Иконопись Курского Края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

В XVII в. в Курском крае развивается иконописание, имевшее свои традиции в глубине веков. Некоторые исследователи-краеведы высказывают предположение, что и икона "Знамения" Божией Матери, возможно, курского письма. Известно, что курских мастеров приглашали и в Киев. Для росписи Успенского собора был зван курский мастер Макар Григорьев. Известен с XVII в. и род богомазов Шуклиных. Курские и

Вложенные файлы: 1 файл

Иконопись КК.docx

— 36.15 Кб (Скачать файл)

В XVII в. в Курском крае развивается иконописание, имевшее свои традиции в глубине веков. Некоторые исследователи-краеведы высказывают предположение, что и икона "Знамения" Божией Матери, возможно, курского письма. Известно, что курских мастеров приглашали и в Киев. Для росписи Успенского собора был зван курский мастер Макар Григорьев. Известен с XVII в. и род богомазов Шуклиных. Курские иконы доходили до Болгарии и Сербии. Центром иконописи в Курском крае считалась слобода Борисовка Грайворонского уезда, позже, в XVIII в., ее владелец Борис Петрович Шереметев основал при Борисовском монастыре мастерскую, выписав художников-богомазов из Петербурга. Но, вероятно, здесь уже ранее сложились свои традиции иконописи. Мастерские иконописи были также в Белгородском и Льговском уездах, в с. Верхне-Михайловка Новооскольского уезда.

http://www.old.kurskcity.ru/book/kk/kk007.html

 

Этапы работы: икона, иконостас

 

 

 

 Вот уже двадцать  лет Курская иконописная школа  во имя прп. Андрея Рублева не отступает от первоначально избранного направления: писать только каноническую икону, следуя традициям древнерусского и византийского иконного письма 12-15 веков. Подвижнический путь преподобного Андрея Рублева служит образцом не только в творческой сфере, но и в личной жизни каждого иконописца.

 

 Традиционно иконописец  начинает работу над иконой  с изучения источников данного  образа: текстологических (толкование  библейских текстов, православное  предание, жития и др.), исторических (происхождение образа, распространение,  отражение национального колорита  и т.п.), иконографических (особенности  рисунка, композиция и ее вариации, стилистические нюансы), а также  тщательного анализа соответствующих  образцов, имеющихся в фотодокументальной  базе школы.

 

Для икон новопрославленных святых иконография разрабатывается также на основе житийных или биографических данных, архивных документов и фотографий.

 

 В целом этапы  работы над иконой включают  следующие моменты:

 

 — создание рисунка  иконы;

 — благословение  священника (своеобразное утверждение  «проекта» иконы);

 — золочение;

 — раскрытие в  цвете;

 — благословение  священника на завершающем этапе;

 — нанесение закрепляющего  состава (олифление).

 

 За прошедшие двадцать  лет существования иконописной  школы в Курске ее воспитанниками  и преподавателями написаны сотни  икон, ныне находящихся в приходских  храмах и монастырях не только  в России, но и по всему миру. С 1997 г. школа участвует во  всероссийских православных выставках,  представляя Курскую епархию.  Участие курской иконописной  школы в ежегодной выставке  «Православная Русь» отмечено  медалью. Многие иконы школы  получили высокую оценку в  области рисунка и техники  исполнения. Так, иконописный образ  «Спас с терновом венце», отмеченный признанием за удачное стилевое решение, сегодня включен в актив печатной продукции предприятия «Софрино». Иконография другого образа, написанного к 250-летию со дня рождения прп. Серафима Саровского, разработана на основе редкого портрета, изображающего святого в клобуке. Икона также удостоена высокой оценки и была принята в дар Патриархом Алексием II.

 

Стало уже традицией  школы писать крупноформатные житийные иконы с клеймами. Для Свято-Троицкого  храма города Курска написана икона  «Святой Архистратиг Михаил с  деяниями». Источником образа является икона конца 14 века, находящаяся  в Архангельском соборе Московского  Кремля. Это изображение архангела  Михаила считается самым ранним в русской иконописи. Из-за утраты верхних слоев живописи и многочисленных потертостей некоторые клейма иконы  трудно прочитываются в сюжетном отношении, поэтому их иконографию  пришлось разработать самостоятельно, в соответствии с православной вероучительной концепцией. На клеймах изображаются деяния Архистратига (предводителя небесных воинств) Михаила, описанные в Библии, но в каждом событии незримо присутствует Бог.

 

 По заказу фонда  Успенского монастыря г. Старицы  Тверской епархии написана икона  первого русского Патриарха Иова  с клеймами жития.

 

 Для храма прав. Иоанна Кронштадтского в п.  Березовский также написана икона  святого с житийными клеймами.

