Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение марийского театрального искусства в первой половине 20-го века. Гипотеза исследования – каждая историческая эпоха рельефно выражается в творческой деятельности режиссера национального театра.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить существующую литературу по заявленной теме.
2. Рассмотреть деятельность передвижного театра как предшественника профессионального искусства.
3. Исследовать деятельность творческих ведущих режиссеров, определивших развитие театрального искусства.
Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1. Зарождение театрального творчества на марийской земле…………………………….6
1.1. И.Т.Беляев – режиссер передвижного театра………………………………………….8
1.2. Шкетан как режиссер Марийского национального театра……………………….9
2. Становление профессионального театрального искусства народа мари………..12
2.1. Творчество: Н.И.Календера, Н.Д.Станиславского…………………………………..12
2.2. А.И.Маюк-Егоров – первый режиссер из мари………………………………………..14
2.3. Творчество: Г.И.Иосселиани, Г.И.Крыжицкого……………………………………….16
3. Марийское театральное искусство середины 20 –го века………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………………………………27
2.1. Творчество Н.И.Календера, Н.Д.Станиславского
Наум Исаевич Календер и его жена Мария Сергеевна Карпова быстро завоевали любовь студийцев и стали душою молодого коллектива. Это были энтузиасты своего дела, изъявившие желания поехать в Йошкар-Олу, тогда еще мало знакомый город, «где-то в лесной глуши за Казанью» Календер начал свою деятельность с приобщения будущих актеров к сокровищнице русской классической драматургии, со знакомства с традициями русского реалистического театра и системой К.Станиславского. По теме и образам близкой марийским студийцам отвечала драма Л.Н.Толстого «Власть тьмы». Эта драма Л.Н.Толстого давала студии богатый материал для учебной работы. В ней с огромной художественной силой и правдивостью показано разрушение старой дореволюционной деревни с ее патриархальным укладом и установление новых буржуазных отношений.
Яркими
вехами истории Марийского
«Мукш отар» («Пасека») Чавайна была очень актуальна для того времени, так как поднимала тему классовой борьбы в марийской деревне 1926-28 годов. В истории марийской драматургии это произведение С.Чавайна было новаторским. Эта драма, впервые поставленная Н.Календером в 1928 году, стала знаменательным событием в истории театра еще и потому, что она открыла дорогу в профессиональное сценическое искусство многим марийским актерам, участникам этого спектакля. В музыкальной драме «Илыше вуд» («Живая вода») С.Чавайн соединил марийскую легенду о живой воде с современными событиями.
В
конце 20-ых и в начале
В
1934 г. Маргостеатр(1929г) возглавил режиссер
Н.Д.Станиславский(1905-1970).
Поиски
новых форм, новых приемов и
средств, чтобы подготовить
Во
время работы в Марийском
2.2. А.И.Маюк-Егоров – первый режиссер из мари
Сезон
1936-1937 г.г. открылся под
С самого начала работы в театре Маюк-Егоров наметил широкую программу, в центре его внимания – воспитательная роль театра как помощника партии и правительства. Основная фигура – актер. Поэтому он ставил задачу совершенствования мастерства актеров, техники игры на сцене, постоянной творческой учебы. А.Маюк –Егоров начал свою работу с повышения ответственности актеров перед зрителями, развития культуры всего коллектива, стал подчеркивать значение сценического слова в воспитании эстетического вкуса зрителя. Режиссер наметил работу над русской и советской классикой (А.Островский «Доходное место», К.Тренев «Любовь яровая», Н.Погодин «Аристократы»).
К
100-летию со дня смерти А.С.
Следующий
его спектакль был совершенно
другого стиля. Спектакль «Лес»
«Салика» настолько национально специфична, по-марийски колоритна и ярка, что ее трудно перевести на другой язык. Потому комедия С.Николаева ставится только в нашей республике. Она проста как фольклорное произведение и доступна для понимания широкой массы зрителей. В этом секрет ее долгой сценической жизни.
Режиссер проработал в Маргостеатре два года. Яркая и короткая творческая жизнь Маюка–Егорова оборвалась в период культа личности Сталина.
2.3. Творчество: Г.И.Иосселиани, Г.И.Крыжицкого
В сентябре 1937 года на пост главного режиссера был направлен Иосселиани Георгий Иванович (родился в 1904г.). Свой опыт режиссера, энергию и темперамент Г.Иосселиани умело применил в марийском театре в очень трудный и сложный период его работы. Ни одна пьеса не подходила, как инсценировка произведения Н.Островского «Как закалялась сталь». Этим спектаклем театр открыл сезон 1937-38 годов.
Одним из активных драматургов в этот период стал Сергей Николаевич Николаев. Вслед за пьесой «Салика» он дал театру целый ряд интересных произведений. 7 ноября 1938 года состоялась премьера спектакля по драме С.Николаева «18-ше ий». В конце 1939 года театр показал еще один новый спектакль – музыкальную драму С.Николаева «Вудшо йога» («Воды текут»).
Режиссер Г.Иосселиани понимал сложные обстоятельства того времени и стремился возбудить интерес национальных драматургов к театру. Он пытался привлечь к сотрудничеству с театром и других писателей, но эти попытки не всегда давали положительные результаты.
В
ноябре 1939 года марийский театр
отмечал двадцатилетие своей
творческой деятельности. За это
время он прочно встал на
профессиональную основу, в чем
огромную роль сыграли
В 1938 году в марийский театр очередным режиссером был приглашен Георгий Иванович Крыжицкий (род.в 1890г.). Г.Крыжицкий начал свою работу с современных советских пьес.
В
предвоенные годы на сценах
многих театров страны с
Режиссура марийского театра предвоенных лет от спектакля к спектаклю ставила перед коллективом все более сложные задачи, заставляла работать над новыми, совсем незнакомыми зрителю произведениями.
С
июля 1940 года в марийский театр
вновь вернулся Н.Д.
Накануне
Великой Отечественной войны
вопрос с национальными
3. Марийское театральное искусство середины 20-го века
Массовое
торжество 22 июня 1941 года в честь
20-летия Марийской автономии
Постановлением Совнаркома Марийской АССР от 13 ноября 1941 года Марийский государственный театр был вновь превращен в передвижной с центральной базой в селе Новый Торъял. Положение марийского театра становилось все более тревожным. И весной 1942 года театр вновь переехал в Йошкар-Олу.
В
мае 1942 года художественным
Первой марийской пьесой на военную тему в этот период была «Шинелян удыр» («Девушка в шинели») С.Николаева (в мае 1942 была премьера). В этот период решающую роль в коллективе играли известные до войны актеры И.Якаев, П.Смирнова, Н.Конакова, А.Тихонова, П.Белопасов.
В
марте 1942 года отмечалось 100-летие
со дня смерти великого
Была попытка возобновить на сцене марийского театра комедии М.Шкетана. Под руководством режиссера Сергея Ивановича Савельева ставятся его комедии «Кок суанат пеле» и «Лапчык Каритон». В этот период марийскому театру по-прежнему не хватало оригинальных пьес и хороших переводных произведений. Некоторый подъем в деятельности марийского театра наступил в начале 1944 года, когда стали готовить спектакль по драме Николая Михайловича Арбана «Янлык Пасет». Марийская драматургия периода войны и театральные постановки по произведениям тех лет носили сентиментальный, мелодраматический характер.
Драма Н.Арбана и спектакль марийского театра возродили национальные сценические традиции, заложенные «Пасекой», «Акпатыром» и продолженные «Саликой». Яркая самобытная форма, этнографически сочные бытовые картины в сопровождении песен и танцев – все это сделало спектакль «Янлык Пасет» крупным, значительным событием в культурной жизни Марийской республики в дни Великой Отечественной войны. С этого момента Н.Арбан прочно вошел в жизнь национального театра. С таким же успехом прошел спектакль «Асан и Кансыл» по драме в стихах И.М.Смирнова, артиста театра. Это был первый и удачный опыт создания драматургического произведения в стихах на марийском языке.
В
конце Великой Отечественной
войны марийский театр
культуры
и искусства. Все это время
работал молодой марийский
При
огромном спросе на
В
послевоенные годы спектакли
в Марийском театре
Информация о работе Зарождение театрального творчества на марийской земле