Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 06:35, автореферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование дидактических особенностей обучения джазовой импровизации вокалистов, разработка и апробация экспериментальной методики импровизационно-интерпретаторской подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады.
Задачи исследования:
• выявить сущность и содержание «джазовой импровизации» вокалистов музыкальной эстрады;
• раскрыть дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкальной эстрады в вузе;
• разработать модель обучения джазовой импровизации вокалистов музыкальной эстрады в системе высшего образования;
• теоретически обосновать, апробировать и внедрить методику обучения джазовой импровизации студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств.
1.1. Сущность и специфика обучения джазовой импровизации вокалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
1.2. Содержание и образовательная модель обучения импровизации вокалистов музыкальной эстрады.
Глава 2. Методические основы обучения джазовой импровизации вокалистов музыкальной эстрады.
2.1. Организация и содержание экспериментальной методики обучения импровизации вокалистов эстрадно-джазового пения.
2.2. Активизация музыкально-творческой деятельности вокалистов в процессе обучения джазовой импровизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика джазовой импровизации.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

 èññëåäîâàíèè ïðèíÿëè ó÷àñòèå: ïðåïîäàâàòåëè Ìîñêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà êóëüòóðû è èñêóññòâ, Ìîñêîâñêîé ãîñóäàðñòâåííîé àêàäåìèè èìåíè Ìàéìîíèäà, Èíñòèòóòà ñîâðåìåííîãî èñêóññòâà, Ìîñêîâñêîãî ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêîãî èíñòèòóòà, òâîð÷åñêèå ðàáîòíèêè èñêóññòâ (ìóçûêè, òåàòðà, õîðåîãðàôèè) è ñòóäåíòû óêàçàííûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé.

 

Ýìïèðè÷åñêóþ áàçó èññëåäîâàíèÿ ñîñòàâèë êîíòèíãåíò èç 178 ñòóäåíòîâ, 34 ïðåïîäàâàòåëåé, 8 òâîð÷åñêèõ ðàáîòíèêîâ. Îñíîâíîé áàçîé ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû ñëóæèëè êàôåäðû âîêàëüíîãî ôàêóëüòåòà Ìîñêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà êóëüòóðû è èñêóññòâ, Ìîñêîâñêîé ãîñóäàðñòâåííîé àêàäåìèè èìåíè Ìàéìîíèäà, Èíñòèòóòà ñîâðåìåííîãî èñêóññòâà, Ìîñêîâñêîãî ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêîãî èíñòèòóòà.

 

Îðãàíèçàöèÿ èññëåäîâàíèÿ. Íà ïåðâîì ýòàïå èññëåäîâàíèÿ (20082009 ãã.) ïðîâîäèëèñü òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ïðîáëåìû, íàáëþäåíèÿ çà ïðîöåññîì îáó÷åíèÿ â âóçàõ êóëüòóðû è èñêóññòâ, îïðåäåëÿëèñü îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ, öåëü, çàäà÷è, ðàáî÷àÿ ãèïîòåçà, ðàçðàáàòûâàëàñü ïðîãðàììà èññëåäîâàíèÿ. Ïîëîæåíî íà÷àëî îïûòíî-ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû ïî ñîçäàíèþ ìîäåëè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî ïåíèÿ. Ðåçóëüòàòû ýòîãî ýòàïà íàøëè îòðàæåíèå â ó÷åáíîé ïðîãðàììå «Ïðàêòè÷åñêèé êóðñ îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ» äëÿ ñòóäåíòîâ ñïåöèàëüíîñòè «Ìóçûêàëüíîå èñêóññòâî ýñòðàäû», ñïåöèàëèçàöèÿ «Ýñòðàäíî-äæàçîâîå ïåíèå».

 

Íà âòîðîì ýòàïå (2009-2010 ãã.) îñóùåñòâëÿëàñü ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ðàáîòà ïî àïðîáàöèè ìåòîäèêè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè ñòóäåíòîâ â ïðîöåññå ñïåöêóðñà. Áûë ïîäãîòîâëåí è ïðîâåäåí ýêñïåðèìåíò ïî ðàçðàáîòêå è ðåàëèçàöèè ðàçâèâàþùèõ îáðàçîâàòåëüíûõ è ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêèõ çàäàíèé.

