Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 12:00, реферат
В развитии реалистического искусства в Европеимя французского живописца Гюстава Курбе занимает особое место. Он был одним из тех, кто опираясь на лучшие достижения старых мастеров воплотил в своем творчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их в живописи, защищал и пропагандировал их.
В данной работе сделана попытка проанализировать наиболее важные этапы жизненного пути, а также творческого наследие мастера.
Введение
1.Жизненный путь
11.Творческое наследие
Портреты
Тематические картины
Пейзажи
Анималистические темы
Натюрморты
Графика и скульптура
Заключение
Библиогафия
Первым жанром, к которому обратился молодой Курбе, был жанр портрета, а если точнее – автопортрета. Галерея автопортретов открывается "Автопортретом в возрасте четырнадцати лет" (Париж, Музей Карнавале). Аккуратно одетый мальчик разместился под деревом, вытянув вперед ноги, облокотившись на поросший травой выступ. Фигура выписана неловко, о сходстве не приходится говорить, но все же портрет намечает характерную для Курбе черту – он будет и впредь, особенно в ранний период, писать себя на лоне природы. Портрет привлекает чистотой, поэтичностью образа. Манера письма "тающая", размягченная. Гораздо ярче, талантливее его следующий автопортрет – "Автопортрет с черной собакой" (1842-1844, Париж). Это уже поистине гениальное полотно. Что-то загадочное, интригующее есть в облике Курбе. Он одет скромно, но так, чтобы каждый, взглянув на него, понял, что перед ним не обычный человек, а художник. В картине нет ни одного острого угла – круглятся шляпа, плечо, голова собаки, круглятся за ним сглаженные ветром и дождем камни. Спокойно и гармонично и световое решение: светлый, как бы "акварельный" задний план подчеркивает звучность темного пятна фигур. После "Автопортрета с черной собакой" Курбе редко называет свои полотна автопортретами. Появляются "Гитарист" (1844), "Раненый" (конец 1840 ), "Виоленчилист" (1847) и другие картины, в наименовании которых никак не отражена их портретная сущность. Курбе отходит в картинах этого цикла от тех задач, которые обычно ставились в автопортретах. Герой остается одним и тем же, только живописец ставит их в различные, по большей части романтические ситуации.
В ряде автопортретов 40-х годов Курбе изобразил себя вместе со свой возлюбленной. Почти повторяют друг друга "Счастливые влюбленные", "Влюбленные в деревне", "Вальс". В парных портретах Курбе прибегает к сравнительной характеристики.е. . Наряду с автопортретами художник создал немало портретов родных и близких. Художник нежно любил своих сестер Зоэ, Жюльетт, Зели, и их образ часто появлялся в его портретах. Одним из самых привлекательных является портрет его младшей сестры, Жюльетт (1844). Сколько нежности, любви ощущаем мы в этом портрете ! В женских портретах 50-х годов уже нет такой чувственности . Курбе предпочитает писать женщин задумчивых, ,лица которых отмечены печатью одухотворенности, интеллектуальности. Таковы его полотна "Испанка", (!854), "Амазонка" (1856), "Мадам Браер", "Дама из Франкфурта" (1858). Новые тенденции в композиционном решении можно отметить в портрете, считавшемся портретом Макса Бюшона . Он предвосхищает последующие искания художников., в частности Мане. В данном случае, речь должна идти не о бытовых элементах, а о роли силуэта, известной упрощенности в трактовке формы.
Интерес к портрету значительно усилился у Курбе в 60-х годах. Созданные в это время портреты могут быт разделены на группы. В первую вошли портреты друзей, единомышленников, прогрессивной интеллигенции: Ж.Валлеса (1861), А Готье (1867), Кастаньяри и др. Изображенные лица, бывшие достаточно яркими индивидуальностями внутренне похожи на портретах Курбе. Сходны композиции, трактовка света, колорит, что диктовалось одинаковым отношением к ним автора, видевшего в каждом человеке, как и он , " убежденного в своих принципах" , готового служить отечеству.
К этой группе следует отнести и "Портрет Прудона" (1865), написанного Курбе по памяти. В 6о-е годы ведущую роль стали играть женские портреты. Живописцу позировали аристократки, светские красавицы,. В "Портрете Кароли" Курбе делает значительные уступки господствующим вкусам. Появляются элементы той самой красивостью против которой ранее так рьяно боролся живописец.
