Греческий театр, его происхождение и устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 09:19, реферат

Краткое описание

Безусловно, театр – один из самых таинственных видов искусства. Это искусство на грани двух миров нашего и потустороннего. На глазах зрителей оживают давно умершие герои, «мертвые» произведения и всем известные истории. Именно поэтому театр на Руси (да и во всем мире) считали делом бесовским и от дьявола. Но театр – это и средство пропаганды и воздействия на человека, который смотря действие спектакля подсознательно воспринимает то, что ему хотят сказать автор, режиссер или актер. Ведь неслучайно Гиро в своей книге «Частная и общественная жизнь греков» помещает раздел «Драматические представления» в главу «Религия», т.е. действо, тесно связанное со служением Богам (т.е. связанное с потусторонним миром) и воздействием на большое количество людей.

Содержание

I.Введение.
II.Основная часть:
1. Происхождение древнегреческой драмы и театра.
2. Устройство древнегреческого театра.
3. Театр демократических Афин. V век до нашей эры.
4. Театр эпохи эллинизма.
III.Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Греческий театр.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

   Эсхил ввел в свои трагедии  второго актера и тем открыл  возможность более глубокой разработки  трагического конфликта, усилил  действенную сторону театрального  представления. Это был настоящий  переворот в театре: вместо старой  трагедии, где партии единственного  актера и хора заполняли всю  пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкиваются  на сцене друг с другом и  сами непосредственно мотивировали  свои действия.

-7-

   Внешняя структура трагедии  Эсхила сохраняет следы близости  к дифирамбу, где партии запевалы  перемежались с партиями хора.

   Почти все дошедшие до  нас трагедии начинаются с  пролога, в котором содержится  завязка действия. Затем следует  парод — песня, которую исполняет  хор, вступая на орхестру. Далее  идет чередование эписодиев (диалогических  частей, исполняемых актерами, иногда  при участии хора) и стасимов (песен  хора) . Заключительная часть трагедии  называется эксодом; эксод —  это песня, исполняя которую  хор покидает сцену. В трагедиях  встречаются также гипорхема  (радостная 

песня хора, звучащая, как правило, в кульминационный момент, перед  катастрофой) , коммосы (совместные песни-плачи  героев и хора) , монологи героев.

   Обычно трагедия состояла  из 3 - 4 эписодиев и 3 - 4 стасимов. Стасимы  разделяются на отдельные части  — строфы и антистрофы, строго  соответствующие по структуре  одна другой. При исполнении строф  и антистроф хор двигался по  орхестре то в одну, то в  другую сторону. Строфа и соответствующая  ей антистрофа написаны всегда  в одном и том же размере,  а новые строфа и антистрофа  — в другом. Таких пар в стасиме  бывает несколько; их замыкает  общий эпод (заключение) .

   Песни хора обязательно  исполнялись под аккомпанемент  флейты. Кроме того, они нередко  сопровождались танцами. Трагический  танец назывался эммелейя.

   Из дошедших до нашего  времени трагедий великого драматурга  особо выделяются следующие: “Персы”  (472 г. до н.э.) , где прославляется  победа греков над персами  в морском сражении при острове  Саламине (480 г. до н.э.) ; “Прометей  Прикованный” — возможно, самая  известная трагедия Эсхила, повествующая  о подвиге титана Прометея, подарившего  огонь людям и жестоко за  это наказанного; трилогия “Орестея”  (458 г. до н.э.) , известная тем,  что это единственный, дошедший  до нас полностью образец трилогии, в которой мастерство Эсхила  достигло своего расцвета.

   Эсхил известен как лучший  выразитель общественных устремлений  своего времени. В своих трагедиях  он показывает победу прогрессивных  начал в развитии общества, в  государственном устройстве, в морали. Творчество Эсхила 

-8-

оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.

   Софокл (496 — 406 до н.э.) . Софокл происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской и получил хорошее образование. Его художественная одаренность проявилась уже в раннем возрасте: шестнадцати лет он руководил хором юношей, прославлявшим саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою первую победу над самим Эсхилом. Вообще вся драматургическая деятельность Софокла сопровождалась неизменными успехами: он ни разу не получал третьей награды — занимал чаще всего первые и редко вторые места.

   Софокл принимал участие  и в государственной жизни,  занимая ответственные должности.  Так, он был избран стратегом  (военачальником) и вместе с Периклом  участвовал в экспедиции против  острова Самоса, решившего отделится  от Афин. После смерти Софокла  сограждане почитали его не  только как великого поэта,  но и одного из славных афинских  героев.

