История осветительных приборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта обобщить исторические сведения о бытовых осветительных приборах. Задачи курсовой работы в изучении области применения осветительных приборов, описание декоративных особенностей осветительных приборов разных поколений, определение области применения осветительных приборов в наше время.
Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам.
Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа 01.docx

— 2.14 Мб (Скачать файл)

Введение

Цель курсового проекта обобщить исторические сведения о бытовых осветительных приборах. Задачи  курсовой работы в изучении области применения осветительных приборов, описание декоративных особенностей осветительных приборов разных поколений, определение области применения осветительных приборов в наше время.

 

1. Историческое развитие осветительных приборов

Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам.

 Многовековая история бытовых  светильников демонстрирует зависимость  их формы от развития техники  искусственного освещения, материалов  и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства  и, наконец, дизайна.

Источники искусственного света древнего мира - факелы, лучины и масляные светильники.    

 Как широко распространенный  предмет быта светильники стали  объектом художественного творчества  еще в глубокой древности. Уже  в то время их формы и  конструкции были весьма разнообразны. Тогда же появились почти все  существующие сегодня типы светильников  по способу и месту их установки.   

 Исторически анализируя эволюцию  формы бытовых светильников, можно  проследить возникновение и развитие  их структур и декора. При этом  легко выявляются устойчивые  структуры, не зависящие от смены  архитектурно-художественных стилей. Многие виды осветительных приборов, возникнув в глубокой древности, сохранились и по сей день. Другие оказались менее долговечными. Например, с появлением электричества ушли в прошлое существовавшие в XIX в. переносные керосиновые светильники-кружки. Среди сохранившихся можно назвать подвесные светильники с кольцеобразной или рожковой структурой, настольные светильники с центральной стойкой, настенные светильники типа. Эти структуры возникли и развивались в период, когда наиболее распространенным источником света была свеча.  

Основной причиной сохранения первоначальных видов осветительных приборов являются их целесообразность и рациональность.  

 При появлении электрического  освещения сформировались новые  виды светильников, рациональные при новом источнике света. Однако, многие виды форм, которые нельзя отнести к рациональным, продолжают применяться и в электрических светильниках. Сегодня мы видим многочисленные примеры использования конструкций и форм, характерных для свечных и керосиновых светильников.  

На протяжении многих столетий светильник рассматривался как неотъемлемый элемент интерьера жилища. Поэтому его форма и декор развивались в тесной связи с формой оборудования интерьера и подчинялись стилевым направлениям в этой области.   

Светильник всегда был объектом профессионального и народного декоративного искусства.   

Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. Уже в тот период легко заметить много общего в элементах светильников и мебели.

Канделябры. Бронза. XIX век

Этрусские канделябры, как и мебель, имели опоры в виде человеческих ног или звериных лап. В качестве рассеивателей света (а скорее для защиты пламени от порывов ветра) в бронзовых масляных светильниках появляется силикатное стекло. 

 Глиняные масляные светильники, применявшиеся в жилище простых  людей, также различны по форме. Однако в них отсутствуют какие-либо  архитектурные мотивы. Чаще всего  такие светильники делались переносными.  

 На протяжении многих столетий  в домах крестьян во многих  странах Северной Европы, в том  числе и в России, основным  источником света была лучина.  

 Искусственное освещение на  протяжении многих веков осуществлялось  свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл.

 

1.1 История осветительных приборов Западной и Центральной Европпы

Нет никаких сомнений, что первоначально люди в качестве осветительных приборов использовали пламя костра, о чем свидетельствуют остатки древних очагов, которые, несомненно, выполняли функцию не только отопительного, но отчасти и осветительного прибора и факела. Первобытный человек, получив в свои руки божественный огонь, смог не только обогреть и накормить себя, но и впервые осветил мрачные своды своей пещеры.

Исследователями обнаружено множество изображений факелов греческого и римского времени, хотя они сами по понятным причинам до нас не дошли. Особых изменений в конструкции этого простейшего осветительного прибора практически не произошло, за исключением собственно горючих материалов. Основной недостаток факела - копоть, поэтому уже древние греки задумывались о вентиляции помещений и строили некие дымоходы. "Сделанный из меди ствол финикового дерева, устроенный над лампадой и доходящий до крыши, вытягивает копоть наружу.

