Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:32, доклад
Кинематографическое искусство играет очень важную роль в культуре США. Ежегодно кинокомпании Соединенных Штатов Америки выпускают сотни фильмов, привлекающих в кинотеатры миллионы зрителей и приносящих миллиарды долларов. Еще в девяностых годах XIX века знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон продемонстрировал свое устройство для показа движущегося изображения - кинетоскоп. Ну а после появления в 1895 году синематографа братьев Люмьер кино начало стремительно набирать популярность у публики. Тогда же в США появились первые кинокомпании, а к началу XX века их в стране были уже десятки. Большинство из них располагались в Нью-Йорке, но вскоре производители кинофильмов начали искать более подходящее для съемок место.
Кинематограф США 1895-1910 гг.
Кинематографическое искусство играет очень важную роль в культуре США. Ежегодно кинокомпании Соединенных Штатов Америки выпускают сотни фильмов, привлекающих в кинотеатры миллионы зрителей и приносящих миллиарды долларов.
Еще в девяностых годах XIX века знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон продемонстрировал свое устройство для показа движущегося изображения - кинетоскоп. Ну а после появления в 1895 году синематографа братьев Люмьер кино начало стремительно набирать популярность у публики.
Тогда же в США появились первые кинокомпании, а к началу XX века их в стране были уже десятки. Большинство из них располагались в Нью-Йорке, но вскоре производители кинофильмов начали искать более подходящее для съемок место. Для этого были две причины: "война патентов" и климатические условия.
Большинство патентов на киноаппаратуру в США оформил Томас Эдисон, лаборатория которого располагалась в Нью-Джерси. Не желавшие платить Эдисону патентные отчисления производители кино были вынуждены скрываться от его агентов, а на восточном побережье США сделать это было весьма сложно.
Кроме того, светочуствительность кинопленки в те годы была довольно низкой, а мощной осветительной аппаратуры еще не существовало. Поэтому процесс съемок очень сильно зависел от погодных условий - снимать можно было лишь при ярком солнечном свете. Кинокомпании стремились найти более "солнечную" местность, чем Нью-Йорк
В 1910 году кинокомпания Biograph, одна из ведущих в США в то время, впервые снимала фильм в Лос-Анджелесе, Калифорния. Режиссеру Дэвиду Гриффиту понравился своими живописными ландшафтами и дружелюбным населением поселок Голливуд, расположенный неподалеку от города. Первым фильмом, снятым в Голливуде, стала картина "В старой Калифорнии". Прежде чем вернуться в Нью-Йорк, Гриффит снял в Голливуде еще несколько фильмов.
Привлеченные мягким климатом Калифорнии, обилием солнечного света, позволявшим снимать фильмы под открытым небом круглый год, живописными и разнообразные пейзажами, а также удаленностью от Нью-Йорка и Эдисона, в Лос-Анджелес устремились практически все производители кинофильмов. Появился новый вид предприятия, производящего кинопродукцию - киностудия.
Большинство из известных нам сегодня американских кинокомпаний были созданы в первой четверти XX века (Paramount Pictures - в 1912 году, Warner Brothers - в 1918 году, Columbia Pictures - в 1919 году, Metro Goldwyn Mayer - в 1924 году и т. д.)
Бурную деятельность в США в конце XIX века развил знаменитый Томас Эдисон. Непосредственно перед эрой кинематографа этот изобретатель сделал множество устройств в области фототехники и по его указанию Уильямом Диксоном,
сотрудником принадлежащей ему лаборатории, в 1891 году был создан «кинетоскоп» — аппарат для демонстрации движущихся фигур, патент на который был оформлен Эдисоном через два года, в 1893 году. Но уже в 1896 году в Америке появились в огромном количестве аппаратыбратьев Люмьер и других европейских фирм, которые стали здорово теснить детище Эдисона на рынке. Юристы Эдисона, опираясь на патентное право, пытались отбиться от конкурентов при помощи судебных исков, в некоторые моменты компания «Edison» вела сразу несколько десятков процессов против нарушителей. Казалось, то победа не за горами, но тут инженер У.Диксон, в своё время создавший «кинетоскоп», ушёл из «Лаборатории Эдисона» и в 1896 году основал собственную компанию под названием «Biograph», которая начала боевые действия на рынке, пытаясь «покорить» мелких кинопроизводителей — благо финансовые и юридические ресурсы у Диксона были. Длительная изнурительная борьба «двух титанов» привела к тому, что в конце 1907 года компания Эдисона собрала своих крупнейших конкурентов и предложила некий компромисс, суть которого заключалась в следующем: каждый из присутствующих контрагентов-конкурентов получает право на пользование патентом при условии определённых отчислений от кинопроката в пользу Эдисона. Контрагенты выдвинули встречное предложение — создать единую компанию, которая бы контролировала сбор процентов и при этом обладала монопольным правом на патент. Эдисон обещал подумать и через год ответил согласием: в начале 1909 года была создана «Компания кинопатентов», в которую вошли девять участников и которая в скором времени смогла прибрать к свои рукам чуть более половины всего американского кинопроката (57 %).