Гораздо привлекательнее вторая группа женских портретов, которая не совсем подходит к портретному жанру. В этих картинах художник просто и откровенно любуется физической красотой и совершенством моделей. В них нет тонкой одухотворенности женских портретов 50-х годов, нет внешнего лоска, холодка светских изображений. Курбе привлекает не блеск шелков, а естественная. Причем не прикрашенная, красота человека ("Прекрасная ирландка" (1866), "Девушка с чайками"(1865)", "Женщина с украшениями" (1867).
70-е
годы были мало результативны
для Курбе-портретиста, как,
2.
Тематические картины.
После революции 1848 года на первое место в творчестве Курбе на первое место выступает тематическая картина, которой он и обязан своей славе новатора-реалиста. Революция 1848 года "рождает " тематическую живопись Курбе. Ранние картины, вроде "Лота с дочерьми" или несохранившейся "Вальпургиевой ночи" играли незначительную роль в творчестве художника.
"Послеобеденное время в Орнане" , показанное в Салоне 1849 года, - первое жанровое полотно Курбе. В скромном интерьере, закончившие трапезу мужчины слушают музыку. На картине, изображены простые люди, труженики ( как всегда на своих картинах Курбе изображает своих родных и близких людей. Размер холста огромен – 1.95х2.57 м. Размер холста усиливает впечатление масштабности, монументальности, причем значительность приобрели фигуры самых простых жителей провинциального городка. Простолюдин, изображенный на большом холсте так же масштабно, как изображали мифологических или исторических героев, - это была дерзость, поразившая официальных критиков. Эта картина определила новую веху в развитии французской живописи.
Выдающееся полотно Курбе "Дробильщики камня" создавалось непроизвольно, под впечатлением увиденного. Однако по истечению ряда лет художник сумел очень точно определить социальную сущность своего полотна, показавшего и тяжесть, труда и величие труженика. В отличии от других живописцев того времени Курбе сумел отразить в своих работах, не только тяжесть и грубость труда, а, и это главное для Курбе, - величие труженика. Его картины вызывали не только сострадание, а и уважение к простому труженику.
Третье тематическое полотно Курбе "Похороны в Орнане" (1849-1850) принадлежит к числу шедевров мастера. Достаточно было написать только одну эту картину, чтобы имя живописца навсегда вошло в историю мирового искусства.
С
первого взгляда картина
Размеры этого полотнна ( 3.15х 6.64 м) превосходили предыдущие размеры полотен. Глядя на этот огромный холст, можно только удивляться, что он был написаю за такой короткий срок и в весьма неблагоприятных условиях (орнанская мастерская Курбе имела 7.40 метров в ширину и 4.15 метров в длину).
По силе критического реализма, по глубине социального анализа эту работу Курбе можно сравнить со "Сценами провинциальной жизни " Бальзака, "Госпожой Бовари" Флобера.
Первая половина 50-х годов была весьма плодотворна для Курбе-жанриста. В ряде новых работ он продолжает Орнанский цикл. Появляются такие замечательные работы Курбе, как "Веяльщицы" (1854), "Деревенские барышни"(1851), "Уснувшая прядильщица"(1853) В этих картинах Курбе главной задачей ставил также показ красоты труда. Нельзя не восхититься ловкостью и изяществом движений работающих девушек. Одной из выдающихся жанровых работ художника является его полотно "Здравствуйте, господин Курбе" (1854). Сюжет картины прост. По дороге шагает Курбе, за спиной этюдник. Он встречает коллекционера и слугу. Критика увидела выражение самонадеянности на лице Курбе и очень критиковала его за это.
В конце 1854 года Курбе начинает работу над новым огромным полотном "Ателье". Размеры этого холста поражают. Курбе, начав работу над картиной писал своему другу:"…мне удалось написать эскиз картины и в настоящее время он перенесен в контурах на холст длиной в двадцать и высотой в двенадцать футов. Получается самая удивительная картина, которую себе можно представить. На ней тридцать человек во весь рост. Это физическая и моральная история моей мастерской. Это все люди, которые помогают и участвуют в моем деле… У меня в распоряжении два месяца. Таким образом на каждую фигуру остается два дня." Курбе успел закончить это полотно Всемирной выставке. В подзаголовке выставленной картины было написано: "Реальная аллегория, определяющая семилетний период моей артистической жизни". И все же, несмотря на живописные находки, удивительные по сочности куски полотна, Ателье уступает в единстве и цельности "Похоронам в Орнане".
