Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:31, курсовая работа
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
2. Исторические и современные традиции в создании иллюстрации 3
2.1 Истоки зарождения иллюстрации 3
2.2 Советская иллюстрация в ХIХ веке. « Мир искусства». 3
2.4 Тенденции развития современной детской иллюстрации. 5
3. Основные композиционные принципы создания иллюстрации 6
3.1 Понятие композиции 6
3.2 Приёмы и способы композиции 7
3.4 Композиционное построение иллюстраций в детских книгах. 8
Лебедев Владимир Васильевич 12
Тырса Николай Андреевич 12
Билибин Иван Яковлевич 12
Владислав Ерко 13
Заключение 14
Список использованной литературы: 16
В 1923 году небольшая группа ленинградских литераторов и мастеров графики поставила перед собой задачу, чтобы преодолеть старые традиции детской книги и создать для детей литературу нового типа — литературу, раскрывающую перед детским восприятием весь необъятный мир живой реальной действительности.
В основу художественной системы, разработанной В. Лебедевым и его сотрудниками, была, таким образом, заложена мысль об особой специфике детской книжной графики — мысль, продиктованная, с одной стороны, знанием особенностей детского восприятия и понимания искусства, и, с другой стороны, стремлением активно воздействовать на сознание ребенка, формировать и воспитывать его эстетическое чувство. Взгляд на ребенка как на личность, внутренне близкую профессиональному художнику, был завоеванием искусства и эстетической мысли 20-х — начала 30-х годов. Художник Владимир Лебедев утверждал, что иллюстратор детской книги должен приучать ребенка строить живописные отношения, потому что это может ему пригодиться в его взрослой практике независимо от будущей профессии. Говоря о том, что рисунок в детской книге должен быть понятным, Лебедев имел в виду вовсе не только верность натуре и присущую ребенку потребность узнавания реального предмета на картинке: «Но все же рисунок должен быть таков, чтобы ребенок мог войти в работу художника».
Мастера нового поколения приняли от своих непосредственных предшественников вполне сложившуюся и развитую систему, которая стала основой всего последующего развития детской иллюстрированной книги.
В конце ХХ в., как и на рубеже XIX - XX вв., общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса. В наше время детская иллюстрация не только сохраняет традиции ХХ в., но и приобретает такие черты, которые были совсем не свойственны произведениям для детей в прошлом столетии.
Как и многие поколения детских писателей, современные авторы опираются и на фольклорные традиции. По-прежнему одним из популярнейших жанров детской литературы остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы. Главными героями детских книг по-прежнему остаются сами дети. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ в., прежде всего тема взаимоотношений детей со взрослыми и со сверстниками.
Детская иллюстрация, как и иллюстрация вообще, пытается освоить новую реальность, а значит неизбежно обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в то же время современная иллюстрация для детей продолжает развиваться в том направлении, которое оформлялось на протяжении всего ХХ в., а современные детские художники опираются на достижения своих предшественников
Качество современной детской иллюстрации XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. Неудивительно, что современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет». В типографию и на книжные полки пущено всё более или менее приемлемое и давно известное с не очень качественными копиями иллюстраций - от русских народных сказок и сказок Пушкина, Перро, братьев Гримм до написанного в советское время.
На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта и не требует доказательств, поэтому психологизм становится уже не новаторской, а неотъемлемой чертой детской иллюстрированной литературы.
Изменения в жизни общества, произошедшие в последнее десятилетие, в значительной мере изменили и ситуацию в литературе. Без преувеличения можно сказать, что 90-е гг. ХХ в. стали кризисными и для литературы вообще, и для детской литературы в частности. Значительно упал тиражи книг для детей, закрылась часть детских журналов, опустели детские библиотеки. Только в последние несколько лет положение начало меняться. Возродились детские периодические издания, появились новые газеты и журналы для детей, переиздаются произведения, ставшие классикой детского чтения. Кроме того, возрождается традиция литературных конкурсов, открывающих всё новые и новые имена авторов, пишущих для детей.
Наряду с другими возникает еще одна проблема - дети перестают читать книги, на смену замечательным произведениям прошлых лет приходят аудиокниги и журналы, переизданные произведения не всегда хорошего качества и неполном обьеме, падает культура чтения, читательский уровень. Этому способствуют разные факторы, в том числе и развитие новых информационных технологий, революция в телекоммуникациях. Заметное снижение интереса к чтению не могло не повлиять на литературный процесс, и одной из тенденций развития детской литературы в наше время становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения. Не случайно столь широкое распространение получают такие жанры, как детективы, триллеры и фентези. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют самые разные средства, в том числе и совсем не детские
3. Основные композиционные принципы создания иллюстрации
Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии. всех его частей, всех его компонентов.