 

 ýêñïåðèìåíòå ïðèíèìàëè ó÷àñòèå ñòóäåíòû óêàçàííûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé. Ýêñïåðèìåíò îñíîâûâàëñÿ íà èçó÷åíèè çíà÷èìîñòè ðîëè èìïðîâèçàöèîííî-èíòåðïðåòàòîðñêîé ïîäãîòîâêè áóäóùèõ âîêàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî ïåíèÿ. Íà ýòîì ýòàïå îòðàáàòûâàëèñü ìåæïðåäìåòíûå ñâÿçè îáùåïðîôåññèîíàëüíûõ è ñïåöèàëüíûõ äèñöèïëèí â ïðîöåññå ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè ñòóäåíòîâ ê èõ áóäóùåé òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè â îáëàñòè ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñêóññòâà.

 

Íà òðåòüåì ýòàïå (2010-2011 ãã.) ïðîâîäèëñÿ ïåäàãîãè÷åñêèé ýêñïåðèìåíò ñî ñòóäåíòàìè Ìîñêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà, Ìîñêîâñêîé ãîñóäàðñòâåííîé àêàäåìèè èìåíè Ìàéìîíèäà, âêëþ÷àþùèé êîíñòàòèðóþùèé, ôîðìèðóþùèé, êîíòðîëüíûé ýòàïû. Îñóùåñòâëÿëîñü îáîáùåíèå è îôîðìëåíèå ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ.

 

Èòîãîì òðåòüåãî ýòàïà ÿâëÿåòñÿ àïðîáàöèÿ è âíåäðåíèå îáðàçîâàòåëüíîé ìîäåëè îáó÷åíèÿ âîêàëèñòîâ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè è èíòåðïðåòàöèè äæàçîâûõ ñòàíäàðòîâ.

 

Íàó÷íàÿ íîâèçíà äèññåðòàöèîííîãî èññëåäîâàíèÿ: • óòî÷íåíî ñîäåðæàíèå ïîíÿòèÿ «äæàçîâàÿ èìïðîâèçàöèÿ âîêàëèñòà ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû», ïðåäñòàâëÿþùàÿ ñîáîé òâîð÷åñêèé ïðîöåññ ñîçäàíèÿ ìóçûêàëüíî-õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà â ìîìåíò íåïîñðåäñòâåííîãî âîêàëüíîñëîãîâîãî èíòîíèðîâàíèÿ ìóçûêàëüíîãî è ëèòåðàòóðíîãî òåêñòà (ñêýò-ïåíèå), ñóùíîñòüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïîçíàíèå, âîñïðîèçâåäåíèå è ðàñïðîñòðàíåíèå îáúåêòèâíî è ñóáúåêòèâíî íîâîãî èñïîëüçîâàíèÿ îáùåïðèíÿòûõ è ïðèâíåñåíèÿ â ñêýò-âîêàë îðèãèíàëüíûõ ñëîãîâûõ ñî÷åòàíèé, äæàçîâîé ôðàçèðîâêè, ñâèíãà, àêöåíòèðîâàíèÿ è íîâîé àðòèêóëÿöèè, ñïåöèôèêà êîòîðîãî çàêëþ÷àåòñÿ â îñîáûõ ñïîñîáàõ çâóêîèçâëå÷åíèÿ, èñïîëüçîâàíèÿ øèðîêîãî ñïåêòðà òåìáðîâûõ êðàñîê è çâóêîïîäðàæàòåëüíûõ ýëåìåíòîâ â ðàìêàõ ñòðóêòóðíîé ñõåìû ïüåñû;

 

