Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 18:15, дипломная работа
В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….7
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48
Четвертый возраст стекла: материал, символизирующий модерн. Несмотря на расцвет американской архитектуры во второй половине XIX века, третий этап стеклянной архитектуры разворачивается в Европе.
Главпочтамт Отто Вагнера, построенный в Вене с 1904 по 1912 гг., с его чудесными стеклянными крышей и полом показал возможности применения в общественной архитектуре техник, использованных для строительства промышленных зданий. Но решающим фактором стал пробудившийся в двадцатые годы XX столетия интерес к стеклу у архитекторов и немецких теоретиков.
“Стеклянная архитектура” -- манифест, написанный Паулем Ширбартом в 1914 году, также как небоскреб Бруно Таута и позже небоскребы Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ, дадут новое направление стеклу в архитектуре. Проекты, представленные Мис ван дер Роэ в Берлине в 1919 и 1922 годах, сделают этого архитектора, ранее занимавшегося домами для буржуа, одной из знаковых фигур современной ему архитектуры, принявшей стекло как “свой материал”.
Стекло, прозрачное и воплощающее идею открытости, стали считать социалистическим материалом, а также легким и “модерновым” заменителем тяжеловесности и помпезного характера предыдущих лет.
Такое применение, обесценивая стекло, составляет один из презираемых обликов архитектуры этого периода. Пренебрежение сохранилось вплоть до внедрения другого совершенно американского понятия -- остекленные фасады с пассивной солнечной системой.
В шестидесятые годы работа таких архитекторов, как Фред Кик на американском Среднем Западе, предвосхитила появление сорок лет спустя весьма выразительной стеклянной стены, поднимая в связи с этим вопросы энергосбережения. [1, с 15]
Расцвет четвертого возраста стекла пришелся на восьмидесятые и девяностые годы, ему предшествовали достижения шестидесяти предыдущих лет и выдающееся изобретение в пятидесятые годы Пилкингтоном флоат-стекла. Много других процессов, связанных с облицовкой и обработкой стекла, появилось с тех пор, и сегодня стеклянная архитектура царит на страницах иллюстрированных журналов, начиная с экологических покрытий и заканчивая поражающими структурной простотой величественными сооружениями.
Рассвет новой эры: “умная” стена. Сегодня мы находимся на заре пятого возраста. Новые материалы, такие, как “умные” стекла, показатели которых можно менять, просто нажимая на выключатель (например, стекло по желанию может быть как прозрачным, так и непроницаемым для глаз), изолирующие материалы, и более прочные огнеупорные материалы, захватывают каталоги. Все, что мы знаем об этом пятом возрасте, -- это всего лишь то, что трудно вообразить его плоды через пятьдесят лет и представить даже через двадцать лет. Но мы можем предчувствовать, что он будет отмечен красотой и магией, но при условии, что они будут правильно использованы, а не для того лишь, чтобы создать универсальное однообразие.
В тринадцатом столетии появились Аравийские стеклянные окна - отдельные части стекла были вставлены в мрамор или камень.
Однако развитие Аравийских витражей было медленным, потому что ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.
В романской архитектуре витражи были более разнообразными и художественно богатыми. Развитие средневекового витража связан, главным образом, с соборами, которые являлись центрами общественной жизни. Величина зданий и толстые стены вынуждали делать громадные окна.
Типичный ансамбль состоит из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Более ранние окна этого стиля значительно проще и примитивнее. В них использовались растительные украшения и декоративный орнамент вокруг сцен и рисунков с преобладанием красного и синего. Сохранилось несколько образцов окон того периода в Германии, Франции, Англии.
В Средневековье церковь являлась основным представителем развития искусства, ярчайшим ее представителем являлся аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Он был проницательным и гениальным политическим деятелем и поданным короля, занимался философией, включая и мистику, что повлияло на его решение увеличивать окна и украшать их витражами. Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым художественным воплощением искусства.
Окна церкви Сен-Дени стали принципиально новыми в понятии художественного оформления.
В панно были включены жития святых,
жизнеописания Марии и Христа
и, возможно, первый крестовый поход.
Площадь окна заполнена рядом
вертикально расположенных
Окна стали эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. К сожалению, окна Сен-Дени сильно пострадали во время Великой французской революции.
Цветовая гамма города не дает возможности представить, что когда-то во многих домах сияли цветные стекла витражей.
Многие чердаки, парадные и окна были украшены различными рисунками из художественного цветного стекла.
