Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:31, курсовая работа
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
2. Исторические и современные традиции в создании иллюстрации 3
2.1 Истоки зарождения иллюстрации 3
2.2 Советская иллюстрация в ХIХ веке. « Мир искусства». 3
2.4 Тенденции развития современной детской иллюстрации. 5
3. Основные композиционные принципы создания иллюстрации 6
3.1 Понятие композиции 6
3.2 Приёмы и способы композиции 7
3.4 Композиционное построение иллюстраций в детских книгах. 8
Лебедев Владимир Васильевич 12
Тырса Николай Андреевич 12
Билибин Иван Яковлевич 12
Владислав Ерко 13
Заключение 14
Список использованной литературы: 16
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет ДНИММО
Заочное отделение
Курсовая работа
Влияние на детей графического образа иллюстрации детской книги ……
Выполнил: студент(ка) гр. 071
В.А.
Проверил: ............
2009г.
Оглавление
Приложение
Введение
Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве .
Данная тема актуальна значением и влиянием книжной графики и иллюстрации в целом на воспитание ребенка в эмоциональном плане и привитие ему тяги к прекрасному посредством хорошей иллюстрации. А так же сравним качество современной иллюстрации с иллюстрацией 20-х годов.
С самого раннего возраста детей учат воспринимать яркость цветовых образов ,осознавать содержание рисунка ,знакомят с выразительными средствами книжной графики. Единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного графического образа.
Понятие «графический образ» включает в себя зрительные образы предмета, представления о нем, а также двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета. Книжная графика относится к изобразительным видам искусства, которое отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий.
Графика (от греческого grapho - пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.
Графика близка
живописи, но если там цвет является
основным средством художественного
выражения и выступает в
Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства, так как рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве.
Живопись требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю "технику" рисунка. Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
Хорошую иллюстрацию
в книге можно долго
Ребёнок постепенно открывает для себя всё новые и новые детали рассматриваемой иллюстрации. С иллюстрацией он открывает для себя ещё мало знакомый мир. Важно его не обмануть.
2. Исторические и современные традиции в создании иллюстрации
Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества - в эпоху неолита и бронзовом веке. Еще до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на орудиях быта, на оружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Так, с помощью различных изображений первобытный человек излагал свою мысль. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определенные понятия и повествования.
Еще в Древнем Египте были обнаружены рукописи, которые сопровождались картинками, выполненными от руки. На Руси картинки-иллюстрации берут начало в ХI веке в таких книгах как «Изборник Святослава», «Остромирово евангелие».
Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов. С появлением письменности графика стала все шире применяться в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста. Первоначально тексты ,писались на длинных полосах папируса и скручивались в свитки. С 13 века в Европе писчим материалом становится бумага .что позволило художникам участвовать в создании развития книги .рисуя для нее иллюстрации ..шрифты. украшения.
История изобразительного искусства и графики теснейшим образом связана с историей книги, в частности художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков. С изобретением книгопечатания в середине XV века и широким распространением книги роль художника все более возрастает и задачи его становятся все более глубокими.
Обратимся к истории детской иллюстрации. Лубки со сказочными и юмористическими сюжетами двести лет назад несомненно обращали внимание на себя детей. Во многих странах с рисунков к букварю и азбуке начиналась детская иллюстрация. Так и в России, в 1814 г. М.Теребенев, сын известного карикатуриста, нарисовал азбуку "Подарок русским детям на память об Отечественной войне 1812 г". Основой для нее послужили антифранцузские карикатуры. Позже В.Тимм, издатель "Листка для светских людей", первый начал создавать цельные по художественному оформлению иллюстрированные детские книги. В это же время Е.Ковригин рисовал смешные заставки и буквицы для детских альманахов. Вообще мир-искусники, склонные к интеллектуальному шутовству, дали большой импульс юмористической детской иллюстрации. Так, Г.Нарбут откровенно балагурит, иллюстрируя басни И.Крылова, где персонажи выступают с головами животных(барбос - казацкий Генерал, кот в треуголке - Наполеон).