• ðàñêðûòû äèäàêòè÷åñêèå îñîáåííîñòè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñêóññòâà, ïðîÿâëÿþùèåñÿ â ñòðóêòóðå ýòàïîâ ïîäãîòîâêè ìóçûêàëüíîãî ïðîèçâåäåíèÿ ê èñïîëíåíèþ; â ñèíòåçå âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ èìïðîâèçàöèîííîãî è èíòåðïðåòàòîðñêîãî âîïëîùåíèÿ ìóçûêàëüíî-õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà äæàçîâûõ êîìïîçèöèé, èõ êîíöåíòðèðîâàííîñòè, ëàêîíè÷íîñòè, äðàìàòóðãè÷åñêîé çàâåðøåííîñòè, çðåëèùíîñòè è îñîáîì õàðàêòåðå îáùåíèÿ ñî çðèòåëüíûì çàëîì; â ïîâûøåíèè ëè÷íîñòíîé ìîòèâàöèè è ïîýòàïíîì ñèñòåìíîì ïîäõîäå ê îñâîåíèþ èìïðîâèçàöèè è èíòåðïðåòàöèè äæàçîâûõ ñòàíäàðòîâ; ïåðèîäè÷íîñòè êîíòðîëÿ óñâîåíèÿ êà÷åñòâà çíàíèé ìåòîäîì ýêñïåðòèçû; êîððåêöèè îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà; àêòèâíîãî èñïîëüçîâàíèÿ êîìïëåêñà èíòåðàêòèâíûõ ìåòîäîâ è êîìïüþòåðíûõ òåõíîëîãèé;

 

• îïðåäåëåíî ñîäåðæàíèå ìîäåëè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ, ñîîòâåòñòâóþùåé ñòðóêòóðå ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ñïåöèàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû, âêëþ÷àþùåé òðè ïîäñèñòåìû: òåîðåòèêî-àíàëèòè÷åñêóþ, ìóçûêàëüíî-èñïîëíèòåëüñêóþ è îðãàíèçàöèîííî-äèäàêòè÷åñêóþ ó÷åáíóþ äåÿòåëüíîñòü, íîâèçíó êîòîðîé ñîñòàâëÿåò ïîýòàïíîñòü ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîãî ñòàíîâëåíèÿ áóäóùåãî ñïåöèàëèñòà, çàêëþ÷àþùàÿñÿ â òîì, ÷òî íà êàæäîì ýòàïå îñóùåñòâëÿåòñÿ åäèíñòâî â îñâîåíèè îñíîâ èìïðîâèçàöèîííîãî è èíòåðïðåòàöèîííîãî èñêóññòâà, äðàìàòóðãèè è ðåæèññóðû ýñòðàäíî-äæàçîâîãî íîìåðà, äæàçîâîé êîìïîçèöèè è êîíöåðòíîé ïðîãðàììû;

 

• ðàçðàáîòàíà ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ìåòîäèêà, âêëþ÷àþùàÿ «Ïðàêòè÷åñêèé êóðñ îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ», ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêèå ìàòåðèàëû è ñêýòîâûé ñëîâàðü, îïèðàþùàÿñÿ íà ñèñòåìó ñïåöèàëüíûõ òâîð÷åñêèõ çàäàíèé (âîêàëüíî-ðå÷åâîé òðåíèíã), ñîñòàâëÿþùàÿ îñíîâó ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè ïåâöà-èìïðîâèçàòîðà è èíòåðïðåòàòîðà äæàçîâûõ ñòàíäàðòîâ, íàïðàâëåííàÿ íà ôîðìèðîâàíèå âîêàëüíûõ íàâûêîâ è ïðàâèë â ïåíèè äæàçîâûõ ñêýòîâ, ïðèíöèïîâ ïðàâèëüíîãî ïîñòðîåíèÿ äæàçîâûõ ôðàç, èñïîëüçîâàíèÿ øòðèõîâ è ñïåöèôè÷åñêèõ ïðèåìîâ, ÿâëÿþùèõñÿ áàçîâîé øêîëîé â îñâîåíèè ñòèëèñòèêè äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè.

