Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:57, дипломная работа
В соответствии с целью были поставлены такие задачи:
Раскрыть тему дипломного проекта.
Определить особенности выбранного жанра.
Выполнить поисковую работу; собрать дополнительный материал, выполнить эскизы;
Описать средства выполнения работы.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………………..5
1.ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
1.1 Из истории декоративно прикладного искусства…………….……………………..7
1.2 Технология декоративной живописи………………………….……………………14
1.3 Колорит. Значение цвета…………………………………………………………….19
1.3 Композиция…………………………………………………………………………..28
2.ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО «ДЕТСКИЕ МЕЧТЫ» В ТЕХНИКЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ
2.1 Выбор темы…………………………………………………………………….…….32
2.2 Работа над эскизами …………………………………………………………….…..34
2.3 Колористическое решение………………………………………………………..…36
2.4 Идейное содержание и композиционное решение……………………………...…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..41
Колорит в живописи непосредственно взаимосвязан со спецификой изображения пространства и стилистикой трактовки форм элементов изображения. Основу колорита как системы организации цветовых сочетаний в реалистической изобразительной грамоте (пространственной светотеневой живописи) составляют цветовые и тональные отношения, валёр, тон, полутона, тональность, гаммы, оттенки и т.д. Основу колорита в декоративной живописи составляет ритмическая организация гармонических сочетаний локальных цветов. Колорит в живописи включает в себя законы гармонических сочетаний цветовых тонов, явления светлотного и цветового контрастов, законы оптического смешения цветов.
Систему цветовых и тональных отношений в живописи, проблемы тона и полутона мы рассмотрим далее, а здесь остановимся на краткой характеристике других слагаемых колорита. Термин «валёр» достаточно часто употреблялся практиками и теоретиками живописи XIX века, в настоящее время он применяется реже. Валёр происходит от французского слова «valeur», что означает «стоимость», «ценность». Дословный перевод этого слова не отражает того содержания, которое в него вкладывают практики и теоретики изобразительного искусства. Некоторые художники и теоретики под валёром понимают разработку тональных градаций элементов изображения в живописи от светлого до темного при сохранении цветового богатства.
Овладение принципами валёра позволяет художнику светлый предмет в тени написать темными красками так, чтобы ощущалась светлота предмета, или яркий предмет, находящийся в тени, написать темными красками так, чтобы ощущалась яркость предмета.
Правильную, с нашей точки зрения, трактовку термина «валё’р» приводит К.Юон: «Валеры – французский традиционный термин, употребляемый при анализе живописных достоинств картины и трудно переводимый. Он обозначает не столько какое-либо качество цвета, сколько качество самой живописи, разумея под последним совокупность всего в ней заложенного: качества цветовых, световых и технически фактурных сторон ее.
Валер определяет живописную ценность, явившуюся в результате тонко воспринятых живописных отношений и чувствований, заложенных в характеристике живописных частей между собой, в объединении целого, образующегося из светотени, красочного и пластического содержания предмета.
Валеры являются формальными показателями тонкостей живописных ощущений».
Валёр в живописи создается незаметным переходом одного цветового тона в другой посредством так называемой деградации тонов и образованием в результате цветовой гаммы. Цветовая гамма – это совокупность созвучных цветов, близких между собой по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
Колорит живописного произведения часто характеризуют словами теплый, холодный, серебристый, золотистый, охристо-красный, имея в виду цветовую гамму.
Часто цветовую гамму живописного произведения называют колористической гаммой. Иногда живописное произведение построено по принципу применения нескольких колористических гамм, но они в целом подчинены ведущей колористической гамме или служат для ее оттенения, контраста.
Использование в живописи нескольких колористических гамм создает определенную тональность, которую иногда называют колористической тональностью живописного произведения.
Применением различных колористических тональностей в живописи передается состояние времени года, суток, состояние погоды и т.д. Колористическое богатство живописи достигается также посредством нюансировки цвета, поиском различных его оттенков.
