Зарождение театрального творчества на марийской земле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение марийского театрального искусства в первой половине 20-го века. Гипотеза исследования – каждая историческая эпоха рельефно выражается в творческой деятельности режиссера национального театра.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить существующую литературу по заявленной теме.
2. Рассмотреть деятельность передвижного театра как предшественника профессионального искусства.
3. Исследовать деятельность творческих ведущих режиссеров, определивших развитие театрального искусства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1. Зарождение театрального творчества на марийской земле…………………………….6
1.1. И.Т.Беляев – режиссер передвижного театра………………………………………….8
1.2. Шкетан как режиссер Марийского национального театра……………………….9
2. Становление профессионального театрального искусства народа мари………..12
2.1. Творчество: Н.И.Календера, Н.Д.Станиславского…………………………………..12
2.2. А.И.Маюк-Егоров – первый режиссер из мари………………………………………..14
2.3. Творчество: Г.И.Иосселиани, Г.И.Крыжицкого……………………………………….16
3. Марийское театральное искусство середины 20 –го века………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая театр.docx

— 45.10 Кб (Скачать файл)

2.1. Творчество Н.И.Календера, Н.Д.Станиславского

   Наум Исаевич Календер и его жена Мария Сергеевна Карпова быстро завоевали любовь студийцев и стали душою молодого коллектива. Это были энтузиасты своего дела, изъявившие желания поехать в Йошкар-Олу, тогда еще мало знакомый город, «где-то в лесной глуши за Казанью» Календер начал свою деятельность с приобщения будущих актеров к сокровищнице русской классической драматургии, со знакомства с традициями русского реалистического театра и системой К.Станиславского. По теме и образам близкой марийским студийцам отвечала драма Л.Н.Толстого «Власть тьмы». Эта драма Л.Н.Толстого давала студии богатый материал для учебной работы. В ней с огромной художественной силой и правдивостью показано разрушение старой дореволюционной деревни с ее патриархальным укладом и установление новых буржуазных отношений.

    Яркими  вехами истории Марийского театра  стали спектакли Н.Календера по пьесам С.Г.Чавайна «Мукш отар» («Пасека, 1928») и «Илыше вуд» («Живая вода», 1929). В июле 1930 года, показав эти спектакли, Маргостеатр принял участие в 1-ой Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР и был удостоен Диплома 1 степени[5].

   «Мукш отар» («Пасека») Чавайна была очень актуальна для того времени, так как поднимала тему классовой борьбы в марийской деревне 1926-28 годов. В истории марийской драматургии это произведение С.Чавайна было новаторским. Эта драма, впервые поставленная Н.Календером в 1928 году, стала знаменательным событием в истории театра еще и потому, что она открыла дорогу в профессиональное сценическое искусство многим марийским актерам, участникам этого спектакля. В музыкальной драме «Илыше вуд» («Живая вода») С.Чавайн соединил марийскую легенду о живой воде с современными событиями.

    В  конце 20-ых и в начале тридцатых  годов марийская литература, в  том числе и драматургия, были  еще незрелыми и не могли  удовлетворить растущие потребности  читателя и зрителя. Начало 30-ых  годов для театра стало периодом  временного отступления к любительскому  уровню: ушел из театра Н.Календер, уехали на учебу в столичные учебные заведения ведущие актеры, сказывались и финансовые трудности [2].

    В  1934 г. Маргостеатр(1929г) возглавил режиссер Н.Д.Станиславский(1905-1970).Н.Д.Станиславский прежде всего стремился творчески сплотить коллектив, заинтересовать его новыми задачами, помочь каждому актеру раскрыть свою индивидуальность. Для сплочения творческого коллектива режиссер выбрал драму А.Островского «Гроза». На марийский язык ее перевел С.Чавайн. Спектакль «Кудырчан йур»(1934г.) стал первым серьезным опытом освоения русской драматургической классики. Тесная творческая дружба связала Н.Станиславского и основоположника марийской литературы С.Чавайна. В 1935 свет рампы увидела народно-героическая драма С.Чавайна «Акпатыр», а годом позже – первый национальный водевиль «Окса тул» («Клад», 1936г.)[5].

   Поиски  новых форм, новых приемов и  средств, чтобы подготовить настоящий  профессиональный коллектив, - вот  цель, которую ставил режиссер  в своих исканиях на марийской  сцене. Н.Станиславский стремился  разнообразить репертуар, пробовать  актеров в спектаклях различного  жанра, чтобы в будущем коллектив  мог работать над любым произведением  классической драматургии.

   Во  время работы в Марийском театре  режиссера Н.Станиславского всесторонне  раскрылся талант таких актеров,  как А.Филиппова, В.Якшова, Г.Пушкин, Ф.Лебедев и др., нашли свое место в театре недавние выпускники Марийского областного техникума искусств Н.Конакова, И.Якаев, А.Тихонова, сформировался интересный творческий коллектив.

