Жизненный путь и творчество Гюстава Курбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 12:00, реферат

Краткое описание

В развитии реалистического искусства в Европеимя французского живописца Гюстава Курбе занимает особое место. Он был одним из тех, кто опираясь на лучшие достижения старых мастеров воплотил в своем творчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их в живописи, защищал и пропагандировал их.
В данной работе сделана попытка проанализировать наиболее важные этапы жизненного пути, а также творческого наследие мастера.

Содержание

Введение
1.Жизненный путь
11.Творческое наследие
Портреты
Тематические картины
Пейзажи
Анималистические темы
Натюрморты
Графика и скульптура
Заключение
Библиогафия

Вложенные файлы: 1 файл

Курбе.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

    Гимназия  №139

    Жизненный путь и творчество Гюстава Курбе

Реферат по мировой художественной культуре

 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила:

                                          Ученица 10 класса Г

                                          Затолокина Ольга

                                          Руководитель:

                                          Учитель МХК

                                          Сазонова Ирина  Борисовна 
 
 
 
 
 
 
 

Омск

                                                       2003 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

 

    Содержание

 

Введение

1.Жизненный  путь

    11.Творческое  наследие

    1. Портреты
    2. Тематические картины
    3. Пейзажи
    4. Анималистические темы
    5. Натюрморты
    6. Графика и скульптура

Заключение

Библиогафия

Приложение

     

 

    Введение 

      В развитии реалистического искусства  в Европеимя французского живописца Гюстава Курбе занимает особое место. Он был одним из тех, кто опираясь на лучшие достижения старых мастеров воплотил в своем творчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их в живописи, защищал и пропагандировал их.

        В данной работе сделана попытка  проанализировать  наиболее важные  этапы жизненного пути, а также  творческого наследие мастера.   

    1. Жизненный путь Курбе.
 

      Гюстав Курбе родился в Орнане 10 июня 1819 года. Никто из его близких не мог предположить, что он станет живописцем. Отец  Гюстава был состоятельным землевладельцем, известным в кругу местных фермеров и виноградарей и сыну предстояло, по замыслу отца выйти за пределы своей провинции и снискать известность среди столичных юристов. Семья Курбе не блистали ни разносторонностью интересов, ни широтой кругозора, отец и мать все свое время отдавали "делу". Наиболее интересной фигурой в семье был дед по материнской линии, Жаг-Антуан Удо, участник французской революции 1789-1794 годов, старый республиканец и атеист. Дед оказал большое влияние на формирование характера внука. Внук отказался от первого причастия, не ходил на исповеди и очень рано стал интересоваться социальными вопросами.

            Мальчик не любил заниматься точными науками, все свободное время он проводил гуляя по местным лесам и делая многочисленные зарисовки местных пейзажей.

          В 1837 году родители определили Гюстава  в безансонский колледж. Они надеялись, что новая обстановка изменит  образ мыслей мальчика, отвлечет его от пагубного увлечения искусством. Но все усилия родителей тщетны. Если Кулбе и занимается, то только в художественной школе, руководимой Ш.- А. Флажуло, высокопарно именовавшим себя "королем рисунка". Курбе не скрывал своего пристрастия к живописи и из Безансонона в Орнан постоянно шли рисунки, к которым вскоре добавились литографии. Юный художник предназначал их в подарок домашним, друзьям и первому учителю- папаше Бо. Занятия литографией в то время процветало во Франции и в литографии молодой Курбе начал разработку характерных для него мотивов, попробовал свои силы  в книжной иллюстрации. В некоторых работах своеобразно перекрещиваются влияния Бо и Флажуло. Таков "Мост через Лу в Орнане" (1839). В творчестве Курбе того периода преобладает тщательный, измельченный рисунок (деревьев, кустарников), при изображении домов и скал оно становится проще, обобщеннее. 

          Несмотря  на успехи сына в живописи отец не соглашался отправить Гюстава в Париж  для обучения у великих мастеров. Сыну помогла мать, убедив отца отправить Гюстава в Париж, правда, для изучения права. В Париже Курбе быстро определил "свой" район, которому навсегда остался верен. Он жил на улицах Пьер Сарразен, Буси, Арп, но всегда в Латинском квартале., где молодежь  до хрипоты спорили о путях политического и социального переустройства общества, о философских проблемах, о проблемах искусства.

          Что касается совершенствования в искусстве, то Курбе часто наведывался в  в так называемые свободные академии, открытые за небольшую плату для  всех желающих. Многие часы проводил Курбе в Лувре, где особенно много времени проводил перед полотнами голландских художников. Интерес к творчеству Рембрандта Курбе пронес через всю жизнь.

          Наиболее  ранними картинами Курбе, исполненными в Париже, считаются "Лот с дочерьми", "Одалиска" и "Леила". В соответствии с модой того времени многие из них навеяны романтической литературой (Гюго и Ж. Санд), но характер композиции, театральность поз, бесстрастные выражения лиц, чернота теней говорит о классицистической традиции, соединенной с караваджистским влиянием.