 

Òåîðåòè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü èññëåäîâàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ òåì, ÷òî îáîãàùåíà òåîðåòè÷åñêàÿ áàçà ìóçûêàëüíîé ïåäàãîãèêè ïîñòàíîâêîé è ðàññìîòðåíèåì ïðîáëåì èíòåãðàöèè èìïðîâèçàöèîííîãî è èíòåðïðåòàòîðñêîãî èñêóññòâà â îáðàçîâàòåëüíûé è õóäîæåñòâåííî-òâîð÷åñêèé ïðîöåññ ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû: ðàñêðûòû òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèå, îðãàíèçàöèîííî-äèäàêòè÷åñêèå ìåõàíèçìû ôîðìèðîâàíèÿ ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ â îáó÷åíèè äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ, êîòîðîå ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ó÷åáíî-èñïîëíèòåëüñêèé ïðîöåññ è ðåçóëüòàò óñâîåíèÿ àäàïòèðîâàííûõ çíàíèé, óìåíèé, íàâûêîâ, ñïîñîáîâ è îïûòà ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè â îáëàñòè ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñêóññòâà, îáåñïå÷èâàþùåé ñòàíîâëåíèå, ñàìîîïðåäåëåíèå, ñàìîðàçâèòèå è ñàìîðåàëèçàöèþ îáó÷àþùèõñÿ; òåîðåòè÷åñêè îáîñíîâàíî è ðàñêðûòî ñîäåðæàíèå îáðàçîâàòåëüíîé ìîäåëè îáó÷åíèÿ èìïðîâèçàöèè è èíòåðïðåòàöèè äæàçîâûõ ñòàíäàðòîâ, ðàçðàáîòàí àëãîðèòì ïîñòðîåíèÿ çàíÿòèé íà îñíîâå ñèíòåçà òðàäèöèîííûõ è òðåíèíãîâûõ ìåòîäîâ; îáîñíîâàí íîâûé ïîäõîä â ðàñêðûòèè ñóùíîñòè è ñïåöèôèêè ïðåïîäàâàíèÿ êóðñà ïðàêòè÷åñêîé èìïðîâèçàöèè êàê äèäàêòè÷åñêîé ñèñòåìû, âêëþ÷àþùåé â êà÷åñòâå îñíîâíûõ êîìïîíåíòîâ òåîðåòèêî-àíàëèòè÷åñêóþ, ìóçûêàëüíî-èñïîëíèòåëüñêóþ è îðãàíèçàöèîííî-äèäàêòè÷åñêóþ ó÷åáíóþ äåÿòåëüíîñòü, íàïðàâëåííûõ íà êîíå÷íûé ðåçóëüòàò îáó÷åíèÿ - ïðîôåññèîíàëüíîå òâîð÷åñòâî; â ìóçûêàëüíîé ïåäàãîãèêå ðàçðàáîòàíî ïîëîæåíèå î íåîáõîäèìîñòè èñïîëüçîâàíèÿ ìåæïðåäìåòíûõ ñâÿçåé îáùåïðîôåññèîíàëüíûõ è ñïåöèàëüíûõ äèñöèïëèí, óñòàíîâëåíà ïåäàãîãè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü âîçäåéñòâèÿ ñïåöêóðñà íà òâîð÷åñêîå ñòàíîâëåíèå ëè÷íîñòè âîêàëèñòà ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ.

 

Ïðàêòè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü èññëåäîâàíèÿ. Òåîðåòè÷åñêèå âûâîäû è ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè èññëåäîâàíèÿ íàøëè îòðàæåíèå â ðàçðàáîòàííîé àâòîðîì ïðîãðàììå äèñöèïëèíû «Ïðàêòè÷åñêèé êóðñ îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ» è ýêñïåðèìåíòàëüíîé ìåòîäèêå îïòèìèçàöèè ó÷åáíî-òâîð÷åñêîãî ïðîöåññà ïî ñïåöèàëüíîñòè «Ìóçûêàëüíîå èñêóññòâî ýñòðàäû», ñïåöèàëèçàöèè «Ýñòðàäíî-äæàçîâîå ïåíèå», óñòàíîâëåíèÿ ìåæïðåäìåòíûõ ñâÿçåé â ïðîôèëèðîâàííîì ïðåïîäàâàíèè ñîëüôåäæèî, òåîðèè ìóçûêè, ãàðìîíèè, ïîëèôîíèè, àíàëèçà ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé, êëàññà àíñàìáëÿ.

