Гомеровский и архаический период в искусстве Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:42, доклад

Краткое описание

Древний эпос, мифология выразили в своих образах жизнь народа и его духовные стремления, оказав огромное влияние на все последующее развитие греческой культуры. Его темы и сюжеты, соответствующие духу времени, отражались в скульптуре, живописи, рисунках на вазах. Однако изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.

Вложенные файлы: 1 файл

История искусства.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Гомеровский и архаический период в искусстве

Древней Греции. 

         Гомеровский и раннеархаический период: XI - VIII века до н. э.

        Период греческой истории с XI по IX века до н. э. называют гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера "Иллиада" и "Одиссея".

       Древний эпос, мифология выразили в своих образах жизнь народа и его духовные стремления, оказав огромное влияние на все последующее развитие греческой культуры. Его темы и сюжеты, соответствующие духу времени, отражались в скульптуре, живописи, рисунках на вазах. Однако изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.

         Архитектура

       От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм. Сохранились лишь руины, по которым можно сказать, что строительство в этот период развивалось на основе традиции микенской культуры. Планы сооружений напоминали мегарон микенской эпохи - прямоугольные постройки, вход в которые находился на узкой стороне. Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели как обычные дома, так и храмы, которые рассматривались как жилище божества. Именно эта простейшая архитектурная форма стала исходной для образования других типов греческих храмов, получивших распространение в последующий период.

         К VIII в., возможно и к IX в. до н.э., относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в Этолии, упоминавшийся храм в Дреросе на Крите). В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону; очаг-жертвенник помещался внутри храма; на фасаде, как и в мегароне, ставились две колонны. Наиболее древние из этих сооружений имели стены из  кирпича-сырца и деревянного каркаса, поставленные на каменном цоколе. Сохранились остатки керамической облицовки верхних частей храма. В целом архитектура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития.

       Расписная керамика

         В этот период широкое развитие получила расписная керамика. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. В период его расцвета (VIII в. до н. э.) создавались большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения. Их пропорции, взаимодействие отдельных частей, чёткая построенность формы слегка напоминают очертания человеческого тела. Росписи состояли из геометрического орнамента и отличались чёткой ритмичностью и выразительностью линий. Вначале это лишь простые линии и концентрические круги, ритмично опоясывающие тулово вазы, позднее - более разнообразные мотивы с изображением людей и животных, так же построенные из простейших геометрических форм. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам.

          К VIII веку относится «Дипилонская амфора», служившая надгробным памятником на кладбище Афин,на которой изображался погребальный обряд и хранился прах умершего. Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа.

           В геометрическом стиле проявлялись эстетические чувства народа. Лаконизм росписей с ритмом и, четкостью, резкостью линий, условный характер изображений, упрощенность форм - результат  стремления выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного предмета реального мира. Мы видим, как человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности. Схематические образы геометрики будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении росписи гомеровского периода – это первые шаги в развитии античного художественного мышления.

        Скульптура

         Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов. Основным видом этой скульптуры были так называемые ксоаны — это примитивные скульптуры культового назначения , выполненные из дерева или камня и представлявшие собой столб со слегка обозначенными формами человеческого тела и были символическим изображением божества. Некоторое понятие об этой скульптуре могут дать геометрически упрощенные бронзовые изображения богов, найденные при раскопках храма в Дреросе на Крите, построенного в VIII в. до н.э. дорийцами.

          Создавались в ту эпоху и редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Геометризации подчинялись и скульптурные изображения людей и животных. Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Эти небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, животных делались из терракоты, слоновой кости или бронзы, красочные и разнообразные по форме. Найденные в Беотии терракотовые статуэтки, сплошь покрытые орнаментом, отличаются примитивностью и нерасчлененностью форм; отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены. В этой мелкой пластике также просматривается геометрический стиль.

    Так, например, бронзовые статуэтки «Геракл и кентавр» и «Конь», найденные в Олимпии и относящиеся к концу гомеровского периода, дают нам представление о примитивности и схематизме этой мелкой бронзовой пластики, предназначавшейся для посвящений богам.

       Чертами более живого отношения к реальному миру обладают лишь некоторые терракотовые статуэтки из Беотии, относящиеся к VIII в., как, например, статуэтка, изображающая крестьянина с плутом; эта группа сравнительно более правдива по мотиву движения и менее связана неподвижностью и условностью искусства гомеровского периода.

       В большинстве своем геометрические статуэтки предназначаются для созерцания в профиль и кажутся плоскостными, подобными изображениям на вазах. Огромное значение в них имеет силуэт, лишь позднее начнет пробуждаться интерес мастера к объему. Элементы пластического понимания мира художником только намечаются.