          В 1844 году Курбе был принят в Салон  и в 1845 году он выставил свою картину "Автопортрет с собакой", а  затем еще 5 картин, в том числе  и картину "Молодой гитарист на фоне пейзажа", однако жюри не дало высокую  оценку его работам. Обида не заставляет живописца сложить руки. Он уверен в себе, в своих силах, в своем праве писать так, как он считает нужным. 1847 год еще более обосртил отношения между Курбе и официальным жюри, отклонившим все присланные им картины. "Члены жюри отказывают всем, кто не принадлежит к их школе, - сообщает живописец в Орнан. Курбе прекрасно отдает себе отчет, почему он так не угоден. Ведь он пишет то, что окружает его в обыденной жизни, не идеализируя ничего. Курбе пишет окружающих его, самых обычных, людей, не придерживаясь классических правил, такими как они есть. В 1845-1847 годах отказы в участии в выставках получали многие художники, не согласные с существующими нормами,  для многих становится ясно, что прозаическая политика и возвышенная муза не так уж далеки друг от друга.

          Революция 1848 года во Франции провозгласила  долгожданную Республику. Курбе, как  и другие представители прогрессивной  интеллигенции был исполнен радужных надежд. В это время общественно-политическая деятельность поглощала все время Курбе. Одним из первых достижений революции, которое ощутили художники, было открытие нового Салона. Курбе впервые в жизни продемонстрировал все, что ему хотелось: три пейзажа Орнанских мест, "Виолочелиста", которые поражали жизненной конкретностью.

          Июньская  резня парижских рабочих, устроенная генералом Кавеньяком, произвела  на лучших представителей французской  революции произвела ошеломляющее впечатление.  В минуты депрессии  Курбе любил бродить по Парижским  улочкам. Вдали от напряженной общественно-политической жизни столицы Курбе стал приходить в себя и ощутил огромное желание работать, рисовать. Он словно взглянул на все происходящие события со стороны   и почувствовал в них главное: силу и величие, не отдельной личности, а простого народа. , занятого повседневным трудом. Так, в 1848 года намечается коренное изменение содержания творчества художника,  и быстро происходит процесс рождения "нового Курбе" - через год появляются его знаменитые картины "Дробильщики камня" и "Похороны в Орнане"

          Подлинной сенсацией салона 1848 года стала его картина "Послеобеденное время в Орнане".. На ней изображены не баррикады, а небольшое провинциальное общество. мирно слушающее музыку после домашнего обеда. Современники художника писали, что он буквально взламывает двери Салона, столь не обычна и реалистична была его новая работа. Курбе, вдохновленный успехом, создал  в тот год много замечательных полотен. Среди которых были "Сбор винограда в Орнане", "Долина реки Лу", "Вид на замок Сан-Дени".  Несмотря на свой успех жил Курбе постоянно в нужде, его мастерская поражала убогостью и бедностью, но он всегда стремился помочь ближнему.

          Осенью 1849 года Курбе уезжает из Парижа в свой родной город Орнане, где  его встречают с почетом. где  его встречают с почетом. Наконец-то у Курбе появилась хорошая  мастерская, которую отец оборудовал на чердаке своего дома. Курбе возвращается бодрость и веселость  духа  Он с удовольствием гуляет по любимым с детства орнанским лесам, слушая народные песни, музыку, он вновь полон сил и энергии. Испытывая огромный творческий подъем Курбе друг за другом пишет полотно "Дробильщики камня", "Похороны в Орнане", "Возвращение с ярмарки", многочисленные пейзажи. Он устраивает две персональные выставки в Безансоне. Он хочет непосредственно общаться с народом, причем не только с жителями Парижа,  и провинциальных городов, и прежде всего с жителями своего родного края.

          В августе 1850 года Курбе возвращается в Париж для участия в работе Салона. Отныне в работах  прогрессивных  художников, и прежде всего в работах Курбе пейзаж отодвигается на второй план, уступая место бытовому жанру, в центре внимания художников оказывается простой труженик.    Курбе принимает эстафету Руссо. Но голоса друзей и единомышленников Курбе буквально тонули в потоке обвинений и  оскорблений. Курбе называли главарем Демократических банд, грубым и вульгарным провинциалом.  В такой обстановке открылся Салон 1850-51 года.  Термины "реализм", "реалист" появляются в то время во всех статьях, в которых идет речь о Курбе. Взгляды Шанфлери –признанного теоретика реализма – еще только складываются и произведения орнанского мастера оказывают большое влияние. Шанфлери всегда утверждал что именно Курбе первым в конце 1848 года открыл двери "храма реализма".

          Салон 1852 года открывается в совсем в другой обстановке. Второго декабря 1851 года во Франции произошел государственный переворот и власть оказалась в руках президента Луи-Наполеона Бонапарта. Республика фактически прекратила свое существование.  Падение республики подвергло Курде, по его словам  в состоянии "умственной прострации" и "полного разочарования". На его глазах рухнуло все то  чему он был так предан.  Однако влияние революции 1848 года еще долго будет давать о себе знать. В годы "чудовищного режима" (слова Курбе) в искусстве передовых художников найдут свое развитие те принципы, которые были рождены в 1848-1851 годах.