«Нюанс» происходит от французского слова «nuance» и означает оттенок. Нюансировка цвета, обогащение его оттенками создает ощущение вибрации цвета, его пространственности. Говорят, что оттенок цвета живописцу дороже самого цвета. «Живопись, не дышащая в каждом своем цвете тысячью обогащающих его оттенков, есть мертвая живопись», – говорил К.Ф.Юон.
Анализируя различные способы колористических решений в живописи, теоретик искусства Н.Н.Волков говорил: «Существовало много попыток создать систему правил для цветового построения картины. Все эти попытки, часто полезные для их авторов, скоро становились мертвыми рецептами, ибо задачи, для которых были созданы правила, менялись.
Остаются лишь три самых общих закона – закон увиденности цвета, закон подчинения содержательной задаче образа и закон единства (цельности) системы переложения красок природы».
На колорит живописного произведения значительно влияют характер и цвет источника освещения среды изображения. Как бы ни были разнообразны цвета изображаемых элементов, характер и цвет освещения объединяют их колористически. Например, при лунном освещении все цвета предметов приобретают серо-голубые и зеленовато-синие оттенки, при закате солнца – охристо-красноватые или оранжево-пурпурные.
Чтобы понять принципы колористического объединения цветов иногда рекомендуют смотреть на элементы изображения через различные цветные стекла. Если посмотреть на натуру через желтовато-красные стекла, получается впечатление, близкое к вечернему освещению, а если посмотреть через голубовато-синие стекла, впечатление, близкое к лунному освещению.
При живописи пейзажа объединенность различных элементов изображения общим цветом освещения является основой создания гармонии цветового строя, т.е. колорита живописного произведения.
Принципы колористической организации элементов изображения в пейзаже видны нагляднее, если сравнить живописные этюды, изображающие, например, состояние пасмурного летнего дня, лунной ночи, сумерек, яркого солнечного дня, заката солнца, ясного или пасмурного зимнего дня. Цвет каждого элемента в изображении на этих этюдах как на свету, так и в тени должен быть соотнесен и должен гармонировать с другими цветами и с общим колоритом изображения. Если в изображении хотя бы один цвет не передает влияние цвета освещения, этот цвет будет выделяться как чуждый и посторонний данному состоянию освещенности, он будет разрушать колористическую гармонию и цельность изображения.
Таким образом, колористическая объединенность различных цветов общим цветом освещения в природе – основа, ключ к созданию колорита, гармонического цветового строя живописного произведения.
Н.Н.Волков говорил также следующее: «Задача цветного изображения есть всегда и непременно – даже при отсутствии чисто творческих задач – задача переложения, во-первых, бесконечного множества цветовых явлений на ограниченный словарь палитры, во-вторых, задача переложения объемно-пространственной жизни цвета надсистему пятен, заключающих ограниченный кусок плоскости».
Колорит в живописи выполняет также композиционные задачи. Благодаря соответствующей ритмической организации цветовых пластических масс на плоскости изображения и достижению равновесия всей изобразительной структуры живописного произведения колорит концентрирует внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания местах, способствует организации пространства и определяет последовательность зрительного восприятия. В творческом плане особое внимание художниками уделяется «режиссуре» колорита, заключающейся в решении вопроса о главных цветовых акцентах и о развитии вариаций цветовых гармоний в пределах плоскости изображения.
В истории искусств правила и приемы построения колорита в живописи определялись живописной школой, обусловленной общими эстетическими воззрениями эпохи, особенностями неповторимого художественного видения художника, его палитрой, манерой письма, т.е. способом наложения красок на плоскость изображения.
Когда речь идет о создании картины одну из самых важных ролей играет цвет. Речь пойдет не о картине, написанной с натуры, а о творческой работе с идеей, которая должна быть донесена до зрителя. Кстати, знание того, что означает тот или иной цвет в красках может помочь любителям искусства понимать картины к примеру тех же кубистов. Сам Кандинский с помощью цвета и формы добивался создания настоящих шедевров! А символика цветов поможет вам понять их смысл.