 

Ïîëó÷åííûå â õîäå èññëåäîâàíèÿ ðåçóëüòàòû èñïîëüçîâàëèñü ïðè ðàçðàáîòêå ïðîãðàìì «Äæàçîâîå ïåíèå» è «Êëàññ àíñàìáëÿ», «Ìåòîäèêà ïðåïîäàâàíèÿ âîêàëüíîãî àíñàìáëÿ», íàó÷íî-ìåòîäè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ, ñâÿçàííûõ ñ ó÷åáíîé ïðàêòèêîé ñòóäåíòîâ äíåâíîãî îòäåëåíèÿ íà êàôåäðàõ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî ïåíèÿ Ìîñêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà êóëüòóðû è èñêóññòâ, Ãîñóäàðñòâåííîé êëàññè÷åñêîé àêàäåìèè èìåíè Ìàéìîíèäà, Èíñòèòóòà ñîâðåìåííîãî èñêóññòâà, Ìîñêîâñêîãî ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêîãî èíñòèòóòà.

 

Ïðåäëîæåííûå äèññåðòàíòêîé ïðîáëåìíûå çàäàíèÿ íà îñíîâå óñòàíîâëåíèÿ ìåæïðåäìåòíûõ ñâÿçåé êàôåäð Èíñòèòóòà ìóçûêè ðàçâèâàþò òåõíîëîãè÷åñêèå è äóõîâíî-òâîð÷åñêèå íàïðàâëåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû â ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ êóëüòóðû è èñêóññòâ. Ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû ïðè ðàçðàáîòêå èííîâàöèîííûõ ïåäàãîãè÷åñêèõ ïîäõîäîâ è êîíöåïöèé, êàñàþùèõñÿ âûñøèõ è ñðåäíèõ ñïåöèàëüíûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé, ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ñïåöèàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñêóññòâà.

 

Àïðîáàöèÿ ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ. Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ è ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ íàøëè îòðàæåíèå â 6 ïóáëèêàöèÿõ àâòîðà, â òîì ÷èñëå 1 â æóðíàëå «Âåñòíèê Ìîñêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà êóëüòóðû è èñêóññòâ», âõîäÿùåì â ïåðå÷åíü íàó÷íûõ èçäàíèé ÂÀÊ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

 

Ìàòåðèàëû è ðåçóëüòàòû äèññåðòàöèîííîãî èññëåäîâàíèÿ ïîëó÷èëè àïðîáàöèþ â ôîðìå äîêëàäîâ è ñîîáùåíèé íà ñåìèíàðàõ, «êðóãëûõ ñòîëàõ» è íà ìåæäóíàðîäíûõ, âñåðîññèéñêèõ, ìåæâóçîâñêèõ íàó÷íî-òåîðåòè÷åñêèõ è íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêèõ êîíôåðåíöèÿõ, ñåìèíàðàõ-ñîâåùàíèÿõ â 2009-2011 ãã. â Ìîñêîâñêîì ãîñóäàðñòâåííîì óíèâåðñèòåòå êóëüòóðû è èñêóññòâ, Ðîññèéñêîé àêàäåìèè ìóçûêè èìåíè Ãíåñèíûõ, Ìîñêîâñêîì ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêîì èíñòèòóòå, Èíñòèòóòå ñîâðåìåííîãî èñêóññòâà, Ãîñóäàðñòâåííîé êëàññè÷åñêîé àêàäåìèè èìåíè Ìàéìîíèäà, Ìîñêîâñêîì êîëëåäæå ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñêóññòâà, Ãîñóäàðñòâåííîì ó÷èëèùå öèðêîâîãî è ýñòðàäíîãî èñêóññòâà èìåíè Ì.Í. Ðóìÿíöåâà (Êàðàíäàøà); êóðñàõ ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ïåäàãîãîâ ýñòðàäíûõ îòäåëåíèé êîëëåäæåé, ìàñòåð-êëàññàõ â âóçàõ è êîëëåäæàõ êóëüòóðû è èñêóññòâ.