          У Курбе 1853-1855 годы прошли под знаком подготовки к Всемирной выставке. На суд жюри Курбе представил 13 полотен  Среди которых было огромное, написанное специально для выставки полотно "Ателье", которое, наряду с картиной "Похороны в Орнане" жюри отвергло. Две, самых любимых работы Курбе! Он не мог смирится с этим и решает открыть свою персональную выставку.

          Число подготовленных к экспозиции картин достигает сорока. Открытие "Павильона реализма", как назвал Курбе свою выставку,  состоялось 28 июня. У входа посетителей  встречал  принарядившийся художник. Одни посетители кричали: "Браво", другие – "Долой".  Сам художник писал после выставки: "Быть в состоянии передавать и оценивать нравы, идеи и облики моей эпохи, быть не только художником, но также и человеком, одним словом, создавать живое искусство – такова моя цель".

          С изменением политической обстановки в  стране все большим нападкам со стороны  критиков стал подвергаться Курбе. "Павильон реализма" сравнивали с ярмарочным балаганом, нелепо соседствующим с Ла Скала. Именно с середины 50-х годов Курбе становится мишенью карикатуристов. После "Всемирной выставки" Курбе уезжает в Бельгию, а оттуда в Орнан., где он начинает работу над новым полотном , предназначая его для Салона 1857 года. Это были "Девушки на берегу Сены". Эта картина вновь вызвала хор враждебных голосов, на сей раз даже друзья не поддержали художника, обвиняя его в том, что он не идет дальше внешней оболочки вещей и не понимает эстетическую природу искусства. Произведения Курбе и Милле были островком на выставке среди ура-патриотических картин, прославлявших императора и военные победы французской армии. Самыми лучшими, действительно великолепными полотнами Курбе в Салонах оказались пейзажи и анималистические сцены, такие, как "Битва оленей", "Олень у воды", "Косули у ручья Плезир-Фонтен", "Волна". Те же тематические картины, которые попадали в них, к числу таковых можно отнести большой портрет Прудона с семьей, Салон 1865 года, "Подаяние нищего" (Салон 1868 года), не могут быть отнесены к числу удач мастера, говорят о кризисе в творчестве Курбе-жанриста.

          Кроме занятий живописью Курбе в  этот период, как всегда в гуще общественно-политической жизни Франции. Он очень горячо поддержал Вторую Республику. Его публичные выступления того времени призывают  французов прекратить войну. Курбе с восторгом встретил  Парижскую Коммуну и даже предложил свою кандидатуру на выборах и стал ее членом. Еще задолго до выборов в Коммуну он уже сотрудничал с ней по многим вопросам, касающихся реорганизации искусства.

          Когда версальцы ворвались в Париж, Курбе проводил время в Лувре, принимая меры по охране коллекций. Началась полоса унижений, допросов, моральных  и физических страданий. Допрос Курбе состоялся 14 августа. Ему инкриминировали "захват функций и участие в разрушении памятников (Курбе вместе с всставшими участвовал в сносе Вандомской колонны, которая воспринималась народом символом торжествующего  буржуазного общества).  На допросе он отрицал – и это подтвердили свидетели – свое отношение к декрету Коммуны. Однако, несмотря на снятие обвинения,  буржуазная Франция не простила ему участия в Рабочем правительстве. Его картины не принимают на выставках, его оскорбляют на страницах газет. Выход был один – бежать из страны. 22 июня 1873 года, простившись с отцом и сестрами, Курбе покидает Францию, он едет в Швейцарию. Он поселился у Женевского озера, сделав в небольшом помещение мастерскую. К нему тянулась местная интеллигенция, приезжали друзья и родственники из Франции. В благодарность за гостеприимность Курбе подарил местному муниципалитету скульптурны1 бюст – аллегорию Швейцарии. В доме у озера всегда было много друзей, но Курбе, которому уже было за пятьдесят,  очень тосковал по Родине. В Париже картины Курбе по-прежнему не допускались на выставки, в  Орнане варварски опустошили его мастерскую,  до сих пор ведется дело по участию Курбе в Коммуне не закрыто. Курбе приговорили к выплате огромной суммы на восстановление Вандомской колонны..  27 июня 1877 года, все имущество, оставленное художником во Франции, все его картины идут с молотка. У Курбе больше нет сил бороться. В свои 58 лет он поседел, с трудом передвигается, хотя до этого поражал всех своим деревенским здоровьем. 31 декабря 1878 года Курбе скончался.  Вплоть до 1919 года его прах покоился на Швейцарской земле. Только в связи со столетием сот дня рождения Курбе его прах был перенесен на родную землю. Могила Курбе на скромном орнанском кладбище – кусок серого камня, вокруг семь столбиков поддерживающих цепь. 

          11. Творческое наследие Курбе 

      1. Портреты.

Информация о работе Жизненный путь и творчество Гюстава Курбе