Итак, предположим, вы решили нарисовать отчаяние. Вспомним фразу:»черное отчаяние». Значит, цвет отчаяния — черный. Но не стоит на этом останавливаться. Черный также может означать бездну, бесконечность, неведение и прочее. Так что нарисовав «Черный квадрат» Малевич занимался не глупым пустым зарисовыванием холста, а просто пытался передать весь объем того, что несет в себе черный цвет. Болезнь, злость и тоску, к примеру, принято считать зеленой. Ведь часто говорят: «он позеленел от злости» или «тоска зеленая». От злости также можно и побагроветь. Ничего удивительного, ведь багровый — это утемненная (ближе к отчаянию черного) форма красного (агрессии).
В целом, нужно запомнить, что существуют основные и дополнительные (оттенки) цвета. Если красный и желтый основные, то их смешение — оранжевый — дополнительный и т. д. Поэтому хоть мы рассмотрим значение почти всех цветов радуги, но значение каких-то оттенков, о которых мы забудем упомянуть, можно понять, посмотрев на значение тех цветов из которых они составлены.
Красный — огонь, жара, жизнь, энергия, активность, воля, борьба, страсть, агрессия, гнев. Красный не стремиться на зрителя и не удаляется от него. Он движется, но с тем же стоит на месте. Это движение само в себе.
Оранжевый – движение, скорость, ритм, радость, эмоции, чувственность, жизнерадостность, общительность, лень, зависимость, избалованность, тепло. Этот цвет является смесью красного и желтого. Красный имеет много движения в себе, а желтый – много движения на встречу зрителю. Поэтому, оранжевый можно назвать цветом, дружелюбно шагающим навстречу зрителям.
Желтый — солнце, день, свобода, праздник, веселье, терпимость, упрямство, критичность, беспокойство, предательство, сумасшествие.
Зеленый — природа, жизнь, молодость, вера, приземленность(если с коричневатым оттенком), гармония, естественность, доброта, мягкость, ипохондрия, эгоизм, болезненность, лень.
Голубой — ветер, небо, свежесть, холод, лед, чистота, духовность, одухотворенность, искренность, тактичность (молчание), замкнутость, равнодушие, хладнокровие, отстраненность, безразличие.
Синий(индиго) — мир, глубина, углубленность, погруженность, видение, мудрость, философия, тишина, спокойствие, угнетение, беспокойство, идеализм, фанатизм. У этого цвета “нет дна”, он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. Но! не дает ответа в понимании смысла жизни; вгоняет в меланхолию, слабость. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают, их преданность людям может доходить до рабства. В мифах – синий цвет – это божественное проявление, цвет загадочности ценности. Синий цвет – потеря реальности, мечтание, фанатизм. В синий цвет одеты маги и волшебники. В средневековье, люди, ходившие в голубом, знали истину. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук – скоробей синего цвета. Будда и Кришна – синего цвета. Синий цвет во флагах – свобода, объединение, принадлежность к большому целому.
Фиолетовый — мудрость, философия, надежность, духовность, мистика, вдохновение, артистизм, благородство, закон, власть, фанатизм, отчуждение, смерть, старость.
Розовый — женственность, интимность, фантазерство, милая слабость, детство-младенчество, влюбленность, романтичность, дружелюбие, доброта, легкомыслие, чрезмерная чувствительность.
Черный — ночь, покой, тьма, тайна, вызов, печаль, подавление, смерть, бездна, бесконечность, вечность, наполненность.
Белый — свет, покой, безмятежность, чистота, пустота, отсутствие чего-либо, целомудрие, девственность, сосредоточенность, отрешенность, одиночество. Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий.
Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики.В мифологии белый цвет часто используется в Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Если принести в жертву белое животное – это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса – человека).Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.
Белый очень широко используется в христианстве, как символ веры, чистоты, истинности и светлости.
Серый — тень, облака, неподвижность, стабильность, здравомыслие, реализм, раздвоенность, скука, тоска, хмурость и угрюмость.
Композиция (лат. compositio — составление, сочинение) — составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.
Главное в композиции —
создание художественного