Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:22, реферат
Япония (по-японски Ниппон, Никон - страна восходящего Солнца) - государство, расположенное на островах Тихого океана вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Японии около 4 тыс. островов; главные из них - Хоккайдо, Хонсю и Сикоку, Кюсю. Связям между островами способствуют крупные инженерные сооружения (мосты, подводные тоннели). Площадь - 372,2 тыс. км2. Население -более 115 млн человек. Основные религии - синтоизм и буддизм. Синтоизм (от япон. синто -путь богов) - более древняя религия, в основе которой лежит культ божеств природы и предков. Буддизм, возникший в Древней Индии, проник в Японию в V веке. В IV веке началось проникновение в Японию через Нагасаки христианства. Островное положение обусловило особенности исторического развития Японии.
1. Дизайн Японии………………………………………………………………...3
1. 1. Общие сведения о стране и ее культуре………………………………...3
1. 2. Предпосылки развития дизайна и характеристика дизайна в Японии………………………………………………………….………..4
2. Архитектура Японии………………………………………………
2. 1. Особенности японской архитектуры…………………………………...7
2. 2 Персоналии. Основные произведения…………………………………..9
3. Промышленный дизайн Японии………………………………………….20
3. 1. Характеристика…………………… ……………………………..........20
3.1. 1 Фирма «Canon»; характеристика, персоналии, основные произведения …………………………………………………………………….21
3. 1. 2 Фирма «Sony»; характеристика, персоналии. Основные произведения……………………………………………………………………..22
3. 1. 3. Персоналии промышленного дизайна. Основные произведения...25
4. Графический дизайн. Промышленная графика………………………...31
4. 1. Характеристика………………………………………………………...31
4. 2. Японский плакат, персоналии, основные произведения…………….32
5 . Ландшафтный дизайн……………………………………………………...39
5. 1. Характеристика………………………………………………………....39
5. 2. Основные произведения: японский сад…………………………….....40
6. Дизайн одежды……………………………………………………………….45
6. 1. Особенности японского стиля в дизайне одежды……………….…...45
Библиографический список………………………………………………….51
Хиромура Масааки (род. в 1954), представитель более молодого поколения японских дизайнеров, начал активно работать в графике с 1977 года. Он делает плакаты стильные и холодные - не совсем чисто японские плакаты, не совсем европейские по типографике, но удивительно сочетающие в себе Восток и Запад. Его коронный прием - увеличенные фотографии, подчеркивающие абрис предметов и «держащие» макет плаката подобно якорю.
В то же время он весьма успешно работает в мини-формате. Лаконичные композиции и сдержанные цветовые решения характерны для каталогов универмагов (например, «Мидзируси Риохин»). Они подчеркивают изысканное качество рекламируемых товаров. Хиромура Масааки - член Ассоциации японского знака (1983), член Японской ассоциации графиков-дизайнеров (1988). Его выставки с успехом проходят не только в Японии, но и в Нью-Йорке, Москве и других городах. Заказчиками Масааки являются всемирно известные фирмы и банки. [1.2. с. 204]
рис. 34. Работы Хиромура Масааки
Икко Танака
Дизайнера Икко Танака принято считать отцом современного японского графического дизайна. Он одним из первых начал создавать работы, которые находили отклик и завоевывали признание как в Японии, так и во всем мире. Танака родился в г. Нара в 1930 году и окончил школу искусств в Киото в 1950-м. В этих двух городах, обладающих многовековой историей, он проникся эстетикой традиционного японского искусства, которая видна во всем его творчестве. Его работы не обманывают ожиданий западного зрителя: в них есть и исторические художественные ссылки на ксилогравюры эпохи Эдо, и классическая каллиграфия, но в то же время они полностью соответствуют принятым мировым стандартам графического дизайна.
рис.35. Икко Танака
В чем-то его работы напоминают японские сады камней: каждый элемент находится на строго определенном для него месте, а его взаимоотношения с прочими графическими элементам композиции тщательно рассчитаны и часто имеют некий особый смысл. Танака удивительно тонко чувствовал цвет, пропорции, текстуры и рабочее пространство, а следуя японским художественным традициям, он всегда отдавал предпочтение ярким, насыщенным цветам. Также для его стиля весьма характерны подчеркнуто плоские формы и фигуры.
В своем творчестве использует
современные европейские
Рис.36. Плакаты Икко Танака
Сигео Фукуда
Сигео Фукуда — известный японский график, снискавший себе всемирную известность своими антивоенными плакатами, мастер, умевший в лаконичных, на уровне знака, образах передавать сложнейшие проблемы современности. Несмотря на то, что творчество Фукуды, безусловно, имеет корни в японской культуре, его визуальный язык интернационален, а созданные им образы рушат культурные барьеры, находя понимание и эмоциональный отклик у людей по всему миру.
