Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 21:31, контрольная работа
Начало XX века, мир остро жаждет перемен. Перемены эти грядут во всех сферах. Так, в сфере дизайна и архитектуры не малую роль сыграл один из величайших архитекторов своего времени – Вальтер Гропиус. Именно он основал университет Баухаус – детище своего времени, выжившее и, что важно, во многом продолжающее манифест 20х годов ХХ века: открытость и единство искусства и практики. Эта идея стала основополагающей, как в системе преподавания университета, так и в работе мастеров Баухауса.
Иоханнес Иттен (1888–1967)
Швейцарский художник, который получил
известность благодаря преподаванию в
Баухаусе базового годичного курса по
созданной им теории цвета. Несмотря на
огромный вклад в систему образования
Баухауса, в 1922 году Иттен покинул школу
из-за неодобрения Гропиусом некоторых
идей Иттена (Иоханнес был участников
зороастризма, проповедовал принципы
внутренней гармонии, медитацию и вегетарианство).
Ласло Мохой-Надь (1895–1946)
Венгерский художник,
сосредоточившийся на коммуникативном
дизайне, фотографии и киноэкспериментах.
Например, он один из первых открыл фотограмму
— получение изображения через облучение
фотобумаги. В середине 1920-х годов Мохой-Надь
даже познакомился с Маяковским и сделал
несколько его фотопортретов
Пауль Клее (1879–1940)
Один из главных художников европейского
авангарда много работал с русским авангардистом
Василием Кандинским. В течение десяти
лет преподавал в Баухаусе (1921–1931), за
это время руководил несколькими мастерскими
— по переплету книг, мастерской по металлу,
мастерской по витражной живописи.
Ханнес Мейер (1889–1954)
Швейцарский архитектор из движения новой
архитектуры 1920-х годов. Марксист по убеждениям,
Мейер имел строго функционалистскую
точку зрения — позже он дал ей название
«Новая теория строительства» (Die neue Baulehre)
и считал, что в архитектуре главное —
организация, а не эстетика, подчеркивая
значимость социального жилья и помощи
всем людям независимо от их происхождения.
Третий по счету директор Баухауса. Когда в 1930 году он занял пост директора Баухауса, школа уже находилась в увядающем состоянии. К этому времени Мис уже занимал лидирующую позицию среди немецких архитекторов. И школа, и весь город Дессау надеялись, что Мис ван дер Роэ со своим авторитетом привнесет новую жизнь в Баухаус. Стремясь деполитизировать школу, он потребовал ее немедленного закрытия, которое и состоялось в сентябре 1930 года.
Марсель Бройер (1902–1981)
Венгерский архитектор и дизайнер. Переехал
в Веймар, чтобы получить образование
в Баухаусе, после чего остался там преподавать.
В 1920-х годах занимался преимущественно
дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой.
По его проектам были построены дома в
Германии и Швейцарии, но большинство
построек находится в США (как и многие
другие, он эмигрировал туда).
Василий Кандинский (1866–1944)
Один из главных художников русского авангарда.
Начиная карьеру как пейзажист, Кандинский
стал рисовать абстракции едва ли не первым
среди художников-авангардистов. Будучи
частью движения «Синий всадник», в 1922
году Кандинский приезжает в Баухаус,
чтобы возглавить мастерскую живописи
и фрески. Результаты его работы в школе
описал в своей главной книге «Точка и
линия на плоскости» 1926 года.
Герберт Байер (1902–1981)
Австрийский графический дизайнер больше
всего преуспел в типографике: после окончания
своего курса он возвращается в Баухаус
в качестве преподавателя по классу графического
дизайна и типографики. В это время он
начинает разрабатывать шрифты без апперкейса.
После ухода из Баухауса в 1928 году Байер
становится арт-директором немецкого
Vogue. Позже, как и многие другие художники
его круга, переехал в Америку, где продолжил
заниматься дизайном и фотографией.
Марианна Брандт (1893–1983)
Немецкая художница, скульптор, фотограф
и дизайнер. Единственная женщина, которая
была допущена в мастерскую по металлу,
а позже преподававшая в этой мастерской
совместно с Ласло Мохой-Надем. За время
своей творческой деятельности Брандт
создала множество предметов интерьера,
таких как лампы, пепельницы и кухонная
посуда [4].
Принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта закладывались в Баухаузе уже в процессе обучения. Таким образом, воплощался в жизнь девиз: «Искусству научить нельзя, а ремеслу — можно». Студентов готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию для массового производства. Следовательно, от них требовалось знание производственного процесса от начала до конца. После теоретического вводного курса шла практика в мастерской. Здесь учащиеся овладевали навыками работы с деревом, металлом, текстилем—то есть собственно «деланием вещи» [5].
В основе системы обучения лежала структура средневековых ремесленных цехов: «ученик—подмастерье—мастер». На вооружение было взято содружество «искусство + наука + техника»— как в средневековой гильдии, где давали навыки добротного мастерства. От учащегося требовался высокий современный уровень проектирования простой формы. Причём она должна была соединять в себе функциональность с красотой, улучшать эстетические качества жизни.
Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени.
Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, — отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие — идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус», Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов.
В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна — это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и Баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников [6].
Сейчас в легендарном здании располагается Фонд Баухаус-Дессау — центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучала как Didactic Home, она продлилась десять дней и состояла из четырех воркшопов.
Заключение
Итак, мастера Баухауза были практиками высочайшего класса, хотя их проекты оставались зачастую лишь выставочными экспонатами. То были идеалисты в своих теоретических воззрениях. Они верили в изменение мира посредством «хорошей формы». Человек должен жить в среде, где воплощены высокие принципы искусства — эта заповедь их творчества живёт и поныне, продолжая питать архитектурную и дизайнерскую мысль всего последующего времени.
Эстетика Баухауса стала новаторской для своего времени. Это была «революция, которая все изменила». Многие произведения искусства, созданные почти столетие назад мастерами Баухауса, до сих пор вдохновляют дизайнеров. Таким образом, можно сказать, что дизайн, в современном понимании и зародился в мастерских Баухауса. Несмотря на свое недолгое существование, это явление было настолько мощным, что затронуло все сферы мирового промышленного дизайна и архитектуры, а так же стандартов обучения будущих мастеров в данных сферах.
Список использованной литературы и источников