Жизненный путь и творчество Гюстава Курбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 12:00, реферат

Краткое описание

В развитии реалистического искусства в Европеимя французского живописца Гюстава Курбе занимает особое место. Он был одним из тех, кто опираясь на лучшие достижения старых мастеров воплотил в своем творчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их в живописи, защищал и пропагандировал их.
В данной работе сделана попытка проанализировать наиболее важные этапы жизненного пути, а также творческого наследие мастера.

Содержание

Введение
1.Жизненный путь
11.Творческое наследие
Портреты
Тематические картины
Пейзажи
Анималистические темы
Натюрморты
Графика и скульптура
Заключение
Библиогафия

Вложенные файлы: 1 файл

Курбе.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)
 

          Первым  жанром, к которому обратился молодой  Курбе, был жанр портрета, а если точнее – автопортрета. Галерея  автопортретов открывается "Автопортретом  в возрасте четырнадцати лет" (Париж, Музей Карнавале). Аккуратно одетый мальчик разместился под деревом, вытянув вперед ноги, облокотившись на поросший травой выступ. Фигура выписана неловко, о сходстве не приходится говорить, но все же портрет намечает характерную для Курбе черту – он будет и впредь, особенно в ранний период, писать себя на лоне природы. Портрет привлекает чистотой, поэтичностью образа. Манера письма "тающая", размягченная. Гораздо ярче, талантливее его следующий автопортрет – "Автопортрет с черной собакой" (1842-1844, Париж). Это уже поистине гениальное полотно. Что-то загадочное, интригующее есть в облике Курбе. Он одет скромно, но так,  чтобы каждый, взглянув на него, понял, что перед ним не обычный человек, а художник. В картине нет ни одного острого угла – круглятся шляпа, плечо, голова собаки, круглятся за ним сглаженные ветром и дождем камни. Спокойно и гармонично и световое решение: светлый, как бы  "акварельный" задний план  подчеркивает звучность темного пятна фигур. После "Автопортрета с черной собакой" Курбе редко называет свои полотна автопортретами. Появляются "Гитарист" (1844), "Раненый" (конец 1840 ), "Виоленчилист" (1847) и другие картины, в наименовании которых никак не отражена их портретная сущность. Курбе отходит в картинах этого цикла от тех задач, которые обычно ставились в автопортретах.  Герой остается одним и тем же, только живописец ставит  их в различные, по большей части романтические ситуации.

          В ряде автопортретов 40-х годов Курбе  изобразил себя вместе со свой возлюбленной. Почти повторяют друг друга "Счастливые влюбленные", "Влюбленные в деревне", "Вальс". В парных портретах Курбе прибегает к сравнительной характеристики.е. . Наряду с автопортретами художник создал немало портретов родных и близких. Художник нежно любил своих сестер Зоэ, Жюльетт, Зели,  и их образ часто появлялся в его портретах. Одним из самых привлекательных является портрет его младшей сестры,  Жюльетт (1844). Сколько нежности, любви ощущаем мы в этом портрете ! В женских портретах 50-х годов уже нет такой чувственности . Курбе предпочитает писать женщин задумчивых, ,лица которых отмечены печатью одухотворенности, интеллектуальности.  Таковы его полотна "Испанка", (!854), "Амазонка" (1856), "Мадам Браер", "Дама из Франкфурта" (1858). Новые тенденции в композиционном решении можно отметить в портрете, считавшемся портретом Макса Бюшона . Он предвосхищает последующие искания художников., в частности Мане. В данном случае, речь должна идти не о бытовых элементах,  а о роли силуэта, известной упрощенности в трактовке формы.

          Интерес к портрету значительно усилился у Курбе в 60-х годах. Созданные  в это время портреты могут  быт разделены на  группы.  В  первую вошли портреты друзей, единомышленников, прогрессивной интеллигенции: Ж.Валлеса (1861), А Готье (1867), Кастаньяри и др. Изображенные лица, бывшие достаточно яркими индивидуальностями внутренне похожи на портретах Курбе. Сходны композиции, трактовка света, колорит, что диктовалось одинаковым  отношением к ним автора, видевшего в каждом человеке, как и он ,  " убежденного в своих принципах" , готового служить отечеству.

          К этой группе следует отнести и "Портрет  Прудона" (1865), написанного Курбе  по памяти.  В 6о-е годы ведущую  роль стали играть женские портреты.  Живописцу позировали аристократки, светские красавицы,. В "Портрете Кароли" Курбе делает значительные уступки господствующим вкусам. Появляются элементы той самой красивостью против которой ранее так рьяно боролся живописец.

          Гораздо привлекательнее вторая группа женских  портретов, которая не совсем подходит к портретному жанру. В этих картинах художник просто и откровенно любуется физической красотой и совершенством моделей. В них нет тонкой одухотворенности женских портретов 50-х  годов, нет внешнего лоска, холодка светских изображений. Курбе привлекает не блеск шелков, а естественная. Причем не прикрашенная, красота человека ("Прекрасная ирландка" (1866), "Девушка с чайками"(1865)", "Женщина с украшениями" (1867).

