Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:55, реферат
В XVII в. в Курском крае развивается иконописание, имевшее свои традиции в глубине веков. Некоторые исследователи-краеведы высказывают предположение, что и икона "Знамения" Божией Матери, возможно, курского письма. Известно, что курских мастеров приглашали и в Киев. Для росписи Успенского собора был зван курский мастер Макар Григорьев. Известен с XVII в. и род богомазов Шуклиных. Курские и
В XVII в. в Курском крае развивается иконописание, имевшее свои традиции в глубине веков. Некоторые исследователи-краеведы высказывают предположение, что и икона "Знамения" Божией Матери, возможно, курского письма. Известно, что курских мастеров приглашали и в Киев. Для росписи Успенского собора был зван курский мастер Макар Григорьев. Известен с XVII в. и род богомазов Шуклиных. Курские иконы доходили до Болгарии и Сербии. Центром иконописи в Курском крае считалась слобода Борисовка Грайворонского уезда, позже, в XVIII в., ее владелец Борис Петрович Шереметев основал при Борисовском монастыре мастерскую, выписав художников-богомазов из Петербурга. Но, вероятно, здесь уже ранее сложились свои традиции иконописи. Мастерские иконописи были также в Белгородском и Льговском уездах, в с. Верхне-Михайловка Новооскольского уезда.
http://www.old.kurskcity.ru/
Этапы работы: икона, иконостас
Вот уже двадцать лет Курская иконописная школа во имя прп. Андрея Рублева не отступает от первоначально избранного направления: писать только каноническую икону, следуя традициям древнерусского и византийского иконного письма 12-15 веков. Подвижнический путь преподобного Андрея Рублева служит образцом не только в творческой сфере, но и в личной жизни каждого иконописца.
Традиционно иконописец
начинает работу над иконой
с изучения источников данного
образа: текстологических (толкование
библейских текстов,
Для икон новопрославленных святых иконография разрабатывается также на основе житийных или биографических данных, архивных документов и фотографий.
В целом этапы работы над иконой включают следующие моменты:
— создание рисунка иконы;
— благословение священника (своеобразное утверждение «проекта» иконы);
— золочение;
— раскрытие в цвете;
— благословение
священника на завершающем
— нанесение закрепляющего состава (олифление).
За прошедшие двадцать
лет существования иконописной
школы в Курске ее
Стало уже традицией школы писать крупноформатные житийные иконы с клеймами. Для Свято-Троицкого храма города Курска написана икона «Святой Архистратиг Михаил с деяниями». Источником образа является икона конца 14 века, находящаяся в Архангельском соборе Московского Кремля. Это изображение архангела Михаила считается самым ранним в русской иконописи. Из-за утраты верхних слоев живописи и многочисленных потертостей некоторые клейма иконы трудно прочитываются в сюжетном отношении, поэтому их иконографию пришлось разработать самостоятельно, в соответствии с православной вероучительной концепцией. На клеймах изображаются деяния Архистратига (предводителя небесных воинств) Михаила, описанные в Библии, но в каждом событии незримо присутствует Бог.
По заказу фонда
Успенского монастыря г.
Для храма прав.
Иоанна Кронштадтского в п.
Березовский также написана
Иконография этих
образов разрабатывалась с
Технология написания икон и иконостасов
Незыблемой традицией школы является соблюдение канонических правил иконописания, применение древних технологий с использованием только природных материалов и красящих компонентов (пигментов).
Пигменты — вещества,
способные передавать
Технология курской иконописной школы предполагает использование природных пигментов различного происхождения: железоокисных (охра, сиена, умбра, гематит, сурик железный); силикатов (глауконит, лазурит, селадонит); сульфидов, фосфатов и других солей (киноварь, малахит, азурит); углеродсодержащих (графит, сажа природная, вандик и др.).
В природе окрашенные минералы встречаются довольно часто. Но далеко не все из них могут быть использованы в качестве пигментов. Большинство цветных минералов при размоле дают порошок белого или серого цвета. Лишь некоторые сульфиды, фосфаты, карбонаты дают яркие пигменты. Но эти минералы не образуют крупных скоплений, весьма редки и дорогостоящи. Часто их называют драгоценными или полудрагоценными камнями (малахит, лазурит, гематит и др.).
Глинистые пигменты дают более «глухие» оттенки цвета.
Примесь органического
пигмента также обычно
Для долговечного
бытия иконы чрезвычайно
— доска липовая;
— шпонка дубовая;
— яичная темпера
на основе минеральных
— сусальное золото;
— олифа льняная.
В зависимости
от пожеланий заказчика эти
параметры могут варьироваться,
История Курской иконописной школы
Курская иконописная
школа во имя преп. Андрея Рублева
основана в 1992 году как иконописное
отделение Курской
История Свято-Троицкого
храма восходит к эпохе
Впервые обитель упоминается в 1613 году, в грамоте царя Михаила Федоровича. Построен монастырь по указу царя Бориса Годунова (1598–1605). Точная дата основания его неизвестна.
Троицкий монастырь,
как и многие монастыри южной
окраины, в начале XVII века имел
важное государственное
Расположение Троицкой
обители имело важное военно-
Строительство новой двухэтажной «нижней Троицкой», как ее стали называть в XVIII веке, каменной церкви было начато по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733 году. Через 10 лет новая двухэтажная церковь была освящена. Это была первая в Курске каменная приходская церковь, после городской соборной церкви Воскресения Христова.
Сегодня Свято-Троицкий храм духовно окормляет и материально обеспечивает бытие Иконописной школы. Участвуя в соборном процессе современного иконописания, школа способствует воцерковлению и утверждению в православной вере многих людей. Основной задачей Иконописной школы является следование традициям древнерусского иконного письма XIV - XVI в. В качестве высшего образца признано творческое наследие великого иконописца преп. Андрея Рублева, имя которого носит школа.
За основу организации
учебного процесса взята
Реставрация
Реставрационная
мастерская курской
Печать икон и иконостасов
Все иконографические сюжеты, выполненные в Иконописной мастерской во имя прп. Андрея Рублева, хранятся в электронном виде. Для этого каждая написанная в школе икона сканируется или фотографируется и графически обрабатывается до максимального соответствия цветовой палитры ее иконописному оригиналу.
Электронные копии
создаются только для икон, написанных
в Курской иконописной школе.
Никакие другие образцы
Обработка одного
изображения ведется в
Распечатка икон
производится на
http://ikonakursk.ru/2/
Исторический путь борисовского иконописания, а в его лице и юго-западно-русского, в широком смысле не представляет собой исключительного случая и вполне укладывается в общероссийский контекст. Разделяясь на два периода - с начала XVIII до 1861 года и с 1861 года до Октябрьского переворота - этот путь оказывается всюду обусловленным социальными и экономическими особенностями истории России.
Возникнув в начале XVIII века в результате заселения вотчинных земель юго-западной окраины российского государства, иконописание слободы Борисовки имело несравнимо меньшие масштабы и традиции, нежели среднерусские центры иконописания, такие как Палех, Холуй и Мстёра. Между тем уже в конце XVIII - первой половине XIX века Борисовка с ее несколькими десятками иконописцев играла заметную роль в иконном производстве и потреблении юго-запада России, через свою иконную продукцию вообще - в духовной, психологической, этической и эстетической жизни народонаселения этой области страны. Местные и сторонние заказы, в том числе из-за пределов Курской губернии, торговля иконами на вывоз, известность, достигшая даже литературных страниц и рождавшая мифы - все это характеризует иконописание Борисовки как довольно развитое и самодовлеющее занятие, обеспечивавшее значительный прибыток и престиж своим исполнителям.