         Во второй половине VIII века до н. э. в геометрическом стиле появляются черты, свидетельствующие об отказе от его строгих правил. Наблюдается желание показать фигуру человека, животного, предметы не схематично, а более живо. Это начало отхода от условности росписей и скульптур. Постепенно греческие мастера переходят к образам более  жизненно конкретным. С возникновением более зрелых представлений человека о мире появляется потребность не схематического, а детального изображения, что ведет к кризису геометрического стиля и появлению новых форм в памятниках архаического периода VII-VI веков до н. э.  

     

        Архаика: VII - VI века до н. э.

      В период архаики  греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало значительно сложнее и, что самое важное, вступило на путь реалистического развития.

       Эпоха архаики - это время становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формирования основных градостроительных принципов, видов храмов, жилых и общественных зданий. Искусство архаической эпохи  характеризуется расцветом каменной архитектуры, монументальной скульптуры, расписной керамики. В это время получает развитие ордерная система (дорический и ионический ордера).         Возросший интерес к человеческому образу находит выражение в пропорциях архитектурных ордеров, в создании статуй прекрасных и совершенных юношей-атлетов (курос) и девушек (кора). Сложные мифологические композиции, разворачиваются вазописцами на поверхности глиняных сосудов.

           Архитектура   

          Греческая архитектура была в первую очередь храмовой, в отличие от египетской архитектуры, которая ориентировалась на заупокойный культ, и от критской, бывшей преимущественно дворцовой. Греческие храмы имели  особое назначение - они служил исключительно помещением для храма божества.

        Развитие культовой архитектуры Греции совпадает с формированием греческих полисов . К VII веку до н.э. появилась необходимость в храмах, которые строились на самых видных местах, на высоких холмах, порой на берегу моря, так как храм был не только святилищем, центром религиозной жизни полиса, но и центром его политической и экономической деятельности. На священных участках, обнесенных оградой, около восточного фасада храма под открытым небом ставился алтарь, а внутри - статуя божества. 

         Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества помещалась в святилище - целле (cella), архитектурно соответствующей залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Целлу обрамляла колоннада.

         Древнейшим и простейшим типом каменного архаического храма был так называемый "храм в антах". Он состоял из небольшой целлы с двускатной крышей. Её фасад был оформлен выступами боковых стен - антами и украшен двумя колоннами. Всем этим «храм в антах» был близок к древнему мегарону. В качестве главного сооружения полиса «храм в антах» был мало пригоден: он был очень замкнут и рассчитан на восприятие только с фасада. По этому типу также были построены сокровищницы в Дельфах и Олимпии.

         Дальнейшим шагом в развитии архитектуры храма был простиль. На переднем фасаде простильного храма были размешены четыре колонны. В храме амфипростильного типа колоннада украшала уже как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Причём колонны теперь располагались не между, а перед антами.

        Однако самым распространённым стал другой тип храма - периптер, который был окружён колоннами со всех четырёх сторон. Чаще всего на главном фасаде было шесть колонн, такие храмы назывались гексастильными периптерами. Наиболее сложный тип храмового здания - диптер, который включает два ряда колонн, окружающих целлу.

       Уже в архаическую эпоху в VII веке в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или два ордера: дорический и ионический , и лишь в конце V века до н. э. появился ордер коринфский. Ордер определяет структуру колонн и покоящейся на ней верхней части здания (антаблемента).

        Дорический ордер, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам. Он характерен для Пелопонесса и греческих поселений в Сицилии и Южной Италии. Происхождение ионического ордера связано с богатыми городами Ионии, где в разных формах ощущается наследие минойского искусства, и влиянием архитектуры стран Передней Азии (Финикии, Ирана). Одни и те же ордерные части применялись в обоих стилях, различие виделось в деталях .Дорический ордер своей простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический же ордер выражал стремление к декоративности, лёгкости форм, лиричности.

        Важнейшей частью ордера была колонна, как основная несущая конструкция. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая. Соотношение частей в в обоих колоннах основано на математическом расчёте. По своему строению греческая колонна идеально соответствовала своему назначению, полностью отвечала принципу функциональности, и потому греческие ордеры выдержали испытание временем.

       Зодчество и ваяние составляли в Греции единое органическое целое. Так, например, в замечательном памятнике VI века, сокровищнице в Дельфах, человеческая фигура заменяет ионическую колонну, таким образом что опорой кровли служат статуи девушек-кор.

        В эпоху архаики основным материалом строителям служил камень - сначала известняк, затем мрамор. Здания от этого не только становятся более прочными, чем деревянные, но и выглядят величественнее. Порой элементы, являвшиеся конструктивными (фриз), превращаются в декоративные. Мастера любят украшать крыши храмов акротериями и антефиксами. Это время особенно широкого изготовления сначала живописных, а затем рельефных метоп, многофигурных композиций на фризах, сложных сюжетных групп на фронтонах. Для этого использовались материалы -терракота, известняк и мрамор.

Информация о работе Гомеровский и архаический период в искусстве Древней Греции