Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 01:14, курсовая работа
Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.
Введение……………………………………………………………………2
1. Глава I Искусство витража
1.1. История возникновения и развития витражного искусства..……...5
1.2. Современный витраж…………………………………………………8
1.3. Разновидности витража………………………………………………11
1.4. Технология изготовления витража…………………………………..18
2. Глава II Методика выполнения витража
2. 1. Подготовительные работы…………………………………………..29
2. 2.Технологическая карта……………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………….36
Приложение………………………………………………………………...38
2.Выбор клея или клеев. На этом этапе необходимо рассмотреть эксплуатационные требования, предъявляемые к клеевому соединению, и накопленный опыт работы с выбираемыми клеями. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что конструкция соединения и выбранный клей (или клеи) соответствуют друг другу.
3.Выбор оптимального метода подготовки поверхности. Для выбранного клея необходимо рассмотреть все приемлемые методы подготовки поверхности склеиваемых элементов.
4.Изготовление клееных конструкций. Оно включает операции от нанесения клея до его отверждения в контролируемых условиях.
5.Контроль качества и определение объема испытания образцов-спутников для гарантированного обеспечения надежности достижения требуемых характеристик в клеевом соединении.
Резка стекла
Стёкла режут специальными резцами – роликовыми ил алмазными стеклорезами. Режущим элементом роликового стеклореза являются колёсики из победитового сплава, которых может быть от 3-х до 6. Ролики имеют острую заточку. При проверке стеклореза необходимо обращать внимание на то, чтобы усилие, прикладываемое к нему при резке стекла, было небольшим. При больших усилиях происходит некачественная резка, да и стеклорез быстро выходит из строя.
Алмазный стеклорез состоит из деревянной ручки длинной 110-115 мм со стальной головкой, в середине которой серебряным припоем или стопорным винтом крепится осколок технического алмаза до 0,15 карата. Алмаз вставляется в головку по отношению к оси стеклореза по прямой линии или с отклонением на 20-220. Алмазы имеют форму призмы с 48 гранями. Для резки стекла используют 24 грани. При закреплении одного режущего ребра ослабляют стопорный винт на боковой стороне головки, резец поворачивают на 90 0 и вводят в действие другое ребро. Используя все 24 грани можно обеспечить качественную резку стекла до 10000 метров. При работе необходимо определить положение стеклореза относительно вертикали. При этом нагрузка на стеклорез должна составлять 80-150 г. Для откалывания отрезаемых участков на боковой поверхности стеклорезов имеются углублёния для стёкол различной толщины.
Стёкла с прямоугольными очертаниями могут нарезаться под линейку алмазным стеклорезом, со сложными криволинейными очертаниями – роликовым стеклорезом.
Сначала на рабочей поверхности необходимо сделать прорезь на незначительную глубину. Работая с алмазным стеклорезом, применяют линейку. Её кладут на расстояние 4 мм от линии надреза, что соответствует половине толщины головки стеклореза. На сторону линейки приклеивают изоленту или другой материал, повышающий сцепляемость линейки со стеклом. При правильно установленной линейке на стекле режущая кромка ролика или алмаза оказывается на отмеченной линии.
Прижимая левой рукой линейку к стеклу, в правую берут стеклорез между указательным, большим и средним пальцами, при этом безымянный упирается на поверхность стекла. Стеклорез должен находиться строго перпендикулярно к плоскости стекла, а товарный знак – на головке с правой стороны.
Режут стекло лёгким нажимом, перемещая стеклорез по линейке к себе. Необходимая нагрузка на стекло определяется по характерному жужжащему звуку. Более высокие нагрузки на стеклорез приводят к преждевременному его износу. Если во время резки стекла раздаётся неприятный резкий звук, значит, зерно алмаза идёт неправильно, оно только царапает, а не режет стекло.
Во избежании преждевременного износа режущего элемента рекомендуется при подходе к концу надреза на расстоянии 3-5 мм уменьшить нажим на стеклорез и не допускать его резкого схода.
