Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 06:35, автореферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование дидактических особенностей обучения джазовой импровизации вокалистов, разработка и апробация экспериментальной методики импровизационно-интерпретаторской подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады.
Задачи исследования:
• выявить сущность и содержание «джазовой импровизации» вокалистов музыкальной эстрады;
• раскрыть дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкальной эстрады в вузе;
• разработать модель обучения джазовой импровизации вокалистов музыкальной эстрады в системе высшего образования;
• теоретически обосновать, апробировать и внедрить методику обучения джазовой импровизации студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств.
1.1. Сущность и специфика обучения джазовой импровизации вокалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
1.2. Содержание и образовательная модель обучения импровизации вокалистов музыкальной эстрады.
Глава 2. Методические основы обучения джазовой импровизации вокалистов музыкальной эстрады.
2.1. Организация и содержание экспериментальной методики обучения импровизации вокалистов эстрадно-джазового пения.
2.2. Активизация музыкально-творческой деятельности вокалистов в процессе обучения джазовой импровизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика джазовой импровизации.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

4. Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ðàáîòà ñòóäåíòà ñ ôîíîãðàììîé íàä íîâûì ïðîèçâåäåíèåì âðåìÿ îò âðåìåíè ïðåðûâàåòñÿ è ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîÿñíåíèÿìè ïåäàãîãà, íàïðàâëåííûìè íà ïðîâåðêó ðåçóëüòàòîâ ðàáîòû. Òàêîå ñî÷åòàíèå âîçìîæíî ïðè ðàçó÷èâàíèè ïðîèçâåäåíèÿ ëþáîé ñëîæíîñòè è ëþáîé ñòåïåíè èçâåñòíîñòè åãî ó÷àñòíèêàì àíñàìáëÿ, íî ñðàâíèòåëüíî íåáîëüøîãî îáú¸ìà.

 

Íàçâàííûå íàìè âèäû ñî÷åòàíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû ñ ôîíîãðàììîé è çàíÿòèé â àíñàìáëå, áåçóñëîâíî, ÿâëÿþòñÿ ïðèìåðíûìè. Îíè ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçëè÷íûìè, ïîñêîëüêó ïîäõîä ê èçó÷åíèþ ïðîèçâåäåíèé ìîæåò áûòü ðàçíûì. Ïðè ïðåäëîæåíèè íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíûõ âèäîâ ñî÷åòàíèÿ, ïðåæäå âñåãî, ñëåäóåò èñõîäèòü èç ñïåöèôèêè ñàìîãî ìóçûêàëüíîãî ìàòåðèàëà, âîçðàñòà ñòóäåíòîâ, óðîâíÿ èõ ïîäãîòîâëåííîñòè, òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè, ñòåïåíè âëàäåíèÿ ìåòîäàìè ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû.

 

Òåì íå ìåíåå, ñðàâíåíèå íåêîòîðûõ âèäîâ ñî÷åòàíèé ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû ñòóäåíòîâ íàä ïðîèçâåäåíèÿìè ñ ïîìîùüþ ôîíîãðàììû è çàíÿòèÿìè â àíñàìáëå ïîçâîëÿåò óáåäèòüñÿ â âîçìîæíîñòè ïîëó÷åíèÿ áîëåå âûñîêèõ ðåçóëüòàòîâ ðàáîòû ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ ãðóïï ïî îáú¸ìó óñâîåííîãî ìàòåðèàëà, êà÷åñòâó õóäîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè èñïîëíåíèÿ, ñîçíàòåëüíîñòè è ïðî÷íîñòè ïðèîáðåò¸ííûõ èìè çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà.

 

Ïðè ñî÷åòàíèè ýòè ìåòîäû îáó÷åíèÿ âçàèìíî äîïîëíÿþò äðóã äðóãà, ïîçâîëÿþò ïåäàãîãó ýôôåêòèâíåå èñïîëüçîâàòü èõ ñèëüíûå ñòîðîíû, ðàçíîîáðàçèòü âèäû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ñòóäåíòîâ, à ñëåäîâàòåëüíî, ñíèæàòü èõ óòîìëÿåìîñòü (âåñüìà íåìàëîâàæíûé ôàêòîð â ðàáîòå íàä ñëîæíûìè ïðîèçâåäåíèÿìè).  ýòèõ ñëó÷àÿõ çàìåòíî óñèëèâàåòñÿ âîñïèòàòåëüíîå âëèÿíèå æèâîãî ñëîâà ðóêîâîäèòåëÿ.

