Керамика как вид художественного творчества и особенности работы с глиной в учреждениях дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучить историю искусства керамики, её виды;
2. Выяснить свойства глины;
3. Познакомить детей с игрушками из Филимонова и Дымково;
4. Научить лепить и расписывать Дымковские игрушки (птица на подставке, лошадка) и Филимоновские (барашек, барышня)
5. Научить видеть характерные черты особенности и отличия игрушек у Филимонова и Дымково.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы знакомства детей с керамикой.
1.1. История керамики……………………………………………………….5
1.2. Подготовка глины и обжиг изделий…………………………………...8
1.3. Работа с глиной в детском саду………………………………………..12
1.4. Знакомство с дымковской и филимоновской игрушками……………
Глава 2. Разработка и проведение серии занятий в кружке «Народная игрушка»…………………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!!!!!9999.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Керамика как  вид художественного творчества и особенности работы с глиной в учреждениях дополнительного  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Курс 4 группа 2

                                     Форма обучения:

                   очная.

                                 Руководитель:

                                                

 

 

 

 

2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  основы знакомства детей с керамикой.

      1. История керамики……………………………………………………….5
      2. Подготовка глины и обжиг изделий…………………………………...8
      3. Работа с глиной в детском саду………………………………………..12
      4. Знакомство с дымковской и филимоновской игрушками……………

Глава 2. Разработка и  проведение серии занятий в кружке  «Народная игрушка»…………………………………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………………25

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Керамика – один из наиболее распространенных материалов декоративно прикладного искусства. Человек с древних времен знает, что из глины можно лепить, и с давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека, из нее готовят посуду, глиняными, обожженными плитками покрывают крыши, стены и полы в домах. Глина - это природный материал в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок  сознает различные свойства глины  и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями  предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

Выбранная мной тема курсовой работы актуальна, потому что среди  всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных. С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира.

Использование в организации  студийно-кружковой работы с детьми учреждений дополнительного образования  такого экологически чистого и безопасного  природного материала, как глина, которая  доступна и приятна в работе, способствует развитию художественного творчества детей, развивает их эстетические чувства, приобщает к миру прекрасного и развивает умственные способности, мелкую моторику рук. Поэтому тема курсовой работы представляет интерес для студентов педагогического колледжа отделения педагогика дополнительного образования.

Объектной областью исследования является декоративно-прикладное искусство.

Объект исследования – декоративная лепка.

Предмет исследования –  керамика и методика организации  занятий в учреждениях дополнительного  образования.

Проблема работы заключается в том, чтобы научить детей 6-7 лет подготовительной группы лепить и расписывать дымковские  и филимоновские игрушки. Решение данной проблемы является целью исследования. Исходя из цели, были определены задачи работы:

    1. Изучить историю искусства керамики, её виды;
    2. Выяснить свойства глины;
    3. Познакомить детей с игрушками из Филимонова и Дымково;
    4. Научить лепить и расписывать Дымковские игрушки (птица на подставке, лошадка) и Филимоновские (барашек, барышня)
    5. Научить видеть характерные черты особенности и отличия игрушек у Филимонова и Дымково.

Структура работы включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы знакомства детей с керамикой.

1.1. История «керамики»

 

Керамика—  глина, один из самых податливых и доступных материалов в работе. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства.

История керамики разнообразная  и очень интересная. Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Азии, Африки, Америки, дают обширный материал для изучения этой интереснейшей области творческой деятельности человека. Известно, что Керамическое мастерство зародилось на самой заре человеческой истории, в период первобытно-общинного строя.

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27 тыс. до н. э.). Позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину. Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит.

Изделия каменного века обжигались сначала на кострах, позднее

появились специальные обжигательные печи. По многочисленным

отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические

сосуды изготовлялись женщинами.

В эпоху неолита, энеолита (медного века) - 4...2 тыс. до н. э. широко

распространяется обжиг, формы  сосудов (кувшинов, мисок, чаш)

становятся более разнообразными; появляются небольшие скульптуры

людей и животных. Изделия украшаются орнаментом. Керамика этого

периода является важным археологическим признаком культур, которые

нередко и называют по преобладающему типу орнамента. Орнамент

состоял из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков,

концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных

рисунков, а также давались очень условные изображения людей и

животных. Узоры часто были многоцветными, использовались сочетания

красных, белых, черных и других красок. Археологические и

этнографические исследования показывают, что первобытные орнаменты

наделялись магическим значением; в основе их лежала условно

схематическая передача явлений природы. (например древние развитые

культуры славян имели свою систему  изображений на сосудах: знак воды

– волнистые линии, земля – прямые линии и т. д. ). Важно отметить, что

начальная стадия развития орнамента в мировом искусстве связана в

первую очередь именно с керамикой. В узорах, покрывавших

керамические сосуды нового каменного  и медного веков, прослеживалось

построение гармонической, ритмически упорядоченной композиции и

вместе с тем возникала особая область художественной деятельности—

прикладное искусство.

