Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:18, курсовая работа
Цели работы:
-определить, что представляют собой эти культуры,
-выяснить, как понимается кинематограф в социологии и
-как он проявляется в массовой и элитарной культуре,
-определить его как уникальный продукт современности.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению кинематографа в контексте социологии культуры
1.1. Понятие, структура и функции массовой и элитарной культур……..5
1.2. Понятие кинематографа в социологии……………………………….10
Глава 2. Кинематограф как отражение массовой и элитарной культур
2.1. Кинематограф в массовой культуре……………………………………15
2.2. Кинематограф в элитарной культуре…………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Телевидение, кинематограф сами по себе факты культуры, но максимальная их польза для общества будет достигнута при более существенном, глубинном вкладе программ, передач и фильмов чем в настоящее время, в духовную жизнь людей. Сегодня многочисленные «творцы искусства», не подозревая о великом опыте эстетической мысли, выпускают произведения, лишенные глубинного смысла, художественной ценности, тем самым по своему невежеству попирают все законы искусства. И нужно бороться, чтобы не утонуть в пошлости и безвкусице современной массовой культуры, примитивной и агрессивной, не признающих никаких этических и эстетических норм.8
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое пространство.
______________________________
8 Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино// М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
2.2. Кинематограф в элитарной культуре.
Кинематограф в элитарной культуре представлен такими понятиями как авторское кино, арт-хаус, короткометражное, авангардное и документальное кино. Это фильмы, которые можно долго разгадывать, где есть простор для мысли и чувства, где зрительская реакция не программируется сотнями подсказок и стереотипов.
«Авторское кино – это модель организации кинематографа, в которой режиссер фильма выступает как полноправный автор произведения, как лицо, несущее ответственность за фильм в целом»9. Теория авторского кино появилась во Франции в 1950-е годы и представляет режиссера автором фильма– как творца, выражающего свой художественный замысел на пленке (авторы теории – А. Астрюк, А. Базен). В этом кино главное место занимает идея создателя. Режиссер ставит целью не получение выгоды, а донесение до зрителя своих взглядов, убеждений. Режиссеру не приходится задумываться о том, понравится ли массовому зрителю его фильм. Он знает, что найдется аудитория, которая получит от его фильма неподдельное удовольствие. Обычно это кино интеллектуальное, не для всякого зрителя. Поэтому эти фильмы показывают не во всех кинотеатрах. Обычно такие фильмы хочется пересмотреть несколько раз, потому что с первого раза все мелочи уловить практически нереально. В этих фильмах много символов. Авторское кино относится к элитарной культуре. Оно заставляет зрителя задуматься над своей жизнью, над своим поведением и над происходящим вокруг него.10
Среди других распространенных, отчасти синонимичных наименований авторского кино существуют «режиссерское кино», «арт-синема», «арт-хаус», «интеллектуальное кино», «фестивальное кино», «другое кино». Авторское кино – это не обязательно скучное и заумное кинопроизведение.
______________________________
9Самутина Н.В.
- Энциклопедия Кругосвет // http://www.krugosvet.ru/
10Гладильщиков Ю. - Справочник грез/Путеводитель по новому кино// 2008 г.
К этому жанру относятся блестящие работы Чарли Чаплина, Жоржа Мельеса. В своих фильмах они практически все делали сами: писали сценарии, ставили, играли»
Авторское кино не становится кассовым потому, что у него узкая целевая аудитория. Не каждый человек хочет задумываться, анализировать. Многие ходят в кино, чтобы отдохнуть, получить заряд хорошего настроения, а не для того, чтобы выйти из зала и думать на протяжении еще нескольких дней. Смысл понятия "авторское кино" мог бы потеряться, если бы оно стало общедоступным.
Арт-хаус зародился в 40-х годах прошлого века в США, как приемник авангардного экспериментального кино 20-30-х годов, с момента своего рождения противопоставляло эти фильмы фильмам массовым. Если сперва, в 40-х годах прошлого столетия в США, Арт-хаус означал кинотеатры и категории фильмов вне голливудского мейнстрима (как правило, снятые до войны или европейские фильмы), сегодня это тысячи картин разных жанров с ярко выраженным авторским взглядом режиссера. Арт-хаус также нашел отклик в среде нетрадиционных сексуальных культур. Это не только художественные гей фильмы и фильмы, раскрывающие лесбийские взаимоотношения, это вклад в современное <другое кино> творцов с нетрадиционной сексуальностью.11
Некоторые кинокритики выделяют интеллектуальное кино в отдельный жанр, как фильмы разных направлений, но объединенные общими свойствами. Обычно такой жанр определяют как некоммерческие и самостоятельные авторские фильмы. Интеллектуальное кино не предъявляет никаких требований к зрителю, кроме желания видеть немного шире и воспринимать образы немного свободней. Теория авторского кино появившаяся во Франции в 50-е годы, представляет режиссера автором фильма - как творца выражающего свой художественный замысел на пленке.