 

Äîñòîâåðíîñòü èññëåäîâàíèÿ äèññåðòàöèîííîé ðàáîòû îáåñïå÷åíà: àäåêâàòíîñòüþ ìåòîäîëîãèè èññëåäîâàíèÿ, å¸ ñîîòâåòñòâèåì ïîñòàâëåííîé ïðîáëåìå, îáîñíîâàííîñòüþ èñõîäíûõ òåîðåòè÷åñêèõ è ôàêòîëîãè÷åñêèõ ïîäõîäîâ ê èçó÷åíèþ ïðåäìåòà èññëåäîâàíèÿ, ðåàëèçàöèåé èõ íà òåîðåòè÷åñêîì è ïðàêòè÷åñêîì óðîâíÿõ; óáåäèòåëüíîñòüþ è äîêàçàòåëüíîñòüþ ïîëó÷åííûõ äàííûõ ñ ïîçèöèé àíàëèçà ôàêòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà, îáîáùåíèÿ ïåðåäîâîãî îïûòà; ñèñòåìíûì ïðèìåíåíèåì êîìïëåêñà ìåòîäîâ, àäåêâàòíûõ îáúåêòó, çàäà÷àì, ëîãèêå íàñòîÿùåé ðàáîòû; çíà÷èìîñòüþ èòîãîâûõ ðåçóëüòàòîâ ïåäàãîãè÷åñêîãî ýêñïåðèìåíòà, ñîïîñòàâëåíèåì è ñðàâíåíèåì èõ ñ íàáëþäåíèÿìè è âûâîäàìè, ñîäåðæàùèìèñÿ â ñõîäíûõ ïî õàðàêòåðó è íàïðàâëåííîñòè èññëåäîâàíèÿõ, à òàêæå èìåþùèìèñÿ â ïåäàãîãè÷åñêîé ïðàêòèêå.

 

Íà çàùèòó âûíîñÿòñÿ ñëåäóþùèå ïîëîæåíèÿ:

 

1. Äæàçîâàÿ èìïðîâèçàöèÿ âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû - ïðîöåññ òâîð÷åñêîãî âîïëîùåíèÿ ìóçûêàëüíîãî ïðîèçâåäåíèÿ â ìîìåíò íåïîñðåäñòâåííîãî èñïîëíåíèÿ âûðàçèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè ñêýò-âîêàëà, ñóùíîñòü êîòîðîãî çàêëþ÷àåòñÿ â ñîçäàíèè îðèãèíàëüíîãî çàìûñëà èñïîëíÿåìîãî ïðîèçâåäåíèÿ, îáëàäàþùåãî îáúåêòèâíîé è ñóáúåêòèâíîé íîâèçíîé, à ñïåöèôèêà ïðîÿâëÿåòñÿ â îñîáûõ ñïîñîáàõ åãî ðåàëèçàöèè: îñîáåííîñòåé çâóêîèçâëå÷åíèÿ è òåìáðîâîãî çâó÷àíèÿ ñ íèñõîäÿùèìè ãëèññàíäî 3 è 7 ñòóïåíåé, íàëè÷èÿ ñâèíãà, àêöåíòèðîâàíèÿ, òðèîëüíîé ïóëüñàöèè ìåòðè÷åñêîé äîëè, âûðàçèòåëüíîñòè âîêàëüíî-ñëîãîâîãî èíòîíèðîâàíèÿ â ðàìêàõ ñòðóêòóðíîé ñõåìû ïüåñû.

 

2. Äèäàêòè÷åñêèå îñîáåííîñòè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû îáóñëîâëåíû ñïåöèôèêîé ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñïîëíèòåëüñòâà, â êîòîðîì èìïðîâèçàöèÿ è èíòåðïðåòàöèÿ ÿâëÿþòñÿ ñóùíîñòíûìè êîìïîíåíòàìè ñîçäàíèÿ è âîïëîùåíèÿ çàìûñëà ïðîèçâåäåíèé ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñêóññòâà ñðåäñòâàìè âîêàëüíî-ñëîãîâîãî èíòîíèðîâàíèÿ è çàêëþ÷àþòñÿ â ñîçäàíèè òâîð÷åñêîé àòìîñôåðû, ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòíîé ìîòèâàöèè ñòóäåíòîâ ê ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è ïîýòàïíîì ñèñòåìíîì ïîäõîäå ê îñâîåíèþ èìïðîâèçàöèè è èíòåðïðåòàöèè äæàçîâûõ ñòàíäàðòîâ, àêòèâíîì èñïîëüçîâàíèè êîìïëåêñà èíòåðàêòèâíûõ ìåòîäîâ è êîìïüþòåðíûõ òåõíîëîãèé.

