Классицизм эпохи Просвещения в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:17, реферат

Краткое описание

Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармонического целого.

Содержание

1. Введение: Классицизм. Эпоха Просвещения.
2. Литература.
3. Живопись и скульптура.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему:

 

"Классицизм эпохи Просвещения в Англии."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

Поляков Алексей Иванович

 

 

Проверил:

доцент

Солодовникова Светлана Викторовна

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2013

Содержание

 

 

1. Введение: Классицизм. Эпоха Просвещения.

2. Литература.

3. Живопись и скульптура. 

Введение.

 

Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармонического целого. Такие понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов. Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII - начала XIX вв. (последний в зарубежном искусствознании часто именуется неоклассицизмом), но в пластических искусствах тенденции классицизма наметились уже во второй половине XVI в. в Италии - в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно - в сочинениях Дж. П. Беллори (XVII в.), а также в эстетических нормативах академистов болонской школы.

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Собственно термин просвещение из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Главные представители Просвещения  в Англии (где оно возникло) —  Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери

Литература.

 

Эпоха Просвещения в литературе охватывает столетний период с 1688 по 1789 годы. В любом литературном произведении эпохи Просвещения должны соблюдаться  три условия: занимательность сюжета, поучительность и иносказательный  характер повествования.

 

Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).

Буало прославился на всю  Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его  влиянием в            Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

 

Классицизм XVIII века развивается  под влиянием идей Просвещения. Целью  творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал  современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.

 

В английской литературе Просвещение  проходит несколько этапов.

В 20-30-е годы XVIII века в  литературе господствует проза, популярность приобретает роман приключений, путешествий. В это время создавали  свои -

 

знаменитые произведения Даниэль Дефо и Джонатан Свифт. Даниэль  Дефо всю жизнь отдал торговле и журналистике, очень много путешествовал, хорошо знал море, свой первый роман  он выпустил в 1719 году. Им стал роман  «Робинзон Крузо». Толчком к созданию романа стала однажды прочитанная  Дефо заметка в журнале о шотландском  моряке, который был высажен на необитаемый остров и за четыре года одичал настолько, что утратил человеческие навыки. Дефо же переосмыслил эту идею, его роман стал гимном труду человека из низов. Даниэль Дефо стал создателем жанра романа Нового Времени как  эпоса частной жизни отдельного человека. Джонатан Свифт был современником  и литературным противником Дефо. Свой роман «Путешествие Гулливера» Свифт написал как пародию  на «Робинзона Крузо», в корне не принимая социального оптимизма  Дефо[11;142].

 

Творчество крупнейшего  английского поэта XVII века Джона  Мильтона (1608 – 1674) может рассматривать  как пример  английского классицизма  (особенно его поздние поэмы). Мильтон  родился в Лондоне, в семье  нотариуса, формировался как личность под влиянием пуритан. После окончания Кембриджского университета в 1632 г. Мильтон поселился в местечке Хортон, где начал литературную деятельность. Здесь он написал «L’allegro» (Жизнерадостный) и «Ilpenseroso»(Задумчивый), где живописал согласие чувств и разума, отдавая разуму пальму первенства. В 1638 - 1640 гг. Мильтон путешествует по Европе, в Италии его принимают как крупного поэта и учёного. Но весть о созыве парламента в Англии, начале революции заставляет его вернуться на родину и активно включиться в борьбу за обновления общества.

Второй период в творчестве Мильтона (1640 – 1660) связан, прежде всего, с его участием в английском буржуазной революции и публистической деятельностью.

Мильтон был замечательным  поэтом. В его стихах ощущается  влияние классической эстетики. Так, в стихотворении «Шекспиру» Мильтон  повторяет образ «Памятник» Горация: Шекспир воздвиг себе памятник выше и прочнее пирамид. Поэт сравнивает творчество Шекспира с современной  литературой.

Последний период творчества Милтона охватывает 1660 – 1674 гг. С  поражением революции и началом  реставрации Стюартов для поэта  наступает мрачное время. Он едва избегает казни и тюрьмы. В августе 1660 г. По указу короля публично сжигаются  публицистические книги Мильтона «Иконоборец» и «Защита английского народа». В этот период написаны самые знаменитые произведения писателя – поэмы «Потерянный  рай! (1658 – 1667) и «Возвращённый рай» (1671), трагедия «Самсон-борец» (1671).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Живопись и  скульптура.

 

В большинстве стран Европы XVIII век был беднее художественными  ценностями, чем XVII век, а в некоторых, как в Голландии, Фландрии, Испании, изобразительное искусство "галантного" столетия опустилось до уровня посредственности. Англия являлась исключением: в этой передовой европейской стране, на полтора столетия раньше Франции  осуществившей буржуазную революцию, национальный гений рано и блистательно проявился в литературе, но поздно - в пластических искусствах. Только в XVIII веке Англия выдвинула живописцев всеевропейского масштаба.

Следует помнить, однако, что  в отличие от континентальной  Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новым этапом культуры, неоклассика  в контексте английского искусства  не выделяется, ибо античностью здесь  увлекались давно. Английское Просвещение  было зрелым уже к 40-м годам XVIII столетия, и на всей культуре Англии сказывались  его гуманистические идеи. Но революция  в Англии уже произошла, и английское Просвещение не имело того революционного духа, который характерен для Франции.

Однако в целом изобразительное  искусство Англии XVIII века не пошло  по пути повествовательности. Рассказ  был предоставлен литературе, а живопись, наверстывая упущенное, совершенствовала свои собственные возможности главным  образом в жанре портрета. Портрет  и ранее культивировался в  Англии, беря начало от Гольбейна и  Ван Дейка. Укрепленный литературой  интерес к психологии поддержал  эту традицию. Плеяда портретистов второй половины XVIII века является гордостью  английского искусства. Достаточно назвать двух крупнейших, которые  были в известном смысле антиподами, - Рейнолдса и Гейнсборо.

