Искусство в России в начале 20 века. Графический дизайн советской России 20-30 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:44, реферат

Краткое описание

Как и на Западе, в нашей стране творческая интеллигенция стремилась не столько создать новый художественный стиль, сколько найти некое противопоставление эклектике. Но во всей деятельности мастеров искусства отчетливо просматривается ностальгия по традициям национальной культуры, соединенная с духом западничества и очень сильная в этот период идея свободного творчества, индивидуализма.

Содержание

Введение.
Модерн в русском искусстве.
Изобразительное искусство и монументальная скульптура.
Российский кинематограф в 20-21 вв.
Особенности литературного процесса.
Советский графический дизайн:
Живопись в 1920 – 1930 гг.
Советская фотография
Книжная графика
Русский лубок
Реклама
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 986.53 Кб (Скачать файл)

     Фотожурналистика, как все СМИ в Советском  Союзе, была поставлена в жесткие  условия многоуровневой цензуры  и идеологических установок партийно-государственных  органов. Тотальный контроль ограничивал  развитие фотожурналистики, приводя  к таким отрицательным последствиям, как приукрашивание действительности  и вынужденная самоцензура, в результате которой искажается сама функция фотожурналистики;

     В советской  фотожурналистике 1930-х годов четко  прослеживается трансформация функций  фотографии в печати: если впервые  десятилетия XX в. пресс-фотография постепенно  переходила от иллюстрации к  информации, то в довоенные годы  это процесс обратный;

Книжная графика.

     Графика  —  вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных  изобразительных средств линии, штрихи и пятна (цвет также  может применяться, но, в отличие  от живописи, здесь он играет  вспомогательную роль). Кроме контурной  линии в графическом искусстве  широко используется штрих и  пятно, также контрастирующие с  белой (а в иных случаях также  цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной  основой для графических работ. Сочетанием тех же средств  могут создаваться тональные  нюансы. Наиболее общий отличительный  признак графики — особое отношение  изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной  мере выполняет фон бумаги (по  выражению советского мастера  графики В. А. Фаворского, — «воздух  белого листа»).                                                 

     Советская  книжная графика играет важную  роль как одно из средств  идейного и эстетического воспитания. 1920-е гг. для советской истории  — период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко) рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности. (А. М. Родченко и др.). Время поисков предметно-визуального единства. С 1920-х гг. развивается и многокрасочная детская книга. Для искусства. 1930 — начала 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистной серии (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); И. (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой.

 

 

 

 Русский лубок.

     Лубок - народная  картинка, произведение графики (преимущественно  печатной), отличающееся доходчивостью  образа и предназначенное для  массового распространения. Лубку  свойственны простота техники, лаконизм  изобразительных средств (грубоватый  штрих, обычно яркая раскраска), часто  рассчитанных на декоративный  эффект, тенденции к развёрнутому  повествованию (серии лубка, лубочные  книжки-картинки), нередко взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Лубок, исполняемый, как правило, мастерами- ремесленниками, является видом народного творчества, но к лубку обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приемы. Древнейшие лубки появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с VIII в. - в гравюре на дереве. Европейский лубок, исполненный в технике гравюры на дереве, известен с XV в. С XVII в. распространился лубок в технике гравюры на меди, а с XIX в. - литографии.

     Бывшие произведениями  народного творчества, поначалу  выполнявшиеся исключительно непрофессионалами, лубки повлияли на появление  произведений профессиональной  графики начала 20 в., отличавшейся  особым изобразительным языком  и заимствовавшей фольклорные  приемы и образы.

     Многие мастера  кисти и слова России искали  в лубочных листах, их доходчивости  и популярности свои источники  вдохновения. Учиться этому призывал  учеников И.Е.Репин. Элементы лубочной графики можно найти в творчестве В.М.Васнецова, Б.М.Кустодиева (приложение №), ряда других художников начала 20 в.

     Между тем, народные картинки продолжали  раскупаться на торгах по всей  стране. На рубеже 19–20 вв., в годы  англо-бурской войны, известного  лубочного героя Объедалу рисовали в виде великана бура, объевшегося англичанами. В 1904, с началом русско-японской войны, того же Объедалу изображали уже в виде русского солдата-богатыря, пожирающего японских солдат.

     К народному  лубку обращались и иллюстраторы  сатирических журналов в годы  Первой русской революции 1905–1907.

     Художественный  опыт народа, его чувство красоты  и меры оказали немалое влияние  на известных художников Михаила  Ларионова и Наталью Гончарову(приложение №). Именно они в 1913 устроили первую в России выставку лубочных картинок.