 

Êðîìå òîãî, ñî÷åòàíèå ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû ñ ôîíîãðàììîé ñ çàíÿòèÿìè â àíñàìáëå ñîçäà¸ò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ íå òîëüêî äëÿ èíäèâèäóàëèçàöèè ó÷åáíîãî ïðîöåññà, â ÷àñòíîñòè, óñêîðåíèÿ òåìïà, íî è äëÿ âûðàâíèâàíèÿ òåìïà ðàáîòû áîëåå ñëàáûõ ñòóäåíòîâ, êîòîðûå âî âðåìÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû ñ ôîíîãðàììîé íåðåäêî çíà÷èòåëüíî îòñòàþò îò ñâîèõ òîâàðèùåé.

 

Òàêèì îáðàçîì, ïðîâåä¸ííûé ýêñïåðèìåíò ïîçâîëÿåò ñäåëàòü âûâîäû:

 

1. Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ðàáîòà ñ ôîíîãðàììîé «ìèíóñ 1» ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ íà âñåõ ýòàïàõ îáó÷åíèÿ è ñïîñîáñòâîâàòü ðåøåíèþ ðàçëè÷íûõ ó÷åáíûõ çàäà÷.

 

2. Ñèñòåìàòè÷åñêèå âêëþ÷åíèÿ â ó÷åáíûé ïðîöåññ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû ñ ôîíîãðàììîé «ìèíóñ 1» è å¸ ñî÷åòàíèå ñ çàíÿòèÿìè ïî ñïåöèàëüíîñòè è â àíñàìáëÿõ çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåò ýôôåêòèâíîñòü îáó÷åíèÿ, îáåñïå÷èâàåò óïðàâëåíèå ìûñëèòåëüíîé è ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ ñòóäåíòîâ â îâëàäåíèè èìè ìåòîäàìè ìóçûêàëüíîèñïîëíèòåëüñêîãî èñêóññòâà, ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ èõ òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè è ñàìîñòîÿòåëüíîñòè.

 

3. Ïðè èñïîëüçîâàíèè ôîíîãðàììû «ìèíóñ 1» äëÿ ðóêîâîäñòâà ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòîé ñòóäåíòîâ â ñî÷åòàíèè ñ çàíÿòèÿìè â àíñàìáëå óäà¸òñÿ èíäèâèäóàëèçèðîâàòü ïðîöåññ îáó÷åíèÿ, ÷òî çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåò ðåçóëüòàòèâíîñòü ïðîäâèæåíèÿ èõ â ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîì ðàçâèòèè.

 

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

 

 ïðîöåññå ïðîâåäåííîãî òåîðåòè÷åñêîãî è ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ áûëè ïîëó÷åíû ðåçóëüòàòû, ïîçâîëèâøèå ñäåëàòü ñëåäóþùèå âûâîäû.

 

1. Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû, ðàçâèòèÿ èõ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé îáóñëîâëåíà íàñóùíîé ïîòðåáíîñòüþ íàøåãî âðåìåíè, ñîöèàëüíûì çàêàçîì ñîâðåìåííîñòè, ñòåïåíüþ åå èçó÷åííîñòè è íîâûìè ïîäõîäàìè, èçëîæåííûìè â òåîðåòè÷åñêîì è ìåòîäè÷åñêîì îáîñíîâàíèè àâòîðñêîé êîíöåïöèè, áàçèðóþùåéñÿ íà íåîáõîäèìîñòè èñïîëüçîâàíèÿ ðàçâèâàþùèõ ïåäàãîãè÷åñêèõ òåõíîëîãèé, ïîñëåäîâàòåëüíîé ðåàëèçàöèè íà ïðàêòèêå ðàíåå ñïðîåêòèðîâàííîãî ó÷åáíî-òâîð÷åñêîãî ïðîöåññà, âêëþ÷àþùåãî êîìïëåêñ ñïîñîáîâ è ïðèåìîâ ôîðìèðîâàíèÿ èìïðîâèçàöèîííîãî è èíòåðïðåòàöèîííîãî ìàñòåðñòâà áóäóùèõ ñïåöèàëèñòîâ ýñòðàäíîãî è äæàçîâîãî èñêóññòâà, à òàêæå ïîòðåáíîñòüþ îïòèìèçàöèè ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè âîêàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî ïåíèÿ, ñïîñîáíûõ àêòèâíî ðàçâèâàòü ìóçûêàëüíîå èñêóññòâî ýñòðàäû â ðóñëå êóëüòóðíûõ íàöèîíàëüíûõ òðàäèöèé, íåîáõîäèìîñòüþ ïðåîäîëåíèÿ ïðîòèâîðå÷èé ìåæäó ñóùåñòâóþùåé ïðàêòèêîé èõ ïîäãîòîâêè, îðèåíòèðîâàííîé íà áóäóùóþ èñïîëíèòåëüñêóþ è ïåäàãîãè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü.