Выдающимся достижением керамистов Древнего Востока было также изобретение цветных глазурей. Широко известна в первую очередь

архитектурная поливная керамика Ассирии, Вавилона, Древнего Ирана.

Особенного совершенства достигли иранские глазурованные панно с

рельефными многоцветными изображениями, которые, украшали стены

дворцов и храмов. Особое место в истории керамики занимает керамика античной Греции. Ее расцвету предшествовало развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих центров Эгейской культуры. До нас дошли критские сосуды разных периодов, расписной декор их очень разнообразен. Чаще всего роспись отличал живой динамичный ритм, свободная плавность рисунка.

Высокого развития достигла керамика в Китае. Расписные изделия,

своеобразные треножные сосуды делались еще в III тыс. до н. э. в эпоху

Яншао.

Важнейшим фактором совершенствования керамического мастерства явилось изобретение гончарного круга (IV тыс. до н. э.) его применение резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий. Мастера гончарного дела постепенно открывали секреты глины: разобрались в ее видах, научились составлять рецепты глинистых масс, изобрели глазурь, придумали новые, более экономичные формы изделий. Применяя простые приемы обработки глины, несложное оборудование, они с большим вкусом и виртуозностью создавали подлинные произведения искусства.

Современное керамическое производство оснащено сложным

оборудованием, использует новые красители и методы отделки. Конечно,

в домашних условиях невозможно, да и нет необходимости копировать

его. Но создать изделия, несложные  по технологии изготовления, можно.

Они сохранят тепло ваших рук, вашу любовь к этому древнему, но вечно

молодому виду творчества.

Таким образом, с древнейших времен и вплоть до наших дней

керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно

прикладном искусстве всех народов  мира. В музеях разных стран

хранится немало шедевров керамического мастерства. От примитивных

сосудов, вылепленных вручную и  обожженных на костре, до изделий,

изготовляемых на основе самых последних достижений современной

науки; от грубого кирпича до тонкого  прозрачного фарфора - таков путь

развития керамики.

 

 

1.2 Подготовка глины  и обжиг изделий

 

Глина — пластичная осадочная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов. Разновидности глины выделяют по преобладанию того или иного глинистого минерала. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Природа богата глинами  почти любого цвета. желтовато-коричневыми с краснотой, серовато-белыми с пропадающей голубизной, зеленовато-бурыми в черноту. При обжиге простая глина, имевшая зеленоватую или голубоватую окраску, благодаря примесям растительного характера, приобретает свой настоящий цвет, т.е. желтоватые, розоватые или красноватые тона. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С.

По пластическому состоянию  глины подразделяются на более пластичные, жирные и менее пластичные — тощие. Пластичность в большой степени зависит от наличия примесей и содержания в глине воды. Глины, содержащие мало песка называются "жирными", если песка много, то глины "тощие". Жирные глины хорошо тянутся, не лопаются, очень плотные, требуют медленной сушки и постепенного повышения температуры в процессе обжига. Они применяются в основном для изготовления незначительных по массе изделий. Тощие глины малопластичны, поэтому плохо раскатываются в нити и часто рассыпаются при сдавливании. Из тощих глин изготавливают изделия крупных форм.

Весь успех в керамическом производстве зависит от добротности  глиняной массы, от ровности и чистоты  её консистенции. Неровность массы, примесь к ней камешков, комков сырья большей твердости содействуют неравномерному распределению влаги в массе, а во время сушки и обжига при разной степени выпаривания неизбежно вызывает появление трещин и различные деформации изделий. Чтобы добиться желаемого качества массы глину последовательно подвергают вымораживанию, размолу, отмучиванию и, наконец, вылеживанию.

Хорошие пласты жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев, лучше всего искать глину летом. Свежую глину оставляют на некоторое время на воздухе под навесом, защитив от прямых лучей солнца и пыли. Подсушенную глину необходимо раздробить молотком, засыпать в сосуд и налить воды столько, чтобы верхний слой оставался сухим. Когда глина впитает воду (через день или два), нужно помешать её палкой и, долив воды, хорошо размять руками иногда приходится переминать по несколько часов, прежде чем она станет похожей на тесто, начнет легко отставать от рук и при сминании не будет трескаться. Плохо перемятая глина для работы не пригодна. Подготовленную таким образом глину надо сложить в полиэтиленовый бак, а если его нет, то в кусок полиэтиленовой пленки, плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, бочку, ведро и т. д. В таком состоянии глина может храниться целый год.

Информация о работе Керамика как вид художественного творчества и особенности работы с глиной в учреждениях дополнительного образования