Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:06, реферат
Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.
Древний Египет — один из древнейших очагов цивилизации. Его историю принято делить на периоды Древнего (конец IV — III тысячелетия до н.э.), Среднего (до XVI века до н.э.), Нового (до конца XI века до н.э.) царств, поздний и персидский (XI — IV века до н.э., в составе государства Птолемеев). Расцвет Древнего Египта пришёлся на XVI — XV века до н.э.
Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см2 такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.
Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.
Наиболее почитаемым цветом был белый
и его оттенки: небеленые, серовато-желтые,
кремовые. В узорчатых тканях на светлом
или темном фоне применяли синий, голубой,
коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый
цвета узора. Черный не имел траурной символики.
Орнаментация
носила преимущественно геометрический
характер (полосы, зигзаги) и располагалась
по всей поверхности ткани. Наряду с ними
были обобщенные рисунки цветов и листьев
лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы
как стилизованные солнечные лучи. В одежде
знати использовался узор с обобщенным
изображением животных— змея-уреуса,
жука-скарабея, ястреба с распростертыми
крыльями.
Кроме льна, применялись кожа и мех, в основном для изготовления одежды обрядового назначения.
Начиная примерно с 3400 года до н. э. проследить за развитием ткачества довольно несложно. Египетский метод мумификации, погребение вместе с умершим множества предметов из повседневной жизни, особые климатические условия Египта, способствовавшие сохранению большого числа погребений, дали человечеству значительные практические сведения о жизни и привычках древних египтян. Кроме того, до нас дошло много памятников египетской живописи и скульптуры, по которым также можно судить о развитии ткачества.
Сохранились льняные ткани неолитического, бадарийского и додинастического периодов и эпохи 1 династии. На фрагментах льняной ткани из додинастического погребения в Гебелайне изображена сцена охоты на гиппопотама на двух лодках разных размеров. В гробницах фараонов I и II династий (3400 - 2980 годы до н. э.) найдены ткани с основными и уточными нитями одинаковой толщины и с плотностью по основе - 48 нитей на сантиметр, по утку- 60 нитей на сантиметр. Ткани мемфисской династии (2980- 2900 годы до н. э.), найденные в гробницах в Верхнем Египте, тоньше современных льняных полотен и имеют плотность 19Х32 и 17Х48 нитей на квадратный сантиметр.
В египетских гробницах были также найдены деревянные и глиняные фигурки (около 2500 года до н. э.) ткачей и сновальщиков за работой. Снование с помощью колышков, забитых в землю, до сих пор используется некоторыми народами в ручном ткачестве (например, в Гватемале).
Среди рисунков на стенах гробницы Хемотепа из Бени - Хасана (2000 - 1788 годы до н. э.) есть несколько рисунков изображением вертикального станка и работающих ткачей, а также процессов изготовления пряжи и подготовки ее к ткачеству. Аналогичные изображения имеются на стенах еще нескольких гробниц XII династии в Бени-Хасане и Эль-Берше, а также в гробницах XVIII династии в Фивах. В Фивах археолог Уинлок нашел модель времени XI династии, изображающую ткущих женщин.
Ткани египетских мумий показывают, что люди Древнего Египта владели совершенным ткацким мастерством. При всем нашем современном оборудовании мы не можем достичь некоторых результатов, полученных когда-то древними мастерами. В отдельных тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на сантиметр, в то время как современное ткацкое оборудование не позволяет вырабатывать ткани с плотностью по основе большей чем 150 нитей на сантиметр. Так, например, повязка на лбу мумии, хранящейся в одном из английских музеев, сделана из полотна с плотностью по основе 213 нитей на сантиметр. Линейная плотность пряжи в этой ткани 0,185 текс (т. е. масса одного километра пряжи составляет 0,185 грамма). Масса одного квадратного метра такой ткани составила бы 5 граммов.
Интересны результаты исследования образца ткани египетской мумии, хранящейся в Ивановском художественном музее . Ткань датируется XVI - XV веками до н. э. и состоит из четырех слоев: полотна, пропитанного прозрачным веществом желто-охристого цвета, белого грунта, напоминающего по цвету и блеску рыхлый снег, краски- зеленого, красного и желтого цветов, прозрачного лака серовато-пепельного цвета. Ткань полотняного переплетения имеет плотность по основе 24 нити на сантиметр, по утку- 13 нитей на сантиметр. Грунт состоит из мелких анизотропных кристаллических обломков белого цвета, нерастворимых в эфире. Краска аморфная, с кристаллическими включениями, нерастворимая ни в воде, ни в универсальных органических растворителях, сохранила свежесть и яркость. Лак аморфный, не подвергшийся кристаллизации. Полученные результаты говорят о том, что в датируемое время египетские мастера умели изготовлять прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, им был известен некристаллизующийся лак, сохраняющий яркость и свежесть красок в течение длительного времени.
В музеях мира хранится большое число образцов орнаментированных тканей, датируемых около 1500 года до н. э. Несколько образцов цветной гобеленовой льняной ткани было найдено в гробнице фараона Тутмоса IV (1466 год до н. э.). На ковре из этой гробницы виден узор в виде лотосов, полукругов и обычного для Древнего Египта крестообразного амулета. В погребении молодого фараона Тута, относящемся примерно к этому же времени, было найдено большое количество изумительных по красоте тканей.
