Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа
Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-
эстетическое воспитание ребенка. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.
Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Особенности кружковой работы по изобразительному искусству………………………………………………………………………..
1.1 Роль искусства в развитии творческого воображения учащихся………………………………………………………………………
1.2 Кружок по изобразительному искусству: принципы работы………………………………………………………………………..
1.3 Нетрадиционные технологии живописи в кружках по изобразительному искусству………………………………………………
Глава 2. Техника Эбру в кружковой работе по ИЗО.……………………
2.1 Организация вводной беседы по ознакомлению с историей происхождения техники Эбру………………………………………………
2.2 Материалы, используемые при работе в технике Эбру…….
2.3 Методика преподавания техники Эбру на занятиях кружка по изобразительному искусству.……………………………………………….
2.4 Организация объяснительно–иллюстративной беседы по теме техники Эбру…………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..........
Список использованной литературы ……………………….........................
Приложения…………………………………………………………………..
Нехватка красивой качественной дубленой кожи привела к более активному применению техники мраморирования. Изъяны материала заменяет краска. Наибольший эффект достигается тогда, когда фактура кожи минимальна и не искажает мягкие формы цветового орнамента. Самая подходящая комбинация создается на водяной основе с помощью разведения в скипидаре печатной краски. Важны выбор красок, очередность нанесения красок на основу (каплями), техническое мастерство и опыт.
Любопытно проследить, как данная техника применяется в наши дни. Дополнительный живописный эффект достигается применением различных техник украшения кожи, как, например, ручная печать, золочение, выжигание, интарсия, аппликация, тиснение, резьба и т.д.
Украшенную таким образом кожу мы встречаем на уникальных изделиях, в галантерее, одежде, настенных панно и т.д.
Встречаются выполненные на хорошем уровне эксперименты в области формы, когда различные материалы, как, например, дерево и кожа, металл и стекло, объединяют в единое целое, образующее своеобразный объект в интерьере. Как видим, диапазон применения мраморирования весьма широк. Возможности для получения разнообразных комбинаций и экспериментов огромны [12].
Уникальные качества присущи так называемому античному мрамору, который получается при помощи сбора кожи в складки и последующей окраской. Предпочтительны кожи растительного дубления. Хромовая кожа, которая раскрашивается при помощи нитроцеллюлозной аппретуры, не реагирует па механическую обработку и анилиновые краски. Кожу с обеих сторон и в мокром виде подвергают катанию, комканию, собирают ее в складки, этим достигается желаемая шершавая мраморообразная поверхность. Затем кожа приглаживается и раскрашивается полусухой анилиновой краской - для этого проводят тампоном по поверхности кожи.
При
желании можно комкание и окраску повторить.
Такую сухую мраморовидную кожу разглаживают
с помощью пресса. Она хорошо подходит
для переплетов, уникальных предметов,
галантереи и т.д.
2.3
Методика преподавания
техники Эбру на кружках
по изобразительному
искусству.
Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства.
Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость), определила задачи кружковой работы:
1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.
2.
Раскрытие творческого
3.
Налаживание
4.
Помочь усвоить основные
Руководство изобразительной деятельностью детей группы осуществляли через планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств общения.
Занятия кружка проводила во вторую половину дня, в свободное время 1 – 2 раза в неделю. Работа кружка не должна проходить отдельными эпизодами, в свободное время ребята сами занимались изодеятельностью.
Развивающая среда в кружке по изобразительному искусству по технологии Эбру, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
-
обеспечение чувства
-
формирование творческого
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми [20].
Для изготовления Эбру непременно нужно обладать терпением, потому что процесс этот трудоемкий, имеет несколько этапов и создается при помощи компонентов, которые существенно различаются по своей сути, но прекрасно дополняют друг друга.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
-
Принцип творчества (программа заключает
в себе неиссякаемые
-
Принцип научности (детям
-
Принцип доступности (учет
-
Принцип поэтапности (
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
-
Принцип сравнений (
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
-
Принцип интегративности (
В магазинах, где продают краски, бумагу и остальные принадлежности художника, можно найти все, что необходимо для «домашнего» Эбру. В магазине вы сможете найти целые, уже скомпонованные комплекты или купить все по отдельности. В любом случае, продавец будет рад вам помочь.
Все необходимое для работы учащиеся могут подготовить сами.
Заранее учитель говорит детям, чтобы они принесли на кружок по Изо: противень, масляные краски, канцелярский клей, и кисточки. Учитель становится в центре класса, а ученики полукругом возле него.
1. Создаем условия для воды. Берем умеренно глубокую емкость прямоугольной формы - это тот самый противень, который используют для запекания пахлавы. Наливаем в него чистую воду. Воду нужно залить примерно до половины. [Приложение 2]. Ученики повторяют за учителем.
