Кинематограф как фактор проявления массовой и элитарной культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы:
-определить, что представляют собой эти культуры,
-выяснить, как понимается кинематограф в социологии и
-как он проявляется в массовой и элитарной культуре,
-определить его как уникальный продукт современности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению кинематографа в контексте социологии культуры
1.1. Понятие, структура и функции массовой и элитарной культур……..5
1.2. Понятие кинематографа в социологии……………………………….10

Глава 2. Кинематограф как отражение массовой и элитарной культур
2.1. Кинематограф в массовой культуре……………………………………15
2.2. Кинематограф в элитарной культуре…………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

В то же самое время  некоторые образцы элитного искусства  как формы замкнутых элитарных  групп могут быть отброшены, оказаться  невостребованными обществом, что  свидетельствует о том, что не всякая элитарная группа может стать субъектом - творцом культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________

4 Культура "массовая" и "элитарная" Рубрикатор экспертного центра РАН //                                                http://www.gc.spb.ru/Russian/GRNTI/level_3/13_11.html

         1.2. Понятие кинематографа в социологии

Кинематограф - вид современного изобразительного искусства, изобретённый в XIX веке и ставший самым популярным в XX веке. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым массовым видом искусства. Понятие кинематограф появилось впервые в его французском варианте — «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер.

В России первая демонстрация кинематографа состоялась 9 января 1894 года на IX съезде русских естествоиспытателей  и врачей в Москве, за два года до своего «официального» рождения.

С рождением  телевидения кино начало прогрессировать «семимильными шагами». Благодаря кино, которое в простой, краткой и наглядной форме рассказывают нам о природе, культуре, истории и науке, пополняется наша «копилка знаний». В этом заключается положительная роль кинематографа, по средствам которого рядовой человек получает огромное количество информации, не теряя при её нахождении и обработке своё драгоценное время. Повышается общий уровень культуры.

Среди всех форм массовой коммуникации и искусства  кино занимает уникальное положение в обществе. Кино, пожалуй, наиболее активно участвует в социализации индивидов, их объединении, при этом являясь индустрией, которая должна окупаться, функционируя подобно независимой

"вещи-в-себе", не  отягощая общество материальной  зависимостью, довольствуясь исполнением "социального заказа". Лишь кино способно охватывать практически все сферы общественного сознания. Его сфера – познание мира путем погружения в сложные структуры архетипов и явлений,

их эмоциональное исследование "изнутри". Упорядочивая и вынося в сферу общественного сознания, "осознавая" индивидуальные и социальные мифы, кино переосмысливает их в духе каждого нового десятилетия, для истории киноискусства являющегося целой эпохой.5

 Как социальный институт кино формирует зрителя и через это влияет на общество, расширяет сознание; в свою очередь общество, измененное кинематографом, становится более искушенным в этой сфере и требует от кино новых достижений, как технических, так и творческих. Иначе говоря, между обществом и рожденным им кино существует постоянная и амбивалентная связь. Кинематограф, как и всякое явление, связанное с человеческой жизнедеятельностью, является составной часть общества, его продуктом и способом самовыражения. В современном мире кинематограф занимает все больший сегмент в досуговых практиках, во всем мире снимают все больше фильмов. Киноиндустрия способна не только отражать нормы и ценности общества, но и влиять на их формирование. Кино в современном мире представляет собой коммуникативный акт и, как любой вид коммуникации, должен быть исследован, понят.

Современное кино - это полифункциональный вид искусства, как испытывающий на себе влияние социума и сам непосредственно оказывающий воздействие на общество. Постоянно совершенствующиеся технические средства аудиовизуальной коммуникации расширяют интерактивное пространство, сферу художественного творчества, возможности для распространения кинопроизведений и детерминируют изменения, происходящие в социологии кино как отрасли научного знания. Влияние масс-медиа на кинематограф, которое происходит на данном этапе развития культуры и социума, нельзя оценивать как однозначно позитивное или однозначно негативное. Коммуникация кино и зрителя носит двусторонний характер. На качество восприятия транслируемых кинематографом социальных образов влияет множество факторов, таких, как                                    

 

_____________________________________________

5«Кино: Энциклопедический словарь»// изд. «Советская энциклопедия»/Москва, 1987 г.

тендер, возраст, социальный статус и социокультурное окружение.6

Основные положения кинематографа, как фактора влияния на социум:

1. Специфику положения  кинематографа в социокультурном  пространстве обусловливает массовость  аудитории, доступность, способность  повлиять как на отдельного  человека, так и на большие социальные общности. Экранная или аудиовизуальная культура — новый вид коммуникации, дополняющий уже существующие виды. Появление кинематографа носило заведомо революционный характер, обусловленный историко-культурной ситуацией слома старых формаций и сменой эпох. Кино - интегральный «продукт», на появление которого повлияла совокупность вышеозначенных факторов. Кинематограф - совершенно новый вид искусства, явившийся не результатом слияния аудиовизуальных и артикулируемых образов, а результатом их переосмысления и перерождения, открытия некого нового потенциала художественного освоения социальной действительности, накопление которого подготавливалось и происходило не в конкретный период смены модерна постмодерном, индустриального общества - постиндустриальным, а в течение всего времени существования искусства как такового во всех его видах.

2. В процессе усовершенствования  технического обеспечения кинематографа,  применения новых способов съемки, монтажа, построения сюжетной  линии, усложнения кинодраматургии произошел перелом в восприятии кинематографа социальными массами: из балаганного массового искусства развлечения кинематограф перешел в ранг вида искусства, оказывающего мощное воспитательное, интегрирующее и культуротворческое воздействие на социум. С течением времени и совершенствование высоких технологий кинематограф приобрел способность оказывать адаптивное воздействие и выступает как способ освоения социальной реальности.

3. Киноискусство в современном  мире - не просто один из видов развлечения: на сегодняшний день кино приобрело статус так называемой новой мифологии и относительно новые для него культуротворческие функции. Таким образом, можно говорить о кино как о полифункциональном виде искусства, который испытывает на себе влияние социума и сам непосредственно оказывает воздействие на общество. Современная социология кино - это самостоятельная отрасль научного знания, использующая в своем арсенале методы и приемы социологических исследований и изучающая культурологические, психологические, демографические, тендерные, историко-политические, коммуникативные и маркетинговые аспекты взаимовлияния киноискусства и социума

4. Между социумом и  современным киноискусством существует  постоянная и паритетная амбивалентная  связь. При этом кинематограф не способен объективно отражать жизнедеятельность общества во всей ее полноте, а лишь отвечает на сформированный эпохой и социальной реальностью конкретный запрос, что объясняется субъективизмом и неспособностью создателя фильма как самостоятельного творческого актёра в полной мере охватить ту социокультурную реальность, частью которой он является. Как некий социальный институт, кино формирует зрителя и влияет на общество, способствуя расширению его сознания. В свою очередь общество под воздействием кинематографа становится более разборчивым в этой сфере искусства и требует более сложных как в техническом, так и в художественном плане кинокартин.

5. Кинопредпочтения современного  кинематографа сформированы представлениями  о современной информационно-компьютерной  революции как продвижении цивилизации  к постинформационному обществу. Современная киноиндустрия, продуцирующая  кинематографические ремейки виртуальных компьютерных игр и фантастических произведений, генерирует социально доступную атмосферу бегства личности из реального мира «страданий» в «благие» миры виртуальной реальности и виртуальной игры, которые еще и предоставляют условия для экзистирования личности, так как содержат архетипы коллективного бессознательного, выражающиеся в символах. Увеличение объема так называемого «глянцевого» кино, ориентированного на упрощение и ирреализацию объективной реальности, оказывает дифференцировано негативное воздействие на зрителя. Массированное «введение» в реальность «нереального», того, чего не может существовать по определению (по крайней мере, на данный момент) ведет к снижению критичности восприятия окружающей действительности и усложняет процесс социализации личности, культивирует цивилизационные страхи.

6. Кинематографическая  продукция, наполняющая на сегодняшний  день кинорынок, воспринимается  зрителем фоново, независимо от  его воли. Налицо так называемый  феномен заппинга, являющийся следствием  интегра-тивного воздействия кинематографа и масс-медиа. Однако нельзя оценивать влияние масс-медиа на кинематограф как однозначно позитивное или однозначно негативное. Коммуникация кино и зрителя носит двусторонний характер. На качество восприятия транслируемых кинематографом социальных образов влияет множество факторов, таких, как тендер, возраст, социальный статус и социокультурное окружение. Исходя из понимания киноискусства как способа освоения социокультурной действительности, следует, что предлагаемые посредством кинематографа модели социального поведения и социальные роли нуждаются в осмыслении и корректировке. 6

 

 

 

 

_______________________________

6Мелконян К.Ю. Киноискусство как фактор Формирования социокультурного пространства общества // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. Вып. 66. - 0.6 п.л.

Глава 2. Кинематограф как отражение массовой и элитарной  культу

2.1. Кинематограф  в массовой культуре                                                                  

Кинематограф является проявлением как массовой, так и элитарной культур. Выясним, как он проявляется в этих культурах и в чем заключаются отличия.

Массовая культура является производной от индустриального  общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения и других средств массовой информации (СМИ). Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы «культурного потребления», распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения. Для этого современные возможности СМИ поистине безграничны, спутниковая связь и Интернет способны донести информацию о событиях в мире искусства и культуры до миллионов людей в десятках стран мира. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств для своего восприятия. Зачинателями кинематографа в массовой культуре были бизнесмены Голливуда (США), так называемая «Фабрика грез». Они разработали целую систему производства фильмов, которые сегодня заполнили экраны кинотеатров мира (фильмы ужасов, мелодрамы, боевики, эротических фильмов и т.п.). В России было начались первые коммерческие просмотры фильмов, новинкой заинтересовались не люди искусства, а предприниматели – владельцы цирков и балаганов. И так постепенно кино вошло в массы.7

 

_____________________________

7 Медведев А. Только о кино.- Кино в России - история ХХ век // Искусство кино. 1999.- №2.

Ознакомиться с массовой культурой сегодня очень просто: есть в «Макдональдсе» или китайских ресторанах, что касается кино - это смотреть голливудские картины и телесериалы. В общем, всё то, что имеет большую популярность среди публики и высокий кассовый сбор.                                                                                                                                                                                                                                                                                      Для многих современных образованных людей глобальная массовая культура является не только господствующей, но и единственно возможной. То есть для них уже единственный критерий оценки качества фильма – кассовый успех либо же производная от него -  количество миллионов долларов, потраченных на фильм. Как говорит один молодой российский критик, "если я не вижу в фильме миллиона долларов бюджета в каждом кадре или в каждую секунду, то этот фильм мне не интересен". Учитывая, что российские фильмы имеют миллион долларов на 25-30 минут, то, соответственно, ни один российский фильм априори не может быть ему интересен, равно как и украинский, где миллион долларов приходится на 25 фильмов.

Кассовые сборы  отечественных и зарубежных фильмов  в 2002–2009 гг.

  

 

Фильмопроизводители постоянно заявляют о приверженности зрителей российскому кинематографу. Проблема, однако, в том, что зрители хотят смотреть не просто российское кино, а российские фильмы определенного типа и качества. Задача кинематографистов выявить и удовлетворить конкретные зрительские потребности. Их верные слова необходимо подтвердить конкретными делами - значительным кассовым успехом созданных в России картин.

 

Количество выпущенных в прокат отечественных и зарубежных фильмов 2002–2009гг.  

 

Способности массовой культуры, ее умение воздействовать на вкусы и настроения огромной аудитории во многом зависят от использования ею популярных жанров. Именно это обстоятельство делает необходимым изучение популярных жанров, их структуры, эволюции, границ и возможностей.

 Какие фильмы вы любите смотреть  (в опросе участвовало 116 человек)

Кино это наиболее развитое империалистическое средство контроля над массами». Эта фраза написанная Вальтером Биньямином в 30- е годы XX века не утратила своего значения и сегодня. Через кино, через информационные институты действительно производится оформление человека. Кинематограф, в целом, является мощным культурно - пропагандистским средством. Большое количество государств поддерживают съемки фильмов, которые могли бы сыграть роль национальной идеи, выраженной средствами искусства, потому что правительства этих стран понимают, что не только прибыль должна определять развитие культурной среды государства.

Информация о работе Кинематограф как фактор проявления массовой и элитарной культур