 

2.  ñîîòâåòñòâèè ñ çàäà÷àìè èññëåäîâàíèÿ íà îñíîâå öåëîñòíîãî, äåÿòåëüíîñòíîãî è ëè÷íîñòíî îðèåíòèðîâàííîãî ïîäõîäîâ óòî÷íåíî ïîíÿòèå «äæàçîâàÿ èìïðîâèçàöèÿ âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû», ðàññìàòðèâàåìîå êàê òâîð÷åñêèé ïðîöåññ ñîçäàíèÿ ìóçûêàëüíî-õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà â ìîìåíò íåïîñðåäñòâåííîãî âîêàëüíî-ñëîãîâîãî èíòîíèðîâàíèÿ ìóçûêàëüíîãî è ëèòåðàòóðíîãî òåêñòà (ñêýò-ïåíèå), ñóùíîñòüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïîçíàíèå, âîñïðîèçâåäåíèå è ðàñïðîñòðàíåíèå îáúåêòèâíî è ñóáúåêòèâíî íîâîãî èñïîëüçîâàíèÿ îáùåïðèíÿòûõ è ïðèâíåñåíèÿ â ñêýò-âîêàë îðèãèíàëüíûõ ñëîãîâûõ ñî÷åòàíèé, äæàçîâîé ôðàçèðîâêè, ñâèíãà, àêöåíòèðîâàíèÿ è íîâîé àðòèêóëÿöèè, ñïåöèôèêà êîòîðîãî çàêëþ÷àåòñÿ â îñîáûõ ñïîñîáàõ çâóêîèçâëå÷åíèÿ, èñïîëüçîâàíèÿ øèðîêîãî ñïåêòðà òåìáðîâûõ êðàñîê è çâóêîïîäðàæàòåëüíûõ ýëåìåíòîâ â ðàìêàõ ñòðóêòóðíîé ñõåìû äæàçîâûõ êîìïîçèöèé è âîêàëüíûõ íîìåðîâ.

 

3.  ïðîöåññå èññëåäîâàíèÿ ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ ïðîáëåì îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ òåîðåòè÷åñêè îáîñíîâàíî è ðàñêðûòî ñîäåðæàíèå ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû êàê àäàïòèðîâàííîé ñèñòåìû çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ âîêàëüíîãî èñïîëíèòåëüñòâà, ñïåöèôè÷åñêèõ ñïîñîáîâ çâóêîèçâëå÷åíèÿ è òåìáðîâîãî çâó÷àíèÿ ñ íèñõîäÿùèìè ãëèññàíäî, íàëè÷èÿ ñâèíãà, àêöåíòèðîâàíèÿ, òðèîëüíîé ïóëüñàöèè ìåòðè÷åñêîé äîëè, âûðàçèòåëüíîñòè âîêàëüíî-ñëîãîâîãî èíòîíèðîâàíèÿ, îïûòà òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè â ñîçäàíèè îðèãèíàëüíîãî çàìûñëà îáëàäàþùåãî îáúåêòèâíîé è ñóáúåêòèâíîé íîâèçíîé è òâîð÷åñêîãî âîïëîùåíèÿ ìóçûêàëüíîãî ïðîèçâåäåíèÿ â ìîìåíò íåïîñðåäñòâåííîãî èñïîëíåíèÿ âûðàçèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè ñêýò-âîêàëà, à òàêæå ýìîöèîíàëüíî-öåííîñòíîãî îòíîøåíèÿ ê ìèðó è áóäóùåé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ãîòîâíîñòü ê ó÷àñòèþ â âîññîçäàíèè è ðàçâèòèè îòå÷åñòâåííîé ìóçûêàëüíîé êóëüòóðû.

