Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:35, контрольная работа
ВАХТАНГОВ ЕВГЕНИЙ БАГРАТИОНОВИЧ (1883–1922) - российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра имени Вахтангова. Вахтангов создал новое театральное направления «фантастического реализма».
Евгений Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в русско-армянской купеческой семье. Его отец был крупным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Обычаи в доме были суровыми, отец был жестоким человеком, Евгений постоянно его боялся.
О Е.Б.Вахтангове………………………………………………………2
«Принцесса Турандот»…………………………………………………6
Связь и работа Вахтангова с М. Чеховым…………………………….8
Возникновение термина "фантастический реализм"…………………9
Вера актера в свое превращение в персонажа………...……………..10
Вахтангов как сторонник подхода к образу со стороны формы. Различие "системы" Станиславского и "вахтанговского" реализма…………………………………………………………..…12
Список использованной литературы…………………………………18
Содержание
Список использованной литературы…………………………………18
ВАХТАНГОВ ЕВГЕНИЙ БАГРАТИОНОВИЧ (1883–1922) - российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра имени Вахтангова. Вахтангов создал новое театральное направления «фантастического реализма».
Евгений Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в русско-армянской купеческой семье. Его отец был крупным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Обычаи в доме были суровыми, отец был жестоким человеком, Евгений постоянно его боялся.
Вахтангов еще в гимназические годы увлекся театром и решил посвятить ему всю свою жизнь. Несмотря на запреты отца, Евгений в гимназические годы много и успешно выступал на любительских сценах Владикавказа.
Окончив гимназию, Евгений Вахтангов поступил в Московский университет на физико-математическое отделение и сразу же влился в студенческий театральный кружок. На втором курсе Вахтангов перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль "Педагоги" по пьесе О. Эрнста.
Увлечение любительским театром во многом определило дальнейшую жизнь и творчество Вахтангова. Из любительского театра он вынес пристрастие к студийности и эксперименту, духу импровизационности и бескорыстного служения искусству.
Вахтангов оставил юридический факультет и поступил в Школу драмы А. Адашева в Москве, по окончании которой в 1911 году был принят в труппу Московского Художественного театра.
Вскоре на молодого актера обратил внимание К.С. Станиславский. Вахтангов стал помощником К.С.Станиславского в разработке и проверке нового актерского метода, вскоре названного "системой Станиславского". С 1911 года Вахтангов вел экспериментальные занятия по "системе" с группой молодежи театра, составившей ядро первой Студии МХТ. . Именно в этой студии дарование Вахтангова раскрылось в полной мере. А как актер он прославился в роли Фрезера в "Потопе" Бергера.
В своих дневниках тех лет Вахтангов написал: "Я хочу, чтобы в театре не было имен. Хочу, чтобы зритель в театре не мог разобраться в своих ощущениях, принес бы их домой и жил бы ими долго. Так можно сделать только тогда, когда исполнители (не актеры) раскроют друг перед другом в пьесе свои души без лжи… Изгнать из театра театр. Из пьесы актера. Изгнать грим, костюм".
Ведущую роль Вахтангова в
изучении и пропаганде "системы"
подчеркивал и сам
Со временем Вахтангову стали казаться тесными жесткие рамки рекомендаций Станиславского. Он увлекся театральными идеями Всеволода Мейерхольда, но довольно скоро их отверг. У Евгения Вахтангова формируется свое понимание театра, довольно отличное от Станиславского, которое он сформулировал в одном коротком лозунге — "фантастический реализм", вбирающий в себя и гиперболу, и гротеск, и балаганное начало. На основе этого "фантастического реализма" Вахтангов и построил теорию собственного театра.
Как и Станиславский, он считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актер. Но Вахтангов предлагал жестко отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене. Послереволюционный Вахтангов резко меняет свое отношение к форме. "Настало время вернуть театр в театр!" — провозглашает режиссер, ранее утверждавший прямо противоположное. Камерный психологизм Первой студии МХТ успешно преодолевается, а творчество Вахтангова стремительно эволюционирует.
Октябрьская Революция и вызванные ею социальные перемены оказали на Вахтангова глубокое воздействие. Начало нового этапа своего творчества режиссер определяет в статье "С художника спросится…", написанной в 1919 году, которая представляет собой один из первых манифестов советской режиссуры. "Если художник хочет творить „новое", творить после того, как пришла она, Революция, то он должен творить вместе с Народом. Ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним", — пишет Вахтангов.
Изменяются его эстетические
взгляды и художественные пристрастия,
корректируются важные положения теории
и педагогики. Сохраняя верность общим
законам искусства переживания
и органике актерского существования
в образе, Е. Вахтангов утверждает
необходимость нового сценического
языка, соответствующего времени социальных
схваток и взрывов. Отказывается
от поэтики интимно-
В костюмы актеров Вахтангов
тоже предлагал внести изменения. Например,
на современный костюм надевался
необыкновенный театральный халат,
расшитый и разукрашенный. Чтобы
еще более подчеркнуть
Но современность для Вахтангова никогда не отождествлялась с прямыми ассоциациями, публицистичностью. Глубоко современно прозвучали такие постановки Вахтангова в новой редакции 1920-х, как "Чудо святого Антония" М.Метерлинка, "Эрик 14" Ю.А.Стринберга, "Свадьба" А.П.Чехова.