   До нас дошло только  семь трагедий Софокла, написал  же он их свыше 120. Трагедии  Софокла несут в себе новые  черты. Если у Эсхила главными  героями были боги, то у Софокла  действуют люди, хотя и несколько  оторванные от действительности. Поэтому о Софокле говорят,  что он заставил трагедию спуститься  с неба на землю. Основное  внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям. Конечно,  в судьбах его героев ощущается  влияние богов, даже если они  и не появляются по ходу  действия, и эти боги так же  могущественны, как и у Эсхила, — они могут сокрушить человека. Но Софокл рисует прежде всего  борьбу человека за осуществление  своих целей, его чувства и  мысли, показывает страдания,  выпавшие на его долю.

   У героев Софокла обычно  такие же цельные характеры,  как и у героев Эсхила. Сражаясь  за свой идеал, они не знают  душевных колебаний. Борьба ввергает  героев в величайшие страдания,  и иногда они гибнут. Но отказаться  от борьбы герои Софокла не  могут, потому что их ведет  гражданский и нравственный долг.

   Благородные герои трагедий  Софокла тесными узами связаны  с коллективом граждан: — это  воплощение идеала гармонической  личности, который был создан  в годы расцвета Афин. Поэтому  Софокла называют певцом афинской 

-9-

демократии.

   Однако творчество Софокла  сложно и противоречиво. Его  трагедии отразили не только  расцвет, но и назревающий кризис  полисной системы, закончившейся  гибелью афинской демократии.

   Греческая трагедия в  творчестве Софокла достигает  своего совершенства. Софокл ввел  третьего актера, увеличил диалогические  части комедии (эписодии) и уменьшил  партии хора. Действие стало более  живым и достоверным, так как  на сцене могли одновременно  выступать и давать мотивировку  своим поступкам три персонажа.  Однако хор у Софокла продолжает  играть важную роль в трагедии, и число хоревтов было даже  увеличено до 15 человек. 

   Интерес к переживаниям  отдельной личности побудил Софокла  отказаться от трилогий, где прослеживалась  обычно судьба целого рода. По  традиции он представлял на  состязания три трагедии, но каждая  из них была самостоятельным  произведением. 

   С именем Софокла также  связано введение декорационной  живописи.

   Наиболее известны трагедии  Софокла из фиванского цикла  мифов. Это “Антигона” (около  442 до н.э.) , “Царь Эдип” (около  429 до н.э.) и “Эдип в Колоне”  (поставлен в 441 г. до н.э., уже  после смерти Софокла) .

   В основе этих трагедий, написанных и поставленных в  разное время, лежит миф о  фиванском царе Эдипе и о  несчастьях, обрушившихся на его  род. Сам того не зная, Эдип  убивает своего отца и женится  на своей матери. Через много  лет, узнав ужасную правду, он  выкалывает себе глаза и добровольно  отправляется в изгнание. Эта  часть мифа легла в основу  трагедии “Царь Эдип” .

   После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный  богами, Эдип божественным образом  умирает: его поглощает земля.  Это происходит в пригороде  Афин, Колоне, и могила страдальца  становится святыней афинской  земли. Об этом рассказывается  в трагедии “Эдип в Колоне”  .

   Трагедии Софокла явились  художественным воплощением гражданских  и нравственных идеалов античной  рабовладельческой демократии периода  ее расцвета (Софокл не дожил  до страшного поражения афинян  в Пелопоннесской войне 431 —  404 гг. до н.э.) . Этими идеалами  были политическое равенство  и 

-10-

свобода всех полноправных граждан, беззаветное  служение родине, уважение к богам, благородство стремлений и чувств сильных  духом людей.

   Еврипид (около 485 — 406 до н.э.) . Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла — Еврипида.

   Родители Еврипида, по-видимому, были зажиточными людьми, и он  получил хорошее образование.  В противоположность Софоклу  Еврипид не принимал непосредственного  участия в политической жизни  государства, однако,

он живо интересовался общественными  событиями. Его трагедии полны разнообразных  политических высказываний и намеков  на современность.

   Большого успеха у современников  Еврипид не имел: за всю свою  жизнь он получил лишь 5 первых  наград, причем последнюю — посмертно.  Незадолго до смерти он покинул  Афины и переехал ко двору  македонского царя Архелая, где  пользовался почетом. В Македонии  он и умер (за несколько месяцев  до смерти Софокла в Афинах) .