Композиция - (от лат. compositio — составление, сочинение) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие и важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.
Композиция служит одним из важнейших связующих звеньев в творческом процессе восприятия. Композиция устанавливает порядок зрения, овладевая вниманием читателя. Она отражает на себе всю гамму переживаний и мыслей художника о своем предмете. Неорганизованное в композиционном отношении произведение изобразительного искусства может совершенно потерять художественную ценность.
Композиция - важнейшее средство построения целого, законченного произведения, Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.
Главное в композиции - создание художественного образа благодаря четкому композиционному построению. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.
Задачей композиционного
построения произведения является распределение
материала будущего произведения таким
образом и в такой
Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Форма и содержание органически слиты в конечном результате, т. е. в художественном произведении.
Приёмы и
способы композиции весьма
Общий характер композиции определяет структура, например вертикальной, горизонтальной, диагональной, построенной на мелком пятне или на крупном и т. д. Схема определяет основные соотношения между главными составными частями изображения.
При композиции по овалу все объекты изображения приобретают своеобразную плавность, они как бы текут, движутся. Взгляд зрителя скользит по направлению линии овала. Композиция по овалу становится более динамичной, если дана только часть овала.
.Композиция, построенная по принципу треугольника статична и быстрее притягивает взгляд.
Композиция по квадрату дает впечатление большой устойчивости и статичности.
Композиция по кругу обладает специфическим свойством сосредоточивать внимание зрителя на центральной части изображения.
Композиция в ритме одна из самых распространенных композиций. Даже в самых статичных композициях можно отыскать проявления ритма - ритм пятен, цвета, линий, ритм движения т.е. когда взгляд, войдя в определенном месте в композицию, начинает благодаря линиям, направлениям передвигаться от одного объекта к другому, образуя сложную кривую, охватывающую почти все рабочее пространство.
Движущийся объект (или наводящий на мысль о движении) более заметен, чем покоящийся. На бегущего в рисунке человека зритель обычно обращает внимание гораздо быстрее, чем на отдыхающего.
Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.
Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим.
Вертикальное направление в композиции часто встречаются там, где хотят дать впечатление торжественности, парадности, величия, приподнятости и т. д.
Горизонтальное направление в композиции создает впечатление неподвижности, тишины.
Композиция по диагонали отличается большой динамичностью и создает эффект движения. Этот эффект особенно нагляден при сравнении с изображением, помещенным по горизонтали.
Одним из основных средств композиции является линия.
Точка и линия или несколько линий дают множество вариантов композиции. Там, где требуется ограничить пространство, намекнуть на форму, создать определение среды. Прямая, кривая, ломаная, сложная - она присутствует практически во всем, хотя и не всегда явно.
Вертикальная линия, поставленная на горизонтальную, всегда создает впечатление устойчивости, статичности. Растущее дерево, вбитая в землю свая, скала и т. д.— все это устойчивые вертикальные объекты выработали в представлении человека определенный образ, связанный с восприятием вертикали.
Пятно или точка в композиции часто помогает акцентировать важный объект и определить центр композиции (смысловой). Пятно в зависимости от решаемых задач может быть как цветовым, так и тональным.
Уравновешивание отдельных частей достигается и взаимоотношением цветовых пятен, из которых состоит все изображение в целом. Схему взаимоотношения цветовых пятен мы станем называть тональной композицией.
Тональная композиция является организующим началом для изображения, связывая в единое зрительное целое все имеющиеся в нем цветовые пятна. Силу и веса этих пятен композиция приводит к необходимому равновесию, создает устойчивость и цельность. Неорганизованность тональной композиции, случайность расположения пятен делают изображение разбитым и неуравновешенным.
Очень часто линейная композиция разрушается несоответствующей тональной композицией: линейная композиция строит определенный зрительный центр, цветовые же пятна в их тональном соотношении дают другой центр. Первоначальный композиционный замысел, таким образом, будет нарушен. Поэтому тональная композиция должна строиться так., чтобы она находилась в тесной связи с линейной, подкрепляла ее.
Информация о работе Влияние на детей графического образа иллюстрации детской книги