùåñòâóþùèìè äåëîâûìè ñèñòåìàìè. Èõ èñïîëüçóþò â çäðàâîîõðàíåíèè, ñòðàõîâàíèè, áàíêîâñêîì äåëå è äðóãèõ îáëàñòÿõ, ÷òîáû ñ ïîìîùüþ ïðàâèë è îáúåêòîâíàêàïëèâàòü îïûò,ïîâûñèòü êà÷åñòâî ïðèíèìàåìûõ ðåøåíèé. Áàçû çíàíèé âñòðîåíûñåãîäíÿ â íàèáîëåå ñîâðåìåííûå êðóïíûå ñèñòåìû. Îíè íàõîäÿòñÿ â ñàìîé ñåðäöåâèíå ïðîãðàìì- àãåíòîâ, îñóùåñòâëÿþùèõ ïîèñê â ñåòè Internet, è ïîìîãàþò êîëëåêòèâàì ïîëüçîâàòåëåé ñïðàâèòüñÿ ñ ïîèòîêàìè èíôîðìàöèè.
Ðàññìîòðèì
ôàêòîðû, ñòèìóëèðîâàâøèå
- êîìïàíèè, äîáèâøèåñÿ
çíà÷èòåëüíîé ýêîíîìèè
- ðàçðàáîòàíû
íîâûå òåõíîëîãèè ñîçäàíèÿ áàç
çíàíèé, ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì
- ñîâðåìåííûå
ñèñòåìû ðåàëèçîâàíû íå
Îáúåäèíåíèå
âñåõ âèäîâ ïðîãðàììíûõ
Îáúåêòíàÿ
òåõíîëîãèÿ, íà îñíîâå êîòîðîé
ìîãóò ñîçäàâàòüñÿ è
×òîáû ñòàòü ýêñïåðòîì, ñïåöèàëèñòó íóæåí èíñòðóìåíòàðèé, èìèòèðóþùèé ìûøëåíèå ýêñïåðòà. Ðàçðàáîòêà ïàðàäèãìû ïðåâðàùàåòñÿ èç çàäà÷è, ÷óæäîé ìûøëåíèþ ÷åëîâåêà, â çíàêîìîå, ïðèâû÷íîå è ëåãêî âûïîëíÿåìîå çàäàíèå.
Êàê ðàáîòàþò ýêñïåðòû? Ñëåäóÿ ïðèíöèïàì, çàëîæåííûì â îáúåêòíî- îðèåíòèðîâàííûå òåõíîëîãèè, îíè ïîäðàçóìåâàþò ïðîáëåìû íà îáúåêòû èëè êëàññû îáúåêòîâ. Ïî ìåðå íàêîïëåíèÿ çíàíèé â îïðåäåëåííîé îáëàñòè îíè äåëàþò îáîáùåíèÿ, îðèåíòèðóÿñü íà âûäåëåííûå îáúåêòû èëè êëàññû îáúåêòîâ9. Íåêîòîðûå îáîáùåíèÿ èìåþò èåðàðõè÷åñêóþ ñòðóêòóðó, ãäå ñâîéñòâà âûñøèõ îáúåêòîâ íàñëåäóþòñÿ îáúåêòàìè íèçøåãî óðîâíÿ. Ñóùíîñòü ìîæåò ñîîòâåòñòâîâàòü íåñêîëüêèì êëàññàì îáúåêòîâ è âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ ðàçëè÷íûìè îáúåêòàìè èëè êëàññàìè. Ïî ìåðå òîãî êàê çíàíèÿ ýêñïåðòà óãëóáëÿþòñÿ, íà èõ îñíîâå ôîðìèðóþòñÿ íîâûå àññîöèàöèè, à îòäåëüíûå óðîâíè èåðàðõèè ïðîïàäàþò èëè ðàñøèðÿþòñÿ.
Ìåòîäèêà îáúåêòíî-
îðèåíòèðîâàííîãî
Ïðè ðàçðàáîòêå
ñèñòåì àâòîìàòèçèðîâàííîãî
Ñ ñåðåäèíû 80-õ
ãîäîâ íàèáîëåå ïîïóëÿðíûå
1.6. Структура систем, основанных на знаниях
1.6.1. Категории пользователей ЭС
Структура ЭС изображена на схеме ( Приложение 2).