   От Еврипида дошло до  нас полностью 18 драм (всего он  написал от 75 до 92) и большое количество  отрывков.

   Драматург приблизил своих  героев к действительности; он, по  свидетельству Аристотеля, изображал  людей такими, “каковы они есть”  . Персонажи его трагедий, оставаясь,  как и у Эсхила и Софокла,  героями мифов, наделялись мыслями,  стремлениями, страстями современных  поэту людей. 

   В ряде трагедий Еврипида  звучит критика религиозных верований  и боги оказываются более коварными,  жестокими и мстительными, чем  люди.

   По своим общественно-политическим  взглядам был сторонником умеренной  демократии, опорой которой он  считал мелких землевладельцев.  В некоторых его пьесах встречаются  резкие выпады против политиков-демагогов:  льстя народу, они добиваются  власти, чтобы использовать ее  в своих корыстных целях. В  ряде трагедий Еврипид страстно  изобличает тиранию: господство  одного человека над другими  людьми вопреки их воле ему  представляется нарушением естественного  гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в 

-11-

личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении  и богатстве. Положительные персонажи  Еврипида неоднократно высказывают  мысль, что безудержное стремление к богатству может толкнуть человека на преступление.

   Заслуживает внимание отношение  Еврипида к рабам. Он считает,  что рабство — это несправедливость  и насилие, что природа у  людей одна и раб, если у  него благородная душа, ничуть  не хуже свободного.

   Еврипид часто откликается  в своих трагедиях на события  Пелопоннесской войны. Хотя он  гордится военными успехами соотечественников,  но в целом относится к войне  отрицательно. Он показывает, какие  страдания несет война людям,  прежде всего женщинам и детям.  Война может быть оправдана  только в том случае, если люди  защищают независимость своей  родины.

   Эти идеи выдвигают Еврипида  в число самых прогрессивных  мыслителей человечества.

   Еврипид стал первым известным  нам драматургом, в чьих произведениях  характеры героев не только  раскрывались, но и получали свое  развитие. При этом он не боялся  изображать низкие человеческие  страсти, борьбу противоречивых  стремлений у одного и того  же человека. Аристотель назвал  его трагичнейшим из всех греческих  драматургов. 

   Слава пришла к Еврипиду  после смерти. Уже в IV в. до  н.э. его называли величайшим  трагическим поэтом, и такое суждение  о нем сохранилось на все  последующие века.

   Театр эпохи эллинизма.

   В эпоху эллинизма (VI —  I вв. до н.э.) греческий театр классической  поры претерпел существенные  изменения, касающиеся и драматургии,  и актерского исполнения, и архитектуры  театрального здания. Эти изменения  связаны с новыми историческими  условиями. 

   В театре эллинистической  эпохи по-прежнему ставятся комедии  и трагедии. Но от трагедий IV в.  до н.э. сохранились лишь небольшие  фрагменты, и, по-видимому, художественные  достоинства эллинистической трагедии  были невелики. Гораздо больше  данных имеется для суждения  о комедии, так как до нас  дошли целиком одна пьеса и  несколько отрывков из других  пьес крупнейшего 

-12-

комедиографа того времени — Менандра.

   Комедию эллинистической  эпохи называют новой аттической (или новоаттической) комедией. Время  ее расцвета — конец IV —  III в. до н.э. В новой аттической  комедии по-своему отразились  изменения, происшедшие в общественно-политической  жизни Греции к середине IV в.  до н.э. На смену представлений  о божественном миропорядке и  вере в конечное торжество  справедливости приходит убеждение  во всемогуществе случая. Жизнь  человека, его личное счастье,  общественное положение — все  зависит от воли случая. Случай  определяет возникновение и решение  конфликтов и в самой комедии,  которая ставит своей задачей  воспроизводить современную ей  жизнь только в плане семейно-бытовых  отношений. Большую роль в новой  комедии играет мотив любви. 

   Авторы новой аттической  комедии широко использовали  психологическую теорию ученика  Аристотеля Теофраста, согласно  которой все свойства характера  проявляются во внешности человека  и в его поступках. Физиогномические  описания Теофраста несомненно  влияли и на оформление масок,  помогавшим зрителям распознавать  тот или иной персонаж.

   В новой комедии заметно  влияние Еврипида. Близость многих  его героев к жизни, раскрытие  их душевных переживаний —  вот то, что новая комедия взяла  у Еврипида.

Информация о работе Греческий театр, его происхождение и устройство