Со временем по различным объективным причинам в городе о них стали забывать: витражи старели, бились, их не восстанавливали... И действительно, Петербургские витражи можно назвать героями: они пережили революции, Великую Отечественную войну, годы советской власти.
Особое место в развитие витражного искусства отводится французским витражам. К середине 15 века витражное искусство стало испытывать все более заметное влияние фламандской станковой живописи -- ведущей школы того периода. В 1451 году богатый французский купец Жак Кер, которому было пожаловано дворянство, внес щедрое пожертвование на витражный декор своей капеллы в соборе Буржа. Витраж Жака Кера отмечен несомненной печатью стиля Яна ван Эйка. Как и в Эвре, центральная сцена распределена здесь между двумя секциями. В одной помещена фигура архангела Гавриила, принесшего Марии благую весть, в другой -- сама Дева Мария. Как и в Эвре, в других двух секциях изображены святые покровители донатора и его супруги. В просветах ажурного орнамента парят ангелы с гербами королевского дома, на службе у которого состоял Жак Кер. Этот витраж выполнен в художественных традициях парижской школы, но по эскизу фламандского художника.
В соответствии с традицией монументального витража фигуры помещены на переднем плане и не занимают все доступное пространство.
До сих пор, за исключением окон люнебургской ратуши, мы рассматривали только витражи, украшавшие соборы и роскошные постройки, связанные с придворными кругами. Однако со второй половины 14 века витражи все чаще использовались и в декоре городских приходских церквей. Витражисты стали приезжать в города, где прежде не существовало традиций витражного искусства, -- например в Ульм, где в 1390 -- 1420 годах был заново остеклен хор собора. Около 1430 -- 1431 годов были изготовлены витражи для капеллы семейства Бессереров на южной стороне хора.
Мастер, выполнявший заказ Бессерера, был, несомненно, знаком с произведениями фламандского художника Робера де Кампена (Флемальского мастера). Используя новейшие стилистические достижения, он превратил ульмскую мастерскую в одну из самых передовых в Южной Германии, что принесло ему немало заказов в других городах (например, в Констанце, Блаубойрене и Берне). [1, с 16]
С середины 15 столетия художественное развитие французского витража определялось фламандскими влияниями. В 1474 году герцог Жан 2 де Бурбон отдал распоряжение о постройке новой коллегиальной церкви (ныне собор) рядом со своим замком в Мулене. (В 1527 году работы были приостановлены, и церковь достроили только в 19 веке.) Около 1480 года в возведенной на тот момент части церкви остеклили окна. Одно из этих окон украсил великолепный витраж Распятие, выполненный по заказу кардинала-архиепископа Лионского Карла де Бурбона. Он выдержан в стиле фламандского живописца Хуго ван дер Гуса, но в лучших традициях витражного искусства разделен на три самостоятельные сцены.
В 1481 году Геммель создал великолепный цикл витражей для капеллы семейства Фольккамеров в хоре нюрнбергской церкви Санкт-Лоренц -- одну из лучших своих работ, выполненных за годы совместной деятельности с другими мастерами. (Приложение)
В центре этой композиции изображено «Мистическое бракосочетание Святой Екатерины». Элегантный стиль изображения фигур сочетается здесь с блестящей техникой витражного искусства. К сожалению, витражи Фольккамеров стали последним шедевром, вышедшим из мастерских Геммеля, -- однако их можно назвать вполне достойным финалом истории позднеготического витража. Почти до середины 12 века окна в храмах оставались сравнительно небольшими, поэтому в них могли поместиться лишь маленькие витражи с изображением нескольких сценок или одной крупной фигуры. Но после 1150 года начался процесс постепенного «растворения» стены: размеры окон неуклонно увеличивались.
В конце концов, гладких стенных поверхностей осталось так мало, что архитектура, по существу, свелась к каркасу для окон. Первым пиком развития этой тенденции стали возведенные в конце 12 столетия соборы в Суассоне, Бурже и Шартре (Франция) и в Кентербери (Англия).
Огромные окна этих зданий были украшены пластинами цветного стекла, образующими повествовательные циклы, многочисленные эпизоды которых создавали единую геометрическую структуру. Правда, витражи в окнах верхнего яруса центрального нефа по-прежнему содержали только одну, две сцены или одну фигуру.