2.2. А.И.Маюк-Егоров – первый режиссер из мари

   Сезон  1936-1937 г.г. открылся под руководством  выпускника режиссерского отделения  ГИТИСА  А.И.Маюк-Егорова (1905-1938). Впервые в марийском театре начал работать квалифицированный режиссер-мари.

   С  самого начала работы в театре  Маюк-Егоров наметил широкую программу, в центре его внимания – воспитательная роль театра как помощника партии и правительства. Основная фигура – актер. Поэтому он ставил задачу совершенствования мастерства актеров, техники игры на сцене, постоянной творческой учебы. А.Маюк –Егоров начал свою работу с повышения ответственности актеров перед зрителями, развития культуры всего коллектива, стал подчеркивать значение сценического слова в воспитании эстетического вкуса зрителя. Режиссер наметил работу над русской и советской классикой (А.Островский «Доходное место», К.Тренев «Любовь яровая», Н.Погодин «Аристократы»).

   К  100-летию со дня смерти А.С.Пушкина  коллектив театра подготовил  спектакль «Дубровский». Работая  над «Дубровским», А.Маюк-Егоров ставил определенную творческую задачу – создать реалистический спектакль, показать правдивые «типические характеры в типических обстоятельствах». Постановка «Дубровского» была первой профессиональной режиссерской работой А.Маюка-Егорова в марийском театре.

   Следующий  его спектакль был совершенно  другого стиля. Спектакль «Лес»  по произведению А.Н.Островского  пользовался популярностью в  театральных коллективах. Наиболее  самобытной из его работ стала  постановка музыкальной комедии  С.Николаева «Салика» («Свадьба Полатова»1938г.). Пьеса вошла в золотой фонд национальной драматургии. После А.Маюка-Егорова эта музыкальная комедия возобновлялась много раз. В 1939 и 1951 годах ее поставил Сергей Савельев, в 1942 году – Александр Бутузов, в 1956 – Марк Толчинский, в 1966 – Сергей Иванов, в 1976 – Сарра Кириллова. Все это режиссеры разной школы, и потому каждый из них искал свой ключ к «Салике», чтобы раскрыть что-то ранее не замеченное, а уже известное увидеть по-своему.

   «Салика» настолько национально специфична, по-марийски колоритна и ярка, что ее трудно перевести на другой язык. Потому комедия С.Николаева ставится только в нашей республике. Она проста как фольклорное произведение и доступна для понимания широкой массы зрителей. В этом секрет ее долгой сценической жизни.

  Режиссер проработал в Маргостеатре два года. Яркая и короткая творческая жизнь Маюка–Егорова оборвалась в период культа личности Сталина.

2.3. Творчество: Г.И.Иосселиани, Г.И.Крыжицкого

   В сентябре 1937 года на пост главного режиссера был направлен Иосселиани Георгий Иванович (родился в 1904г.). Свой опыт режиссера, энергию и темперамент Г.Иосселиани умело применил в марийском театре в очень трудный и сложный период его работы. Ни одна пьеса не подходила, как инсценировка произведения Н.Островского «Как закалялась сталь». Этим спектаклем театр открыл сезон 1937-38 годов.

   Одним из активных драматургов в этот период стал Сергей Николаевич Николаев. Вслед за пьесой «Салика» он дал театру целый ряд интересных произведений. 7 ноября 1938 года состоялась премьера спектакля по драме С.Николаева «18-ше ий». В конце 1939 года театр показал еще один новый спектакль – музыкальную драму С.Николаева «Вудшо йога» («Воды текут»). 

   Режиссер  Г.Иосселиани понимал сложные обстоятельства того времени и стремился возбудить интерес национальных драматургов к театру. Он пытался привлечь к сотрудничеству с театром и других писателей, но эти попытки не всегда давали положительные результаты.

   В  ноябре 1939 года марийский театр  отмечал двадцатилетие своей  творческой деятельности. За это  время он прочно встал на  профессиональную основу, в чем  огромную роль сыграли режиссеры  Н.Календер, Н.Станиславский, А.Маюк-Егоров, Г.Иосселиани и др. В 1939 году Президиум Верховного Совета Марийской АССР в знак признания успехов театра учредил почетное звание заслуженного артиста Марийской АССР. Первым из марийских актеров это звание получил Иван Тарасович Якаев, один из активных и талантливых деятелей театрального искусства республики.

   В 1938 году в марийский театр очередным режиссером был приглашен Георгий Иванович Крыжицкий (род.в 1890г.). Г.Крыжицкий начал свою работу с современных советских пьес.

   В  предвоенные годы на сценах  многих театров страны с успехом  шла пьеса В.Биль-Белоцерковского «Пограничники». Она заинтересовала весь коллектив театра. В это время марийский театр стал активно работать – над классическими произведениями мировой драматургии. Успешно шли на сцене театра спектакли «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Мещанин во дворянстве» Ж.Мольера, «Бабьи сплетни» К.Гольдони и др.

   Режиссура  марийского театра предвоенных  лет от спектакля к спектаклю  ставила перед коллективом все  более сложные задачи, заставляла  работать над новыми, совсем незнакомыми  зрителю произведениями.

