Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение марийского театрального искусства в первой половине 20-го века. Гипотеза исследования – каждая историческая эпоха рельефно выражается в творческой деятельности режиссера национального театра.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить существующую литературу по заявленной теме.
2. Рассмотреть деятельность передвижного театра как предшественника профессионального искусства.
3. Исследовать деятельность творческих ведущих режиссеров, определивших развитие театрального искусства.
Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1. Зарождение театрального творчества на марийской земле…………………………….6
1.1. И.Т.Беляев – режиссер передвижного театра………………………………………….8
1.2. Шкетан как режиссер Марийского национального театра……………………….9
2. Становление профессионального театрального искусства народа мари………..12
2.1. Творчество: Н.И.Календера, Н.Д.Станиславского…………………………………..12
2.2. А.И.Маюк-Егоров – первый режиссер из мари………………………………………..14
2.3. Творчество: Г.И.Иосселиани, Г.И.Крыжицкого……………………………………….16
3. Марийское театральное искусство середины 20 –го века………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………………………………27
Постановка «Молодая гвардия» стала событием в театральной жизни нашего города первых послевоенных лет. Зрители в эти годы увидели немало спектаклей по переводным произведениям. Некоторые из них не нашли зрителя и быстро сошли с репертуара.
В конце 40-х – начале 50-х годов в репертуаре Маргостеатра им.Шкетана (1948г.переименован) рядом с именами ведущих драматургов С.Николаева и Н.Арбана появились новые – Арсий Волков(1923-1994) и Ялмарий Йыван(И.И.Казанцев, 1920-1993).
Начало
творческой деятельности А.
К
началу театрального сезона 1950-51
годов главным режиссером
Первая
его работа в марийском театре
связана со спектаклем «
В
феврале 1952 года вся страна
отмечала юбилей Н.В.Гоголя. Марийский
театр подготовил к этой дате
спектакль «Ревизор», который
был признан удачей театра
и поставил его коллектив на
твердую почву сценического
Национальный
театр не может расти и
Музыкальная комедия Н.Арбана «Удыр шум» («Сердце девичье») была поставлена без притязаний на что-то значительное. Первый вариант комедии Н.Арбана был подвергнут серьезной критике. Автор после этого обсуждения частично переработал свою комедию, даже дал ей другое название – «Кенеж йуд» («Летняя ночь»). Спектакль прочно и надолго вошел в репертуар театра.
В тот период писались просто пьесы, ставились просто спектакли. Отсюда рождались повторимость однообразных конфликтов, схематичность образов. Молодые писатели острые конфликты искали в историческом прошлом своего народа.
Так поступил и С.Николаев. Его музыкальная драма о «черемисской Офелии» - «Айвика» с успехом прошла на сцене марийского театра в 1948 году в постановке А.Велижева.
Первая
пьеса артиста марийского
В
1948 году общественность
Следует отметить интересный факт: шкетановские пьесы ставились только режиссерами – мари. У русских режиссеров, работавших в театре и не очень чувствовавших социально-психологическую глубину характеров, особый внутренний национальный колорит, специфику шкетановских произведений, они не вызывали интереса.
Медленно,
с некоторыми отклонениями от
актуальных тем и конфликтов
развивалась в этот период
марийская драматургия. Пьес
Наряду
с актерами старшего поколения,
Вместе
с тем театр, как и в прошлые
годы, остро нуждался в режиссере-
Заключение
История
марийского театра тесно
Немыслима
работа театров вне связи с
передовой русской театральной
культурой, благотворное
Творчество
современного марийского
Нелегкими
были первые шаги по
Особый вклад в развитие театрального искусства внесли режиссеры. Каждая историческая эпоха рельефно выражается в творческой деятельности режиссера национального театра. Для каждого отрезка времени характерен свой режиссерский подчерк. Режиссер И.Т.Беляев прежде всего принял меры по повышению профессионального уровня актеров. Особенность М.Шкетана как режиссера состояла в создании на сцене типических социальных характеров. Он стремился показать сложность и противоречивость человеческого характера, отойти от схематического и одностороннего изображения отрицательного героя, руководствовался одним принципом «как в жизни». Режиссер Н.И.Календер в свою очередь начал свою деятельность с приобщения актеров к сокровищнице русской классической драматургии и системой К.Станиславского. Творчество режиссера Н.Д.Станиславского состояла в поисках новых форм, приемов и средств. Он стремился разнообразить репертуар, пробовать актеров в спектаклях различного жанра. Первый режиссер-мари А.И.Маюк-Егоров начал свою работу с повышения ответственности актеров перед зрителями, стал подчеркивать значение сценического слова в воспитании эстетического вкуса зрителей.
Мы рассмотрели творчество Марийского Национального театра им.Шкетана в первой половине 20-го века. Задачи, поставленные, в данной работе выполнены. Дальнейшей целью является систематизирование исследований об истории национального театра, возможно вплоть до выпуска книги.
Богат
и ярок и в то же время
суров и труден путь
Список использованной литературы
1.Вестник театра.- 1919.-№11,№22
2.Георгина
М. Марийский драматический
3.Зайниев Г.З. Илышын воштончышыжо: шарнымаш, статья, почеламут-влак.-Й-Ола: Марий книга савыктыш.-1994.
4.Иванов А. Марийская драматургия. - Й-Ола.-1969.
5.Кульбаева
Н.И. Артисты Марийского
6.Культурное строительство в Мар.АССР 1917-1941.-Й-Ола.-1983.
7.Николаев С.В. Мы наследники Шкетана. Й-Ола.-1999.
8.Николаев С. Пектеев В. Марийын чон кончерже. Й-Ола.-1999.
9.Сергеев М.Т. – Ончыко №6
10.Тыныш О. Первый спетакль//МП. 29 ноября 1969.
11.Шкетан М. Марий театр нерген//Йошкар кече 28 сентября 1922.
12.Эчан С. Марий театрлан шым ий теме//Йошкар кече 20 ноября 1926.
13. http://video.yandex.ru/search.
Информация о работе Зарождение театрального творчества на марийской земле