2. Подготавливаем воду для творчества. Для удержания красок нужно добиться определенной вязкости воды. Для этого берем канцелярский клей и столовую ложку. Открываем клей, наливаем его в ложку и постепенно выливаем в воду. Перемешиваем. Ожидаем пару минут пока клей распределится по всей поверхности противня.[16]. Учитель проходит около всех учеников, просматривая правильность разведения клея.
3. Готовим краски. Для этого нам понадобятся масляные краски, пустые пластмассовые стаканчики, скипидар или специальный растворитель красок (можно купить в художественном салоне). Берем тюбик с масляной краской, открываем и выдавливаем немного краски в стаканчик. Учитель ждет, пока все дети выполнят. Берем бутылочку со скипидаром или растворителем, открываем и наливаем, чтобы жидкость закрыла краску. Берем деревянную палочку и перемешиваем краску в стаканчике. Консистенция должна получиться чуть гуще воды. Учитель проходит и смотрит на приготовленные краски учеников. Приготавливаем таким же способом несколько цветов.
4. Нанесение красок. Берем жесткую, небольшую кисточку (коза, щетина), за кончик вертикально. Макаем в стаканчик с краской. Подносим кисточку над водой и в различных направлениях потряхиваем кистью. Учитель следит за движениями учеников. Таким образом, краска разбрызгивается по воде. [Приложение 3]. Затем берем чистую салфетку и вытираем кисточку. Макаем кисточку в другой цвет и проделываем тоже самое несколько раз. При этом краски не смешиваются. Получается основной фон работы. Краски уже начали «танцевать» - они плывут по воде. Им можно помочь: берем тонкую металлическую палочку или зубочистку и аккуратно, и медленно водим палочкой по поверхности воды. Движения разнообразные: зигзагообразные, волнообразные, спиралевидные и т.д. Но наблюдать за их своевольным перемещением – затягивает. Получаются различные, красивые, неповторимые узоры. [Приложение 4]. Учитель выполняет несколько способов, ученики смотрят, а затем они проделывают тоже самое в своем противне.
При выполнении другой работы можно использовать иной прием смешивания красок на воде. Берем обычную пипетку, макаем в краску и набираем ее небольшое количество. Подносим к противню и чуть дотрагиваясь до воды, капаем небольшую капельку краски. Смотрим, как она растекается по поверхности в виде круга. Таким же образом проделываем в нескольких местах. Учитель смотрит за ходом работы учеников. Очищаем пипетку от одного цвета краски и набираем другой. Таким же способом капаем краску на первый слой. Получается двойная игра цвета. Таким способом можно использовать много цветов. [Приложение 5]. Берем тонкую металлическую палочку или зубочистку, и проводим посередине от одного края круга до другого линию. Учитель выполняет, а ученики смотрят. Затем проделывают тоже самое. Получается оригинальный узор. Таким же образом проделываем со всеми кругами в разных направлениях. [Приложение 6]. Учитель проходит около всех учеников, помогает, если кому-то непонятно.
5. Перенос рисунка на бумагу. Берем чистый лист бумаги, чуть меньшего размера, чем противень. Бумага должна быть плотной и немного шероховатой. На эту смесь накладываем бумагу, ждем 5-10 секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге. [Приложение 6]. Важно, не передержать бумагу, чтобы она не промокла. Или не снять слишком рано, тогда рисунок не успеет прикрепиться к бумаге. Осторожно снимаем. Переворачиваем. Уникальная работа готова. Ложем аккуратно на стол, застеленную газетой и даем работе высохнуть. И только тогда законченное произведение получит свое законное название «Эбру» [15].
Учитель
с учениками убирают свое рабочее
место: моют противни, закрывают краски,
вытирают столы. Кружок закончен.
2.4
Организация объяснительно–иллюстративной
беседы по теме техники
Эбру.
Конспект урока по Изобразительному искусству на тему « Рисование букета цветов».
Цели урока:
Задачи урока: Ознакомиться более подробно с техникой Эбру. Выполнить натюрморт букета цветов в технике Эбру.
Оборудование: натюрморты, выполненные в технике Эбру, для детей – противень с водой, кисти, краски, зубочистка, пипетка.
1. Организационный момент.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка противня с водой. Разведение красок.
4. Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке мы будем рисовать букет цветов.
Люди очень любят цветы, и любые события своей жизни отмечают в первую очередь цветами - День рождения, поступление в школу, свадьбы и т.д.) Цветы сопровождают человека всю жизнь.
(Чтение стихотворения).
- В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом подтянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?» (П.Соловьев)
-Какие чувства
вызвало у вас это
- Автор живописно
описал подснежник, что сразу
представляешь себе картину
-Как называются
картины, на которых
-Какое настроение вызывает у вас натюрморт, изображенный на доске?
5.Новый материал.
-Сегодня мы будем рисовать букет цветов. Они перед вами, с виду незатейливый, но так нас радует.