 

4. Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç è ýìïèðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïîçâîëèëè âûÿâèòü è ðàñêðûòü äèäàêòè÷åñêèå îñîáåííîñòè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû, ïðîÿâëÿþùèåñÿ: â ñèíòåçå âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ èìïðîâèçàöèîííîãî è èíòåðïðåòàòîðñêîãî âîïëîùåíèÿ ìóçûêàëüíî-õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà äæàçîâûõ êîìïîçèöèé, â ïîâûøåíèè ëè÷íîñòíîé ìîòèâàöèè è ïîýòàïíîì ñèñòåìíîì ïîäõîäå ê îñâîåíèþ èìïðîâèçàöèè è èíòåðïðåòàöèè äæàçîâûõ ñòàíäàðòîâ, ïåðèîäè÷íîñòè êîíòðîëÿ óñâîåíèÿ êà÷åñòâà çíàíèé ìåòîäîì ýêñïåðòèçû, êîððåêöèè îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà, àêòèâíîãî èñïîëüçîâàíèÿ êîìïëåêñà èíòåðàêòèâíûõ ìåòîäîâ è êîìïüþòåðíûõ òåõíîëîãèé.

 

5.  õîäå ðåøåíèÿ ïðîáëåì ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ó÷åáíîãî ïðîöåññà ïðåäëîæåíà îáðàçîâàòåëüíàÿ ìîäåëü îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ, êîòîðàÿ ðàçðàáîòàíà è àïðîáèðîâàíà íà ìàòåðèàëå èìïðîâèçàöèè è èíòåðïðåòàöèè äæàçîâûõ ñòàíäàðòîâ, âêëþ÷àþùàÿ òðè ïîäñèñòåìû: òåîðåòèêî-àíàëèòè÷åñêóþ, ìóçûêàëüíî-èñïîëíèòåëüñêóþ, îðãàíèçàöèîííî-äèäàêòè÷åñêóþ ó÷åáíóþ äåÿòåëüíîñòü, íîâèçíó êîòîðîé ñîñòàâëÿëè åäèíñòâî â èçó÷åíèè îñíîâ èìïðîâèçàöèîííîãî è èíòåðïðåòàòîðñêîãî èñêóññòâà, äðàìàòóðãèè è ðåæèññóðû ýñòðàäíî-äæàçîâîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Ìîäåëü ðåàëèçîâàíà â ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòå ñòóäåíòîâ Ìîñêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà êóëüòóðû è áàçîâûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé.

 

6. Ðàçðàáîòàíà ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ìåòîäèêà, âêëþ÷àþùàÿ «Ïðàêòè÷åñêèé êóðñ îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ», ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêèå ìàòåðèàëû, îïèðàþùàÿñÿ íà ñèñòåìó ñïåöèàëüíûõ òâîð÷åñêèõ çàäàíèé (âîêàëüíî-ðå÷åâîé òðåíèíã), ñîñòàâëÿþùàÿ îñíîâó ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè âîêàëèñòîâ, íàïðàâëåííàÿ íà ôîðìèðîâàíèå âîêàëüíûõ íàâûêîâ èñïîëíåíèÿ äæàçîâûõ ñêýòîâ, èñïîëüçîâàíèÿ øòðèõîâ è ñïåöèôè÷åñêèõ ïðèåìîâ, ÿâëÿþùèõñÿ áàçîâîé øêîëîé â îñâîåíèè ñòèëèñòèêè äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè. Ðàñêðûòû òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèå, îðãàíèçàöèîííî-äèäàêòè÷åñêèå ìåõàíèçìû ôîðìèðîâàíèÿ ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ â îáó÷åíèè äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ, ðàçðàáîòàí àëãîðèòì ïîñòðîåíèÿ çàíÿòèé íà îñíîâå ñèíòåçà òðàäèöèîííûõ è òðåíèíãîâûõ ìåòîäîâ, îáîñíîâàí íîâûé ïîäõîä â ðàñêðûòèè ñóùíîñòè è ñïåöèôèêè ïðåïîäàâàíèÿ êóðñà ïðàêòè÷åñêîé èìïðîâèçàöèè êàê äèäàêòè÷åñêîé ñèñòåìû.

 

Îñíîâó ìåòîäèêè ñîñòàâèëè ïðîôèëèðîâàííûå, ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííûå çàäàíèÿ ñ ó÷åòîì ñïåöèàëüíîñòè «Ìóçûêàëüíîå èñêóññòâî ýñòðàäû», ñîäåðæàíèÿ, ôîðì è ìåòîäîâ ïðåïîäàâàíèÿ êóðñà íà îñíîâå óñòàíîâëåíèÿ ìåæïðåäìåòíûõ ñâÿçåé êàôåäð Èíñòèòóòà ìóçûêè Ìîñêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà êóëüòóðû è èñêóññòâ.