Однако не все были рады такому повороту событий, ведь количество участников было ограниченно — только девять, остальные должны были «платить и ещё раз платить» новоявленному монополисту. Антимонопольное законодательство США, включая знаменитый «антитрестовский закон Шермана», оказалось бессильным — «Компания кинопатентов» формально была создана только для защиты авторских прав на изобретения Эдисона и не имела отношения к дистрибуции и долям рынка, да и бороться с ней в одиночку никто не мог — ведь самые крупные игроки уже входили в «Компанию кинопатентов», а мелкие… Мелкие стали уходить на Запад, где по прежнему была «свобода», которую контролировал разве что местный шериф, а с шерифом всегда можно было договориться полюбовно. Десятки, если не сотни киностудий, многие из которых на самом деле состояли из одного человека, который был и продюсером, и автором, и киномехаником местного «салуна», начали покидать «Большое Яблоко». Они перемещались по стране, снимая и показывая свои картины на европейской кинотехнике, отыскивая места, где ещё не ступала нога «Компании кинопатентов», пока наконец их масса не начала концентрироваться в Калифорнии. Действуя под лозунгом «Мы — независимые» и в какой-то мере являясь прародителями будущего «независимого кинематографа», они снимали очень много и зачастую их продукция в художественном смысле была лучше продукции участников «Компании кинопатентов», а уж о цене и говорить нечего.
Калифорнийское местечко,
когда-то названное испанцами «Лос-
Напомним, что ранее Зелиг обитал в Чикаго, а вся американская кинематография делалась на пространстве от Нью-Йорка до Чикаго: вестерны, например, снимались в пустынном штате Нью-Джерси, поэтому Калифорния была достаточно далека от основных «кинотроп», и её мощнейший старт в качестве главной киноплощадки страны повергает в изумление и поныне. Это всё равно, что в России перенести кинопроизводство из центральной части (Москва и Санкт-Петербург) в далёкий Владивосток, где, кстати, также превосходная натура и более 270 солнечных дней в году! Итак, Зелиг переехал в 1909 году, а тёплой зимой 1910 года (холодных зим там не бывает, среднеянварская температура +18°) в Лос-Анджелес прибыла труппа знаменитогоДэвида Уорка Гриффита.
Кинематограф Великобритании 1895-1910 гг.
Английское кино всегда стояло несколько особняком от остального европейского. В Великобритании к моменту распространения кинематографа существовала всемирно известнаяактёрская школа и значительные культурные традиции.
Английское кинопроизводство до 1900 года было сильно децентрализовано.
Первым английским производителем фильмов является Уильям Поль. В 1895—1896 годах он работает совместно с Бирт Акрес. Каталог Поля в декабре 1896 года состоял исключительно из натурных съемок и хроник. В 1898 году главными конкурентами Поля были представители так называемой «брайтонской школы» (работали в Брайтоне).
Среди них Уильям Фриз-Грин и его последователи Эсме Коллинс, Джемс Уильямсон и Джордж Альберт Смит. Все они являлись членами местного фотографического клуба «Brighton & Hove Camera Club», существующего и по сей день. Конструировать аппараты им помогал механик Альфред Берлинг.
Американец Чарльз Урбан руководил филиалом кинопредприятия, открытого в Лондоне нью-йоркскими оптиками Мегуайром и Бонусом («Варвик Трэйдинг компани»). Урбан очень быстро стал одним из самых предприимчивых деятелей британского кино.
В 1899 году Сесиль Хепуорт вышел из фирмы «Варвик» и вместе с Лоули организовал свою собственную фирму.
В 1899 году Фрэнк Моттершоу основывает «Шеффилд фото компани».
Согласно Садулю представители Брайтонской школы впервые ввели в кино монтаж в современном смысле слова [1] («Злоключения Мэри Джейн», реж. Смит, 1901), первый эскиз «погони» в кино [1] («Держи вора!», реж. Уильямсон, 1901), действия, происходящие одновременно в разных местах («Нападение на миссию в Китае», реж. Уильямсон, 1901), социальный реализм[1] («Солдат запаса до и после войны», реж. Уильямсон,1903)
В области производства и по уровню мастерства английское кино было до 1902 года передовым[1]. Но уже через несколько лет оно оказалось в полном упадке. К 1908 году Уильям Поль стал торговать аппаратурой, Джемс Уильямсон продал студию и занялся изготовлением аппаратуры. Джордж Альберт Смит перестал заниматься постановками. Из производителей фильмов к 1900 году остались только Хепуорт и Урбан.
Кинокритики и историки
долгое время, и не без оснований,
называли английское кино «дремлющим»,
«нерешительным», «кинематографом
неиспользованных возможностей». Подобные
высказывания имели достаточно оснований.
Недооценка роли и значения нового
нарождающегося искусства самими кинематографистами,
их долгая и упорная борьба с Голливудом
за существование сковывали на протяжении
многих лет развитие британского
кино. Между тем первые шаги его
были весьма многообещающими. В самом
деле, британский изобретатель Уильям
Фриз-Грин еще в 1889 году продемонстрировал
фильм длительностью в несколько секунд,
предвосхитив опыты Э. Рейно, Т.-А. Эдисона
и Люмьеров. Одновременно с братьями Люмьер
съемочную камеру сконструировал англичанин
Роберт Уильям Пол
(1869-1943). Уже 26 марта 1896 года в лондонском
зале «Олимпия» состоялся первый сеанс
отечественных фильмов, снятых Р.У. Полом
- главной фигурой раннего английского
кинематог-рафа. Успех лент «Бурное море
у Дувра» и «Индейский военный танец»
позволил Полу показать свою новую работу
- документальный отчет о рысистых бегах
в Дерби - в знаменитом мюзик-холле «Альгамбра».
Вслед за этим он перешел к съемке простейших
игровых лент - «Флирт солдата» (1897), «Новая
служанка», «Последний день Помпеи» (1902).
Инженер-конструктор Пол построил и оборудовал
первую в Англии киностудию, где он собственноручно
снимал фильмы. Публика принимала их столь
же восторженно, как и все ранние киноленты.
В дальнейшем прославившие Пола «живые
картины» вошли в историю не столько из-за
своих художественных достоинств, сколько
благодаря последовательному использованию
в них сложных для того времени трюков
- съемка с движения, применению искусственного
освещения и натурным съемкам, придававшим
им особую кинематографическую оригинальность.
Успех Пола пробудил в Англии широкий
интерес к новому зрелищу. В небольшом
курортном городке Брайтоне фотограф-портретист
Эсме Коллинз с помощью У. Фриз Грина, химика
Джеймса Уильямсона и фотографа Джорджа
Альберта Смита организовал группу энтузиастов,
создавшую Полу серьезную конкуренцию.
Подобно Ж. Мельесу во Франции и Э. Портеру в США, брайтонцы сделали немало ценных открытий, способствовавших прогрессу нового искусства. В их фильмах часто встречаются крупные планы, меняется место действия, включается съемка с движения и различные трюки. Как правило, брайтонцы использовали крупный план не механически, а осмысленно. Фильмы «Бабушкина лупа» (1900), «Что видно в телескоп» (1900), «Смешные лица» (серия - 1898-1904) открывали неведомую доселе выразительность повседневных вещей и предметов, показывая галерею забавных портретов, детали внешнего облика людей и окружающей их обстановки. Чередование крупных и общих планов в ранних английских кинолентах заложило основы простейшего монтажа. Помимо этого брайтонцы применяли кинотрюки - двойную экспозицию, обратную съемку, стоп-камеру - гораздо смелее, чем их французский собрат или Р. Пол, сочетая их с натурными съемками.
Наиболее одаренным из
режиссеров брайтонской школы был
Джеймс Уильямсон (1855-1933), успех которого
совпал с золотым веком кустарного
кинопроизводства. Уильямсон сам
писал сценарии, снимал по ним фильмы,
сам проявлял негативы, сам печатал
и продавал ленты своей первой
серии «Два строптивых мальчугана».
Роли мальчуганов исполняли сыновья
Уильямсона,
и он сам, как правило, выступал в качестве
актера, то есть в его руках было максимально
сосредоточено все производство. Как и
его коллеги, Смит и Коллинз, Уильямсон
ставил не только серийные комедии и видовые
ленты о жизни провинции. Среди полусотни
выпускавшихся им ежегодно картин видное
место занимали фильмы, посвященные злободневным
проблемам современности.
Вообще раннее английское
кино отличалось стремлением к реалистическому
изображению жизни. Ориентируясь на
вкусы заполнявшей
Информация о работе Кинематограф Великобритании 1895-1910 гг. и Кинематограф США 1895-1910 гг