     В августе 1914 авангардисты К.Малевич, А.Лентулов, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк создали группу «Сегодняшний лубок» (приложение №), возродившую старинные традиции батального лубка 19 в. Эта группа выпустила, используя традицию лубочного примитива, серию из 22 листов на военные сюжеты. В них патриотический подъем начала Первой мировой войны соединил специфику наивно-примитивного художественного языка с индивидуальной манерой каждого художника. Стихотворные тексты к листам писались Маяковским, искавшим вдохновение в старинных традициях рифмовки:

 

     Массово издававшиеся  лубки типографии Сытина восхваляли  в то время подвиги вымышленного  удальца – русского солдата  Козьмы Крючкова.

     Лубочные листы  как самостоятельные графические  произведения перестали выпускаться  в России в 1918, когда все печатное  дело стало государственным и  попало под единый идеологический  контроль. Однако жанр лубка, то  есть понятных простому народу  листов с картинками, повлиял  на творчество множества советских  художников. Его влияние можно  найти в вошедших в историю  мирового изобразительного искусства  плакатах 1920-х «Окна РОСТА». Именно  это влияние сделало популярными  ранние советские постеры, выполненные  в лубочном духе – Капитал  В.И.Дени (1919) (приложение №), критиковавший империалистическую олигархию, а также Ты записался добровольцем? и Врангель еще жив Д.С.Моора (приложение №), призывавшие к защите Отечества. Маяковский, М.Черемных специально искали возможности усилить художественную выразительность этих «советских лубков» (советского агитационного искусства). Образы лубочных листов использовали в поэтическом творчестве Демьян Бедный, С.Есенин, С.Городецкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама.

     Начало рекламной  деятельности в России относят  к X— XI вв. Главными действующими  лицами в этот период были  коробейники и зазывалы, услугами  которых пользовались купцы. Основоположником  российской печатной рекламы  можно считать газету «Вестовые  письма или Куранты», появившаяся  в России в 1621 г. Газета была  рукописная и выходила в двух  экземплярах — один для царя, другой для боярской думы. В  ней писали о зарубежных странах, войнах и т.д. В XVII в. широкое распространение  получили лубки — информационные  листки с картинками (политическими, религиозными, потешными). Они выполнялись  в технике гравюры на бумаге. Постепенно лубок превратился  из простой картинки в рекламу  — на нем все чаще стали  появляться надписи, а затем и  развернутые фразы.

     В XX в. при журналах  и газетах уже работали рекламные  агентства. В этот период реклама  превращается из «бездоказательной»  в «проверенную». До Октябрьской  революции реклама получила широкое  развитие за счет бурного роста  городов; после революции правительство  приняло решение о монополизации  рекламы государством. Своим декретом 1918 г. СНК России предусмотрел  организацию при всех почтово-теле-графных учреждениях централизованного приема рекламных объявлений от всех лиц и учреждений для помещения их в советских печатных изданиях. Таким образом, коммерческая реклама практически свелась к нулю.

     После Гражданской  войны российская реклама постепенно  начала выбираться из кризиса. В 1920-х гг. стали появляться новые  крупные рекламные агентства, в  основном государственные, такие  как: «Мосторгреклама», «Связь», «Рекламтранс» и «Пром-реклама». В период НЭПа (середина 20-х - начало 30-х гг.) реклама стала вновь бурно развиваться. Советская реклама этого периода сумела объединить достижения художников-конструктивистов и традиционные приемы старой русской рекламы. Она преобразила облик улиц городов и украсила витрины магазинов изображениями героев новой страны. Реклама начала появляться в общественных местах: в гостиницах, театрах, на трамваях. Активное развитие в это время получила не только реклама коммерческая, но и социальная, пропагандирующая светлое будущее. Реклама стала орудием борьбы государства с частными секторами экономики, но реально реклама не выполняла свою главную задачу - быть посредником между потребителем и производителем. Государство стремилось таким образом перевоспитать граждан «новой страны» после Октябрьской революции. Среди населения шла пропаганда советского образа жизни для формирования определенных нравственных ориентиров. После Гражданской войны в стране царил беспорядок. Человеческие пороки и вредные привычки, проявляющиеся в повседневной жизни, мешающие строить социализм и влияющие на нравственную и социальную атмосферу в обществе, были объявлены «врагами культурной революции». С помощью плаката государство решило бороться с человеческими пороками: пьянством, ленью, бескультурьем, половой распущенностью и безграмотностью.

     К работе  над плакатами были привлечены  лучшие художники, дизайнеры и  писатели того времени: Дени, Ротов, Черемных, Кук-рыниксы, Янг, художники ИЗОРАМа, Маяковский, Бедный.

     В 1929-1930 гг. в  Советском Союзе шла антиалкогольная  компания. На эту тему было  выпущено большое количество  социальных плакатов. Особо можно  отметить фотомонтажный плакат Буланова «Папа, не пей» (1929) и работу художников ИЗОРАМа «Помни, когда ты пьешь, твоя семья голодна» (1930). На этих плакатах очень ярко выражен трагизм пьянства в семье, который подчеркивают впечатляющие образы и емкие слоганы.

     Говоря про  антиалкогольные плакаты, нельзя  не выделить особый их вид - «пьянство на работе». Сюда надо  причислить плакаты Янга и  Черномордика «Из рабочей гущи  выгоним пьющих» (1929), «Долой пьяниц! Заявим громко...» (1929) и плакат Дени «Долбанем!» (1930). На плакатах пьяницы изображены страшными уродцами, из-за которых на производстве случаются поломки. В слоганах раскрывается вся антиалкогольная кампания тех лет: «В маленьком стакане, вот этом вот, может утонуть огромный завод», «Долой пьяниц! Заявим громко. От пьяниц только хулиганство и поломка!». Алкоголь выступает как враг народа, Советского союза, культурной революции.

      Как уже  сказано, в период НЭПа в Советском  Союзе шла пропаганда здорового  образа жизни. И наряду с антиалкогольной  кампанией и пропагандой против  половой распущенности шла антиникотиновая  кампания против курения. В плакатах объяснялось, что «Табак - яд», «Никотин, извлеченный из 5 папирос, убивает кролика, из 100 папирос - лошадь». В этой категории представлены два вида тематических плакатов: курение - вред здоровью: курение - вред работе. Иллюстрацией второго вида служит плакат Госмедиздата (1930) «Курение табака дорогое и вредное дело для здоровья и хозяйства». Здесь популярно объясняется, что «на курение уходит 14% рабочего времени; ежегодно прокуривается в СССР (выпускается на воздух) сотни миллионов рублей». Отсюда следует вывод - «Брось курить!».

                                         

 

 

Заключение.

XIX век в истории России  часто называют серебряным веком  русского искусства, и это не  случайно. Это время небывалого  культурного взлета, затронувшего  все виды искусства: архитектуру, живопись, музыку, литературу. Это время  бесконечных художественных исканий  и взаимодействия новаторства  и традиции. И наконец, это время  укрепления русского национального  самосознания.

Именно в русле споров о судьбе России и её исключительной миссии развивалась вся русская культура XIX века, зарождались новые тенденции в искусстве, складывался так называемый неорусский стиль эпохи модерна.

В конце XIX – начале ХХ века, когда особенно остро стали ощущаться упадничество и подражательность архитектуры, традиции национального зодчества творчески перерабатываются мастерами русского модерна, которые пытались придать общеевропейскому стилю национальные черты. Появление нового стиля было обусловлено не только подъёмом патриотических настроений, но и эстетикой романтизма с её стремлением к национальным истокам и самобытности.

Модерн явился одним из самых значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн – это не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики, он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, на всем лежащим привкусом декаданса.

Поисковый, экспериментальный характер модерна породил небывалое многообразие произведений архитектуры – от особняков преувеличенно пластичных форм до строгих, конструктивно-аскетичных производственных сооружений, а также предопределил использование форм других стилей.

Парадоксальность модерна состоит в том, что он смог произвести как бытовые, индустриальные сооружения, законченные в своей рациональности, так и фантастические, сказочные особняки, каждый из которых – уникальное произведение искусства.

Модерн не зря затронул абсолютно все жанры русского искусства (в большей или меньшей степени): он явился необходимым звеном в эволюции искусства рубежа веков. К сожалению, то, что модерн был слишком индивидуальным, то, что вызвало его к жизни, явилось и причиной его гибели. Фактически модерн погубил сам себя, но дав при этом возможность существования множества других, более устойчивых стилей в русском искусстве.

Советская графика и социальная реклама периода НЭПа стала помогающим звеном в общении нового правительства с народом. На помощь пришел конструктивизм со своими основными чертами: краткостью, динамикой, выразительностью и контрастом. Конструктивизм активно используется и в современной рекламе. Можно прийти к выводу: реклама 1920-1930-х гг. - отличный фундамент современной мировой рекламы, ведь советские плакаты тех лет были и остаются шедеврами в мировой рекламной графики.

Хотя в противовес можно поставить, то что во время Второй мировой войны создано множество агитационных плакатов, после войны появились плакаты, прославляющие советскую армию, восхваляющие Сталина и Ленина, КПСС и т.д. Вспомним хотя бы «Родина-мать зовет» и «Не болтай!». В 1950-х гг. в стране снова возникла необходимость поднимать нравственность у населения. И снова начали появляться социальные плакаты против пьянства, хулиганства, половой распущенности, табакокурения и даже сквернословия! Опять появлялись плакаты со светлым будущим. Здесь можно сказать о плакате Якушина «Космос будет служить людям» (1971), на котором изображен портрет Гагарина. Нельзя так же забывать о рекламных плакатах «Аэрофлота», «Сберкасс» (хотя в принципе они в рекламе не нуждались, так как ничего другого в их сфере деятельности все равно не было...), киноплакатах и театральных афишах. Конечно, графика этого времени была не такая яркая и выразительная, как графика 1920-1930-х гг., но и про нее забывать ни в коем случае нельзя.

Информация о работе Искусство в России в начале 20 века. Графический дизайн советской России 20-30 гг