О значении факела в жизни древнегреческого общества может свидетельствовать и тот факт, что в Афинах во время священного праздника Великих Панафиней устраивали состязания в лампадодромии - беге с факелами, в котором для победы нужно было не только прибежать первым, но и сохранить пылающий огонь. В культуре Древнего Востока факелы играли особую роль. Царь Вавилона Хаммурапи, подобно своим предшественникам, начал свое правление с объявления "справедливости", т.е. прощения всех долгов. Стоя на вершине зиккурата, он зажег "золотой факел", видя огонь которого, жители окрестных городов и деревень также зажигали факелы и передавали радостную весть по всей стране. Кстати, такого рода световая сигнализация активно применялась и в военном деле во всех странах Древнего мира, оповещая внутренние районы о вражеском нападении.

Факелы помогали решать проблемы освещения и в более позднее время, вплоть до Средневековья. Спрос на них был всегда высок. Так, константинопольские монахи в V в. специально изготавливали их на продажу, а полученные деньги вкладывали в закупку нитей и прочего необходимого сырья. 

Римские "круглые" светильники, покрытые характерным для первых веков нашей эры красным лаком. Найдены в различных городах Северного Причерноморья. I-II вв. н.э.

Использование глиняных обожженных сосудов специальной формы в качестве осветительных приборов началось в Леванте в конце III тыс. до н.э. Немного позднее, в позднеминойский период, они получили распространение и на Крите. Археологи обнаруживали их в незначительных количествах при раскопках различных греческих городов в слоях X-VIII вв. до н.э. В более поздних пластах они встречаются очень часто, что свидетельствует о том, что они начали производиться массово с VII в. до н.э.

В качестве топлива в светильниках использовались животный жир и масло (в первую очередь оливковое). Устройствая конфигурация осветительных приборов зависели от различных видов горючих материалов.

Несмотря на сравнительно небольшие размеры, в зависимости от толщины фитиля светильник мог гореть от 30-40 минут до 2-3 часов, давая сравнительно немного света.

В связи с несложностью изготовления, по всей видимости, светильники производились там же, где и керамика, и практически не требовали дополнительного оборудования. Специализированные мастерские по изготовлению осветительных приборов появились только в эллинистическое время, характерный пример - широкомасштабное производство светильников на полуострове Книд в Малой Азии.

Наиболее распространенный тип ранних греческих ламп - это открытые светильники с втулкой в центре (конической или цилиндрической формы). Эта втулка делалась для пальца руки, присутствие которого обеспечивало светильнику большую устойчивость при переноске, или для подставки, на которой было легче закрепить лампу

. Большая часть светильников имела ручки, форма которых часто зависела исключительно от моды, пожеланий заказчика или вкуса мастера. Большинство светильников VI-V вв. до н.э. были низкими и вмещали сравнительно небольшой объем масла. Со временем вместилище светильника становилось глубже (соответственно, объемнее), а стенки закрывали его все больше и больше.

С распространением в эллинистическое время техники штамповки в форме технология изготовления светильников совершенствуется, и их начинают украшать цветам и т.п. Поверхность светильника снаружи покрывается блестящим лаком черного или красного цвета. Иногда такое же покрытие делается и изнутри - для того, чтобы масло не впитывалось в пористую глину. 

 

 Чернолаковые светильники Афины. IV-III вв. до н.э.

 

Расцветом глиняного светильника стала эпоха Римской империи. Превращение колоссальных даже по современным меркам территорий в единый рынок стимулировало не только формирование вкусов и традиций, но и появление первых мощных индустриальных центров по производству керамической продукции, способных заполонить своими нехитрыми изделиями все Средиземноморье. Не случайно именно с этого момента во главу угла ставится компактность светильника и легкость в изготовлении, что снижало его стоимость и облегчало транспортировку. В мировой империи товары, изготовленные в Италии, Греции и Египте, с легкостью доставлялись вездесущими римскими торговцами в Крым и на Кавказ.

