Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа
При создании ЭС возникает ряд затруднений. Это прежде всего связано с тем, что заказчик не всегда может точно сформулировать свои требования к разрабатываемой системе. Также возможно возникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может препятствовать передаче своих знаний, опасаясь, что впоследствии его заменят “машиной”. Но эти страхи не обоснованы, т. к. ЭС не способны обучаться, они не обладают здравым смыслом, интуицией. Но в настоящее время ведутся разработки экспертных систем, реализующих идею самообучения. Также ЭС неприменимы в больших предметных областях и в тех областях, где отсутствуют эксперты.
После принятия
этих необходимых мер алгоритм
упорядоченного поиска может
быть представлен такой
1) Поместить начальную вершину s в список, называемый ОТКРЫТ, и вычислить f(s).
2) Если список ОТКРЫТ пуст, то на выход дается сигнал о неудаче; в противном случае переходи к следующему этапу.
3) Взять из списка
ОТКРЫТ ту вершину, для
4) Если n есть целевая вершина, то на выход выдать решающий путь, получаемый прослеживанием соответствующих указателей; в противном случае переходить к следующему шагу.
5) Раскрыть вершину n, построив все непосредственно следующие за ней вершины. (Если таковых нет переходить к шагу (2).) Для такой дочерней вершины ni вычислить значение f(ni).
6) Связать с теми из вершин ni , которых еще нет в списках ОТКРЫТ или ЗАКРЫТ, только что прочитанные значения f(ni). Поместить эти вершины в список ОТКРЫТ и провести от них к вершине n указатели.
7) Связать с теми из непосредственно следующих за n вершинами. которые уже были в списке ОТКРЫТ или ЗАКРЫТ, меньшие из прежних или только что вычисленных значений f. Поместить в список ОТКРЫТ те из непосредственно следующих за n вершин, для которых новое значение f оказалось ниже, и изменить направление указателей от всех вершин, для которых значение f уменьшилось, направив их к n..
8) Перейти к (2).
Общая структура
алгоритма идентична структуре
алгоритма равных цен, поэтому
2.5. Использование других эвристик.
2.5.1. Перебор этапами.
Использование эвристической информации может существенно уменьшить объем перебора, необходимого для поиска приемлемого пути. Следовательно, ее использование, позволяет осуществлять перебор на гораздо больших графах. и тем не менее могут возникнуть случаи, когда имеющаяся в нашем распоряжении память оказывается исчерпанной раньше, чем будет найден удовлетворительный путь. В этих случаях может быть полезным не отказываться полностью от продолжения перебора, а “отсечь” часть ветвей дерева, построенного к этому моменту в процессе перебора, освободив тем самым пространство памяти, необходимое для углубления перебора.18
Такой процесс
перебора может осуществляться
этапами, которые отделяются
2.5.2. Ограничение числа дочерних вершин.
Другой путь уменьшения
перебора, состоит в том, чтобы
использовать более
Один из
приемов, который может
2.5.3. Поочередное построение дочерних вершин.
Когда вершины,
непосредственно следующие за
некоторой, вычисляются с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Второй закон робототехники гласит: «Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону»
(А.Азимов)
Основными
отличиями ЭС от других программных
продуктов являются
Качество ЭС
определяется размером и
В любой
момент времени в системе
- Структурированные знания - статические знания о предметной области. После того как эти знания выявлены, они уже не изменяются.
- Структурированные
- Рабочие знания - знания, применяемые для решения конкретной задачи или проведения консультации.
Все перечисленные
выше знания хранятся в базе
знаний. Для ее построения требуется
провести опрос специалистов, являющихся
экспертами в конкретной предме
Однако, несмотря на широкие возможности, даже лучшие из существующих ЭС, которые эффективно функционируют как на больших, так и на мини-ЭВМ, имеют определенные ограничения по сравнению с человеком-экспертом.
1. Большинство ЭС не
вполне пригодны для
2. Вопросно-ответный режим,
обычно принятый в таких
3. Навыки системы не
возрастают после сеанса
4. Все еще остается проблемой приведение знаний, полученных от эксперта, к виду, обеспечивающему их эффективную машинную реализацию.