Качественной резки можно достичь, если провести по линиям надреза губкой, смоченной в керосине. При этом на стекле появляется тонкая, едва заметная прорезь. Широкая светлая полоса со следами стеклянной пыли или мелких осколков является признаком некачественной резки. Это происходит вследствии затупления режущего элемента или затупливания ролика. Куски стекла при таких царапинах отламываются вне линии реза. После окончания резки, пока стекло ещё теплое, его необходимо отломать. Если стекло остынет, отламывать лишние кромки намного труднее, а линия надреза окажется неровной. После надреза стекло кладут на край стола так, чтобы отрезаемая часть выступала за край. Стекло прижимают линейкой к столу, в правую руку берут отрезаемую часть стекла и делают движение на разрыв и вниз на излом. При резке криволинейных участков необходимо производить лёгкое постукивание головкой стеклореза по участкам стекла, примыкающим к линии надреза, начиная от конечного участка до появления трещины на нужной линии.
Работы по созданию витража начинаются с подготовки эскизного рисунка, который может быть выполнен самим исполнителем, исходя из его вкуса, или скопирован с готовых витражей. Рисунок не должен быть слишком насыщен контурными линиями и содержать скруглений и малых углов при пересечении. Необходимо помнить, что радиусы скруглений не должны быть меньше 15-20 мм, а острые углы - 15-20°. При меньших значениях резко повышаются трудности выполнения работы. Рациональная длина витража - один метр. Рисунок может содержать однотипные правильные геометрические фигуры или составлен из элементов растительно-декоративного орнамента. При выполнении растительного орнамента возможно использование расписного стекла, при геометрическом орнаменте - цветного, имеющегося в продаже. Размер витража должен быть четко установлен по посадочному месту.
Размер выверен. Берется картон или ватман и на него в натуральную величину, по клеткам, наносится рисунок. Если витраж с повторяющимися геометрическими фигурами, то они вычерчиваются чертежным инструментом. Если он предназначен для установки на декоративную решетку, то под решетку подкладывается картон или ватман и на него наносится рисунок решетки путем обвода карандашом всех элементов. Габаритные размеры рисунка должны быть на 2-3 мм меньше размеров посадочного места. Линии на рисунке аккуратно прочерчиваются тушью. Производится нумерация всех фрагментов с обозначением цвета стеклянного фрагмента. Определяются места стыковки пересекаемых элементов арматуры. Максимальная длина элементов соответствует длине гибочного приспособления.
Картон прикрепляется к рабочему столу. Если рисунок витража состоит из повторяющихся фигур, то снимают на кальку контуры, по которым вырезают саму фигуру и шаблон для вырезки стеклянного фрагмента. Размеры шаблона должны быть меньше размеров фигуры на 5 мм. Форму и размеры шаблона проверяют по рисунку витража. При изготовлении витража со сложным рисунком фрагменты стекол вырезают непосредственно по рисунку. Для этого берется отрезок цветного стекла и накладывается на фрагмент рисунка с обозначением того же цвета таким образом, чтобы сохранить отрезаемую часть стекла максимальной, а отрезаемые на выброс участки были бы минимальными. Работу начинают с крайнего углового фрагмента и затем двигаются последовательно по рисунку. После наложения стекла на рисунок перьевой авторучкой наносят на стекло контур фрагмента. Наносимая линия должна отступать от середины контурной линии рисунка на 1 мм. Стекла с нанесенными линиями укладывают горизонтально и дают просохнуть чернилам. По ним вырезают стеклянные фрагменты витража. При резке стекол необходимо обеспечить соответствующее освещение, чтобы линии хорошо просматривались в процессе резки. Вырезка стеклянных фрагментов правильной геометрической формы производится по шаблонам. Правильность выполнения проверяют, накладывая фрагмент на рисунок.
После вырезки всех фрагментов необходимо скруглить их края на лежащем наждачном камне. Нарезанные стекла кладем стопкой, между ними прокладываем бумагу.
На картон по контуру рисунка витража устанавливается ограничительная деревянная рамка и прикрепляется к столу. Внутренние размеры рамки на 2,5—3 мм меньше размеров посадочного места. Внутри этой рамки производят сборку витража.
Замеряют протяженность контурных линий рисунка и проверяют размеры, количество заготовок. В зависимости от конструкции количество заготовок различное. Максимальная протяженность заготовок при ручном изготовлении элементов не должна превышать 300-350 мм. Протяженные прямолинейные линии делят на равные участки.
