Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:57, курсовая работа
В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации. В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино.
I. Вступление 2
II. Основная часть:
1. Хроникально-документальное кино 2-11
- первые фронтовые кинорепортажи
- документальные съемки обороны
- документальная кинематография на завершающем периоде войны
2. Художественное кино 11-21
-герои фронта и тыла
-лирический и комедийные фильмы
- историко-революционный и исторический фильмы
III. Заключение.
I.
Вступление
II.
Основная часть:
1.
Хроникально-документальное
-
первые фронтовые кинорепортажи
-
документальные съемки обороны
-
документальная кинематография
на завершающем периоде войны
2.
Художественное кино
-герои
фронта и тыла
-лирический
и комедийные фильмы
-
историко-революционный и
III.
Заключение.
Вступление
В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации. В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино.
На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино.
Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов - кинодокументов позволил хронике как виду информации и публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой.
Иным,
чем до войны, но по - прежнему могучим
средством идейного воспитания масс
стала художественная кинематография.
Мастера художественной кинематографии
стремились рассказать о героях фронта
и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили
на новые героические дела тысячи и десятки
тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников
тыла.
Хроникально-
Спустя
три недели после начала войны
на важнейших участках фронта работало
около 20 киногрупп, насчитывавших более
80 документалистов различных
Первые же фронтовые кадры показали, как сложно снять даже небольшой бой местного значения. И не потому только, что от операторов требова
лась особая выдержка, хладнокровие, смелость. Многие отличились в боях. Ленинградец С. Фомин снимал бой с тонущего корабля. Выпускник ВГИКа, ассистент оператора В. Смородин с боями прорывался из окружения, был дважды ранен, но не расставался с киноаппаратом, бережно сохраняя отснятую пленку. Не раз участвовали в боевых схватках кинооператоры С. Гусев, И. Вейнерович, В. Ешурин, снимавшие в партизанских отрядах, и многие другие. И все-таки одной смелости фронтовым кинооператорам было мало. Нужно было еще особое профессиональное мастерство, умение ориентироваться в нелегкой обстановке фронта. Необходимо было также подойти к оценке событий с новой точки зрения, расстаться с некоторыми привычными иллюзиями, сложившимися в мирное время.
Немногое было снято кино кинохроникёрами на военных дорогах 1941 года . Ростовский кинооператор Г. Попов снял взрыв моста через Днестр. М. Трояновский зафиксировал на пленке уничтожение заводов и уход мирных жителей из городов, оставляемых Красной Армией. Кинооператорам Б. Макасееву, Е. Мухину и Н. Самгину довелось снимать в августе 1941 года горестную картину эвакуации мирного населения Украины. Порой люди просто не хотели , чтобы их снимали и требовали прекратить съемку.
Кинооператоры на фронте вначале снимали также как и в мирные дни во время маневров. На экране неслись лавины танков, летели эскадрильи самолетов, бежали на общих планах бойцы...
С осени 1941 года характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменяться. Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по своему стилю военные сводки. Однако постепенно все явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию, но и попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны.
Новое в характере изображения войны возникло, когда фронт подошел к крупнейшим центрам страны, и население приняло участие в защите своих городов. Съемки обороны городов-героев сыграли особую роль в развитии советской публицистики. Именно по этим лентам легче всего проследить, как постепенно углублялось в сознании документалистов понимание народного характера войны, и как с изменением взгляда на войну менялся стиль и характер документальных съемок.
Одна из первых попыток нового отражения героической эпопеи Отечественной войны была сделана в кинорепортаже, снятом операторами В. Микошей, М. Трояновским и С. Коганом в Одессе и Севастополе.
В Москве с начала войны вели кинорепортеры Центральной студии кинохроники, а после ее эвакуации (в Москве осталось лишь несколько режиссеров и монтажниц для продолжения выпуска «Союзкиножурнала») - операторы двух киногрупп Западного фронта под руководством В. Ешурин и Л. Варламова: Р. Кармен, А. Шафран, Т. Бунимович, И. Сокольников, Б. Макасеев, И. Беляков и другие.
На глазах кинооператоров изменялся внешний облик Москвы: исчезали под штабелями мешков с песком зеркальные витрины магазинов и ресторанов, девались в пёстрый камуфлированный наряд корпуса заводов и правительственных зданий, белые кресты из газетных полос заклеили окна. Всё меньше становилось на улицах прохожих и машин, ночами шли на передовую войска, грохотали танки, а рано утром по городскому асфальту медленно брели на восток стада коров и овец.
В первые, июньские дни войны, проводы уходящих на фронт снимались преимущественно общим планом. Кинооператоров интересовал прежде всего сам факт.
Спустя несколько месяцев те же хроникёры уже иначе снимали запись москвичей в народное ополчение. Камера медленно скользит по рядам добровольцев, она то останавливается на лице старого интеллигента, то доброжелательно следит, как пожилой рабочий не спеша примеряет ватник, то наблюдает за молодым пареньком, впервые берущим в руки винтовку. Оператор словно зовёт зрителей внимательнее вглядеться в эти лица, постараться запомнить их: ведь люди идут защищать Москву, и многие, наверное, не вернутся...
В трудные для Москвы дни, когда враг оказался на расстоянии 25-30 километров от города, москвичи увидели на экранах новый киножурнал - «На защиту родной Москвы». Его стала выпускать группа кинорежиссёров, оставшихся в Москве (Л. Варламов, Б. Небылицкий, Р. Гиков, Н. Карамзинский, И. Копалин, С. Гуров). Из материалов, присылаемых на студию фронтовыми кинооператорами, они монтировали короткие очерки и отдельные сюжеты, в которых рассказывалось о боях на подступах Москвы, о военных буднях советской столицы. Последние номера киножурнала (за зиму 1941/42 г. было выпущено девять выпусков) информировали зрителя о ходе контрнаступления частей Красной Армии и разгроме фашистских войск под Москвой. Большая часть этого материала вошла в последствии в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»
Кроме сюжетов в киножурналах документалисты с первых же дней войны приступили к выпуску короткометражных картин и обзорных киноочерков, которые рассказывали о жизни Советского государства, подвергнувшегося нападению гитлеровской армии. К их числу относятся: «Молодежь, на защиту Родины!» (режиссер О. Подгорецкая), «Наша Москва» (режиссер Я. Посельский), «24-й Октябрь» (режиссер Л. Варламов), «Хлеб - Родине» (режиссер Л. Степанова) и др.
В начале 1942 года вышел на экраны большой документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламова и И. Копалин, дикторский текст П. Павленко, текст песни А. Суркова, композитор Б. Мокроусов). Фильм рассказывал о наступательной операции советских войск под Москвой в декабре 1941 - январе 1942 года, сыгравшей огромную роль в ходе всей мировой войны.
Фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» был первым полнометражным фильмом о нашей крупной победе, воодушевлявшей армию и тыл, внушавшей людям мужества, бодрость духа.
Экран показывал первые значительные трофеи советских войск, первые разгромленные дивизии врага, первые гитлеровские кладбища, освобождение первых сел и городов. И поэтому не удивительно, что картина до настоящего времени осталась волнующим документальным свидетельством той эпохи.
Поражение немецко-фашистских войск под Москвой впервые позволило зрителям заглянуть по другую, прежде недоступную сторону фронта. И то, что они увидели там , заставило их содрогнуться от гнева и возмущения.
В документальных, строго достоверных кадрах, запечатлевших расстрелянных партизан, трупы военнопленных, пожарища, развалины музеев - памятников мировой культуры (Дома-музея П.И. Чайковского в Клину Ясной Поляны Л.Н. Толстого и др.), со всей наглядностью раскрылось человеконенавистническое, звериное лицо фашистского агрессора. По существу, в этих частях фильма о Московской битве советский зритель увидел, какие беды и страдания принесли гитлеровские оккупанты народам Советской страны.
Фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» вызвал огромный политический резонанс в стране и за рубежом. Повсюду у входа в кинотеатры выстраивались длинные очереди желающих посмотреть фильм о первом во второй мировой войне сокрушительном поражении до этого непобедимой гитлеровской армии.
Документальный фильм о сражении под Москвой подтвердил жизнестойкость Советского государства. Создатели этого фильма были удостоены этого фильма Государственной премии. Американская академия кино признала фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» лучшим фильмом 1942 года.
С подлинной глубиной и силой Отечественная война предстала на документальном экране в ленинградском кинорепортаже. Это были кадры не каких-то исключительных, особых событий, а повседневная жизнь Ленинграда. Ленинградские документалисты создали самую сильную, достоверную, самую впечатляющую страницу кинолетописи Великой отечественной войны не потому, что они владели каким-то особым мастерством. Жизнь осажденного города разворачивалась у них на глазах, и они считали своим долгом перед страной рассказать правду, рассматривали свои съемки как суровый обвинительный документ фашизму.
На материале ленинградского кинорепортажа в 1942 году был смонтирован фильм «Ленинград в борьбе» (режиссер Р. Кармен, Н. Комаревцев, В. Соловцев, Е. Учитель).
Уже в течение первого года войны были сняты сюжеты, в которых можно найти редкие в военном кинорепортаже кадры рукопашных схваток (И. Вейнерович - «Бой за село П.», частично использованный в фильме М. Слуцкого «День войны»,1942), смелый поединок бойца с фашистскими танками ( Б. Вакар, И Гольдштейн - «Бронебойщик Найдин»,Юго-Западный фронт,1942), сделаны первые попытки проследить за судьбой человека (А. Солодкова, И. Гутман - «Первый бой пулеметчика Горостаева», Брянский фронт,1942).
С реалистической силой была показана на документальном экране трагическая картина эвакуации населения из прифронтовых районов (Б. Вакар, И. Гольдштейн - «Смотри, боец!, Юго-Западный фронт,1942).
Почти полгода небольшая группа кинооператоров (Н. Вихирев, А. Софрин, А. Казаков, В. Орлянкин, Д. Ибрагимов и другие, руководитель группы А .Кузнецов) вела кинонаблюдение за развитием Сталинградского сражения. Они сняли около 35 тысяч метров пленки, свыше 100 боевых сюжетов о жизни героического города.
На
основе съемок фронтовых операторов
режиссером Л. Варламовым был в начале
1943 года смонтирован фильм «Сталинград»
Особый характер уличных боев в Сталинграде заставил кинооператоров по-новому подойти к изображению военных действий на экране. Они учились показывать бой через его составные части, эпизоды и даже отдельные детали, характеризующие данный факт в целом.