Керамика как вид художественного творчества и особенности работы с глиной в учреждениях дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучить историю искусства керамики, её виды;
2. Выяснить свойства глины;
3. Познакомить детей с игрушками из Филимонова и Дымково;
4. Научить лепить и расписывать Дымковские игрушки (птица на подставке, лошадка) и Филимоновские (барашек, барышня)
5. Научить видеть характерные черты особенности и отличия игрушек у Филимонова и Дымково.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы знакомства детей с керамикой.
1.1. История керамики……………………………………………………….5
1.2. Подготовка глины и обжиг изделий…………………………………...8
1.3. Работа с глиной в детском саду………………………………………..12
1.4. Знакомство с дымковской и филимоновской игрушками……………
Глава 2. Разработка и проведение серии занятий в кружке «Народная игрушка»…………………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!!!!!9999.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Бывает так, что глина  засорена кусками древесины, камнями или металлическими частицами. В таком случае глину «отмучивают». Делают это следующим образом. Ее дробят молотком, помещают в сосуд и заливают водой так, чтобы получилась довольно жидкая масса. Затем берут другой сосуд и сливают в него все содержимое первого сосуда, пропуская всю массу через сито, решето или эластичную ткань. Весь мусор, оставшийся в ткани или решете, выбрасывают, а глинистую массу ставят в теплое место выпариваться. Процесс отмучивания длительный, а поэтому проводить его лучше летом.

К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры. Выполненные на каркасах изделия, часто делают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше осторожно удалить, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными  или металлическими.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда  это трудно сделать рукой; стекой же с формы снимается лишняя глина, делаются надрезы. Качество работы ребенка во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые), которые размещаются на столе. Размер доски определяется величиной лепки. При выделке большинства круглых предметов из глины пользуются гончарным кругом.

Гончарный круг является одним из первых механизмов. Прежде он существовал, двух типов — ручной и ножной. Более древний — ручной. Он имеет массивный рабочий круг, одновременно являющийся и маховиком. Левой рукой гончар крутит круг, а правой формует изделие.

Ножной круг приводится в движение левой или правой ногой, рабочий  стол располагается на уровне поясницы сидящего мастера. В настоящее время появился электрический гончарный круг.

Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Оба  процесса способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Влага, оставшаяся в глине, при обжиге разрывает  глину. Только, пройдя через огонь, глина полностью теряет воду. При этом ее структура изменяется. Испарение воды вызывает усадку глиняной массы на 6-12% (чем пластичнее глина, тем больше ее усадка). Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течении двух недель, особенно осторожно нужно отнестись к сушке больших и сложных изделий. Процесс сушки виден глазом – изделие светлеет, твердеет и становится легче. Если глиняное изделие обжечь при температуре свыше 250 градусов то она не будет разбухать если окажется в воде.

Обжиг может осуществляться разными способами. На Руси гончары обжигали

свои изделия либо в печи, либо в горне. Из рассказов горшечников середины

1920-х годов известно, что горн делался потому, что летом в мастерской

слишком жарко работать, если обжигать изделия в печи. К тому же горн

безопаснее печи и  требует меньше внимания. Но простота и удобство горна не

освобождало горшечника от необходимости иметь печь, которая требовалась для

сушки изделий.

Гончарную печь мастер обычно сооружал сам. Печь топилась обычно часа четыре — пять, и все это время гончар регулярно подкладывал в топку новые поленца и каждый раз закрывал кирпичами отверстия желобков, играющих роль поддувал. В это время в мастерской становилось настолько жарко и «тяжко», что стоять во весь рост было совершенно невыносимо. Дым и жар скапливались вверху, и гончар вынужден был сидеть на корточках на полу перед печкой и следить за топкой. На случай пожара в мастерской всегда была запасена вода. Пожары возникали обычно оттого, что воспламенялась сушащаяся на печи «растопка», хотя ее и закрывали листом железа.

В отличие от гончарной печи горн ставили под открытым небом, обычно на крутом берегу реки, склоне оврага, холма примерно шагах в 100 от строений. При закладке посуды в горн гончар спускался в него и тщательно укладывал посуду, чтобы она не соприкасалась с пламенем; Сверху посуду тоже покрывали слоем битых черепков. Обжиг в горне продолжался часов 7-8, причем все это время в топку подкладывали дрова.

После обжига, как в горне, так  и в печи посуда остывала 12-14 часов. Вынимали ее руками или палкой-рычажком, если она была еще горячая. Вынутую посуду сразу укладывали на телегу и тщательно перекладывали сеном.

Изделия в горне обжигались один раз. После обжига, чтобы они не пропускали

воду, их смазывали салом.

Таким образом, глина играет большую  роль в жизни человека. Она применяется  в быту и строительстве, а также является материалом для творческих занятий с детьми, потому что она пластична, однотонна, красива  и дает возможность ребенку понять целостность формы предметов.

 

1.3 Работа с глиной  в детском саду

 

В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. На этих занятиях формируется отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, а так же детей учат понимать форму, цвет, величину, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.