__________________________
11 arthouse.ru
Большинство признанных мэтров внесших свой вклад в Арт Хаус кинематограф имеют свой узнаваемый почерк, прослеживающийся в их произведениях.
12 Бордвелл Д./«Арт-хаус как проявление кино»//1979 г.
Подводя итог можно сказать, что кинематограф в элитарной культуре это нонконформистское кино. Не разменивающееся на прибыль или дешевую популярность, не вписывающееся в систему идеологических и социокультурных мифов.
______________________________
13 Нил С. Арт-синема как институция//Логос, 2002, № 5–6
Заключение
Кинематограф – это великое изобретение человека, оказавшее огромное влияние на формирование мировоззрения человека XX века, который использовал многовековой опыт литературы, живописи, театра, музыки, танца, скульптуры, архитектуры. Самое молодое искусство, родившееся чуть – ли не на наших глазах, насчитывает не более 90 лет, но оно унаследовало тысячелетние традиции и художественный опыт многих поколений. Это поистине синтетическое искусство, несущее миллионам зрителей слова порта, картины художника, игру актера, мелодии композитора. Это искусство, соединяющее живопись и архитектуру с театром, литературой и музыкой. Фильм звуковой и цветной, широкоформатный и стереофонический – это действительно синтетическое искусство. Еще раз вспомним с благодарностью ученых и изобретателей: Плато, Рейно, Эдисона, Маре, Ньюбриджа, Демени, братьев Люмьер - всех тех, кто из любви к открытиям помогли изобретению, которое они считали лишь «научной игрушкой» которое оказалось новым средством выражения мыслей людей.
Кино
– это самый «передовой» вид
искусства, в процессе
В течение XX века кинематограф из технической новинки и ярмарочного развлечения превратился в часть повседневной жизни миллиардов людей, в новое искусство, масштабное зрелище, явление культуры и, наконец, в музейное достояние. Сейчас существует множество жанров, способных удовлетворить любого зрителя, хочет он отдохнуть или подумать над фильмом.
Искусствоведы представляют современное кино и как достояние истории (в первую очередь в справочно-информационных материалах), и как живо, непрерывно развивающееся явление культуры. Разнородность и разножанровость критики действительно отражает специфику кино в культуре XX века.
Безусловно, крайне сложно научиться воспринимать кино не только как развлечение, но и научиться разбираться в нём, научиться ценить то, чем восхищаются критики, это сложная работа, которая многим кажется бессмысленной. Лишь поверхностное знакомство с работами таких великих классиков, как С. Эйзенштейн, А. Хичкок, И. Бергман, Ф. Феллини, А.Куросава не может перевернуть внутренний мир зрителя. Для понимания таких шедевров нужно прежде повысить уровень общей культуры. Развитие культуры – это ключ к решению если не всех, то почти всех проблем любого общества, ведь чем более развита личность в частности, тем более развито общество в целом. Кинематограф – универсальное средство для повышения уровня культуры отдельно взятого гражданина.
Список литературы
1. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры / Изд-во Ростовского университета, 1979г.
2. Флиер А. Я. «Массовая культура
и ее социальные функции»// Высшая школа
культурологи Государственного университета
культуры/ http://www.culture.circle.ru/
3. Корзун Н.А. «Феномен массовой культуры»/ «Москва», 1987г., №6
4. Культура "массовая" и "элитарная"
Рубрикатор экспертного центра РАН //
5.«Кино: Энциклопедический»// изд.«Советская энциклопедия»/Москва, 1987 г.
6.Мелконян К.Ю. Киноискусство как фактор Формирования социокультурного пространства общества // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010г.
7. Медведев А. Только о кино.- Кино в России - история ХХ век // Искусство кино. 1999г.- №2.
8. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино// М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003г.
9. Самутина Н.В. - Энциклопедия Кругосвет
// http://www.krugosvet.ru/
10.Гладильщиков Ю. - Справочник грез/Путеводитель по новому кино//2008г.
11. arthouse.ru
12. Бордвелл Д./«Арт-хаус как проявление кино»//1979 г.
Информация о работе Кинематограф как фактор проявления массовой и элитарной культур