Витражное искусство. История и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 18:15, дипломная работа

Краткое описание

В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….7
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48

Вложенные файлы: 1 файл

Витражное искусство.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

В конце 19 века в США  Луи Комфорт Тиффани, представитель  известной семьи ювелиров, занялся  изготовлением витражей. Профессиональный мастер-витражист, Тиффани не был  удовлетворен традиционными технологиями производства, пришедшими в бурно развивающуюся Америку из глубин Средних Веков и европейской эпохи Возрождения. Новое время потребовало если не технологической революции, то, по крайней мере, существенных усовершенствований на всех этапах изготовления витража - от самого цветного стекла до методики скрепления фрагментов рисунка в единую картину. Тиффани экспериментировал и с тем и с другим, и в результате на основе старого способа паяного витража родилась техника, прославившая его имя. Этой новой в то время технологией пользуются изготовители витражей во всём мире.

Сутью усовершенствования технологии паяного витража является использование в качестве соединительного  элемента тонкой медной ленты. Края ленты, по ширине немного превышавшие ширину стекла, загибались под углом 90 градусов к плоскости торца стекла, создавая, таким образом, паз, удерживающий стекло в заданном положении. Составленные в единую картину элементы витража, пропаивались на стыках оловом, а затем покрывались медной или черной патиной. Главными достоинствами новой технологии можно было признать относительно малую ширину закрепляющих захватов ленты - всего 1-2 миллиметра, а также малый удельный вес каркаса и возможность создавать сколь угодно фигурные контуры отдельных элементов изделия. Новый способ позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность.

Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков.

Технологический процесс  изготовления витражей и предшествующих ему работ в основном сводится к следующему: художник делает в  красках эскиз, а затем пишет на плотной бумаге шаблон-картину в натуральную величину будущего витража. Обе стадии необходимы, так как творческий замысел художника должен быть согласован с заказчиком.

С картона снимается  калька, на которой нумеруются, как  и на картоне, все детали. Детали стекол одних и тех же размеров, конфигураций и расцветки, обозначаются одним и тем же номером. Затем мастер-витражист нарезает по кальке картонные шаблоны. Вместо одной кальки и картонных шаблонов можно одновременно снять с картона две кальки, из которых одну сохраняют, а вторую режут на шаблоны.

После разметки стеклянного  листа вырезают детали. Кажущийся  на первый взгляд легким, процесс вырезания  деталей из стекла на практике обнаруживает большие препятствия. Нетрудно резать стекло по прямым и несложным кривым линиям с выступающими углами и зубчиками. Гораздо сложнее резать стекло по кривым, обращенным вовнутрь линиям и с малым радиусом кривизны. Сложные кривые выполняются путем постепенного нанесения на стекло малых кривых линий и выламывания пассатижами небольших кусков до получения плавной кривой.

Гибкость технологии, разнообразие исходных материалов, помноженное  на безудержную фантазию профессиональных художников, дизайнеров позволяют воплощать  в жизнь самые оригинальные, смелые замыслы.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что витражи Тиффани, всегда художественны, престижны и неповторимы.

3.3 Фьюзинг

Фьюзинг - спекание (дословно с английского - сплавление) стекла. На целом пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до высокой температуры и спекается в монолитную единую композицию. Такое перевоплощение, возможно, благодаря специфическим аморфным свойствам стекла, которое при нагреве до определенной температуры размягчается, и детали изделия спекаются между собой. В стеклянную массу можно запекать металлические пластины, проволоку, ткань, порошки минерального и органического происхождения и многое другое, в зависимости от того, какой эффект хочет получить мастер в конечном итоге. Технологией Фьюзинг достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный дизайн интерьера. При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема. Фьюзинг используют для изготовления различных элементов в дизайне интерьера: декоративных панно, интерьерных перегородок, витражных вставок для дверей, окон и мебели, и многого другого, на что только хватит фантазии. Методом фьюзинга можно создавать и отдельные штучные изделия, например вазы, блюда, абажуры, циферблаты для часов.

Фьюзинговые витражи  выглядят современно и эстетично, и  пользуются заслуженной популярностью  в дизайне интерьера. Особенно нужно обратить на них свое внимание почитателям в интерьере постмодернизма и хайтека.

3.4 Матированный  витраж

Матированный витраж выполняется с помощью пескоструйной  установки из цельного листа стекла. Пескоструйная обработка (матирование) - это традиционная технология декорирования стекол и зеркал, основанная на механической обработке поверхности стекла воздушной струей с частичками абразива. На компьютере делается будущий рисунок витража и переносится на плоттерную плёнку. Затем убираются те участки плёнки, где рисунок будет матовым. Кварцевый песок (в хороших фирмах в качестве абразива используют оксид алюминия) в сильной струе сжатого воздуха выбивают частицы стекла, делая его поверхность матовой на незащищённых плёнкой участках. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. Затем витраж обязательно обрабатывают защитным составом на основе силикона.

Изображение получается матовым на прозрачном фоне или прозрачным на матовом фоне. На цветном стекле матовое изображение приобретает  молочно-белый оттенок, напоминающий туман.

Степень обработки может  быть разной. При увеличении давления или времени обработки можно  добиться разной степени матирования, вплоть до глубокого. Рельефные многоуровневые углубления дают глубокое объемное изображение. Можно добиться интересного эффекта, если подсветить пескоструйный витраж с торца, тогда рисунок начинает, как бы светиться изнутри.

Данный вид обработки  имеет ряд преимуществ:

изготовление матированного  витража большого формата из стекла любой толщины;

не требует специальной арматуры;

имеет высокую стойкость  к внешним воздействиям.

Область применения матированного  витража очень обширна: офисные  перегородки, мебель, межкомнатные двери  и т.д. Такой витраж идеально подходит для дизайна интерьера в классическом стиле.