 

 Иконография этих  образов разрабатывалась с учетом  уже известных образцов, но в  соответствии со стилистическими  особенностями храмового интерьера,  в который должна «влиться»  икона, и с отчетливой тенденцией  подчеркнуть радостное мировосприятие  в русле религиозного канона.

 

Технология  написания икон и иконостасов

 

Незыблемой традицией  школы является соблюдение канонических правил иконописания, применение древних технологий с использованием только природных материалов и красящих компонентов (пигментов).

 

 Пигменты — вещества, способные передавать собственный  цвет вмещающей среде. Они могут  быть минеральными и органическими.  В свою очередь минеральные  пигменты подразделяются на природные (натуральные) и искусственные (синтетические). Несмотря на широкое развитие технологий синтеза, без природных пигментов невозможно представить палитру иконописца. Они наиболее близки естественным краскам природы и способны в полной мере воспроизвести палитру иконописи прошлых веков, поскольку обладают всем богатством тонов и полутонов. Для иконописца главное — цвет пигмента, его своеобразность и уникальность. Наиболее предпочтительны «просвечивающие» пигменты, создающие впечатление «прозрачности», объемности цвета.

 

 Технология курской иконописной школы предполагает использование природных пигментов различного происхождения: железоокисных (охра, сиена, умбра, гематит, сурик железный); силикатов (глауконит, лазурит, селадонит); сульфидов, фосфатов и других солей (киноварь, малахит, азурит); углеродсодержащих (графит, сажа природная, вандик и др.).

 

В природе окрашенные минералы встречаются довольно часто. Но далеко не все из них могут  быть использованы в качестве пигментов. Большинство цветных минералов  при размоле дают порошок белого или серого цвета. Лишь некоторые  сульфиды, фосфаты, карбонаты дают яркие  пигменты. Но эти минералы не образуют крупных скоплений, весьма редки  и дорогостоящи. Часто их называют драгоценными или полудрагоценными камнями (малахит, лазурит, гематит  и др.).

 

 Глинистые пигменты  дают более «глухие» оттенки  цвета.

 

 Примесь органического  пигмента также обычно ухудшает  цвет, но в некоторых случаях  помогает достигать специфических  эффектов.

 

 Для долговечного  бытия иконы чрезвычайно важным  является условие природного  происхождения всех ее компонентов:  доски, грунта под живопись (левкаса), красок, закрепляющих составов. Поэтому традиционными признаками иконы курской иконописной школы будут следующие технологические характеристики:

 

 — доска липовая;

 — шпонка дубовая;

 — яичная темпера  на основе минеральных пигментов;

 — сусальное золото;

 — олифа льняная.

 

 В зависимости  от пожеланий заказчика эти  параметры могут варьироваться,  включая и возможность применения  современных технологических материалов.

 

История Курской иконописной школы

 

 

 

 Курская иконописная  школа во имя преп. Андрея Рублева  основана в 1992 году как иконописное  отделение Курской православной  духовной семинарии. С 1996 г.  школа располагается на территории  Свято-Троицкого храма г. Курска. Это одна из древнейших церквей  города. О ней следует сказать  особо.

 

 История Свято-Троицкого  храма восходит к эпохе восстановления  Курска после татарского разорения.  По указу царя Федора Иоанновича, в знак благоговейного почитания  чудотворного образа Пресвятой  Богородицы «Знамение» Курской-Коренной, в 1597г. была возведена городская крепость. Город быстро заселялся военными людьми и переселенцами из северных областей. В это время и была построена Свято-Троицкая церковь Троицкого мужского монастыря, одного из первых в Курске на рубеже XVI-XVII веков.

 

Впервые обитель упоминается  в 1613 году, в грамоте царя Михаила  Федоровича. Построен монастырь по указу царя Бориса Годунова (1598–1605). Точная дата основания его неизвестна.

 

 Троицкий монастырь,  как и многие монастыри южной  окраины, в начале XVII века имел  важное государственное значение. Верховные власти, стремясь укрепить  рубежи Московского государства,  жаловали монастырям земли и  предоставляли особые налоговые  льготы с целью привлечения  свободных крестьян, которые могли  бы обживать новые территории. Троицкая слобода, заселенная  вначале монастырскими крестьянами,  а впоследствии посадским ремесленным  людом, способствовала увеличению  численности горожан. Это имело  огромное значение для становления  Курска как крупного духовного  и торгового центра России XVII века.