Родился Фукуда 14 февраля 1932 в Токио. Семейным бизнесом было производство игрушек. Он обучается в токийском Национальном Университете Искусств и Музыки. В этот период он увлекается минимализмом швейцарского стиля графического дизайна. Первую широкую известность творчество Фукуды получило благодаря выставке игрушек.
Наиболее важные области деятельности японского маэстро — графический дизайн и 3D-дизайн. Он создал официальный плакат для Osaka Expo, the Toyama Expo, эмблему для National Cultural Festival. Ему было предложено создать плакат для празднования 200-ой годовщины Французской революции.
рис.37. Сигео Фукуда
Творчество Фукуды, оказавшее большое влияние на умы и сердца многих графиков по всему миру, в свою очередь также формировалось под влиянием работ одного из основателей современного японского графического дизайна Такаши Коно.
Плакат «Victory 1945» сделал имя Сигео Фукуды всемирно известным. Лаконичная фукудовская визуальная метафора превращает снаряд, выпущенный из пушки в пробку, которая вот-вот закупорит жерло войны навеки.
В своих работах Фукуда обращался к крупным вопросам, присущим человеческой природе: о ненависти и любви, о страхе и предательстве, о жизни и смерти. Всю свою творческую жизнь Фукуда разрабатывал тему иллюзорности окружающего мира, пытаясь найти грань между зрительным восприятием и философским пониманием изображенного. Создавая оптические иллюзии он работал с психологией восприятия зрителя, продолжая поиски Дали и Эшера.
«Эмоции одинаковы во всем мире, а традиции — нет», — говорил Шигео. Мотивы своей неповторимой техники объяснял таким образом: «Я полагаю, что в дизайне должно быть 30% достоинства, 20% — красоты и 50% — абсурда. Вместо того, чтобы потакать вкусам широкой публики, миссия дизайнера — завлекая человека визуальной иллюзией, оставить его с ощущением удовлетворённости от собственного превосходства...»
В своем творчестве, Сигео Фукуда активно пользовался техниками оптических иллюзий.
Традиционно японские дизайнеры
равнялись на новые инновационные
достижения Запада. Но со временем ветер
изменился в восточном
Рис.38. Плакаты Сигео Фукуда
Японский стиль в ландшафтном дизайне и архитектуре занимает особое место. Пронизанный тысячелетиями он являет собой мудрость и загадку. Сегодня понятие «японский сад» многим известно и почти все имеют представление об этом виде сада. Этот стиль стал популярен во многих странах мира и все больше привлекает специалистов к изучению. История садов Востока насчитывает более трех тысяч лет. Немаловажно упомянуть, что в отличие от западного восприятия сада, рассматривающегося как место для отдыха, фактор победы и подчинения природы человеком — восточные сады созданы для понятия истины бытия, передачи ценной информации будущему поколению и умения разбираться в себе. Неотъемлемой частью архитектурных сооружений и ансамблей являлись японские сады, они были отражением материального и духовного богатства общества. Все сады и парки Японии являются отражением религии Японии – буддизма. Первые сады Японии были созданы в 7 в, они представляли собой миниатюрные ландшафты. Также широко были распространены сады-символы с гармоничным сочетанием элементов живой и неживой природы. Мастер 8-9 вв. Сосеки разработал 12 стилей японских садов: сады-скалы, сады-водопады, сады-камни, сады-деревья и др. Так зародились два основных направления японских садов: сад плоского типа и сад холмистого типа. Из растений в Японии наиболее распространёнными являются сосны, бамбук, сакура, слива, осока, ирисы. Важной частью японской культуры является духовное течение — синтоизм. Как и многие другие древние народы, древние японцы одухотворяли окружающие их явления природы. Духи огня, гор, деревьев, ветра воспринимались как живая материя, и поэтому рассматривалась связь между ними и людьми. Человек рассматривается в Синто, как часть вечной природы, а сама жизнь для древних японцев — очень ценна, и к ней относятся с особенной бережностью. Религиозная культура Индии и Китая не могла не оказать влияния на Японию, в результате чего ощущается влияние таких направлений как конфуцианство, даосизм, буддизм. Становления буддизма оказало сильное влияние на политическую и национальную сторону страны, что прослеживается и в садовых комплексах и в сооружениях Японии того периода (XI в.). В I – II в. н. э. из Индии в Китай пришло учение, основанного на особом способе познания мира — созерцании, медитации. В последствии это учение дошло до Японии (к XII- XIII вв.) и получило название «Дзен». Смысл этого учения заключается в осмыслении понятии Пустоты, поэтому сады этого стиля включают в себя минимум элементов и как бы подталкивают человека к «достраиванию» внутреннего мира. Таким образом ландшафтный дизайн садов в японском стиле являются синтезом двух основательных и особенных традиций — синоитских и буддистских. [2. 8 ]
Японский сад — это прежде всего уголок естественной природы, выполненный в миниатюре.