Дети с удовольствием лепят  людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности. Во время  подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребенку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке, прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и даёт ребёнку возможность понять целостность формы предметов. Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру.

Работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, как пыль. Глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и, несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать поделку.

Нужно приучать детей  с самого младшего возраста пользоваться доской для того, чтобы положить запасные куски глины, вылепленные детали, поставить готовую работу. Непосредственно на доске можно лепить только посуду, так как в этих случаях ребенок лепит одновременно пальцами обеих рук. При лепке посуды нужно научить детей поворачивать изделие обеими руками, одновременно работая пальцами, чтобы стенки посуды постепенно равномерно сглаживались и под давлением пальцев становились более тонкими. При вращении на доске посуды, дно ее становится ровным. В старшей группе для детей 6-7 лет нужен для лепки стек. Тонкая острая сторона его служит для прорисовки деталей, для насечек, украшающих посуду, одежду. Широкая плоская сторона его служит для примазывания мелких частей, для выемки глины, при создании большого углубления, особенно при лепке посуды. Стеком в случае необходимости можно резать глину, как ножом. Работа стеком разнообразна, и каждый раз, когда требуется новый вид работы, нужно показывать ее детям и объяснять.

Не следует давать детям стек до тех пор, пока они  не научатся вылепливать основные детали предмета, так как в противном  случае дети стремятся заменить лепку  некоторых деталей рисованием их на глине. Так, часто дети не лепят  мордочку животного, а рисуют на круглой голове подобие человеческого лица, заменяя нос отверстием.

В старшей группе при  работе с глиной можно давать детям  воду для заглаживания поверхности, сглаживания мелких трещин, шероховатостей, примазывания мелких деталей. На каждый стол ставится блюдечко, в него кладутся 2— 3 мягкие байковые тряпочки, хорошо пропитанные водой (не отжатые). В случае необходимости загладить поверхность, присоединить мелкую деталь, замазать трещину при сгибе, ребенок смачивает об тряпочку палец или один из концов стека и производит отделку своей работы.

 В работе с детьми  используются три вида лепки:  лепка предметная, сюжетная и  декоративная. Каждый из этих  видов имеет свои особенности  и задачи. В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

 В декоративной  лепке одним из средств эстетического  воспитания является знакомство  детей с народным прикладным  искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной  пластикой народных умельцев. Красивые  обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов.

Декоративная лепка  позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее  эскиз в виде рисунка, условно  решать форму предмета и роспись.

Важно, чтобы дети научились  понимать и передавать в лепке  характер изображаемого. Для этого  воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами. Иногда можно придумывать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет. В основном для изобразительной деятельности нужно развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо. Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону предмета. Во время наблюдения и рассматривания разных предметов воспитатель предлагает ребятам внимательнее присмотреться к форме, пропорции, положению частей и действию, фактуре, некоторым деталям и дополнительным предметам, усиливающим характеристику образа. Очень важно, чтобы ребята учились видеть характерные черты предметов, умели их отбирать, а для этого необходимо знакомить их с выразительными, легко запоминающимися образами.

Отличительные черты  быстрее запомнятся детям, их легче изображать в лепке.Например, вылепив длинную шею жирафа, ребенок сразу делает образ похожим и выразительным. Но это не все: нужно изобразить и специфические пропорции ног, а поэтому воспитатель выделяет несколько отличительных признаков. Так, при рассматривании жирафа он обращает внимание детей на пропорции, форму частей, детали на голове - уши, рожки.

Кроме того, важно, чтобы  дошкольники параллельно овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в  лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют  с частями предмета и им не нужно  прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.

Важно, чтобы ребенок  хорошо представлял, как сгибаются  руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею  гусь в момент обороны, как бежит  собака и т.д.

Уже в начале занятия  воспитатель стремится наводящими вопросами подвести ребят к самостоятельному решению хода работы. Затем, стремясь сохранить индивидуальность в работе каждого ребенка, он показывает детям некоторые средства лепки, которые помогут сделать образ более точным и выразительным.

Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывается и организуется процесс занятий. Если в старшей группе в основном воспитатель с дежурными подготавливали рабочее место для каждого ребенка, раздавая глину и оборудование, то в подготовительной группе каждый ребенок может сам взять себе то количество глины, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети, сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках.

В конце занятия воспитатель  показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно  чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.

Таким образом, лепка основа для развития детского творчества. С глиной каждый легко может стать мастером. Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребенок ставит перед собой определенную цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремленности и настойчивости, дисциплинирует его. Знакомя детей с некоторыми образцами скульптуры и декоративно-прикладного искусства, мы воспитываем в них любовь и уважение к людям, которые создали эти замечательные вещи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Знакомство с дымковской  и филимоновской игрушками.

 

Дымковская игрушка  – предмет декоративно-прикладного  искусства.

Дымковская игрушка, один из самых старинных промыслов  России. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки (ныне г. Киров). Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Информация о работе Керамика как вид художественного творчества и особенности работы с глиной в учреждениях дополнительного образования