Средневековым сознанием свет воспринимался как олицетворение божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Излюбленным сюжетом витражей на рубеже 12 -- 13 веков стала притча о блудном сыне. Из этой нравоучительной истории можно было извлечь несколько уроков. Во-первых, она предостерегала верующего от гордыни, роскоши, пьянства, азартных игр и женщин легкого поведения, ибо подразумевалось, что именно эти пороки, в конечном счете доводят человека до беды.
А во-вторых, поведение отца из этой притчи намекало на то, что свернувший с пути истинного, но затем одумавшийся и покаявшийся будет прощен и принят.
На витраже из собора в Бурже изображено начало притчи о блудном сыне. Герой библейской притчи представлен здесь в облике типичного аристократа 13 века. Он восседает на серой лошади и держит на запястье ловчего сокола. Его длинное фиолетовое одеяние струится мягкими складками, на плечи наброшен роскошный плащ с меховой подбивкой. Дальнейшие события притчи изображены в серии сцен, вписанных поочередно в большие квадрифолии и маленькие медальоны. Промежутки между этими сценами заполнены сплошным орнаментом, а весь витраж обрамлен бордюром из пальметок.
Данная трактовка библейской притчи рассчитана на восприятие представителя правящих классов. Аристократу той эпохи падение блудного сына до жалкой участи свинопаса должно было внушать ужас и отвращение.
Мир средневековой знати предстает перед нами и в сцене с витража «Святой Евстафий», украшающего окно северного нефа собора в Шартре. Этот витраж составлен из больших и маленьких медальонов, сгруппированных вокруг центральных квадратов. Как и в Бурже, в палитре декоративных областей этого витража преобладают красные и синие тона, а цветовая гамма сюжетных композиций основана на сочетании зеленого, фиолетового, белого и желтого. Первая сцена в квадрате изображает святого Евстафия, выезжающего на охоту. Бордюр, обрамляющий ее, одновременно служит опорой под ногами оленя, спасающегося бегством от охотников, которые как бы врываются в композицию слева. Создатель этой сцены, мастерски оперируя линиями контуров и сочетаниями тонов, добился того, что драпировка одежд не скрывает, а, напротив, подчеркивает мощное телосложение всадников.
Строительство соборов в Бурже и Шартре началось в 90-е годы 12 века. По-видимому, заказчики уже тогда намеревались остеклить окна и открыли с этой целью мастерские. [1, с 17]
Однако оба описанных выше образца датируются первым десятилетием 13 века. Ни имен, ни биографий их создателей история не сохранила. Предполагают, что мастер «Святого Евстафия» приехал в Шартр с севера Франции, возможно, из Сен-Кантена. О буржском витражисте не известно ничего. Высокое мастерство, с которым оформлены изящные складки одежд персонажей, позволяет включить витражи из Буржа и Шартра в контекст искусства Северной Франции и области Мааса второй половины 12 века. Драпировки такого рода встречаются на раннеготических витражах вплоть до 30-х годов 13 века и представляют собой отличительную особенность так называемого стиля «плоских складок», или «классицизирующего» стиля. Искусство витража быстро завоевало популярность также в Англии и в немецкоязычных областях, граничивших с Францией. [1, с 18]
В наше время в некоторых парадных еще остались фрагменты былой красоты, но это всего лишь фрагменты, доживающие свой век.
Даже если начинать восстанавливать какие-то рисунки, то для этого требуются немалые средства. Плюс ко всему наплевательское отношение жителей города к своему жилью играет негативную роль: кто будет отвечать за сохранность витражей и нести ответственность в случаях вандализма? Сейчас многие люди, которые имеют такую возможность, устанавливают витражи в своих домах и квартирах. Стоит это достаточно больших денег, и позволить себе такое может не каждый.
Таким образом, начиная с эпохи возрождения и заканчивая сегодняшним днем, стекло прошло не короткий и сложный путь. Начиная от готической архитектуры и заканчивая рассветом новой эры. За это время оно успело раскрыть человечеству свои великолепные свойства и ценность, побывало в разных ролях, и использовалось, не только, как защитное функциональное средство, но и как архитектурное, декоративное творение. Но на этом развитие стекла не останавливается, перед ним открываются новые возможности для роста и воплощения с помощью него многих задумок человечества, которые будут отмечены красотой, магией и правильным использованием. Художественный витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Богато его прошлое, безграничны его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах. Жаль, но не все они сохранились в прежнем состоянии.
Информация о работе Витражное искусство. История и современность