Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:47, реферат
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение………………………………………………………………........2
Глава 1. Избирательная система в РФ:
1.1. Понятие избирательной системы в РФ…………………………….4
1.2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………6
Глава 2. Избирательный процесс в РФ:
2.1. Понятие и принципы избирательного процесса…….......................12
2.2. Структура и стадии избирательного процесса……………………..14
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………….........24
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Избирательная система в РФ:
1.1. Понятие избирательной системы в РФ…………………………….4
1.2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………6
Глава 2. Избирательный процесс в РФ:
2.1. Понятие и принципы
избирательного процесса…….....
2.2. Структура и стадии
избирательного процесса…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………........
Введение
Актуальность темы исследования.
В условиях становления и
развития в России демократического
правового государства
Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное - добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
Сегодня как никогда ощущается
потребность в конструктивных идеях
в различных областях общественной
и государственной
Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.
Выборы - это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.
И, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.
Цели и задачи работы. Цель
данной работы состоит в рассмотрении
избирательной системы и
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1.
дать понятие избирательной
2.
рассмотреть виды
3.
дать понятие и рассмотреть
принципы избирательного
4.
рассмотреть структуру и
Объект исследования –
избирательная система и
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением избирательной системы и избирательного процесса.
Глава 1. Избирательная система в РФ
1.1.
Понятие избирательной системы в РФ
В современной юридической
литературе нет единой точки зрения
на понятие "избирательная система".
Одни под ней понимают совокупность
фактических общественных отношений,
возникающих в процессе организации
и проведения выборов, взаимоотношения
между избирателями и депутатами,
другие под избирательной системой
понимают порядок определения
Избирательное право есть
совокупность: избирательного права (юридические
нормы, закрепляющие права граждан
избирать и быть избранными в органы
государственной власти) и порядка
определения результатов
В этом случае избирательную систему следует рассматривать как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.
Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации[1]; федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[2], "О выборах Президента РФ"[3], "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ"[4], "О формировании Совета Федерации ФС РФ"[5], Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
1.2.
Виды избирательных систем в РФ
В зависимости от порядка
определения результатов
Мажоритарная система
– это система, при которой
избранным считается тот
Мажоритарная система
имеет разновидности, обусловленные
различными требованиями к величине
необходимого для избрания большинства
голосов. Самая простая разновидность
– система относительного большинства,
при которой избранным
Оказанный минимальный процент
может быть повышен для выборов
в федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов РФ. Федеральный закон
"О выборах депутатов
Мажоритарная система
абсолютного большинства –
Преодолевается
Пропорциональная система
(пропорциональное представительство
партий и движений). При данной системе
каждая партия получает в парламенте
число мандатов, пропорциональное числу
голосов, поданных за ее кандидатов на
выборах. Голосование при
Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу[8].
В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.
Распределение мандатов при
пропорциональной системе происходит
по определенной методике, предусмотренной
ст. 3 ФЗ "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального
собрания Российской Федерации". Закон
включает изменения в порядке
определения результатов
Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее
число голосов.
К этой же группе систем относится
кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру,
имеет три голоса, что меньше числа
депутатов от данного избирательного
округа, но он может распорядиться
своими голосами трояким образом: либо
отдать все их одному кандидату, либо
отдать два голоса одному кандидату,
а третий – другому, либо раздать
по одному голосу трем кандидатам. Система
считается пригодной для
Система единственного передаваемого
голоса. Эта система позволяет
сочетать персональный выбор с обеспечением
пропорциональности представительства
партий. Однако она сложна в плане
определения результатов