Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 22:13, реферат
Испанское Возрождение можно условно разделить на три периода: ранее Возрождение (до середины 16 в.), высокое (зрелое) Возрождение (до 30-х 17 в.) и так называемый период барокко (позднее) (до конца 17 в.).
В период раннего Возрождения в стране возрос интерес к науке и культуре, чему немало способствовали университеты, в особенности старинный Саламанский университет и университет, основанный в 1506 кардиналом Хименесом де Сиснеросом в Алькала де Энаресе.
В 1473–1474 годах в Испании появляется книгопечатание, развивается публицистика, в которой господствовали идеи, созвучные идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали идеи Эразма Роттердамского.
Испанское Возрождение можно условно разделить на три периода: ранее Возрождение (до середины 16 в.), высокое (зрелое) Возрождение (до 30-х 17 в.) и так называемый период барокко (позднее) (до конца 17 в.).
В период раннего Возрождения в
стране возрос интерес к науке
и культуре, чему немало способствовали
университеты, в особенности старинный
Саламанский университет и
В 1473–1474 годах в Испании появляется книгопечатание, развивается публицистика, в которой господствовали идеи, созвучные идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали идеи Эразма Роттердамского.
XV век отмечен значительными
переменами в социально-
К той же эпохе относятся и
первые издания так называемых старинных
романсов, созданных еще во времена
эпических сказаний и связанных
тематикой с героической
Повествовательная литература этой эпохи
характеризуется двумя
Другая тенденция эпохи идет
от городской буржуазии и
Если в основной части жанров
испанской литературе не удалось
создать ничего самобытного, то в
полной мере это проявилось в области
повествовательной прозы и
Образцами для авторов послужили рыцарские романы Англии и Франции, развившиеся на несколько столетий раньше. Романы этого жанра переводились на испанский язык еще в 15 в. Первый и самый знаменитый испанский рыцарский роман – «Амадис Галльский» опубликован в 1508 (герой борется с великанами, чудовищами). Образ рыцаря постепенно наполняется новым содержанием.
В середине 16 в. формируется один из
основных жанров испанской литературы
Возрождения – плутовской роман
(роман о похождениях плутов и
пройдох), появление которого связано
с распадом старых патриархальных связей,
разложением сословных
В романе прославление любви сочетается
с сатирой на испанское общество
и явственно проступают характерные
черты жанра –
Селестина помогает влюбленным, способствует их воссоединению. Сводня знает неизменные желания людей и истинную маску человечества. Общество заинтересовано в услугах сводни. Идея Селестины – равенство любви (предмет ренессанской идеологии).
«Селестина» - не плутовской роман
в полной мере, но его зачатки. Блестящее
начало собственно плутовскому роману
положил неизвестный автор
Каждый его эпизод важен в истории героя. Герой родился в семье мельника, который проворовался и его забрали. Отчим тоже проворовался. Мать отдает героя ремесленнику, мальчик переходит из рук в руки. Таким образом, мы можем увидеть Испанию того времени. Затем он получает работу глашатая, начинает плутовать с воровства продуктов. Герой – плут по необходимости, его жизнь толкнула на плутовство. Проявление ума и смекалки мальчика. Воспитание наизнанку.
В плутовском романе действующим лицом является представитель народных низов, выброшенный за борт общественной жизни пролетарий, вынужденный пробиваться вверх всякими правдами и неправдами; в условиях нищей Испании, в которой производительный труд обесценен, главным орудием такого человека являются хитрость и обман, при помощи которых он строит свое материальное благополучие. Такими типами кишела Испания в тот период, и интерес к ним со стороны всего общества был без сомнения очень велик.
По своей форме плутовской роман
представляет автобиографию, позволяющую
автору придерживаться реалистического
изображения действительности, благодаря
чему бытовой фон, на котором развертывается
авантюрная фабула повести, выступает
чрезвычайно выпукло и
Авторами плутовских романов были представители той же социальной группы, которая поставляла сочинителей рыцарских и пасторальных романов, прециозных стихотворений и драматических произведений. Коренным образом отличаясь от рыцарского романа как в отношении изображенных в нем персонажей, так и общей бытовой обстановкой и реалистической трактовкой темы, плутовской роман имеет все же много сходного с ним.