5. ЭС не способны обучаться, не обладают здравым смыслом. Домашние кошки способны обучаться даже без специальной дрессировки, ребенок в состоянии легко уяснить, что он станет мокрым, если опрокинет на себя стакан с водой, однако если начать выливать кофе на клавиатуру компьютера, у него не хватит “ума” отодвинуть ее.
6. ЭС неприменимы в
больших предметных областях. Их
использование ограничивается
7. В тех областях, где отсутствуют эксперты (например, в астрологии), применение ЭС оказывается невозможным.
8. Имеет смысл привлекать
ЭС только для решения
9. Человек-эксперт при
решении задач обычно
Системы, основанные
на знаниях, оказываются
И с другой стороны, системы, основанные на знаниях, имеют определенные преимущества перед человеком-экспертом.
1. У них нет предубеждений.
2. Они не делают поспешных выводов.
3. Эти системы работают систематизировано, рассматривая все детали, часто выбирая наилучшую альтернативу из всех возможных.
4. База знаний может
быть очень и очень большой.
Будучи введены в машину один
раз, знания сохраняются
6. Эти системы не заменяют специалиста, а являются инструментом в его руках.
Глоссарий
Вычислительная система |
Совокупность
аппаратных и программных средств
ЭВМ, взаимодействующих в процессе
решения задач обработки |
Мэйнфрэйм |
Универсальная ЭВМ большой мощности, обычно используемая одновременно несколькими пользователями, работающими на терминалах, подключаемых к ней |
Экспертная система |
это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области |
Искусственный интеллект |
совокупность научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ. |
Формализованные знания |
Знания, которые формируются в книгах и руководствах в виде общих и строгих суждений (законов, формул, моделей, алгоритмов и т.п.), отражающих универсальные знания. |
Неформализованные знания |
Знания этого рода являются результатом обобщения многолетнего опыта работы и интуиции специалистов. Они обычно представляют многообразие эмпирических (эвристических) приемов и правил. |
MYCIN |
Диагностическая система,
которая предназначена для |
PROSPECTOR |
наиболее известная
система интерпретирующего |
knowledge engineers |
инженеры знаний |
knowledge engineering |
инженерия знаний |
Консультация ЭС |
диалоговый сеанс работы с ЭС, в процессе которой она решает некоторую экспертную задачу |
Эвристические знания |
неформальные правила рассуждения, вырабатываемые экспертом на основе опыта его деятельности. |
Подсистема вывода |
программная компонента экспертных систем, реализующая процесс ее рассуждений на основе базы знаний и рабочего множества. |
Управляющий компонент |
определяет порядок применения правил, а также устанавливает, имеются ли еще факты, которые могут быть изменены в случае продолжения консультации. |
Демоны |
скрытые или виртуальные процедуры. |
Недетерминированные управляющие процедуры |
такие управляющие процедуры при которых траектория поиска решения в пространстве состояний полностью определяется данными. |
Пространство состояний |
граф, вершины которого соответствуют ситуациям, встречающимся в задаче (“проблемные ситуации”), а решение задачи сводится к поиску пути в этом графе. |
Направленный граф |
Граф, состоящий из множества (не обязательно конечного) вершин. Некоторые пары вершин соединены с помощью дуг, и эти дуги направлены от одного члена этой пары к другому |
Процедуры слепого перебора |
Процесс полного перебора в глубину, когда сначала раскрывается всегда та вершина, которая была построена самой последней. |
Дерево |
граф, каждая вершина которого имеет ровно одну непосредственно предшествующую ей (родительскую) вершину, за исключением выделенной вершины |
Структурированные знания |
статические знания о предметной области. После того как эти знания выявлены, они уже не изменяются. |
Структурированные динамические знания |
изменяемые знания о предметной области. Они обновляются по мере выявления новой информации. |
Рабочие знания |
знания, применяемые для решения конкретной задачи или проведения консультации |