Каждая из постановок Вахтангова
1921-22 с огромной экспрессией выявляла
противоборство тьмы и света, смерти
и побеждающей жизни. Вахтанговская
формула "фантастического реализма",
новые выразительные
Своего актера Вахтангов обрел в лице Михаила Чехова, в котором видел союзника своим идеям. Вахтангов утверждает приоритет личности актера над создаваемым им образом.
Премьера "Эрика 14" с
Михаилом Чеховым в главной роли
состоялась в 1921 году. Декорации художника
И.Нивинского производили неизгладимое
впечатление — скошенные
После революции 1917 года Вахтангов работает очень напряженно (одновременно с МХТ и его Первой студией Вахтангов вел педагогическую работу в ряде московских театральных школ и продолжал руководить любительскими кружками), несмотря на все усиливающуюся болезнь желудка. В 1919 году Вахтангову делают две операции, в связи с сужением желудка. Однако врачи тогда не сказали ему об истинной болезни — рак желудка.
В последние годы жизни
Вахтангов находился в
Всего за год до смерти он
основал Третью студию МХТ, ставшую
позднее Государственным
В самом начале 1921 года репетиции
Вахтангова в Третьей студии временно
прекратились. Евгений Багратионович
все свое время отдавал студии
Габима, где завершал работу над "Гадибуком"
(1922). После сдачи "Гадибука" Вахтангов
на 10 дней уехал в санаторий. Но отдых
не принес ему облегчения, из санатория
он вернулся еще более ослабленным.
Тем не менее, он сразу же приступил
к работе. Студия, обеспокоенная
состоянием здоровья Вахтангова, решила
созвать консилиум врачей. К всеобщему
ужасу, стало известно, что дни
Вахтангова сочтены, у него был рак
желудка и печени. Чтобы не создавать
паники, решили Вахтангову ничего не говорить.
Однако сам Евгений Багратионович,
видимо, прекрасно знал, что время
его жизни подошло к концу,
поэтому очень торопился
В 1921 году на сцене своей
студии он ставит пьесу М. Метерлинка
"Чудо Святого Антония" (вторая
редакция). В этой постановке Вахтангов
уже попытался реализовать свои
новаторские идеи. Это было очень
яркое зрелище, в котором и
режиссер и актеры составили единый
творческий ансамбль. В спектакле
удалось донести до зрителя сложную
символику пьесы и
Вахтангов начал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из самых обычных бытовых предметов. На их основе, с помощью света и драпировок, художники создавали фантастические виды сказочных городов, как, например, это было сделано в последнем и самом любимом вахтанговском спектакле.
Свойственное натуре и
творчеству Евгения Вахтангова гармоническое
начало ("веселый Мейерхольд",
говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось
в искрящемся спектакле режиссера
— "Принцессе Турандот" по К. Гоцци
(1922). Спектакль был задуман как
эксперимент в области
Эта постановка до сих пор воспринимается как самая знаковая. Турандот при всей далекости от революции звучала как "Гимн победившей революции".
Один из командиров Красной Армии в своем письме писал: "Я смотрел "Принцессу Турандот", и внутри меня все ликовало: да здравствует жизнь! Да здравствует Советская власть! Жизнь идет! Будет прекрасная жизнь!"
Режиссера вела к новой
эстетике не интуиция, а четкое понимание
цели театрального искусства, которое
он рассматривал в тесной связи с
революционной
Вахтангов остро чувствовал
поэтику игрового театра, его открытую
условность, импровизационность. В
таком театре многое от древних истоков
сцены, народных игрищ, площадных и
балаганных зрелищ. Игрой, кажется, заряжен
воздух России 1920-х. А парадокс состоит
в том, что 1921 год, голодный и холодный,
и как будто вовсе не располагающий
к веселью. Но несмотря ни на что, люди
этой эпохи преисполнены романтическим
настроением. Принцип "открытой игры"
становится принципом Турандот. Игра
актера со зрителем, с театральным
образом, с маской становится основой
спектакля. Спектакля-праздника. А праздник
на то и праздник, что все меняется
местами. И артисты Вахтангова играют
трагедию комедийными средствами. Спектакль
был задуман как эксперимент
в области актерской техники,
сложен по заданию: студийцы должны были
одновременно играть и самих себя,
и артистов итальянской комедии
масок, разыгрывающих сказку Гоцци,
и, наконец, самих персонажей. Спектакль
строился и репетировался
Информация о работе Е.Б. Вахтангов и его театральная эстетика