 

Ðåçóëüòàòû ïåäàãîãè÷åñêîãî ýêñïåðèìåíòà ïîäòâåðäèëè ýôôåêòèâíîñòü ðàçðàáîòàííîé äèäàêòè÷åñêîé ìîäåëè è àâòîðñêîé ìåòîäèêè, ïîêàçàëè ïðî÷íîñòü óñâîåíèÿ ñòóäåíòàìè îñíîâ èìïðîâèçàöèîííîãî è èíòåðïðåòàòîðñêîãî ìàñòåðñòâà.

 

7. Ýìïèðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïîêàçàëî áîëüøèå âîçìîæíîñòè ñïåöêóðñà ïðàêòè÷åñêîãî îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ â ïðîöåññå ïðîôèëèðîâàííîãî ïðåïîäàâàíèÿ ïðåäìåòîâ îáùåîáðàçîâàòåëüíîãî öèêëà, ïîñòàâëåíà è ðàññìîòðåíà ïðîáëåìà èíòåãðàöèè èìïðîâèçàöèîííîãî è èíòåðïðåòàòîðñêîãî èñêóññòâà â îáðàçîâàòåëüíûé è õóäîæåñòâåííî-òâîð÷åñêèé ïðîöåññ ñïåöèàëüíîñòè «Ìóçûêàëüíîå èñêóññòâî ýñòðàäû». Ïîäòâåðæäåíî ïîëîæåíèå î íåîáõîäèìîñòè åãî âêëþ÷åíèÿ â öèêë ñïåöèàëüíûõ äèñöèïëèí ïðè óñëîâèè íàïðàâëåííîñòè ñîäåðæàíèÿ, ôîðì è ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ íà ôîðìèðîâàíèå óìåíèé è íàâûêîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñïîëíèòåëüñòâà, íàâûêîâ èìïðîâèçàöèè è èíòåðïðåòàöèè äæàçîâûõ ñòàíäàðòîâ.

 

Èòàê, èç âûøåèçëîæåííîãî ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ðàáîòà ïîçâîëèëà ïîäòâåðäèòü îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ äèññåðòàöèè.  ðåçóëüòàòå åå ïðèìåíåíèÿ äîñòèãíóòà öåëü, êîòîðàÿ çàêëþ÷àëàñü â ñîçäàíèè îáðàçîâàòåëüíîé ìîäåëè, àâòîðñêîé ìåòîäèêè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ è ýêñïåðèìåíòàëüíîé ïðîâåðêå ýôôåêòèâíîñòè èõ ïîäãîòîâêè â âóçàõ êóëüòóðû è èñêóññòâ.

 

Ïîäòâåðæäåíà ãèïîòåçà î òîì, ÷òî îáó÷åíèå äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ â ïðîöåññå èõ ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòàíîâëåíèÿ ýôôåêòèâíî ïðè óñëîâèè: âûÿâëåíèÿ ñóùíîñòè è ñïåöèôèêè èçó÷åíèÿ èìïðîâèçàöèè è èíòåðïðåòàöèè äæàçîâûõ ñòàíäàðòîâ, èñïîëüçîâàíèÿ ïðîáëåìíî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ, èíäèâèäóàëèçàöèè îáó÷åíèÿ çà ñ÷åò ìîäåëèðîâàíèÿ óñëîâèé ïðîôåññèîíàëüíîé òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ïðèìåíåíèÿ ìåòîäîâ àêòèâèçàöèè ìóçûêàëüíî-ïîçíàâàòåëüíîé è õóäîæåñòâåííî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ñòóäåíòîâ â ïðîöåññå ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè (âîêàëüíîðå÷åâîé òðåíèíã).