          70-е  годы были мало результативны  для Курбе-портретиста, как, впрочем,  ка и для всего творчества. Будучи в Орнане он написал доктора Ординера, в Швейцарии – приезжавших его навестить отца и Рошфора. Лучшим портретом последних лет является "Автопортрет в тюрьме Сент-Пеляжи"(точная дата не известна). Курбе изобразил себя, сидящим на подоконники. За  решеткой окна видны серые стены. Во взгляде пленника нет ни надрыва, ни отчаяния, а лишь печаль, сосредоточенность. Курбе очень похудел, падающие на висок, щеки, нос неяркие блики света лишь подчеркивают его нездоровье. Портрет очень искренен, исполнен настроения. В нем подведен неутешительный итог жизни человека. Хотевшего свободы и всеобщего счастья. 

    2. Тематические картины. 

          После революции 1848 года на первое место в  творчестве Курбе на первое место  выступает тематическая картина, которой  он и обязан своей славе новатора-реалиста.   Революция 1848 года "рождает " тематическую живопись Курбе. Ранние картины, вроде "Лота с дочерьми" или несохранившейся "Вальпургиевой ночи" играли незначительную роль в творчестве художника.

          "Послеобеденное  время в Орнане" , показанное в Салоне 1849 года, - первое жанровое полотно Курбе. В скромном интерьере, закончившие трапезу мужчины слушают музыку. На картине, изображены простые люди, труженики ( как всегда на своих картинах Курбе изображает своих родных и близких людей. Размер холста огромен – 1.95х2.57 м. Размер холста усиливает впечатление масштабности, монументальности, причем значительность приобрели фигуры самых простых жителей провинциального городка. Простолюдин, изображенный на большом холсте так же  масштабно, как изображали мифологических или исторических героев, -  это была дерзость, поразившая официальных критиков.  Эта картина определила новую веху в развитии французской живописи.

          Выдающееся  полотно Курбе "Дробильщики камня" создавалось непроизвольно,  под  впечатлением увиденного. Однако по истечению ряда лет художник сумел очень точно определить социальную сущность своего полотна, показавшего и тяжесть, труда и величие труженика.  В отличии  от других живописцев того времени Курбе сумел отразить в своих работах, не только тяжесть и грубость  труда, а, и это главное для Курбе, -  величие труженика. Его картины вызывали не только сострадание, а и уважение к простому труженику.

          Третье  тематическое полотно Курбе "Похороны в Орнане" (1849-1850) принадлежит к  числу шедевров мастера. Достаточно было написать только одну эту картину, чтобы имя живописца навсегда вошло в историю мирового искусства.

          С первого взгляда картина поражает своей предельной простотой, каким-то удивительно суровым лаконизмом. Это проявляется во всем: в четкой фризиобразности композиции, в бесхитростности близко поставленных друг к другу фигур, неповторимо индивидуальных, но в то же время подчиненных общему ритму. в строгости, почти аскетичности колорита, в котором доминируют черные и белые цвета. . Курбе не старается разнообразить действие, вести элемент рассказа. Главное – отношение людей к происходящему, их реакция. Вглядываясь в лица персонажей, понимаешь, что художник к подавляющей массе изображенных людей относился критически. Это отношение в ряде случаев было совершенно непроивольным так как он писал близких людей, жителей своего родного городка и своих родных. . Увлеченный своим замыслом художник нигде не погрешил против правды. Каждый индивидуальный портрет был подчинен общей идей и стал своего рода типом –провинциальный мэр,нотариус, кюре, могильщик. Все они приобрели черты всеобщности.

          Размеры этого полотнна ( 3.15х 6.64 м) превосходили предыдущие размеры полотен.  Глядя  на этот огромный холст, можно только удивляться, что он был написаю  за такой короткий срок и в весьма неблагоприятных условиях (орнанская мастерская Курбе имела 7.40 метров в ширину и 4.15 метров в длину).

          По  силе критического реализма, по глубине  социального анализа эту работу Курбе можно сравнить со "Сценами  провинциальной жизни " Бальзака, "Госпожой Бовари" Флобера.

          Первая  половина 50-х годов была весьма плодотворна  для Курбе-жанриста. В ряде новых  работ он продолжает Орнанский цикл. Появляются такие замечательные  работы Курбе, как "Веяльщицы" (1854), "Деревенские барышни"(1851), "Уснувшая прядильщица"(1853) В этих картинах Курбе главной задачей ставил также показ красоты труда. Нельзя не восхититься ловкостью и изяществом движений работающих девушек. Одной из выдающихся жанровых работ художника является его полотно "Здравствуйте, господин Курбе" (1854). Сюжет картины прост. По дороге шагает Курбе, за спиной этюдник. Он встречает коллекционера и слугу. Критика увидела выражение самонадеянности на лице Курбе и очень критиковала его за это.