3.5 Витражи  "Plastic Lead"

Довольно новая промышленная технология производства витражей "Plastic Lead". На стекло наносится сверхпрочный полимерный контур, который после  высыхания образует границы заливки  и создает рельеф. В зависимости  от замысла художника толщина контура может быть от 1,5 до 8 мм.

Цвет контура тоже может варьироваться от стандартного черного или "мокрого асфальта" до золотистого и серебристого.

Затем отдельные части  замкнутого контура заливаются цветными полимерными лаками, которые могут передавать неограниченное число оттенков.

Технология нанесения  контура и лаков вручную близка к росписи, поэтому художник может  создать даже портрет.

Специализированные полимерные лаки позволяют наносить рисунок  на любые материалы - стекло, зеркало, дерево, плитку, пластик.

Лаки устойчивы к  ультрафиолетовому излучению и  не выгорают на солнце. Они не боятся влаги и перепадов температур, поэтому витражи "Plastic Lead"могут  украсить интерьеры ванных комнат, бассейнов, аквариумы, стеклопакеты.

3.6 Кастинг

Техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло". Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике “спекания" рисунок на “муранском стекле” ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

3.7 Пленочный  витраж. Технология SGO

На прозрачное листовое стекло наносится плёночное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой самоклеящейся протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла. Это дает возможность использовать такой витраж в стеклопакетах и применять наряду с силикатным и акриловое стекло. Это значительно снижает вес конструкции, позволяет обыгрывать вид из окна с помощью полупрозрачного рисунка и создавать любую пластику линий.

3.8 Фацетный  витраж

Фацетный витраж выполняется  из стекол со снятой по периметру фаской (фацетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочный (латунный или медный) витражный профиль. Подобный витраж можно размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медного или латунного профиля придает вещам драгоценный вид, будучи видимым, не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей. Красиво и изысканно смотрятся витражи, выполненные из прозрачных либо матовых стекол с фацетом по периметру, собранных в латунный профиль. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины.

3.9 Моллирование

Моллирование - процесс  формования стекла путем повторного нагревания для принятия им конфигурации стеклоформы без изменения профиля стекла.

Технология моллирования очень похожа на технологию отекания, отличается только температурным режимом  обработки.

Отекание или свободное  формование стекла - изменение формы нагретой стеклянной заготовки под воздействием собственного веса. При достижении температуры 750-800оС, стекло размягчается настолько, что начинает провисать и отекать, принимая форму поверхности, на которой оно находится. Воспользовавшись этим процессом, готовому изделию можно придать форму чаши, блюда и иную подобную. При этом роль подложки играют различные изделия из глины, гипса и других термостойких материалов, называемые стеклоформами.

3.10 Комбинированный витраж

Комбинированный витраж - витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: фьюзинговый элемент и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен в дизайне интерьера. Он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

3. 11 Расписной витраж (роспись  по стеклу)

Художественная роспись по стеклу выполняется специальными силикатными  красками. Обычно расписываются детали в витражах. Использование только этой техники создает впечатление свежести акварели. Краски, после нанесения их на стекло, закрепляются в печи при высокой температуре, становясь при этом очень прочными и невосприимчивыми к выгоранию. Роспись по стеклу проста в исполнении, но достаточно красива и изящна, так как создает нежные, прозрачно-туманные образы. Это милое волшебство, по мнению дизайнеров, не останется незамеченным в интерьере вашей квартиры. При применении этой технологии витраж становится более дорогим, но в результате стекло выглядит по-настоящему элитным.

3.12 Травлёный витраж

Травление - техника, основанная на способности  плавиковой кислоты взаимодействовать  с диоксидом кремния (главным  компонентом стекла). При таком  взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление специальными составами в несколько планов достигается постепенным протравливанием  стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле.

3.13 Лазерная гравировка

Технология создания при помощи лазера объемных изображений в стекле, хрустале, кварце, зеркале и пластике различных форм и размеров. Изображение наносится не на поверхности, а внутри стекла, таким образом, стекло остается в первозданном виде. Вследствие большой интенсивности лазерного излучения происходит микровзрыв, в результате которого образуется микротрещина. Совокупность микротрещин, расставленных по трем координатам, дает как плоское, так и объемное изображение. Поле гравировки может быть размером до полутора метров на метр. Производительность лазера необыкновенно высока - до тысячи точек в секунду.

Лазерную гравировку можно использовать для создания витражных панно  для дверей и окон, столешниц, стеклянных и зеркальных перегородок. А на стеклянных элементах мебели, светильниках и  мелких аксессуарах интерьера она  усилит впечатление от игры света, придав дизайну интерьера необычайную яркость и очарование.

Лазеру под силу все - и портрет, и пейзаж, и орнамент. Новым направлением является изготовление плоских и  объемных фотографий в стекле и зеркале  различных форм и размеров. Поскольку  гравировка осуществляется лазером с компьютерным управлением, то изображение воспроизводится с максимальной точностью.

Лазерная технология обладает значительными  преимуществами перед традиционными  способами нанесения изображения  на стекло. Изображение не выцветает  и не стирается. Существенно упрощается и работа дизайнера, так как заказчик может увидеть рисунок на экране монитора до его исполнения в стекле. Лазерная гравировка в стекле позволяет также расширить возможности дизайна и снять практически все технологические ограничения по качеству и сложности изображения.

Впечатляющего результата витражных  дел мастера достигают, сочетая  разные виды техник, например, технику  спекания с техникой пескоструйной  обработки. При этом вплавленные  в стекло, цветные пятна дополняются  матовым рельефным рисунком. Также нередко рельефные элементы витражной композиции, изготовленные спеканием, соединяют с элементами, набранными в классической технике…

Информация о работе Витражное искусство. История и современность