 

 çàâåðøåíèå èññëåäîâàíèÿ ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî èçó÷åíèå òàêîãî èíòåðåñíîãî ÿâëåíèÿ, êàê èìïðîâèçàöèÿ è èíòåðïðåòàöèÿ äæàçîâûõ ñòàíäàðòîâ, äàëåêî íå èñ÷åðïàíî. Äàëüíåéøàÿ ðàçðàáîòêà ïðîáëåìû òðåáóåò èññëåäîâàíèÿ òâîð÷åñêîé èíäèâèäóàëüíîñòè â âîêàëüíî-äæàçîâîì èñïîëíèòåëüñòâå, îðãàíè÷íîãî ñî÷åòàíèÿ àâòîðñêîãî çàìûñëà, èìïðîâèçàöèè è òâîð÷åñêîé èíòåðïðåòàöèè ñàìîãî òâîð÷åñêîãî ïðîöåññà, ïîñêîëüêó â óñëîâèÿõ ðàçâèâàþùåéñÿ îáðàçîâàòåëüíîé ñèñòåìû, ïîÿâëåíèÿ íîâûõ ôîðì è ìåòîäîâ ïîäãîòîâêè âîêàëèñòîâ îòêðûâàþòñÿ âîçìîæíîñòè äëÿ äàëüíåéøåãî ïîèñêà â ýòîé îáëàñòè.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû äèññåðòàöèîííîãî èññëåäîâàíèÿ

êàíäèäàò ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê Çàéöåâà, Àííà Ñåðãååâíà, 2012 ãîä

 

1. Àáäóëëèí, Ý.Á. Ìåòîäîëîãè÷åñêèé àíàëèç ïðîáëåì ìóçûêàëüíîé ïåäàãîãèêè â ñèñòåìå âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ / Ý.ÁÀáäóëëèí. Ì.: ÌÏÃÓ, 1990,- 187 ñ.

 

2. Àçàðîâ, Þ. Äîðîãó òàëàíòàì / Þ.Àçàðîâ, Ë. Àçàðîâà. Ì.: Ðóññêø ìèðú, 2005 - 552 ñ.

 

3. Àêèìîâ, Í.Ï. Òåàòðàëüíîå íàñëåäèå: Â 2 õ ò. / Í.Ï.Àêèìîâ. Ì.: Èñêóññòâî, 1978. -Ò.1.-294 å., Ò. 2. - 287 ñ.

 

4. Àëåêñååâ, À.Ä. Ðóññêèå ïèàíèñòû / À.Ä.Àëåêñååâ Ì., 1948. -Ñ.20.21.

 

5. Àëåêñååâ, À.Ä. C.B. Ðàõìàíèíîâ. Æèçíü è òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü / À.Ä.Àëåêñååâ. Ì.: Ìóçãèç, 1954 . - 238 ñ.

 

6. Àëåêñååâ, À.Ä. Ðóññêàÿ ôîðòåïèàííàÿ ìóçûêà, êîíåö XIX -íà÷àëî XX â. / À.Ä.Àëåêñååâ. Ì.: Íàóêà, 1969. - 392 ñ.

 

7. Àëèåâ, Þ.Á. Ïåíèå íà óðîêàõ ìóçûêè / Þ.Á.Àëèåâ. Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1978. - 175 ñ.

 

8. Àëÿêðèíñêèé, Á.Î. Î òàëàíòàõ è ñïîñîáíîñòÿõ: î÷åðêè î ñàìîâîñïèòàíèè / Á.Î.Àëÿêðèíñêèé. Ì., 1975. - 320 ñ.

 

9. Àìîíàøâèëè, Ø.À. Ëè÷íîñòíî-ãóìàííàÿ îñíîâà ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà / Ø.À.Àìîíàøâèëè. Ìèíñê: Óíèâåðñèòåò, 1990. - 560 ñ.

 

10. Àíàíüåâ, Á.Ã. Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû:  2 õ ò. / Á.Ã.Àíàíüåâ. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1980. - Ò. 1. - 230 ñ.

 

11. Àíàíüåâ, Á.Ã. Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû:  2 õ ò. / Á.Ã.Àíàíüåâ. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1980. - Ò. 2. - 287 ñ.

 

12. Àíàíüåâ, Á.Ã. Î ïðîáëåìàõ ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêîçíàíèÿ / Á.Ã.Àíàíüåâ; ÀÍ ÑÑÑÐ, èíñòèòóò ïñèõîëîãèè. Ì.: Íàóêà, 1997. - 380 ñ.

 

13. Àíñèìîâ, Ã.Ï. Ðåæèññåð â ìóçûêàëüíîì òåàòðå / Ã.Ï.Àíñèìîâ . -Ì.: ÂÒÎ, 1980-319 ñ.