Экспертные
системы имеют две категории
пользователей и два
1) обычный пользователь (эксперт), которому требуется консультация ЭС- диалоговый сеанс работы с ней, в процессе которой она решает некоторую экспертную задачу. Диалог с ЭС осуществляется через диалоговый процессор- специальную компоненту ЭС. Существуют две основные формы диалога с ЭС- диалог на ограниченном подмножестве естественного языка ( с использованием словаря - меню (при котором на каждом шаге диалога система предлагает выбор профессионального лексикона экспертов) и диалог на основе из нескольких возможных действий);
2) экспертная группа инженерии знаний,
состоящая из экспертов в предметной области
и инженеров знаний. В функции этой группы
входит заполнение базы знаний, осуществляемое
с помощью специализированной диалоговой
компоненты ЭС - подсистемы приобретения знаний,
которая позволяет частично автоматизировать
этот процесс.10
1.6.2. Подсистема приобретения знаний
Подсистема приобретения знаний предназначена для добавления в базу знаний новых правил и модификации имеющихся. В ее задачу входит приведение правила к виду, позволяющему подсистеме вывода применять это правило в процессе работы. В более сложных системах предусмотрены еще и средства для проверки вводимых или модифицируемых правил на непротиворечивость с имеющимися правилами.
1.6.3. База знаний
База знаний - наиболее важная компонента экспертной системы, на которой основаны ее «интеллектуальные способности». В отличие от всех остальных компонент ЭС, база знаний - «переменная » часть системы, которая может пополняться и модифицироваться инженерами знаний и опыта использование ЭС, между консультациями (а в некоторых системах и в процессе консультации). Существует несколько способов представления знаний в ЭС, однако общим для всех них является то, что знания представлены в символьной форме (элементарными компонентами представления знаний являются тексты, списки и другие символьные структуры). Тем самым, в ЭС реализуется принцип символьной природы рассуждений, который заключается в том, что процесс рассуждения представляется как последовательность символьных преобразований.
Наиболее распространенный способ представления знаний - в виде конкретных фактов и правил, по которым из имеющихся фактов могут быть выведены новые. Факты представлены, например, в виде троек:
(АТРИБУТ ОБЪЕКТ ЗНАЧЕНИЕ).
Такой факт означает, что заданный объект имеет заданный атрибут (свойства) с заданным значением. Например, тройка (ТЕМПЕРАТУРА ПАЦИЕНТ1 37.5) представляет факт «температура больного, обозначаемого ПАЦИЕНТ1, равна 37.5». В более простых случаях факт выражается неконкретным значением атрибута, а каким либо простым утверждением, которое может быть истинным или ложным, например: «Небо покрыто тучами». В таких случаях факт можно обозначить каким-либо кратким именем (например, ТУЧИ) или использовать для представления факта сам текст соответствующей фразы.
Правила в базе знаний имеют вид:
ЕСЛИ А ТО S, где А- условие; S- действие. Действие S исполняется, если А истинно. Наиболее часто действие S, так же, как и условие, представляет собой утверждение, которое может быть выведено системой (то есть становится ей известной), если истинно условие правила А.
Правила в базе знаний
служат для представления эврис
Простой пример правила из повседневной жизни:
ЕСЛИ небо покрыто тучами
ТО скоро пойдет дождь.
В качестве условия A может выступать либо факт(как в данном примере), либо несколько фактов A1,...,AN, соединенные логической операцией и:
A1 и A2 и ... и AN.
В математической логике такое выражение называется коньюнкцией. Оно считается истинным в том случае, если истинны все его компоненты. Пример предыдущего правила с более сложным условием:
ЕСЛИ
небо покрыто тучами и барометр падает
ТО
скоро пойдет дождь. (Правило 1).
Действия, входящие в
состав правил, могут содержать
новые факты. При применении
таких правил эти факты
Если система не может вывести некоторый факт, истинность или ложность которого требуется установить, то система спрашивает о нем пользователя. Например:
ВЕРНО ЛИ, ЧТО небо покрыто тучами?
При получении положительного ответа от пользователя факт «Небо покрыто тучами» включается в рабочем множество.
Существуют динамические и статические базы знаний. Динамическая база знаний изменяется со временем. Ее содержимое зависит и от состояния окружающей. Новые факты, добавляемые в базу знаний, являются результатом вывода, который состоит в применении правил к имеющимся фактам.
В системах с монотонным
выводом факты, хранимые в
1.7. Подсистема вывода
1.7.1 Подсистема вывода, способы логического вывода
Подсистема вывода
- программная компонента
Цель ЭС - вывести некоторый заданный факт, который называется целевым утверждением (то есть в результате применения правил добиться того, чтобы этот факт был включен в рабочее множество), либо опровергнуть этот факт (то есть убедиться, что его вывести невозможно, следовательно, при данном уровне знаний системы он является ложным). Целевое утверждение может быть либо «заложено» заранее в базу знаний системы, либо извлекается системой из диалога с пользователем.12