 

Томас Гейнсборо (1727-1788) родился в маленьком, типичном для Восточной Англии городке. Юный Томас впитывал могучую живопись Рубенса и Ван Дейка, тонкую реалистичную живопись "малых голландцев", реализм Хогарта, извивы рококо, но в зрелые годы не копировал выигрышные приемы, а с их помощью пытался передать состояние и движение природы, характер человека.

В начале пути, вынужденный  зарабатывать на жизнь, он выполняет  декоративные работы, пишет маленькие  пейзажи. Одна из самых ранних подписных  картин изображает бультерьера Бампера  на фоне пейзажа, а на обороте рукой  художника сделана уважительная надпись: "Замечательно умный пес".

Скоро Гейнсборо замечают и начинают ценить коллеги, сам Хогарт приглашает его к участию в  украшении детского приюта, и он пишет вид лондонского госпиталя "Чартерхаус".

По этой работе, выполненной  в 1748 году, когда Гейнсборо был 21 год, видно, как зарождались особенности  его мастерства. При неизбежном для  изображения архитектурных форм математически точном построении композиции здесь уже присутствуем движение, увлекающее зрителя, при замкнутом  пространстве уже сделана попытка  прорыва, создания форм игрой теней и света. Человеческие фигурки - ритмические точки - уже пытаются жить собственной жизнью.

У зрелого Гейнсборо мы не найдем ни городских архитектурных  пейзажей, ни даже изображения узнаваемых конкретных мест. Заказов "для души" добиться Лондоне не удавалось, и Гейнсборо переехал в небольшой портовый город Ипсуич, где было поменьше соперников. Первым, кто пригласил его к себе, был местный помещик, желавший. покрасить окна и двери. Однако дело постепенно налаживалось - в Ипсуиче художник написал около 80 портретов, продемонстрировав замечательный дар мгновенно и точно схватывать сходство.

Долгое время главным  в творчестве Гейнсборо считался портрет, хотя самому художнику всегда был ближе пейзаж. Однако отвлеченных  пейзажей тогда не ценили, а потому не заказывали и не покупали, мода на них пришла лишь в конце XVIII века. Может быть, необходимость писать портреты ради денег в сочетании  с душевной потребностью писать пейзажи  и привели Гейнсборо к одному из его главных художественных открытий - созданию пейзажного портрета, где  человек и природа сливались  воедино.

В 1759 году художник оставил  Ипсуич и переехал в модный курортный  городок Бат - там с октября  по апрель собиралось высшее общество, к услугам которого были минеральные  воды, бассейны, развлечения. В Бате соперников у Гейнсборо не оказалось, и первый же написанный им большой  портрет Анны Форд, музыкантши-любительницы, привлек всеобщее внимание. Любовь художника к музыке продиктовала композицию портрета - очертания женской  фигуры повторяют форму цитры, лежащей  на коленях Анны, и выступающей  из полутени виолы. Образ оказался таким  живым, что современники называли его "великолепной обманкой", и таким  смелым, что воспитанные дамы считали  его неприличным.

На редкость необычным  был творческий метод Гейнсборо. Не делая эскизов, он начинал работать сразу на холсте в затененной мастерской, постепенно впуская все больше света, чтоб выхватить детали, но никогда  не прибегал к мелочной отделке. По словам его главного соперника, первого  президента Академии художеств, сэра Джошуа Рейнолдса, вблизи живопись Гейнсборо  выглядела настоящим хаосом, а  на расстоянии все как по волшебству вставало на свои места и обретало форму. Внешне незавершенные картины  заставляли зрителя думать и фантазировать, участвуя в творческом процессе.

Его портреты часто кажутся  чрезмерно яркими, но надо помнить, что дамы в XVIII веке не мыслили себя без косметики.

Как необычно проявилась эта  внутренняя жизнь в работах Гейнсборо  начала 1770-х годов! Пышный парадный свадебный портрет 17-летней Мэри Грэм. Образ и атмосфера портрета вызывали почти суеверные чувства - миссис Грэм умерла молодой, горячо любивший ее муж был не в силах смотреть на изображение. Картину упаковали  и спрятали почти на полвека.

Джонатан Баттл (этот портрет  еще называют "Голубой мальчик") стоит в небесно-синем костюме  на коричневато-сером фоне листвы и  заката - какая значительность и  сила в этом изысканном образе!

Тем временем Гейнсборо приглашают стать одним из 36 членов-основателей  Королевской Академии, и в 1774 году он переезжает в Лондон, где ему  поневоле приходится вступить в состязание с Рейнолдсом.

Редкостное для XVIII века проникновение  в духовный мир мы видим в портрете герцогини де Бофор ("Дама в голубом" - единственная картина Гейнсборо  в нашей стране, в собрании Эрмитажа), словно сотканной из легких мазков, тающей и мерцающей в изысканной гармонии холодных тонов; королевы Шарлотты, некрасивой, но очаровывающей зрителя  благодаря виртуозному письму.

 

Королевская Академия художеств - наиболее влиятельная и авторитетная ассоциация художников Великобритании. Она была учреждена по приказу  английского короля Георга III 10 декабря 1768 года. Первым президентом Академии был избран знаменитый английский исторический и портретный живописец Джошуа Рейнолдс(1723-1792).

Информация о работе Классицизм эпохи Просвещения в Англии