Искусство нетрадиционных технологий живописи в условиях кружковой работы по ИЗО на примере ознакомления техники Эбру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-
эстетическое воспитание ребенка. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Особенности кружковой работы по изобразительному искусству………………………………………………………………………..
1.1 Роль искусства в развитии творческого воображения учащихся………………………………………………………………………
1.2 Кружок по изобразительному искусству: принципы работы………………………………………………………………………..
1.3 Нетрадиционные технологии живописи в кружках по изобразительному искусству………………………………………………
Глава 2. Техника Эбру в кружковой работе по ИЗО.……………………
2.1 Организация вводной беседы по ознакомлению с историей происхождения техники Эбру………………………………………………
2.2 Материалы, используемые при работе в технике Эбру…….
2.3 Методика преподавания техники Эбру на занятиях кружка по изобразительному искусству.……………………………………………….
2.4 Организация объяснительно–иллюстративной беседы по теме техники Эбру…………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..........
Список использованной литературы ……………………….........................
Приложения…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство нетрадиционных технологий живописи в условиях кружковой работы по ИЗО на примере ознако.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

     Социальное назначение искусства заключается в том, что оно через отражение своего предмета целостно, универсально взаимодействует и воздействует на человека. В изобразительном искусстве воплощены все стороны нашего общества. Обычно различаются три функции искусства: познавательная, воспитательная, эстетическая в их неразрывной органической связи. Действительно, можно сказать, что изобразительное искусство познает, воспитывая, и воспитывает, познавая, и происходит это на эстетической основе.

     Произведения искусства должны волновать, потрясать, показывать новые, неизведанные стороны человеческой жизни, психики, окружающего мира и его конфликтов. Оно должно раскрывать сложную, богатую, беспокойную и напряженную жизнь нашего общества, должно мобилизовать личность воспринимающего. Новое искусство низвергает существующие идеалы, вкусы, привычки, воспоминания на традиционном искусстве, показывая в то же время сложность положения человека в окружающем его мире. У каждого ребенка - свой взгляд на мир, свое выражение впечатлений, эмоций, своя направленность фантазии. В работах детей - отдельные изображения и сложные сюжеты, целый калейдоскоп образов, острых характеристик; внимательное исследование натуры и работы фантазии; разные способы и манеры использования, приемы композиции, краски, ритмы - все это сливается в ощущение удивительного богатства, безграничной широты мировосприятия ребят всех возрастов.

     Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:

      • в ценностно-ориентационной сфере:

     - формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

     -  принятие мультикультурной картины современного мира;

     • в трудовой сфере:

     - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

     - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

     • в познавательной сфере:

     - умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

     Закладывается фундамент, на котором вырастает человеческая личность со всеми ее богатствами. Фундамент нужен прочный, в рисунках сказываются и культурные традиции, взгляды и обычаи страны, своего края, особенности быта и трудовые занятия народа. Чем старше ребенок, тем больше он в своем творчестве отражает национальное искусство своей Родины. В искусстве ребенок находит понимание предметов, познание мира, явлений действительности. Он может познать законы природы, своей гармонической слитности со всем миром. В этом главный смысл искусства, основное значение для ребенка и его творческих работ. Оно необходимо не только для формирования эстетических представлений и вкуса детей, но и их интеллекта, всей области эмоциональных проявлений. Это сама необходимость в воспитании ребят. 

1.2 Изокружок: принципы работы 

     Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности.

     Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством, и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью.

     Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.

     Кружки  по изобразительному искусству могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.

     Задача  учителя состоит в том, чтобы  вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при организации различных оформительских работ в своем классе [18].

     Учитывая  возрастные особенности учащихся, уровень  их навыков, кружки по Изо следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого - третьего классов, в другой - четвертого - шестого классов, не более 10-15 человек в каждую группу.

     Содержанием занятий кружка детей начальных  классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки  декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.

     Лепят дети из глины и пластилина. Вначале  можно лепить с натуры простые по форме предметы: овощи, фрукты, посуду. Затем можно перейти к лепке с чучел птиц и животных и создавать художественные образы - персонажи сказок и басен.

     Для учащихся четвертого - шестого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области, как тематического рисования, так и декоративного.

     Успех работы кружка по Изо зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов кружка по Изо, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

     Например, учитель в школе ведет кружок линогравюры или керамики. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он должен учитывать и количество членов кружка по Изо.

     Планируя  выполнение керамического панно  с участием членов кружка, педагог  должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми располагают учащиеся.

     Педагог наметил выполнить несколько  тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, - надо подобрать для них иное задание.

     Группа  ребят в кружке по Изо подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.

     Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.

     Помогает  в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам.

     К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем, чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок.

     Формы и методы работы в кружках по Изо должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы [10].

     Поэтому при объяснении, например, задания  по теме рисования с натуры (акварель) необходимо подробно изложить правила  работы акварельными красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили технику акварельной  живописи, покажем им весь ход построения рисунка и работы акварелью с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы акварелью.

     При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обязательным предварительным разведением краски водой на блюдце или на кусочке бумаги, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовых отношений при первой прокладке акварелью.

     Первая  прокладка поверхностей основными (локальными) цветами должна быть выполнена в силу освещенных мест, причем на самых светлых местах (на бликах) бумагу оставляют чистой. Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает их цветовые соотношения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы поставлены. Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные отношения наложением полутонов, усилением теней собственных и падающих, выявляет объем предметов и дает характеристику их по цветам и материалам, фактуре.

     При работе акварелью кисть должна быть обильно «напоена» разведенной краской. Прозрачность не будет достигнута при работе сухой кистью.

     Руководя  работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.

     Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.

     Лучшие  работы, выполненные учащимися на занятиях в кружках по Изо, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя [8, стр. 231].

     В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.

     Одновременно  с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в кружок по Изо должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы. 
 
 

1.3 Нетрадиционные технологии живописи на кружках по изобразительному искусству 

     В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах  деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи  и педагоги считали, что  детскую  изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали,  что детское творчество совершенно.

     Н.П. Сакулина говорила, что нужен и  возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют  преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д.).

     Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас [18].

     Как известно, дети часто копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

     Работа  с нетрадиционными техниками  изображения стимулирует положительную  мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом  рисования.

     Многие  виды нетрадиционного рисования,  способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

Информация о работе Искусство нетрадиционных технологий живописи в условиях кружковой работы по ИЗО на примере ознакомления техники Эбру