Д | № | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Инструменты приспособления |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 1 | Берём лист стекла (основание) по размеру окна с учётом припусков (315мм х 515мм) |
| Сантиметровая лента, угольник. |
| 2 | Подготовим эскиз в натуральную величу |
| Бумага, цветной карандаш. |
| 3 | Прикрепим эскиз с обратной стороны к стеклу |
| Бумага |
| 4 | Обезжирим поверхность стекла |
| Спирт нашатырный, ватный тампон |
| 5 | Нанесём контурный рисунок |
| Маркер или тушь |
2 | 6 | Берём 2-й лист стекла и разрезаем его на кусочки |
| Стеклорез |
| 7 | Выбираем из битого стекла кусочки прямоугольной формы для центральной части рыбки |
|
|
| 8 | Окрашиваем кусочки прямоугольной формы жёлтым цветом |
| Масляная краска, кисть |
| 9 | Даём кусочкам стекла высохнуть (4 ч) |
|
|
| 10 | Выбираем из битого стекла кусочки треугольной формы для плавников и хвоста |
|
|
| 11 | Окрашиваем кусочки треугольной формы жёлтым цветом |
| Масляная краска, кисть |
| 12 | Даём кусочкам стекла высохнуть (4ч) |
|
|
| 13 | Выбираем из битого стекла кусочки овальной формы для рта и глаз |
|
|
| 14 | Окрашиваем кусочки овальной формы: рот – красным, глаза- синим |
| Масляная краска, кисть |
| 15 | Даём кусочкам стекла высохнуть (4ч) |
|
|
3 | 16 | Берём основание стекла, контуры водорослей окрашиваем в зелёный цвет |
| Бриллиантовая зелень, кисть |
| 17 | Весь оставшийся фон основания окрашиваем в синий цвет |
| Синий стержень, кисть |
| 18 | Даём стеклу высохнуть |
|
|
| 19 | Проконтролируем форму, размер, качество окрашивания стёкол |
|
|
4 | 20 | Сделаем примерочный набор витража. |
|
|
| 21 | Цветные стёкла выкладываем точно по эскизу |
|
|
5 | 22 | Готовим тару для раствора |
| Флакон из-под шампуня |
| 23 | В пробку из-под шампуня вставляется пластмассовая трубка диаметром 4-5 мм |
| Пластмассовая трубка |
| 24 | Проконтролируем герметичность тары |
|
|
| 25 | Готовим раствор |
| Цемент, песок, клей ПВА |
| 26 | Соединяем раствором основание стекла с битыми стёклами по рисунку |
| Раствор, кисть, флакон из-под шампуня |
| 27 | Аккуратно и тщательно зальём пространства между кусочками цветного стекла |
| Раствор, кисть, флакон из-под шампуня |
| 28 | Проконтролируем качество изделия |
|
|
| 29 | Покрасим бесцветным лаком изделие |
| Лак, кисть |
| 30 | Произведём окончательный контроль качества изделия |
|
|
Слово «Vitrage» переводится как стекло, но не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером, искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание.
Магия цветного стекла известна давно. Еще туземные племена, очарованные сверканием цветного стекляруса, меняли его на золото. А в середине века в грандиозных готических соборах доверчивые обыватели, завороженные сверкающей игрой цветного света под высокими куполами , впадали в состояние религиозного гипотеза.
В период Возрождения талантливые художники, усовершенствуя технологии окраски стекла, добивались новых тонких оттенков и яркости цвета. Витражи стали живописными сюжетными картинами. И витраж перебрался в частное жилище, насыщая цветом убранства домов аристократов.
Эпоха расцвета модерна стала для витража благодатным временем. Орнамент приобрел «текучесть», линии стали изгибаться, цветовая палитра усложнялась. А витражи стали использоваться в качестве межкомнатных перегородок, внутренних дверей, в плафонах люстр и даже стали частью потолка, образуя как бы потолочное цветное окно.
Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники.
Витраж являясь прекрасным украшением, попадая в обстановку дома становится и предметом функциональным: перегородки в комнате, раздвижные и стационарные, потолки, своеобразные цветные светильники и плафоны, двери шкафов и даже цветные полупрозрачные межкомнатные перегородки, заменяющие стены. Как правило, это вещи ручной работы, ценность которых как произведения искусства со временем только возрастает.
Использующий витраж предметы интерьера приобретает новые оригинальные формы. Даже межкомнатная дверь может стать самостоятельным художественным произведением. Проект даст возможность учителям и учащихся украсить учебный класс школы и приобщаться к интересному и оригинальному мастерству.
1. Карабанов.В.В Витражи, светильники, рамки. м: Профиздат.2004
2. Клеящие материалы. Справочник под ред.В.П. Батизате.