На стене спальни в главном дворце Ахетатона, столицы фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), сохранились остатки росписи с изображением дочерей фараона, сидящих на подушках. Рисунок тканей на подушках представляет собой параллельно расположенные ромбы голубого цвета на розовом фоне. В рельефе из гробницы Пареннефера в Ахетатоне также имеется изображение подушки, покрытой узорной тканью. Узор ткани выполнен в виде «дорог» из ромбов разных размеров. На крышке ларца из гробницы Тутанхамона (1375- 1350 годы до н. э.) изображена сцена охоты фараона на львов. На фараоне одежда из ткани золотистого цвета с несложным геометрическим орнаментом. Конь в колеснице фараона покрыт узорной тканью, вероятно, ковром, с мотивами геометрического орнамента на золотистом фоне и с тремя темно-синими полосами по краям. Поле ткани между полосами заполнено тем же узором, что и основной фон ткани.
Древние египтяне знали и широко применяли окрашивание пряжи. Ткани мумий имеют кромки голубого и желто- коричневого цветов. Ложе мумии Тутанхамона покрывала темно-коричневая ткань. Цветом, близким к черному, окрашена ткань, покрывавшая парадные жезлы. На статую телохранителя у входа в гробницу была накинута тонкая темно-желтая ткань. В гробнице Тутанхамона найдено так- же несколько изделий из цветной гобеленовой льняной ткани.
В Древнем Египте ткачество было тесно связано с мелким крестьянским хозяйством. Ткани были натуральной податью землевладельцев как в Древнем, так и в Новом царстве. При XVIII династии визирь Рехмир принимал в числе подносимых ему даров ткани различных сортов.
Художественное ткачество имеет в Египте древние традиции. Главные центры средневекового текстильного производства - Александрия, Дамиетта, Тиннис - были знамениты своими изделиями еще в римское и византийское время. Художественные традиции коптских тканей III-IV веков продолжают жить с некоторыми изменениями в египетском текстиле вплоть до конца фатимидского времени. Это и не удивительно: роскошные ткани в мастерских халифов по-прежнему вырабатывались в значительной части руками мастеров-коптов.
Для тканей конца VIII-IX веков характерен простой, строгий узор, состоящий обычно из нешироких полос, заполненных куфическими надписями, содержащими благопожелания и нередко имя правящего халифа, или несложным геометрическим орнаментом. При этом большая часть фона ткани оставалась свободной.
В тканях фатимидского времени (X-XII века)
возрождается все богатство технических и художественных
приемов коптского ткачества,
преломленных, однако, в духе требований
новой эпохи: исчезают столь распространенные
в коптском текстиле живописно исполненные
композиции и отдельные фигуры на мифологические
сюжеты. Изображения различных птиц и
животных приобретают стилизованно-орнаментальный
характер. Большую роль в художественном
строе декора играет полихромия.
Уже
в раннефатимидских тканях рубежа Х-Х1
веков с полной ясностью выявляются характерные
для этого периода приемы композиции декора
и орнаментации.
Так, на одной из шелковых тканей узкие полосы с куфическими надписями (черно-белые буквы на карминно-красном фоне) выделяют широкую полосу, украшенную овальными медальонами со стилизованными изображениями орла в середине и четырех уток по сторонам. Расцветка деталей меняется в каждом медальоне: поле одного из них красное с тонкой зеленой каймой, фигуры птиц синие или светло-голубые на желтом фоне; внутри фигуры орла - обведенный черным контуром красный щит с белым рисунком. В другом медальоне фон зеленый с красной каймой, утки красные на белом фоне, орел желтый на красном фоне со светло-голубым внутренним рисунком на черном щите. Такое чередование цветов при мелкомасштабном узоре усиливает впечатление разнообразия орнамента и создает богатую и тонкую игру цветовых пятен. Для тканей этого времени характерны также полосы с куфическими надписями по краям и изображениями зверей и птиц (зайцев, собак, уток) в средней полосе.
Основное декоративное значение в костюме
египтян имели украшения, заключающие
в себе элементы символики. В период Древнего
царства египтяне носили на шее всевозможные
амулеты, магические подвески, которые
постепенно становились украшениями.
Дорогие,
затканные золотом и драгоценными камнями,
цветными стеклянными бусами круглые
шейные украшения символизировали солнечный
диск. В образе солнечного диска почитался
в Египте бог Атон, единый создатель мира
и всего живого. Широко были распространены
ручные и ножные браслеты, подвески, кольца,
бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими
видами головных уборов фараона были двойная
корона атев, украшенная коршуном и змеей—
уреем— символом власти, и клафт— большой
плат из полосатой (синей с золотом) ткани,
сложенной треугольником.
Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.
Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.
И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами.
Рабы и крестьяне носили маленькие парики
или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины
брили, но часто носили искусственные
из овечьей шерсти, покрывая их лаком и
переплетая металлическими нитями. Знаком
могущества фараона была золотая борода
в форме куба или треугольника. Бороду
крепили завязками на ушах подобно дужкам
современных очков.
На сохранившихся фресках египтяне изображены
в основном без обуви. Сандалии из пальмовых
листьев, папируса, а затем и из кожи носили
лишь фараон и его приближенные. Сандалии
были простой формы, без бортиков и задников,
с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя
тонкими ремешками. На подошвах изображались
различные бытовые и военные сцены.