          В конце 1854 года Курбе начинает работу над новым огромным полотном "Ателье". Размеры этого холста поражают. Курбе, начав работу над картиной писал своему другу:"…мне удалось написать эскиз картины и в настоящее время он перенесен в контурах на холст длиной в двадцать и  высотой в двенадцать футов. Получается самая удивительная картина, которую себе  можно представить. На ней тридцать человек во весь рост. Это физическая и моральная история моей мастерской. Это все люди, которые помогают и участвуют в моем деле… У меня в распоряжении два месяца.   Таким образом на каждую фигуру остается два дня." Курбе успел закончить это полотно Всемирной выставке. В подзаголовке выставленной картины было написано: "Реальная аллегория, определяющая семилетний период моей артистической жизни".  И все же, несмотря на живописные  находки, удивительные по сочности куски полотна, Ателье уступает в единстве и цельности "Похоронам в Орнане".

          Полотно "Ателье" подвело черту в  развитии тематической живописи в творчестве Курбе. После 1855 года существенно меняется содержание его жанровых полотен и их изобразительный язык. В таких жанровых полотнах, как "Девушки на берегу Сены" (1857), "Добыча", "Пикник после охоты"(1857), "Женщина с попугаем"(!8660), Курбе делает уступку "красивости". 

          Вклад Курбе в искусство определяется , в первую очередь, именно его тематическими картинами, Что сильно "способствовало возрождению вкуса к простоте и искренности" (Бодлер) 

    3.. Пейзажи. 

          Курбе очень трепетно относился к своему родному краю, к  и своему  Орнане.  Бесконечная любовь к родной природе была неиссякаемым источником  вдохновения художника. Курбе никогда не понимал живописцев, готовых исколесить полмира в поисках необычных, экзотических мотивов. Художник писал пейзажи с самого начала своего творческого пути. Пейзажи Курбе создавались прямо на натуре, завершались в ателье или по памяти. В любом случае он улавливал характерное, типизировал.. В своих пейзажах он хотел поведать миру о таинственных, прохладных гротах, где рождаются реки, опадающих со скал водопадах, о красоте омытого дождями и камня, о маленьких городках и деревняях, живущих гармоничной жизнью с окружающих их природой. "Долина реки Лу"(1849), "Море в Палавасе" (1854), "Скалы у Мааса"((1857), "Большой дуб в Орнане"(1864)"Море во время дождя"(1866), "Ручей в тени"(1865), "Шильонский замок"(1874).  Непревзойденные пейзажи Курбе – прекрасный гимн красоте родного края.   

    4. Анималистические  сцены 

          Непосредственными предшественниками Курбе в изображении  животных были романтики и барбизонцы.  Н а его полотнах можно увидеть  спокойно идущих волов, отдыхающих коров, добродушных крестьянских собак. Целая градация света, сочные маски передают разнообразную фактуру шерсти животных, выявляют их анатомию. Курбе подмечает и влажность розовых ноздрей и переливчатый блеск выпуклых глаз. Великолепно  передан на его картинах и характер животных.  У Курбе – анималиста была своя тема, в разработку которой он внес неоспоримый вклад – тема охоты. . Курбе говорил, что никто до него не писал таких охотничьих сцен, что он чуть ли не первооткрыватель жанра. К этому роду картин относятся такие прекрасные творения мастера как "Олень у воды", (1861), "Голова косули" (1866), "Загнанный олень" (1867)"Битва оленей"(1861).

          О Курбе редко пишут как об анималисте, хотя он, несомненно, принадлежит к  представителям этого жанра. И в этом жанре Курбе прежде всего художник-реалист. . Курбе не мог писать животных в зоологическом саду. , а потом силою воображения переносить их в дикую природу.  Ничего выдуманного, никакой экзотики!. К тому же зверь у Курбе никогда не нападает, никогда не бывает агрессивным, агрессивным бывает лишь человек. Конечно, олень не хищник, действующий на полотнах  Рубенса и Делакруа. Для Курбе олень всегда прекрасен. Художник любит всех животных просто братской любовью. Этим, пожалуй, и определяется его место среди прочих живописцев, изображающих зверей, 

          5. Натюрморты 

          Во  французской живописи первой половины 19 века натюрморт как самостоятельный  жанр был развит еще слабо. Его  слава – впереди, когда к нему обратились художники-импрессионисты. Курбе и Мане подготовили его расцвет.

          К первой группе натюрмортов можно  отнести изображения цветов. На его  натюрмортах цветов всегда много, целые  охапки, пучки. Главное место принадлежит  крупным декоративным растениям: снежно-белым  магнолиям, кирпичнр-оранжевым лилиям, макам, пурпуровым георгинам ("Магнолия"(1865), "Ваза с цвктами"(1863), "Корзина с цветами"(1863). Любуешься не отдельным цветком, (его фактура, строение не так уж занимает художника), а именно их массой, изобилием.

          Вторая  группа натюрмортов – это изображение фруктов. Хронологически они относятся к более позднему периоду, чем цветы.  Художник писал фрукты в 1871-1873 годах. Как известно, это было очень тяжелое для художника время – тюрьма, суд, болезнь. В то время основным жанром в творчестве Курбе стал натюрморт, на большие тематические картины у художника не было сил и средств. "Яблоки и груши"  - прекрасное полотно Курбе. В сочетании темного, непроницаемого фона и великолепных, солнечных плодов есть что-то противоречивое и напряженное.  

Информация о работе Жизненный путь и творчество Гюстава Курбе