Полотно "Ателье" подвело черту в развитии тематической живописи в творчестве Курбе. После 1855 года существенно меняется содержание его жанровых полотен и их изобразительный язык. В таких жанровых полотнах, как "Девушки на берегу Сены" (1857), "Добыча", "Пикник после охоты"(1857), "Женщина с попугаем"(!8660), Курбе делает уступку "красивости".
Вклад
Курбе в искусство определяется
, в первую очередь, именно его тематическими
картинами, Что сильно "способствовало
возрождению вкуса к простоте и искренности"
(Бодлер)
3..
Пейзажи.
Курбе
очень трепетно относился к своему
родному краю, к и своему Орнане.
Бесконечная любовь к родной природе
была неиссякаемым источником вдохновения
художника. Курбе никогда не понимал живописцев,
готовых исколесить полмира в поисках
необычных, экзотических мотивов. Художник
писал пейзажи с самого начала своего
творческого пути. Пейзажи Курбе создавались
прямо на натуре, завершались в ателье
или по памяти. В любом случае он улавливал
характерное, типизировал.. В своих пейзажах
он хотел поведать миру о таинственных,
прохладных гротах, где рождаются реки,
опадающих со скал водопадах, о красоте
омытого дождями и камня, о маленьких городках
и деревняях, живущих гармоничной жизнью
с окружающих их природой. "Долина реки
Лу"(1849), "Море в Палавасе" (1854), "Скалы
у Мааса"((1857), "Большой дуб в Орнане"(1864)"Море
во время дождя"(1866), "Ручей в тени"(1865),
"Шильонский замок"(1874). Непревзойденные
пейзажи Курбе – прекрасный гимн красоте
родного края.
4.
Анималистические
сцены
Непосредственными
предшественниками Курбе в
О
Курбе редко пишут как об анималисте,
хотя он, несомненно, принадлежит к
представителям этого жанра. И в этом жанре
Курбе прежде всего художник-реалист.
. Курбе не мог писать животных в зоологическом
саду. , а потом силою воображения переносить
их в дикую природу. Ничего выдуманного,
никакой экзотики!. К тому же зверь у Курбе
никогда не нападает, никогда не бывает
агрессивным, агрессивным бывает лишь
человек. Конечно, олень не хищник, действующий
на полотнах Рубенса и Делакруа. Для
Курбе олень всегда прекрасен. Художник
любит всех животных просто братской любовью.
Этим, пожалуй, и определяется его место
среди прочих живописцев, изображающих
зверей,
5.
Натюрморты
Во французской живописи первой половины 19 века натюрморт как самостоятельный жанр был развит еще слабо. Его слава – впереди, когда к нему обратились художники-импрессионисты. Курбе и Мане подготовили его расцвет.
К первой группе натюрмортов можно отнести изображения цветов. На его натюрмортах цветов всегда много, целые охапки, пучки. Главное место принадлежит крупным декоративным растениям: снежно-белым магнолиям, кирпичнр-оранжевым лилиям, макам, пурпуровым георгинам ("Магнолия"(1865), "Ваза с цвктами"(1863), "Корзина с цветами"(1863). Любуешься не отдельным цветком, (его фактура, строение не так уж занимает художника), а именно их массой, изобилием.
Вторая
группа натюрмортов – это изображение
фруктов. Хронологически они относятся
к более позднему периоду, чем цветы.
Художник писал фрукты в 1871-1873 годах. Как
известно, это было очень тяжелое для художника
время – тюрьма, суд, болезнь. В то время
основным жанром в творчестве Курбе стал
натюрморт, на большие тематические картины
у художника не было сил и средств. "Яблоки
и груши" - прекрасное полотно Курбе.
В сочетании темного, непроницаемого фона
и великолепных, солнечных плодов есть
что-то противоречивое и напряженное.
Информация о работе Жизненный путь и творчество Гюстава Курбе