 

 Расположение Троицкой  обители имело важное военно-стратегическое  значение. Монастырь был построен  на краю холма, у северо-восточной  части которого протекала небольшая  речка Кур, а восточный склон  круто обрывался над рекой  Тускарь. Противоположный берег был пологим, и от него начинались степные просторы, хорошо обозреваемые дозорным с колокольни церкви на многие версты от востока до юго-запада. Это позволяло заблаговременно обнаружить врага на подступах к Курску и оповестить население о грядущей опасности. Так что Троицкий монастырь был в это время пограничной крепостью, а колокольня храма – дозорной вышкой. Впрочем, несмотря на преимущества ландшафта, за время своего существования монастырь неоднократно разрушался до основания то крымскими татарами, то польско-литовскими войсками. И хотя он всякий раз возрождался, во второй половине XVII века все-таки был упразднен. В 1678 году проводится перепись населения Курского края, и в документах этого времени храм Живоначальной Троицы уже значится как приходской храм Троицкой слободы.

 

Строительство новой  двухэтажной «нижней Троицкой», как ее стали называть в XVIII веке, каменной церкви было начато по указу  императрицы Анны Иоанновны в 1733 году. Через 10 лет новая двухэтажная церковь была освящена. Это была первая в Курске каменная приходская церковь, после городской соборной церкви Воскресения Христова.

 

 Сегодня Свято-Троицкий  храм духовно окормляет и материально обеспечивает бытие Иконописной школы. Участвуя в соборном процессе современного иконописания, школа способствует воцерковлению и утверждению в православной вере многих людей. Основной задачей Иконописной школы является следование традициям древнерусского иконного письма XIV - XVI в. В качестве высшего образца признано творческое наследие великого иконописца преп. Андрея Рублева, имя которого носит школа.

 

 За основу организации  учебного процесса взята учебная  программа иконописной школы  при Московской Духовной академии (с учетом регионального компонента). Курс обучения рассчитан на 5 лет.

 

Реставрация

 

 Реставрационная  мастерская курской иконописной  школы существует недавно, но  уже накоплен богатый опыт  восстановления поврежденных временем  и природными факторами икон. Этапы «реанимации» образа включают  лечение доски от жуков-точильщиков  и древесной плесени, обновление  левкасного слоя и, соответственно, восстановление рисунка и живописи, расшифровку полустертых надписей и нанесение новых, защиту обновленной иконы свежим слоем льняной олифы.

 

Печать икон и иконостасов

 

 

 

 Все иконографические  сюжеты, выполненные в Иконописной  мастерской во имя прп. Андрея Рублева, хранятся в электронном виде. Для этого каждая написанная в школе икона сканируется или фотографируется и графически обрабатывается до максимального соответствия цветовой палитры ее иконописному оригиналу.

 

 Электронные копии  создаются только для икон, написанных  в Курской иконописной школе.  Никакие другие образцы компьютерной  обработке не подвергаются.

 

 Обработка одного  изображения ведется в границах  временного интервала от 2-3 дней  до 2-3 недель, в зависимости от  размера иконы и сложности  иконографического сюжета. Срок  работ по изготовлению иконостаса  составляет от 10 рабочих дней  до трёх месяцев, в зависимости  от сложности работ.

 

 Распечатка икон  производится на широкоформатном  принтере с применением пигментных  чернил, достоинство которых состоит  в особенной устойчивости к  выцветанию и воздействию влаги.  По гарантии производителя чернил, устойчивость цветного отпечатка  составляет 75 лет; чёрно-белого —  100 лет (при установке внутри  помещения, без воздействия прямых  солнечных лучей). Печать производится  на холсте либо на матовой  фотобумаге. По желанию заказчика,  иконы, распечатанные на холсте, клеятся на листы ДВП и покрываются  лаком. Иконы, распечатанные на  бумаге, покрываются самоклеящейся  матовой плёнкой.

http://ikonakursk.ru/2/

 

Исторический  путь борисовского иконописания, а в его лице и юго-западно-русского, в широком смысле не представляет собой исключительного случая и вполне укладывается в общероссийский контекст. Разделяясь на два периода - с начала XVIII до 1861 года и с 1861 года до Октябрьского переворота - этот путь оказывается всюду обусловленным социальными и экономическими особенностями истории России.

 

Возникнув в начале XVIII века в результате заселения вотчинных  земель юго-западной окраины российского  государства, иконописание слободы Борисовки имело несравнимо меньшие масштабы и традиции, нежели среднерусские центры иконописания, такие как Палех, Холуй и Мстёра. Между тем уже в конце XVIII - первой половине XIX века Борисовка с ее несколькими десятками иконописцев играла заметную роль в иконном производстве и потреблении юго-запада России, через свою иконную продукцию вообще - в духовной, психологической, этической и эстетической жизни народонаселения этой области страны. Местные и сторонние заказы, в том числе из-за пределов Курской губернии, торговля иконами на вывоз, известность, достигшая даже литературных страниц и рождавшая мифы - все это характеризует иконописание Борисовки как довольно развитое и самодовлеющее занятие, обеспечивавшее значительный прибыток и престиж своим исполнителям.

Информация о работе Иконопись Курского Края