Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:47, реферат
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение………………………………………………………………........2
Глава 1. Избирательная система в РФ:
1.1. Понятие избирательной системы в РФ…………………………….4
1.2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………6
Глава 2. Избирательный процесс в РФ:
2.1. Понятие и принципы избирательного процесса…….......................12
2.2. Структура и стадии избирательного процесса……………………..14
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………….........24
Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.
Применение подобной системы
предусматривается и при
Глава 2. Избирательный процесс в РФ
2.1. Понятие и принципы избирательного процесса
Отличительной чертой механизма правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Если избирательное право регламентирует аспекты государственно-общественной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании и свободном добровольном участии избирателей в выборах, то избирательный процесс, как организационно-правовая форма реализации субъективного избирательного права гражданина, отражает технологию непосредственного участия субъектов выборов в осуществлении формирования выборных органов. Термин "избирательный процесс" не является синонимом для обозначения становления или формирования новой самостоятельной отрасли права или подотрасли процессуального законодательства.
Избирательный процесс выступает
самостоятельной юридической
В связи с этим, избирательный
процесс следует
Избирательный процесс как
политико-правовая категория используется
в широком и узком значении,
и его конкретное использование
предопределяется временными рамками
(начала и окончания) его структурного
развертывания в виде последовательности
перехода от одной стадии к другой.
В широком смысле термин "избирательный
процесс" поглощает содержание термина
"избирательная кампания" как
периода со дня официального опубликования
решения уполномоченного на то должностного
лица или органа о назначении выборов
до дня представления
Таким образом, понятие "избирательный процесс", включая в себя понятие "избирательная кампания", не сводится к нему, поскольку охватывает ряд элементов стадий, избирательных действий и процедур за временными рамками последней (например, государственная регистрация партий, учет избирателей).
2.2. Структура и стадии избирательного процесса
Избирательный процесс как
юридический процесс подготовки
и проведения выборов имеет достаточно
сложную структуру. Различают его
субъектную, технологическую и
Субъектная составляющая
избирательного процесса охватывает собой
участников избирательной кампании,
которые вследствие наделения их
правами и обязанностями
Технологическая компонента
избирательного процесса включает в
себя временные (сроки) и формальные
(документы) составляющие юридического
режима избирательных кампаний. Избирательные
сроки играют исключительно важную
роль в осуществлении электоральных
прав российских граждан, выступают
в качестве одного из основных связующих
элементов избирательных
Институциональную часть
избирательного процесса образуют стадии
подготовки и проведения выборов, формирующиеся
на основе избирательных действий и
этапов. Соответственно избирательный
процесс оформляется в
В избирательном законодательстве
Российской Федерации в соответствии
с конституционной моделью
Избирательный процесс в
Российской Федерации включает в
себя установленную законом
Среди стадий избирательного процесса в РФ различают следующие:
· назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
·
образование избирательных
· выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
·
информационное обеспечение выборов
и проведение предвыборной агитации;
голосование и определение
Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований[16].
Выборы назначает
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и ст. 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации[17].
Законодательное регулирование
порядка назначения и проведения
выборов депутатов
При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссия-ми составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.
Порядок составления списков
избирателей устанавливается
В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.
Основанием для включения
гражданина Российской Федерации в
список избирателей на конкретном избирательном
участке является факт его постоянного
или преимущественного, а в случаях,
предусмотренных федеральным
Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.