Основное сходство — в идейной
направленности обоих: в пренебрежении
к производительному труду, в
том культе «испанизации», которому
был чужд буржуа периода первоначального
накопления, совершенно отчетливо проявляется
мировоззрение испанского дворянина
XVI—XVII вв. Это «рыцарский роман наизнанку»
(Кржевский), проекция на народные низы
отношения дворянина к
Жизнеописание Гусмана де Альфараче
– автор Матео Алеман (1547-1614?).
Первый том вышел в 1599, второй –
в 1604. Наряду с реалистическим рассказом
о проделках пикаро в романе важное
место занимают философско-нравственные
рассуждения в духе католицизма.
Период «обучения» плутовству меньше,
чем у предыдущего автора. «С волками
жить – по-волчьи выть». Герой –
плут по призванию, жена тоже плутовка.
Выстраивается история его
Другой повествовательный жанр, также пользовавшийся у современников большим успехом, был пасторальный роман. В 1549 появился первый перевод на испанский язык «Аркадии» итальянца Саннадзаро. Вскоре за этим [1559] был опубликован первый испанский пасторальный роман «Диана» (Diana) Хорхе де Монтемайор (1520?—1561). В отличие от рыцарского пасторальный роман старается быть ближе и понятнее читателям, выводя представителей современной аристократии под вымышленными именами в неправдоподобной обстановке.
Это — мифологический маскарад, в
котором участвуют испанские
кавалеры и придворные дамы, изливающие
друг другу любовные жалобы. Пасторальный
роман удовлетворяет
Сюжетная основа допускает много возможностей. Влечение к природе (высшая ценность), возможность заглянуть в душу героя. История возлюбленных, по каким-то причинам разделенных, на фоне природы недосягаемость счастья, мечты о «золотом веке человечества». «Галатея» (1585) - Сервантес. Пастух влюблен в пастушку, но отец девушки против. Друзья пастуха – республика ученых, друзья самого Сервантеса. Роман остается незаконченным. Идеальный план любви. Невозможно соединение этого плана с реальным планом.
Тогда же появились "мавританские" романы, посвященные жизни мавров.
В тот же период складывается испанская
национальная драма, которая основывалась
на церковных традициях и
Новый этап в развитии испанского Возрождения, так называемое высокое Возрождение, относится ко второй половине 16 – началу 17 вв. Действуя в соответствии с жесткими принципами Контрреформации (с 1545), Филипп II (1527–1598) преследовал передовых мыслителей, в то же время поощряя культурное развитие, основав библиотеку в Эскориале и поддерживая многие университеты. Творческие и думающие люди, лишенные возможности проявить себя в философии и публицистике, обратились к искусству, вследствие чего оно пережило во второй половине 16–17 вв. невиданный до того расцвет, и эта эпоха получила название "золотого века". Светские идеи гуманизма у некоторых поэтов и писателей переплетались с религиозными мотивами.
Во второй половине 16 века до 30-х 17 в. преобладает поэзия – лирическая и эпическая. Кроме того, популярностью пользовались пасторальные романы, зарождались реалистические роман и драма. В испанской лирической поэзии существовали две противоборствующие поэтические школы – севильская и саламанкская. Фернандо де Эррера (1534–1597) и другие поэты севильской школы отдавали предпочтение любовной лирике, земной и чувственной, в которой нередко звучали гражданские мотивы.
Во главе саламанкской школы стоял августинский монах и профессор теологии Луис де Леон (1527–1591), родоначальник поэзии "мистиков". В противовес католической церкви, мистики выступали за индивидуальный путь познания Бога, слияния с Ним.
Благодаря творчеству Мигеля де Сервантеса Саведры (1547–1616), проявившего себя в разных литературных жанрах, испанская литература приобрела всемирную славу. Его бессмертное сочинение – роман Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, задуманный как пародия на рыцарские романы того времени, стал одним из самых ярких памятников в мировой литературе.
В эту эпоху завершается
Знаменитый ученик Лопе де Вега Тирсо
де Молина (1584–1648) защищал принципы
испанской драмы в книге