 

3. Ìîäåëü îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû, îðèåíòèðîâàííàÿ íà êîíå÷íóþ öåëü îáó÷åíèÿ - ïðîôåññèîíàëüíîå òâîð÷åñòâî â ñôåðå ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñêóññòâà, âêëþ÷àåò òðè ïîäñèñòåìû: òåîðåòèêî-àíàëèòè÷åñêóþ - èçó÷åíèå èñòîðèè è òåîðèè äæàçîâîãî èñïîëíèòåëüñòâà, ãàðìîíèè, àíàëèçà ìåëîäè÷åñêîé ëèíèè, ðèòìè÷åñêîãî ðèñóíêà è ñòðîåíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè; ìóçûêàëüíî-èñïîëíèòåëüñêóþ -îñâîåíèå ïðèåìîâ âûðàçèòåëüíîñòè äæàçîâîãî âîêàëüíî-ñëîãîâîãî èíòîíèðîâàíèÿ è îðãàíèçàöèîííî-äèäàêòè÷åñêóþ - ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü, íàïðàâëåííàÿ íà îâëàäåíèå ìåòîäèêîé ïðåïîäàâàíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòàìè ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû.

 

4. Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ìåòîäèêà îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ îïèðàåòñÿ íà ðàçðàáîòàííûé àâòîðîì «Ïðàêòè÷åñêèé êóðñ îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ» è ïðåäïîëàãàåò ïðîôèëèðîâàíèå ñîäåðæàíèÿ, ôîðì è ìåòîäîâ ïðîáëåìíî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ è èñïîëüçîâàíèå ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííîé ñèñòåìû ïðîôåññèîíàëüíî-òâîð÷åñêèõ çàäàíèé (âîêàëüíî-ðå÷åâîé òðåíèíã), íàïðàâëåííûõ íà àêòèâèçàöèþ ìóçûêàëüíî-ïîçíàâàòåëüíîé è õóäîæåñòâåííî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ñòóäåíòîâ, áóäóùèõ ñïåöèàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî âîêàëà: èãðîâûå òåõíîëîãèè (ðîëåâàÿ èãðà, ìóçûêàëüíî-èìïðîâèçàöèîííûé òðåíèíã, ñèñòåìà ñêýòîâûõ óïðàæíåíèé); ìåòîä äèñêóññèè; èíòåðàêòèâíîå îáó÷åíèå â ïàðàõ, ìàëûõ ãðóïïàõ (êîëëåêòèâíàÿ èìïðîâèçàöèÿ); èíôîðìàöèîííûå òåõíîëîãèè (èñïîëüçîâàíèå êîìïüþòåðà â îáó÷åíèè); ìåòîä ïðîáëåìíîé ñèòóàöèè.

Çàêëþ÷åíèå äèññåðòàöèè

ïî òåìå "Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ", Çàéöåâà, Àííà Ñåðãååâíà

 

Âûâîäû ïî âòîðîé ãëàâå

 