 

14. Àðàíîâñêèé, Ì.Ã. Ñèíòàêñè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà ìåëîäèè: èññëåäîâàíèå ÂÍÈÈ èñêóññòâîâåäåíèÿ ÌÊ ÑÑÑÐ / Ì.Ã.Àðàíîâñêèé. Ì.: Ìóçûêà, 1991.-317 ñ.

 

15. Àðèñòîòåëü. Ñî÷.: Â 4 õ Ò. Ò. 1 / Àðèñòîòåëü. - Ì.: Ìûñëü, 1975. - 550 ñ.

 

16. Àðíîëüäîâ, À.È. ×åëîâåê è ìèð êóëüòóðû: Ââåäåíèå â êóëüòóðîëîãèþ / À.È.Àðíîëüäîâ. Ì.: Íàð. àê. ê-ðû è îáùå÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòåé, 1993. - 349 ñ.

 

17. Àðîíîâ, A.A. Ìèðîâàÿ õóäîæåñòâåííàÿ êóëüòóðà. Ðîññèÿ. Êîíåö XIX-XX âåê: ó÷åáíîå ïîñîáèå / À.À.Àðîíîâ. Ì.: ÌÃÓÊ, 1999. - 172 ñ.

 

18. Àðîíîâ, A.A. Òâîð÷åñòâî êàê ñîöèîêóëüòóðíûé ôåíîìåí: êóðñ ëåêöèé / À.À.Àðîíîâ.- Ì.: ÌÃÓÊÈ, 2004. 126 ñ.

 

19. Àð÷àæíèêîâà, Ë.Ã. Ïðîôåññèÿ ó÷èòåëü ìóçûêè / Ë.Ã.Àð÷àæíèêîâà. -Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1984. - 135 ñ.

 

20. Àñàôüåâ, Á.Â. Èçáðàííûå ñòàòüè î ìóçûêàëüíîì ïðîñâåùåíèè è îáðàçîâàíèè / Á.Â.Àñàôüåâ. Ì., Ë.: Ìóçûêà, 1965. - 23 ñ.

 

21. Àñàôüåâ, Á.Â. Ìóçûêàëüíàÿ ôîðìà êàê ïðîöåññ Êí. 2. / Á.Â.Àñàôüåâ. - Ë., 1972.- 269 ñ.

 

22. Àóýð, Ë. Ìîÿ øêîëà èãðû íà ñêðèïêå / Ë.Àóýð. Ì.: Ìóçûêà, 1965.-254 ñ.

 

23. Áàêëàíîâà, Í.Ê. Ïðîôåññèîíàëüíîå ìàñòåðñòâî ñïåöèàëèñòà êóëüòóðû: ó÷åáíîå ïîñîáèå / Í.Ê.Áàêëàíîâà. Ì.: ÌÃÓÊÈ, 2003. - 223 ñ.

 

24. Áàêëàíîâà, Ò.È. Ïåäàãîãèêà õóäîæåñòâåííîé ñàìîäåÿòåëüíîñòè: ó÷åáíîå ïîñîáèå / Ò.È.Áàêëàíîâà. Ì: ÌÃÈÊ, 1992. - 160 ñ.

 

25. Áàðáàí, Å. Äæàçîâàÿ èìïðîâèçàöèÿ: Ê ïðîáëåìå ïîñòðîåíèÿ òåîðèè /Å. Áàðàáàí // Ñîâåòñêèé äæàç: Ïðîáëåìû. Ñîáûòèÿ. Ìàñòåðà.

 

26. Ñáîðíèê ñòàòåé / Ñîñò. è ðåä. À. Ìåäâåäåâ è À. Î. Ìåäâåäåâà. — Ì.: Ñîâåòñêèé êîìïîçèòîð, 1987. — Ñ. 162-183.

 

27. Áàðáàí, Å. Ýñòåòè÷åñêèå ãðàíèöû äæàçà / Å. Áàðáàí // Ñîâåòñêèé äæàç: Ïðîáëåìû. Ñîáûòèÿ. Ìàñòåðà. Ñá. ñòàòåé / Ñîñò. è ðåä. À. Ìåäâåäåâ è À. Î. Ìåäâåäåâà. — Ì.: Ñîâåòñêèé êîìïîçèòîð, 1987. — Ñ. 96-113

 

28. Áàðáàí, Å. Äæàçîâûå îïûòû / Å. Áàðáàí ÑÏá.: Êîìïîçèòîð, 2007.-336 ñ.

Информация о работе Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств