Зарождение театрального творчества на марийской земле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение марийского театрального искусства в первой половине 20-го века. Гипотеза исследования – каждая историческая эпоха рельефно выражается в творческой деятельности режиссера национального театра.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить существующую литературу по заявленной теме.
2. Рассмотреть деятельность передвижного театра как предшественника профессионального искусства.
3. Исследовать деятельность творческих ведущих режиссеров, определивших развитие театрального искусства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1. Зарождение театрального творчества на марийской земле…………………………….6
1.1. И.Т.Беляев – режиссер передвижного театра………………………………………….8
1.2. Шкетан как режиссер Марийского национального театра……………………….9
2. Становление профессионального театрального искусства народа мари………..12
2.1. Творчество: Н.И.Календера, Н.Д.Станиславского…………………………………..12
2.2. А.И.Маюк-Егоров – первый режиссер из мари………………………………………..14
2.3. Творчество: Г.И.Иосселиани, Г.И.Крыжицкого……………………………………….16
3. Марийское театральное искусство середины 20 –го века………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая театр.docx

— 45.10 Кб (Скачать файл)

  Постановка «Молодая гвардия» стала событием в театральной жизни нашего города первых послевоенных лет. Зрители в эти годы увидели немало спектаклей по переводным произведениям. Некоторые из них не нашли зрителя и быстро сошли с репертуара.

   В  конце 40-х – начале 50-х годов  в репертуаре Маргостеатра им.Шкетана (1948г.переименован) рядом с именами ведущих драматургов С.Николаева и Н.Арбана появились новые – Арсий Волков(1923-1994) и Ялмарий Йыван(И.И.Казанцев, 1920-1993).

   Начало  творческой деятельности А.Волкова  связано с режиссером Н.И.Леготиным, поставившим первые пьесы драматурга: комедию «Шочмо ялыште» («В родном селе», 1949), драмы «Илыш ужеш» («Жизнь зовет»,1950) и «Ксения» ставилась во многих театрах страны.

   К  началу театрального сезона 1950-51 годов главным режиссером Марийского  государственного объединенного  драматического театра имени  М.Шкетана стал Евгений Глебович Амантов(1889-1956), проработавший здесь два года. Выяснив, что способные и трудолюбивые актеры марийской труппы нуждаются в систематической педагогической подготовке, режиссер обратился к классической драматургии как действенному средству совершенствования профессионального мастерства.

   Первая  его работа в марийском театре  связана со спектаклем «Пычкемыш лонгаште» («Власть тьмы») Л.Толстого. Режиссер Амантов на деле показал, что коллектив актеров марийского театра способный, трудолюбивый.  Следующей была работа над трагедией «Ромео и Джульетта» В.Шекспира (1951). Е.Амантов поставил этот спектакль с истинно шекспировскими контрастами – как борьбу мрачных, тяжелых сил средневековья со счастьем, радостью большого человеческого чувства. Режиссер сумел создать в коллективе особую атмосферу, необходимую для работы над одним из замечательных произведений мировой драматургии.

   В  феврале 1952 года вся страна  отмечала юбилей Н.В.Гоголя. Марийский  театр подготовил к этой дате  спектакль «Ревизор», который  был признан удачей театра  и поставил его коллектив на  твердую почву сценического реализма.

   Национальный  театр не может расти и совершенствоваться  без опоры на свою оригинальную  драматургию. Из опытных драматургов  в послевоенные годы плодотворно  и активно работали С.Николаев  и Н.Арбан. Затем появились новые имена – А.Волков, Ялмарий Йыван.

  Музыкальная  комедия Н.Арбана «Удыр шум» («Сердце девичье») была поставлена без притязаний на что-то значительное. Первый вариант комедии Н.Арбана был подвергнут серьезной критике. Автор после этого обсуждения частично переработал свою комедию, даже дал ей другое название – «Кенеж йуд» («Летняя ночь»). Спектакль прочно и надолго вошел в репертуар театра.

  В тот  период писались просто пьесы, ставились просто спектакли. Отсюда рождались повторимость однообразных конфликтов, схематичность образов. Молодые писатели острые конфликты искали в историческом прошлом своего народа.

  Так поступил  и С.Николаев. Его музыкальная  драма о «черемисской Офелии»  - «Айвика» с успехом прошла на сцене марийского театра в 1948 году в постановке А.Велижева.

   Первая  пьеса артиста марийского драматического  театра Арсия Афанасьевича Волкова «Шочмо ялыште» («В родном селе», 1948) привлекла внимание, как актуальностью темы, так и сценичностью, основанной на народных песенно-танцевальных элементах. Вскоре он принес в театр новое произведение о современниках – «Ксению». Главное достоинство новой пьесы А.Волкова – попытка раскрыть внутренний мир героев, наделенных положительными чертами характера. В «Ксении» современность дана в столкновении старого и нового в отношении к женщине.

   В  1948 году общественность республики  отмечала 50-летие марийского писателя  М.Шкетана. Постановлением Совета Министров Марийской АССР от 29 ноября 1948 года Марийскому государственному драматическому театру было присвоено имя М.Шкетана. Коллектив обратился к произведениям писателя. В январе 1949 года состоялась премьера спектакля «Кодшо румбык» («Осадок»), который был признан творческой удачей театра. Спустя несколько лет появилась на сцене еще одна драма М.Шкетана – «Ачийжат-авийжат…» («Эх, родители…»,1952).

  Следует отметить интересный факт: шкетановские пьесы ставились только режиссерами – мари. У русских режиссеров, работавших в театре и не очень чувствовавших социально-психологическую глубину характеров, особый внутренний национальный колорит, специфику шкетановских произведений, они не вызывали интереса.

   Медленно, с некоторыми отклонениями от  актуальных тем и конфликтов  развивалась в этот период  марийская драматургия. Пьес было  немало, их ставили на сцене  театра, но истинное творческое  удовлетворение актерам и радость  от встречи с новыми героями  принесли немногие спектакли.  К ним относятся «Летняя ночь»  Н.Арбана, «Ксения» А.Волкова и «Айвика» С.Николаева. Они остались в истории театра как несомненные творческие удачи.

   Наряду  с актерами старшего поколения,  в эти годы выросли творчески  С.Кузьминых, А.Тихонова, И.Россыгин, В.Мазикова, М.Михайлова, Л.Булычева, М.Сапожникова, В.Бурлаков. Каждый из них раскрылся как яркая индивидуальность.

   Вместе  с тем театр, как и в прошлые  годы, остро нуждался в режиссере-педагоге. Отсутствие такого руководителя  серьезно тормозило рост коллектива, не создало обстановки для  борьбы против отживших традиций  и театральных штампов. 

 

 

 

 

 

Заключение

   История  марийского театра тесно связана  с жизнью родного народа. Спектакли  его – это поэтическая художественная  история марийского народа. Гражданственность  и идейность творчества лучших  его деятелей стали прочной  традицией всего марийского сценического  искусства.

   Немыслима  работа театров вне связи с  передовой русской театральной  культурой, благотворное воздействие  которой для них имело неоценимое  значение с первых шагов. Как  и многие национальные театры  России Марийский Национальный  театр драмы им.Шкетана вырос и профессионально сформировался на творческом освоении наследия великого реформатора русского сценического искусства К.С.Станиславского. Его ученики и последователи стали воспитателями марийских актеров и режиссеров в театральных институтах Москвы и Ленинграда.

   Творчество  современного марийского театра  приобрело много ярких красок  и особенностей благодаря новым  условиям жизни республики, росту  культуры народа, плодотворному  взаимовлиянию в процессе общения  с деятелями культуры, литературы.

   Нелегкими  были первые шаги по неизведанным  путям строительства национального  сценического искусства. Старшее  поколение артистов пережило  все трудности создания марийской  национальной культуры, преодолевая  сложности освоения сценического  мастерства в процессе повседневного  труда.

  Особый вклад в развитие театрального искусства внесли режиссеры. Каждая историческая эпоха рельефно выражается в творческой деятельности режиссера национального театра. Для каждого отрезка времени характерен свой режиссерский подчерк. Режиссер И.Т.Беляев прежде всего принял меры по повышению профессионального уровня актеров. Особенность М.Шкетана как режиссера состояла в создании на сцене типических социальных характеров. Он стремился показать сложность и противоречивость человеческого характера, отойти от схематического и одностороннего изображения отрицательного героя, руководствовался одним принципом «как в жизни». Режиссер Н.И.Календер в свою очередь начал свою деятельность с приобщения актеров к сокровищнице русской классической драматургии и системой К.Станиславского. Творчество режиссера Н.Д.Станиславского состояла в поисках новых форм, приемов и средств. Он стремился разнообразить репертуар, пробовать актеров в спектаклях различного жанра. Первый режиссер-мари А.И.Маюк-Егоров начал свою работу с повышения ответственности актеров перед зрителями, стал подчеркивать значение сценического слова в воспитании эстетического вкуса зрителей.

     Мы рассмотрели творчество Марийского Национального театра им.Шкетана в первой половине 20-го века. Задачи, поставленные, в данной работе выполнены. Дальнейшей целью является систематизирование исследований об истории национального театра, возможно вплоть до выпуска книги.

  Богат  и ярок и в то же время  суров и труден путь Марийского  Национального театра. Разные люди  и в разное время приложили  усилия в рождение и развитие  сценического искусства народа  мари. Мы как наследники нашей  богатой культуры должны беречь  и хранить это богатство, историю  рождения нашего Марийского Национального  театра. Именно помня прошлое  можно смело смотреть в будущее  и не бояться за исчезновение  своего народа как нации и  его самобытность, уникальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1.Вестник  театра.- 1919.-№11,№22

2.Георгина  М. Марийский драматический театр.  Й-Ола.,1979.

3.Зайниев  Г.З. Илышын воштончышыжо: шарнымаш, статья, почеламут-влак.-Й-Ола: Марий книга савыктыш.-1994.

4.Иванов  А. Марийская драматургия. - Й-Ола.-1969.

5.Кульбаева  Н.И. Артисты Марийского театра: Библиографический справочник. Й-Ола: МарНИИЯЛИ: МНТД им.М.Шкетана.-1999.

6.Культурное  строительство в Мар.АССР 1917-1941.-Й-Ола.-1983.

7.Николаев  С.В. Мы наследники Шкетана. Й-Ола.-1999.

8.Николаев  С. Пектеев В. Марийын чон кончерже. Й-Ола.-1999.

9.Сергеев  М.Т. – Ончыко №6

10.Тыныш О.  Первый спетакль//МП. 29 ноября 1969.

11.Шкетан  М. Марий театр нерген//Йошкар кече 28 сентября 1922.

12.Эчан С.  Марий театрлан шым ий теме//Йошкар кече 20 ноября 1926.

13. http://video.yandex.ru/search.xml?text=театр им.Шкетана видео & where=all

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Зарождение театрального творчества на марийской земле