Строгие линии и безупречные геометрические фигуры (круги и квадраты) практически не применяются в композициях японского сада. Наиболее распространены асимметричные варианты из камней и гальки, мхов и невысоких растений либо групп деревьев с учетом периодов их роста и цветения. Преобладающими цветами являются зеленый, серый и коричневый, дополненные яркими пятнами цветков и плодов. Открытые пространства — неотъемлемая черта японского сада.
Принципы и суть создания
садов всегда включали в себя огромный
смысл и изменялись в зависимости
от места сотворения и цели. Японский
сад создавался таким образом, чтобы
шла непрерывная смена
Человек, находясь в саду, должен как бы расшифровать смысл, заложенный мастером. Первый принцип, который ложится в основу японского сада – это принцип «очарования вещей» — способность ощутить их душу, скрытую под внешней оболочкой. Человек, который руководствуется этим принципом, способен в любом элементе окружающего его мира найти что-то особенное и удивительное. Важнейшим принципом, по которому строится японский сад, является чувство гармонии. Эта гармония проявляется и в слиянии элементов живой и неживой природы, и в слиянии человека с природой, в ходе которого стирается грань между объективным и субъективным. Гармония проявляется в соответствии состояния души человека состоянию природы, именно поэтому построение ландшафта должен соответствовать определенным принципам и вызывать соответствующие чувства у созерцающего его человека. При этом важной составляющей душевного настроя является чувство бренности и мимолетности бытия. Поэтому в японском ландшафте вы, как правило, не увидите ярких красок и праздничных элементов. Сюда же нужно добавить аскетизм, характерный для японского стиля жизни. В японском саду вы не найдете ничего лишнего, но каждый его элемент будет находиться точно на своем месте и выполнять строго определенную для него функцию.
Главным в создании японского сада является искусство размещения камней. Каждый камень при этом должен иметь свое особое лицо, свой характер, которые задаются его расположением и положением относительно других элементов композиции. В японском саду камни всегда размещают по диагонали, параллельно или почти параллельно линии главной части сада, используя камни необработанные, покрытые ржавчиной или мхом, подвергшиеся ветровой или водной эрозии, чаще всего зеленовато-голубого, коричневого, красного или пурпурного цветов, реже — белого.
Композиция составляется, как правило, из нечетного числа камней: семь, пять, три. В первом варианте камни группируются по схеме "3-2-2" или "2-3-2". Композиция из трех камней, включающая один большой центральный камень и два небольших, — традиционная и наиболее популярная. В композиции из пяти и более камней вершины должны составлять треугольники с одной общей точкой, которая может быть опущена. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Пространство между ними можно использовать под посадки травянистых растений или кустарников. Каменные группы можно размещать вдоль берега на основаниях из меньших камней или кирпичей. Уровень воды — основная поверхность, относительно которой располагают камни «Рис.39».
Рис.39. Композиции из камней
В этом же направлении организуется движение по японскому саду. Камни в японском понимании являются воплощением силы. Неподвижный камень символизирует покой, а камень, расположенный так, чтобы создавать иллюзию его движения, символизирует вечное развитие природы и человека. Когда со временем валун покрывается мхом, он является воплощением зеленых холмов Японии, а окруженный песком, напоминает об утесах, омываемых гладью океана.
Каменные тропинки и тротуары — неотъемлемый элемент японского сада «Рис.40». Для устройства тропинок используют камни с одной ровной стороной (неровную зарывают в землю), длинная ось каждого камня при этом должна быть перпендикулярна к направлению тропинки.
Рис. 40. Каменные тропинки
Каменные фонари — несомненное украшение сада «Рис.41». Как правило, их располагают у поворота тропинки, на краю водоема или ручейка, вблизи моста или около тсукубаи. Фонарь обычно является основным элементом в группе с небольшими камнями, иногда позади него размещают дерево. Для изготовления фонарей применяют различные камни, дерево или пемзу.
-
Рис. 41 Каменные фонари
Каменные башни (или каменные пагоды) — декоративный элемент японского сада — всегда имеют нечетное число ярусов с пластинками, чаще всего четырехугольной, иногда шести- и восьмиугольной или круглой формы «Рис. 42». В маленьком саду хорошо смотрится пятиярусная башня. Башни размещают около тсукубаи, мостов, водоемов и водных потоков, рядом с декоративными камнями или перед большими деревьями.
Рис. 42. Каменные башни