1. Îñíîâíûå ìåòîäû ðàáîòû íàä ïðîèçâåäåíèåì ñòóäåíòû ïðîðàáàòûâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî ñ ïîìîùüþ ôîíîãðàììû, à çàâåðøåíèå ðàáîòû îñóùåñòâëÿåòñÿ â àíñàìáëå. Ýòî ñî÷åòàíèå öåëåñîîáðàçíî òîãäà, êîãäà ñòóäåíòû âëàäåþò íàâûêàìè ñàìîñòîÿòåëüíîãî ïðîíèêíîâåíèÿ â ñìûñë èçó÷àåìîãî ïðîèçâåäåíèÿ, óìåþò ÷¸òêî ïðåäñòàâèòü ñåáå ìåñòî è ðîëü êàæäîãî â êîëëåêòèâíîì åãî âîïëîùåíèè, à òàêæå, êîãäà îò íèõ òðåáóåòñÿ âûó÷èâàíèå è çàïîìèíàíèå öåëîãî ðÿäà ïðàêòè÷åñêèõ äåéñòâèé, ñâÿçàííûõ ñî ñïåöèôèêîé èíñòðóìåíòà, îñîáåííîñòÿìè äàííîé ïàðòèè è ò.ä. Íàïðèìåð, ïðè ïîäãîòîâêå êîìïîçèöèè, ñëîæíîé ïî ñòðîåíèþ, ó÷àñòíèê àíñàìáëÿ äîëæåí íå òîëüêî ïîíÿòü è ðàçëè÷èòü ñìûñëîâûå îòòåíêè îòäåëüíûõ ôðàç, ïðåäëîæåíèé, íî è çàïîìíèòü êîìïîçèöèîííóþ ñòðóêòóðó ïüåñû: âñòóïëåíèå, èçëîæåíèå òåìû, ðàçðàáîòêà, ñðåäèííàÿ êàäåíöèÿ, ðåïðèçà, à òàêæå â êàêîì ìåñòå âñòóïàòü, ðèòìè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå îòòåíêè, ïàóçû, ñìåíà ðèòìà, òîíàëüíîñòè, òåìïà è ò.ä.

 

2. Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ðàáîòà ÷åðåäóåòñÿ ñ çàíÿòèÿìè â àíñàìáëå. Íàïðèìåð, îäèí ÷àñ - ñàìîñòîÿòåëüíûå çàíÿòèÿ ñ ôîíîãðàììîé, äðóãîé - â àíñàìáëå. Ýòîò âèä ñî÷åòàíèé öåëåñîîáðàçíî ïðèìåíÿòü â òîì ñëó÷àå, åñëè èçó÷àåìîå ïðîèçâåäåíèå îòëè÷àåòñÿ áîëüøèì îáú¸ìîì è òðåáóåò êàê ÿñíîãî ïîíèìàíèÿ ðàçëè÷íûõ ñìûñëîâûõ èíñòðóìåíòàëüíûõ îòíîøåíèé, òàê è òî÷íîãî çàïîìèíàíèÿ öåëîãî ðÿäà òåîðåòè÷åñêèõ ïîëîæåíèé (îñíîâ êîìïîçèöèè), îâëàäåíèÿ óìåíèÿìè ïðèìåíÿòü èõ â êîíêðåòíîì ñëó÷àå.  ñîäåðæàíèå çàíÿòèé ìîãóò âõîäèòü ðàçëè÷íûå ïî ñëîæíîñòè ïüåñû è òåîðåòè÷åñêèå âîïðîñû. Ïîýòîìó è õàðàêòåð ÷åðåäîâàíèé ìîæåò áûòü ðàçëè÷íûì. Îí ìîæåò äèêòîâàòüñÿ íå òîëüêî ñïåöèôèêîé ñàìîãî ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà, íî è íåîáõîäèìîñòüþ ðàçíîîáðàçèòü ðàáîòó â àíñàìáëå.

 

3. Íà çàíÿòèÿõ â àíñàìáëå ñòóäåíòû ñ ïîìîùüþ ïåäàãîãà ïîâòîðÿþò è îòðàáàòûâàþò òå ýëåìåíòû èñïîëíåíèÿ (õóäîæåñòâåííûå), êîòîðûå èì çíàêîìû èç ïðàêòèêè ïðåäûäóùèõ çàíÿòèé (ò.å., ÷òî óæå âûó÷åíî è ïðîðàáîòàíî), à íàä îñòàëüíîé ÷àñòüþ (îòðàáîòêà îòäåëüíûõ ôðàãìåíòîâ ïàðòèè, ïîèñê âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ äëÿ å¸ âîïëîùåíèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ îáùèì çàìûñëîì) ðàáîòàþò ñàìîñòîÿòåëüíî ñ ôîíîãðàììîé. Ýòîò âèä ñî÷åòàíèÿ ïðèìåíÿåòñÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíî òîãäà, êîãäà èçó÷àåìîå ïðîèçâåäåíèå â òîé èëè èíîé ñòåïåíè çíàêîìî, èëè óæå äîñòàòî÷íî õîðîøî âûó÷åíî íà ïðîøëûõ çàíÿòèÿõ.

Информация о работе Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств