Искусство нетрадиционных технологий живописи в условиях кружковой работы по ИЗО на примере ознакомления техники Эбру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-
эстетическое воспитание ребенка. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Особенности кружковой работы по изобразительному искусству………………………………………………………………………..
1.1 Роль искусства в развитии творческого воображения учащихся………………………………………………………………………
1.2 Кружок по изобразительному искусству: принципы работы………………………………………………………………………..
1.3 Нетрадиционные технологии живописи в кружках по изобразительному искусству………………………………………………
Глава 2. Техника Эбру в кружковой работе по ИЗО.……………………
2.1 Организация вводной беседы по ознакомлению с историей происхождения техники Эбру………………………………………………
2.2 Материалы, используемые при работе в технике Эбру…….
2.3 Методика преподавания техники Эбру на занятиях кружка по изобразительному искусству.……………………………………………….
2.4 Организация объяснительно–иллюстративной беседы по теме техники Эбру…………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..........
Список использованной литературы ……………………….........................
Приложения…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство нетрадиционных технологий живописи в условиях кружковой работы по ИЗО на примере ознако.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

     Нехватка красивой качественной дубленой кожи привела к более активному применению техники мраморирования. Изъяны материала заменяет краска. Наибольший эффект достигается тогда, когда фактура кожи минимальна и не искажает мягкие формы цветового орнамента. Самая подходящая комбинация создается на водяной основе с помощью разведения в скипидаре печатной краски. Важны выбор красок, очередность нанесения красок на основу (каплями), техническое мастерство и опыт.

       Любопытно проследить, как данная  техника применяется в наши дни. Дополнительный живописный эффект достигается применением различных техник украшения кожи, как, например, ручная печать, золочение, выжигание, интарсия, аппликация, тиснение, резьба и т.д.

     Украшенную  таким образом кожу мы встречаем  на уникальных изделиях, в галантерее, одежде, настенных панно и т.д.

     Встречаются выполненные на хорошем уровне эксперименты в области формы, когда различные  материалы, как, например, дерево и кожа, металл и стекло, объединяют в единое целое, образующее своеобразный объект в интерьере. Как видим, диапазон применения мраморирования весьма широк. Возможности для получения разнообразных комбинаций и экспериментов огромны [12].

     Уникальные  качества присущи так называемому  античному мрамору, который получается при помощи сбора кожи в складки и последующей окраской. Предпочтительны кожи растительного дубления. Хромовая кожа, которая раскрашивается при помощи нитроцеллюлозной аппретуры, не реагирует па механическую обработку и анилиновые краски. Кожу с обеих сторон и в мокром виде подвергают катанию, комканию, собирают ее в складки, этим достигается желаемая шершавая мраморообразная поверхность. Затем кожа приглаживается и раскрашивается полусухой анилиновой краской - для этого проводят тампоном по поверхности кожи.

     При желании можно комкание и окраску повторить. Такую сухую мраморовидную кожу разглаживают с помощью пресса. Она хорошо подходит для переплетов, уникальных предметов, галантереи и т.д. 

2.3 Методика преподавания  техники Эбру на кружках по изобразительному искусству. 

     Основной  принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается  в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства.

     Учитывая  все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость), определила задачи кружковой работы:

     1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.

     2. Раскрытие творческого потенциала  через нетрадиционные приемы  рисования.

     3. Налаживание межличностностного  общения в процессе изобразительной деятельности.

     4. Помочь усвоить основные нравственно-этические  понятия (добро и зло) через  сказочные образы.

     Руководство изобразительной деятельностью детей группы осуществляли через планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств общения.

     Занятия кружка проводила во вторую половину дня, в свободное время 1 – 2 раза в неделю. Работа кружка не должна проходить отдельными эпизодами, в свободное время ребята сами занимались изодеятельностью.

     Развивающая среда в кружке по изобразительному искусству по технологии Эбру, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

     - обеспечение чувства психологической  защищенности – доверия ребенка  к миру, радости существования;

     - формирование творческого начала  в личности ребенка;

     - развитие его индивидуальности;

     - формирование знаний, навыков и  умений, как средства полноценного  развития личности;

     - сотрудничество с детьми [20].

     Для изготовления Эбру непременно нужно обладать терпением, потому что процесс этот трудоемкий, имеет несколько этапов и создается при помощи компонентов, которые существенно различаются по своей сути, но прекрасно дополняют друг друга.

     Основные  принципы, заложенные в основу творческой работы:

     - Принцип творчества (программа заключает  в себе неиссякаемые возможности  для воспитания и развития  творческих способностей детей);

     - Принцип научности (детям сообщаются  знания о форме, цвете, композиции  и др.);

     - Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

     - Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,  нельзя миновать предыдущий);

     - Принцип динамичности (от самого  простого до сложного);

     - Принцип сравнений (разнообразие  вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

     - Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

     - Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

     - Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);

     - Принцип интегративности (синтез  искусств) [22, стр. 198].

     В магазинах, где продают краски, бумагу и остальные принадлежности художника, можно найти все, что необходимо для «домашнего» Эбру. В магазине вы сможете найти целые, уже скомпонованные комплекты или купить все по отдельности. В любом случае, продавец будет рад вам помочь.

     Все необходимое для работы учащиеся могут подготовить сами.

      Заранее учитель говорит детям, чтобы  они принесли на кружок по Изо: противень, масляные краски, канцелярский клей, и кисточки. Учитель становится в центре класса, а ученики полукругом возле него.

          1. Создаем условия для воды. Берем умеренно глубокую емкость прямоугольной формы - это тот самый противень, который используют для запекания пахлавы. Наливаем в него чистую воду. Воду нужно залить примерно до половины. [Приложение 2]. Ученики повторяют за учителем. 

     2. Подготавливаем воду для творчества. Для удержания красок нужно добиться определенной вязкости воды. Для этого берем канцелярский клей и столовую ложку. Открываем клей, наливаем его в ложку и постепенно выливаем в воду. Перемешиваем. Ожидаем пару минут пока клей распределится по всей поверхности противня.[16]. Учитель проходит около всех учеников, просматривая правильность разведения клея.

     3. Готовим краски. Для этого нам понадобятся масляные краски, пустые пластмассовые стаканчики, скипидар или специальный растворитель красок (можно купить в художественном салоне). Берем тюбик с масляной краской, открываем и выдавливаем немного краски в стаканчик. Учитель ждет, пока все дети выполнят. Берем бутылочку со скипидаром или растворителем, открываем и наливаем, чтобы жидкость закрыла краску. Берем деревянную палочку и перемешиваем краску в стаканчике. Консистенция должна получиться чуть гуще воды. Учитель проходит и смотрит на приготовленные краски учеников. Приготавливаем таким же способом несколько цветов.

     4. Нанесение красок. Берем жесткую,  небольшую кисточку (коза, щетина), за кончик вертикально. Макаем в стаканчик с краской. Подносим кисточку над водой и в различных направлениях потряхиваем кистью. Учитель следит за движениями учеников. Таким образом, краска разбрызгивается по воде. [Приложение 3]. Затем берем чистую салфетку и вытираем кисточку. Макаем кисточку в другой цвет и проделываем тоже самое несколько раз. При этом краски не смешиваются. Получается основной фон работы. Краски уже начали «танцевать» - они плывут по воде. Им можно помочь: берем тонкую металлическую палочку или зубочистку и аккуратно, и медленно водим палочкой по поверхности воды. Движения разнообразные: зигзагообразные, волнообразные, спиралевидные и т.д. Но наблюдать за их своевольным перемещением – затягивает. Получаются различные, красивые, неповторимые узоры. [Приложение 4]. Учитель выполняет несколько способов, ученики смотрят, а затем они проделывают тоже самое в своем противне.

     При выполнении другой работы можно использовать иной прием смешивания красок на воде. Берем обычную пипетку, макаем в  краску и набираем ее небольшое количество. Подносим к противню и чуть дотрагиваясь до воды, капаем небольшую капельку краски. Смотрим, как она растекается по поверхности в виде круга. Таким же образом проделываем в нескольких местах. Учитель смотрит за ходом работы учеников. Очищаем пипетку от одного цвета краски и набираем другой. Таким же способом капаем краску на первый слой. Получается двойная игра цвета. Таким способом можно использовать много цветов. [Приложение 5]. Берем тонкую металлическую палочку или зубочистку, и проводим посередине от одного края круга до другого линию. Учитель выполняет, а ученики смотрят. Затем проделывают тоже самое. Получается оригинальный узор. Таким же образом проделываем со всеми кругами в разных направлениях. [Приложение 6]. Учитель проходит около всех учеников, помогает, если кому-то непонятно.

     5. Перенос рисунка на бумагу. Берем чистый лист бумаги, чуть меньшего размера, чем противень. Бумага должна быть плотной и немного шероховатой. На эту смесь накладываем бумагу, ждем 5-10 секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге. [Приложение 6]. Важно, не передержать бумагу, чтобы она не промокла. Или не снять слишком рано, тогда рисунок не успеет прикрепиться к бумаге. Осторожно снимаем. Переворачиваем. Уникальная работа готова. Ложем аккуратно на стол, застеленную газетой и даем работе высохнуть. И только тогда законченное произведение получит свое законное название «Эбру» [15].

     Учитель с учениками убирают свое рабочее  место: моют противни, закрывают краски, вытирают столы. Кружок закончен. 
 
 

2.4 Организация объяснительно–иллюстративной беседы по теме техники Эбру. 

      Конспект урока по Изобразительному искусству на тему « Рисование букета цветов».

     Цели урока

    • Расширить знания учащихся о технике Эбру.
    • Развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства.
    • Учить изображать различные предметы, развивать приемы работы красками, воспитывать эстетическую восприимчивость.

     Задачи  урока: Ознакомиться более подробно с техникой Эбру. Выполнить натюрморт  букета цветов в технике Эбру.

     Оборудование: натюрморты, выполненные в технике Эбру, для детей – противень с водой, кисти, краски, зубочистка, пипетка.

1. Организационный момент.

2.  Проверка готовности к уроку.

3.  Подготовка противня с водой. Разведение красок.

4.  Актуализация знаний.

  -Сегодня на уроке мы будем рисовать букет цветов.  

  Люди очень любят цветы, и любые события своей жизни отмечают в первую очередь цветами - День рождения, поступление в школу, свадьбы и т.д.) Цветы сопровождают человека всю жизнь.

(Чтение стихотворения).

- В саду, где  березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую выставил ножку,

Потом подтянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь, правда, что это весна?»   (П.Соловьев)

-Какие чувства  вызвало у вас это стихотворение?

- Автор живописно  описал подснежник, что сразу  представляешь себе картину растущего  цветка.

-Как называются  картины, на которых изображены  цветы? (натюрморт)

-Какое настроение вызывает у вас натюрморт, изображенный на доске?

5.Новый материал.

-Сегодня мы будем рисовать букет цветов. Они перед вами, с виду незатейливый, но так нас радует.

Информация о работе Искусство нетрадиционных технологий живописи в условиях кружковой работы по ИЗО на примере ознакомления техники Эбру