Много сделали для детей карикатуристы Е.Рачев, И.Семенов, В.Сутеев, В.Гальба ("Приключения Чипполино"), В.Чижиков, Е.Шабельник, Н.Воронцов.
Лишь с изобретением книгопечатания картинки для книг начали тиражировать. В конце 90-х годов ХIХ века в Петербурге было создано объединение «Мир искусства». У его истоков стояли известный график, литератор, издатель А. Бенуа и театральный деятель С. Дягилев. В объединение вошли передовые художники того времени – Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов, В. Серов, И. Левитан, А. Васнецов, К. Коровин, М. Врубель.
Лучшие образцы русской книжной графики (и, в частности, детской иллюстрированной книги) были созданы художниками «Мира искусства» русского художественного объединения, которое оформилось в конце 1890-х гг. в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства. Большинство мастеров "Мира искусства" входило в состав Союза русских художников- объединения русских художников (1903—1923), созданного бывшими передвижниками и членами "Мира искусства", объединившимися в 1901 на "Выставке 36 художников".
Передвижники-художники,
входившие в прогрессивное
Со временем
в объединении «Мир искусства»
появились разногласия. Одни
Но время выдвигало новые требования к оформлению книг. И вот в 1924 году было создано объединение во главе с писателем С. Маршаком, куда вошли также прозаики и поэты Б. Житков, В. Бианки, М. Ильин, Е. Шварц, Д. Хармс и другие, которые хотели создать совершенно новую литературу с современным оформлением. Это заставило и художников иначе взглянуть на сложившиеся традиции в книжной графике. Художественный отдел Госиздата возглавил В. Лебедев. Его ближайшими помощниками стали художники Н. Тырса, В. Ермолаева, Н. Лапшин. Из старой «гвардии» к Лебедеву присоединились К. Петров-Водкин, Д. Митрохин, В. Татлин, В. Конашевич.
В. Лебедев не был новичком в книжной графике. У него к этому времени было немало удачных работ. Художник рисовал четкими и крепкими линиями, явно любуясь своими героями. Так, в основном, декоративные рисунки мастеров из «Мира искусства» были вытеснены простыми и понятными иллюстрациями творцов нового поколения.
В основу этой системы была положена мысль о книжном оформлении как о целостном декоративно-графическом единстве, все важнейшие части которого подчинены одной общей задаче украшения книги.
Стремление органически связать рисунок с плоскостью книжной страницы и шрифтами текста приводило мастеров «Мира искусства» к строго продуманному, но сравнительно узкому кругу художественных приемов. Изображение неизменно строилось на плоском силуэте или на контурной линии, то чеканно проработанной, обобщающей и идеализирующей образ, то, напротив, намеренно разорванной и запутанной, как бы превращающей живую пластику натуры в эффектный орнаментальный росчерк, почти лишенный предметного содержания. Изобразительная форма переходила в орнаментальную. Стилизация стала доминирующим принципом творчества.
Мастера «Мира
искусства» сумели с блеском решить
ту задачу, которую поставили перед
собой в области книжной
В сфере детской книги искусство иллюстрации отрывалось от реальной действительности и конкретной натуры, что приводило графику «Мира искусства» к ряду отрицательных последствий.
Прежде всего недостаточно разнообразным оказался круг тем, которыми занимались иллюстраторы. Их внимание обращалось почти исключительно к сказкам, фантастическим рассказам, былинам и басням. Многообразие реального мира уступило место условным декоративным пейзажам, по которым разгуливали игрушечные персонажи, «очеловеченные» звери и стилизованные дети-куклы. Далее, сама тема становилась, в сущности, лишь поводом для стилизации в духе тех или иных образцов старого искусства. Превращение предметно-изобразительной формы в орнаментальную ограничивало познавательную ценность рисунка, столь необходимую в детской книге. И, наконец, в самом языке графики, адресованной детям, в системе творческих приемов, при помощи которых строятся изображение и образ, не было настоящего понимания «детской специфики», продиктованной особенностями детского восприятия и понимания искусства.
Информация о работе Влияние на детей графического образа иллюстрации детской книги