   С  июля 1940 года в марийский театр  вновь вернулся Н.Д.Станиславский.  Его приход был радостным событием  для всего коллектива. Коллектив  увлеченно взялся за постановку  пьес С.Николаева «У саска» («Новые плоды»1941г) и «Лейтенант Огнев» (1941г), поднимавших вопросы современности.

   Накануне  Великой Отечественной войны  вопрос с национальными кадрами  в марийском драматическом искусстве  стал еще более острым. На театральных  афишах редко появлялись названия  произведений марийских драматургов.  Недостаток квалифицированных кадров, слабость марийской драматургии отрицательно сказывались на всей деятельности театра. Замедлилось творческое развитие коллектива, театр потерял своих зрителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Марийское театральное искусство середины 20-го века

   Массовое  торжество 22 июня 1941 года в честь  20-летия Марийской автономии неожиданно  прервалось сообщением о начале  Великой Отечественной войны.  Война стала вносить свои беспощадные  коррективы. Прежде всего, театр  вновь оказался без режиссера.

   Постановлением Совнаркома Марийской АССР от 13 ноября 1941 года Марийский государственный театр был вновь превращен в передвижной с центральной базой в селе Новый Торъял. Положение марийского театра становилось все более тревожным. И весной 1942 года театр вновь переехал в Йошкар-Олу.

   В  мае 1942 года художественным руководителем  театра стал Александр Алексеевич Бутузов, приехавший в республику в эвакуацию. Он начал свою работу с постановок одноактных русских пьес. Первым спектаклем национального театра на русском языке был водевиль Раймонда «Под дикой яблоней» (это было вынужденным временным явлением).

  Первой марийской пьесой на военную тему в этот период была «Шинелян удыр» («Девушка в шинели») С.Николаева (в мае 1942 была премьера). В этот период решающую роль в коллективе играли известные до войны актеры И.Якаев, П.Смирнова, Н.Конакова, А.Тихонова, П.Белопасов.

   В  марте 1942 года отмечалось 100-летие  со дня смерти великого русского  баснописца И.А.Крылова. В связи  с этим русский и марийский  театры совместно поставили его  шуто-трагедию «Подщипа».

   Была  попытка возобновить на сцене марийского театра комедии М.Шкетана. Под руководством режиссера Сергея Ивановича Савельева ставятся его комедии «Кок суанат пеле» и «Лапчык Каритон». В этот период марийскому театру по-прежнему не хватало оригинальных пьес и хороших переводных произведений. Некоторый подъем в деятельности марийского театра наступил в начале 1944 года, когда стали готовить спектакль по драме Николая Михайловича Арбана «Янлык Пасет». Марийская драматургия периода войны и театральные постановки по произведениям тех лет носили сентиментальный, мелодраматический характер.

   Драма  Н.Арбана и спектакль марийского театра возродили национальные сценические традиции, заложенные «Пасекой», «Акпатыром» и продолженные «Саликой». Яркая самобытная форма, этнографически сочные бытовые картины в сопровождении песен и танцев – все это сделало спектакль «Янлык Пасет» крупным, значительным событием в культурной жизни Марийской республики в дни Великой Отечественной войны. С этого момента Н.Арбан прочно вошел в жизнь национального театра. С таким же успехом прошел спектакль «Асан и Кансыл» по драме в стихах И.М.Смирнова, артиста театра. Это был первый и удачный опыт создания драматургического произведения в стихах на марийском языке.

   В  конце Великой Отечественной  войны марийский театр поставил  пьесу С.Николаева «Элнет серыште» («На берегу Илети», реж.С.Савельев). Это было первое произведение марийской драматургии о людях советского тыла в военные годы. Тяжелые условия работы марийского театра в годы Великой Отечественной войны отрицательно сказались на творческом росте коллектива. Некоторые актеры серьезно выросли за эти годы. Неутомимо работали признанные мастера марийской сцены – И.Якаев, П.Смирнова, А.Тихонова, Н.Конакова, Т.Григорьев, А.Страусов. Творчески выросли П.Белопасов, Л.Булычева, М.Михайлова, Д.Никифорова, И.Россыгин, Е.Сошникова и др.  В годы войны эта группа актеров в тесном творческом содружестве сохранила и укрепила марийский театр как очаг национальной

культуры  и искусства. Все это время  работал молодой марийский режиссер Сергей Иванович Савельев.

   При  огромном спросе на произведения  о героях Великой Отечественной  войны, марийские драматурги в  это время слабо разрабатывали  тему борьбы с фашизмом. Национальный  театр больше обращался к историческому  прошлому.

   В  послевоенные годы спектакли  в Марийском театре преимущественно  ставили режиссеры русского драмтеатра. Среди них был деятель искусства Александр Борисович Велижев, подготовивший вместе с Савельевым этапный для того периода спектакль «Рвезе гвардий» («Молодая гвардия») по роману А.Фадеева. Это была первая большая удача марийского театра в послевоенные годы в жанре героической и романтической драмы.

Информация о работе Зарождение театрального творчества на марийской земле