Древнегреческие открытые светильники, изготовленные на гончарном круге. Втулка в центре этих светильников имела углубление изнутри и облегчала переноску светильника. Первоначально такие светильники попадали в Северное Причерноморье из ионийских городов Малой Азии, но затем было налажено собственное производство. VI-V вв. до н.э.

 

В качестве парадных осветительных приборов, которые использовались в быту только сливками общества, служили бронзовые канделябры. Обычно такой канделябр изготовлялся в виде многогранного стержня на трех львиных лапах, часто он венчался ионийской капителью со стоящей на ней фигуркой или подставкой, на которой можно было крепить свечу или поставить обычный глиняный светильник. Интересно, что примитивные канделябры использовались и варварами, например сарматами. Чаще всего они были железными, выкованными местными мастерами, которые едва ли переживали за красоту своих изделий. 

Боспорские многорожковые светильники. Пантикапей. I в. до н.э.

Для освещения общественных построек и храмов наряду с факелами и обычными лампами могли использоваться многорожковые светильники. Сравнительно небольшой объем вместилища для масла в сочетании с большим количеством рожков, в каждом из которых пылал небольшой язычок пламени, требовал постоянного пополнения масляным жиром. Это может косвенно свидетельствовать в пользу сакральной нагрузки, которой мог наделяться осветительный прибор с несколькими рожками.

Многорожковый светильник, найденный

в одном из поселений на территории современного

Таманского полуострова. IV-V вв. н.э.

В позднеантичное время прослеживается тенденция огрубления форм глиняных светильников, а также их декора. Изделия, выходившие из рук мастера, наполнялись новым духом - духом холодной, бездушной стилизации. Все было рассчитано на массовое производство и сбыт, на спрос со стороны самых широких слоев населения с их нехитрыми запросами.

Бронзовые люстры - лампадофоры византийского времени с многочисленными рожками, оканчивающимися горизонтальными кольцами, - явно предназначались для установки стеклянных лампад. Именно в это время исчезает роль глиняных ламп. По словам.

Уже с IV в. в широкое обращение во всех провинциях необъятной Римской империи входят стеклянные кубки с коническим или цилиндрическим туловом, которые бытовали до VI в. Об их применении как осветительных приборов говорят находки такого рода лампад со следами масла на стенах, а также изображения подобных сосудов, где они подвешены на концах иудейского семисвечника - меноры. С самого начала эти изделия не уступали в популярности глиняным светильникам. В них наливали воду, а поверх нее - слой масла, в который опускали фитиль.

С конца V в. и до VIII в. среди осветительных приборов стал доминировать тип лампады с полусферическим или цилиндрическим широким туловом и узкой ножкой, которая вставлялась в лампадофор.

Падение производства традиционных глиняных светильников говорит о преобладании с эпохи раннего Средневековья новых способов освещения, уверенно теснивших старые. Помимо стеклянных лампад такую роль могли сыграть только свечи, которые постепенно нашли свое наиболее широкое применение среди осветительных приборов. Много восковых свечей требовалось в церковные праздники, во время торжественных событий, похорон, ярмарок, собиравших массу людей. Свечи были разные - обычные, стоившие дешевле, и более дорогие, со специальным покрытием, иногда даже украшенные христианскими символами.

Окончательная победа свечей на рынке осветительных приборов в византийском обществе скорее всего могла произойти из-за потери источников внешних поставок оливкового масла в ходе захватнических походов Арабского халифата. Потеря Византией своих африканских владений - давних основных экспортеров оливкового масла - вполне могла склонить чашу рыночных весов в пользу восковых свечей.

Судя по всему, специальность свечника в византийском городе была широко распространена и, по-видимому, давала неплохой доход. Свечные мастера производили и продавали свечи разного вида, качества, стоимости, а также занимался переливанием сломанных. Использование свечей старались делать безотходным: воском как ценным сырьем дорожили и, собрав в храме огарки и оплавившийся на края подсвечника воск, вновь пускали его в переработку.

Информация о работе История осветительных приборов