Избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:47, реферат

Краткое описание

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание

Введение………………………………………………………………........2

Глава 1. Избирательная система в РФ:

1.1. Понятие избирательной системы в РФ…………………………….4

1.2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………6

Глава 2. Избирательный процесс в РФ:

2.1. Понятие и принципы избирательного процесса…….......................12

2.2. Структура и стадии избирательного процесса……………………..14

Заключение………………………………………………………………..22

Список использованной литературы……………………………….........24

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

 

Смешанные избирательные  системы. О смешанной избирательной  системе говорят в том случае, если при выборах одной и той  же представительной палаты применяются  различные системы. При этом стремятся  соединить преимущества различных  систем и по возможности исключить  или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.

 

Применение подобной системы  предусматривается и при выборах  в законодательные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидато[11]в.

 

 

Глава 2. Избирательный процесс в РФ

 

2.1. Понятие и принципы  избирательного процесса

Отличительной чертой механизма  правового обеспечения выборов  является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании  избирательных отношений. Если избирательное право регламентирует аспекты государственно-общественной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании и свободном добровольном участии избирателей в выборах, то избирательный процесс, как организационно-правовая форма реализации субъективного избирательного права гражданина, отражает технологию непосредственного участия субъектов выборов в осуществлении формирования выборных органов. Термин "избирательный процесс" не является синонимом для обозначения становления или формирования новой самостоятельной отрасли права или подотрасли процессуального законодательства.

 

Избирательный процесс выступает  самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов, и  является автономным элементом в  структуре избирательного и в  целом государственного права Российской Федерации[12].

 

В связи с этим, избирательный  процесс следует характеризовать  как урегулированную процессуальными  нормами деятельность участников избирательного процесса (субъектов избирательного права), состоящую из взаимосвязанных  и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические  принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера. Избирательный процесс является технологической инфраструктурой  и формой реализации конституционных  принципов организации периодических  свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур.

 

Избирательный процесс как  политико-правовая категория используется в широком и узком значении, и его конкретное использование  предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного развертывания в виде последовательности перехода от одной стадии к другой. В широком смысле термин "избирательный  процесс" поглощает содержание термина "избирательная кампания" как  периода со дня официального опубликования  решения уполномоченного на то должностного лица или органа о назначении выборов  до дня представления избирательной  комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании финансовых средств, выделенных на проведение выборов. В  узком смысле избирательный процесс  как формализованное явление  включает установленную законом  совокупность стадий организации и  проведения выборов, обеспечивающих целостность  и легитимность итогов голосования  и результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных  процедур и избирательных действий[13].

 

Таким образом, понятие "избирательный  процесс", включая в себя понятие "избирательная кампания", не сводится к нему, поскольку охватывает ряд  элементов стадий, избирательных  действий и процедур за временными рамками последней (например, государственная  регистрация партий, учет избирателей).

 

 

2.2. Структура и стадии  избирательного процесса

Избирательный процесс как  юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его  субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.

 

Субъектная составляющая избирательного процесса охватывает собой  участников избирательной кампании, которые вследствие наделения их правами и обязанностями выступают  в качестве субъектов избирательного процесса.

 

Технологическая компонента избирательного процесса включает в  себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний. Избирательные  сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных  прав российских граждан, выступают  в качестве одного из основных связующих  элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов. Вследствие этого избирательное  законодательство чрезвычайно скрупулезно  регламентирует временные параметры  избирательного процесса, как правило, напрямую привязывая возникновение, изменение  или прекращение образующих его  отношений с конкретными датами (сроками). Избирательные документы  предстают в процессе выборов  в роли юридически значимого носителя информации о назначении, подготовке, проведении избирательной кампании, ее результатах[14].

 

Институциональную часть  избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся  на основе избирательных действий и  этапов. Соответственно избирательный  процесс оформляется в законодательстве и реализуется на практике, прежде всего, как система последовательно  сменяющих друг друга стадий организации  и проведения выборов.

 

В избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной моделью организации  системы органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном  избирательных процессах. Общие  принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации  очерчены соответствующими положениями  Конституции, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", иными  федеральными законами[15].

 

Избирательный процесс в  Российской Федерации включает в  себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных  процедур и избирательных действий. Не следует отождествлять стадии избирательного процесса с этапами  подготовки и проведения избирательной  кампании. Стадия избирательного процесса – более широкая категория, охватывающая своими рамками несколько этапов, состоящих из комплекса избирательных действий, направленных на достижение определенной промежуточной цели в масштабах той или иной стадии организации и проведения выборов. Иными словами, стадия и этап избирательного процесса соотносятся как целое и часть. Вследствие этого стадии вполне могут быть охарактеризованы как последовательная цепь этапов избирательных действий. Так, например, стадия назначения выборов состоит из следующих этапов: подготовка решения о назначении выборов, принятие компетентным органом (должностным лицом) решения о проведении выборов, официальное обнародование даты выборов.

 

Среди стадий избирательного процесса в РФ различают следующие:

 

·                   назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом  местного самоуправления, должностным  лицом решения о назначении даты выборов);

 

·                   образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление  списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;

 

·                   выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

 

·                   информационное обеспечение выборов  и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов  выборов, их официальное опубликование.

 

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность  проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также  порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

 

Выборы органов или  выборных лиц являются обязательными  и проводятся в сроки, установленные  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований[16].

 

Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми  актами.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и ст. 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации[17].

 

Законодательное регулирование  порядка назначения и проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов, глав исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях "рамочного" федерального избирательного законодательства, тем не менее, по ряду своих аспектов отличается; при  этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и после-дующих выборов.

 

При проведении выборов в  целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссия-ми составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

 

Порядок составления списков  избирателей устанавливается Федеральным  законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований.

 

В списки избирателей на избирательных  участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным  правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей  в соответствии с международными договорами Российской Федерации и  соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.

 

Основанием для включения  гражданина Российской Федерации в  список избирателей на конкретном избирательном  участке является факт его постоянного  или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством  или законодательством субъектов  Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка[18].

 

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании  данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей  территории, которые предоставляются  соответственно уровню выборов исполнительными  органами государственной власти или  органами местного самоуправления, а  также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Информация о работе Избирательные системы