Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа
Анализ литературы и практики позволили нам сформировать общую гипотезу исследования: развитие творческого воображения на занятиях пейзажной живописью будет более эффективным, при следующих условиях:
наличие системы по формированию навыков художественного письма.
развитие у детей умения анализировать произведения мастеров, видеть ошибки в своих работах.
работа по развитию зрительной памяти, воображения, фантазии учащихся.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи
1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи
1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве
1.3 Русские художники пейзажисты
Глава 2. Методические рекомендации проведения занятий пейзажной живописи
2.1 Различная техника выполнения пейзажной живописи
2.2 Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
2.3 Разработка урока по теме "пейзажная живопись"
Заключение
Литература
Содержание
Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи
1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи
1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве
1.3 Русские художники пейзажисты
Глава 2. Методические рекомендации проведения занятий пейзажной живописи
2.1 Различная техника выполнения пейзажной живописи
2.2 Технология изображения
пейзажа в зависимости от
2.3 Разработка урока по теме "пейзажная живопись"
Заключение
Литература
Введение
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своей страны - одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных жанров - пейзажная живопись. (5, стр.3) Посредством пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, приобщаются к прекрасному. Общение детей с пейзажами - большое, нужное в воспитании дело. Оно необходимо для всех детей. Воздействие искусства на все стороны духовной жизни ребенка, не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений, на моральные устои - громадно. Это далеко не только какая-то украшающая добавка к необходимому - это сама необходимость в воспитании человека. Как показал анализ литературы, в изученной нами области существуют пробелы. Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Объектом исследования является
пейзажная живопись на занятиях изобразительного
искусства в системе
выявить специфику развития
творческого воображения ее проявления
в изобразительной
исследовать роль и возможности пейзажной живописи на развитие творческого воображения;
выявить теоретически обосновать
педагогические условия эффективного
использования пейзажной
разработать методические рекомендации по проведению занятий пейзажной живописи.
Анализ литературы и практики
позволили нам сформировать общую
гипотезу исследования: развитие творческого
воображения на занятиях пейзажной
живописью будет более
наличие системы по формированию
навыков художественного
развитие у детей умения анализировать произведения мастеров, видеть ошибки в своих работах.
работа по развитию зрительной памяти, воображения, фантазии учащихся.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи
1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи
Каждому чувствующему человеку
памятны свои особые ощущения при
встрече с красивыми природными
явлениями: лесом, поляной в цветах,
розами, радугой, горами, морями. А затем,
с возрастом, мы знакомимся с произведениями
художников, которые с помощью
кисти и красок изобразили мир
природы. И. И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И.
Куинджи открыли для нас свой
взгляд на окружающий мир - такой удивительный
и очень разный. Пейзаж (от французского
слова “paysage”) означает вид, изображение
какой-либо местности, а в изобразительном
искусстве так называется жанр. Основной
предмет изображения - природа, виды
городов, архитектурные комплексы,
горы, моря. Как самостоятельный
жанр пейзаж появляется в средневековом
Китае еще в VI веке. Пейзажи китайских
художников очень одухотворены и
поэтичны. Они как бы вбирают в
себя представления о необъятности
и безбрежности мира природы. Одним
из лучших был Сюй Вей. Но затем
пейзажи в период династии Мин
потеряли свое значение в живописи.
В европейском искусстве
1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве
Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства. В произведениях искусства древнерусской живописи (иконах) конца XVII века уже встречается пейзаж, как фон: "Иоанн Предтеча с житием" - огромная фигура святого располагается в центре на фоне пейзажа. Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный перелом в сторону развития светского искусства в России. Большое значение имеют здесь реформы Петра I в области культуры и искусства.
1. Приглашение иностранных
художников в Россию для
2. Покупка за границей произведений искусства.
3. Обучение талантливых
молодых художников за
В русском искусстве XVIII век
необычайно важен. Бурно развивается
культура, наука, становится светским
просвещение, развивается светское
искусство. Искусство стремится
передать действительность: образы современников,
важные события. Примером этому служат
великолепные гравюры Алексея Федоровича
Зубова "Панорама Петербурга". Он
удачно передал оживленность молодой
столицы. Это был, пожалуй, первый городской
пейзаж: выполненный в технике
офорта. Выразить поэтическую сущность
пейзажа время не наступило. В XVIII
веке в русском искусстве
1.3 Русские художники пейзажисты
Основоположники русской пейзажной живописи: Семён Фёдорович Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев.
На протяжении всего XVIII века
в русском искусстве происходит
постепенное формирование пейзажного
жанра. И только к концу XVIII века пейзаж
становится самостоятельным жанром.
Художники-живописцы стремятся
Романтические пейзажи Силивестора Феодосеевича Щедрина и И.К. Айвазовского.
Сильвестр Феодосеевич Щедрин
- племянник С.Ф. Щедрина. С.Ф. Щедрина
с полным основанием считают родоначальником
пленёрной романтической
Поэзия русской природы в живописи А.Г. Венецианова.
Алексей Гаврилович Венецианов
(1780-1847) не был художником-пейзажистом.
Он писал картины бытового жанра,
портреты простых людей. Но в его
работах огромную роль играет пейзаж:
"На пашне. Весна", "На жатве. Лето",
"Спящий пастушок". Художник Пушкинской
поры, он сделал художественное открытие
крестьянской России. Жанрист и портретист
А.Г. Венецианов внес свой существенный
вклад в развитие Национального
русского пейзажа. Это первое в русской
живописи правдивое изображение
характерных мотивов
Пейзажная живопись художников-передвижников: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи.
Во 2-ой половине XIX века (1870) в
русском искусстве произошло
значительное событие: создается Товарищество
Передвижных художественных выставок
во главе с художником И.Н. Крамским.
Передвижников объединяло стремление
популяризировать искусство и непосредственно
воздействовать через искусство
на реальную жизнь, просвещая и воспитывая
народ. Передвижники обличали социальную
несправедливость, были приверженцами
реализма в искусстве (правды жизни).
Среди передвижников многие художники
писали картины в жанре пейзажа
и внесли значительный вклад в
развитие этого жанра, создавая эстетику
нового реалистического пейзажа. Одно
из первых мест в этом процессе принадлежит
А.К. Саврасову (1830-1897).А.К. Саврасов решительно
становится на новый путь в картине
"Грачи прилетели" (1871). "Пейзаж
Саврасова "Грачи прилетели" есть
лучший, и он действительно прекрасен,
хотя тут же Боголюбов и барон
Клодт, и Шишкин. Но все эти деревья,
вода и далее воздух, а душа есть
только в грачах", - так описывал
И.Н. Крамской свои впечатления от выставки
Товарищества передвижников в 1871г.,
где впервые было показано ставшее
затем столь знаменитым полотном
Алексея Кондратьевича
Если А.К. Саврасов был
ярким представителем лирического
пейзажа в русском искусстве,
то на другом полюсе располагается
пейзажное творчество Ивана Ивановича
Шишкина. Он писал большие по размерам
полотна с панорамно-