Классицизм эпохи Просвещения в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:17, реферат

Краткое описание

Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармонического целого.

Содержание

1. Введение: Классицизм. Эпоха Просвещения.
2. Литература.
3. Живопись и скульптура.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Со дня основания академия неоднократно меняла "место жительства" и только в 1868 году окончательно обосновалась в здании Бирлингтон-хаус на улице  Пикадилли.

В 1789 году в Россию на корабле "Дружба" прибыла из Англии огромная картина, выполненная прославленным  английским живописцем Джошуа Рейнолдсом по заказу русской государыни Екатерины II.

Сюжет монументального полотна "Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой" - одной из наиболее известных исторических композиций Рейнолдса. В Лондоне заказ Рейнолдсу с гордостью рассматривали как своеобразную дипломатическую миссию по укреплению взаимоотношений между двумя странами и высокую честь, оказанную Англии.

В последней трети XVIII века национальная английская школа живописи достигла подлинного расцвета, а ее признанным лидером, законодателем "моды", "высокого" стиля в искусстве  стал автор "Младенца Геракла" Джошуа Рейнолдс. Ко времени создания этого  знаменитого полотна, и поныне украшающего  петербургский Эрмитаж, Рейнолдс находился  на вершине славы, осыпанный всевозможными  почестями и званиями.

В 1741 году 18-летний Рейнолдс поступил в мастерскую к модному  тогда, но весьма заурядному портретисту  Хадсону, где проучился два года! Обретя необходимые навыки профессионального  художника, Рейнолдс вернулся из Лондона  на родину и стал исполнять незначительные работы. Дальнейшему своему развитию и успеху художник прежде всего был  обязан покровителям - знатным девонширским помещикам, которые радушно его  принимали. В Англии XVIII века довольно многие меценаты-аристократы увлекались "выращиванием" художественных талантов. В доме лорда Эджкомба Рейнолдс познакомился с капитаном (впоследствии адмиралом) Кеппелем, который помог ему побывать в Италии. Художник запечатлел этого  романтически воодушевленного молодого офицера на берегу бурного моря.

По возвращении из Италии в 1753 году Рейнолдс окончательно обосновался  в Лондоне и открыл собственную  мастерскую. Благодаря своей высокой  технике, необычайной работоспособности  и широкому покровительству художник вскоре стал очень популярным. Слава Рейнолдса росла, как и цены на его портреты, но это не останавливало многочисленных поклонников, желавших быть запечатленными кистью национального "маэстро". Были годы, когда Рейнолдс писал по три-четыре портрета в неделю, но позже, став видным общественным деятелем, создавал не более 60-70 портретов в год, и почти каждый из них становился событием в художественной жизни Англии.

Во всех полотнах Рейнолдса  поражают удивительная композиционная изобретательность, прирожденное чувство  ритма, насыщенный, теплый колорит, светотеневые контрасты, свидетельствующие об уроках у венецианцев, Рембрандта, других мастеров прошлого.

Еще при жизни старшего современника Рейнолдса - У. Хогарта  в английском обществе зрело желание  создать профессиональное художественное учебное заведение, с постоянным выставочным помещением и музеем. В декабре 1768 года устав Академии художеств был подписан королем, ставшим ее патроном, так что и  по сей день Академия имеет титул  Королевской. Ее двери распахнулись для первой выставки 130 картин известнейших английских живописцев того времени  во главе с Рейнолдсом.

Президент Академии расширял с каждым годом свои общественные связи, становился членом всевозможных клубов, получил степень доктора  гражданского права Оксфордского университета, был избран мэром родного города Плимптона и с 1784 года занимал  должность главного королевского художника.

Создавая "исторический", "большой" стиль в портретной живописи, Рейнолдс как глава Академии не мог не отдать дань собственно исторической картине. В академической иерархии жанров на первом месте традиционно  был исторический (хотя в те времена  под историческим сюжетом подразумевался прежде всего мифологический или  религиозный). Но знаменитого портретиста  в этом жанре преследовали неудачи. Среди большого числа малооригинальных исторических композиций Рейнолдса  наиболее интересными и облагающими  высокими художественными достоинствами  являются уже упомянутый "Младенец Геракл" и написанный по заказу Потемкина "Амур, развязывающий пояс Венеры".

Джошуа Рейнолдс творил более 40 лет, имел множество поклонников  и немало друзей, но всегда оставался  одинок. С молодости он плохо слышал, а с 1789 года начал терять зрение. Биографы рассказывают, что, когда художник перестал видеть одним глазом, он положил  кисть на мольберт и спокойно заметил  с мужеством, которое ему никогда  не изменяло: "Всему на свете есть конец, пришел и мой конец". В 1790 году Джошуа Рейнолдс сказал прощальную речь студентам Академии, а в 1792 году он был торжественно похоронен в  лондонском соборе св. Павла, навсегда оставшись гордостью английской живописи.

 

В 1770—1780-х гг. начинается новый расцвет в Англии портретной миниатюры. В этой области работают Озайас Хемфри (1742—1810), Джон Смарт (ок. 1741—1809), Ричард Косуэй (ок. 1742—1821) и  Джордж Энгельгарт (1750—1829). Миниатюры  теперь исполняют на пластинках слоновой кости, что придает краскам особую прозрачность. Все же теперь успех миниатюры — это отраженный блеск по отношению к живописному портрету: Хемфри следует за Рейнольдсом (несмотря на то, что пользовался в Бате советами Гейнсборо), искусный Косуэй — скорее за Гейнсборо, хотя и сводит все почерпнутое у него к чисто внешней элегантности.

Господство живописи над  всеми другими видами изобразительного искусства — еще одна характерная  особенность его развития в Англии в 18 веке.

Так, например, рассматриваемое  тридцатилетие ознаменовано блестящими достижениями гравюры, но это репродукционная  гравюра, назначение которой — популяризировать шедевры живописи. Так ее использовал  еще Хогарт, который исполнял свои гравюры резцом, применяя также и  офорт. Но гораздо более соответствовала  этим целям другая техника — так  называемая «черная манера», или  меццо-тинто. Известная в Англии еще со второй половины 17 века, она  была доведена до совершенства такими мастерами, как Ричард Ирлом (1743—1822), Валентин Грин (1739—1813) и Джон Рафаэль  Смит (1752—1812). Благодаря мягкости переходов, глубине черного тона, чистоте  и серебристости «светов», какой  достигали эти мастера, репродукционная  гравюра приобрела настоящую  художественность, стала достойным  пропагандистом достижений английской живописи.

 

Скульптура почти не имела  самостоятельного значения в Англии конца 17— 18 в. и развивалась главным  образом постольку, поскольку она  необходима в архитектуре или  в прикладном искусстве.

Для надгробий часто исполнялись  портретные статуи; декоративная лепнина  использовалась в отделке зданий. Таково поле деятельности скульптора и резчика по дереву Гринлинга  Гиббонса (1648—1720), англо-датского происхождения, работавшего на рубеже 17—18 вв., а  также трех скульпторов-иностранцев, выступавших в Англии в 1720—1730-х  гг.,— М. Рисбрака, Б. Шимейкера и  Л.-Ф. Рубийяка, принесших в английскую скульптуру приемы барокко и рококо.

С 1760-х гг., сообразно характеру  английского зодчества и установкам Королевской Академии художеств, в  скульптуре господствует увлечение  античностью, о чем свидетельствуют  работы Томаса Бэнкса (1735—1805), Джона  Бейкона (1740—1799), Джошуа Уилтона (1722—1803), одного из членов-основателей Академии, и Джозефа Ноллекенса (1737—1823). Античные сюжеты используются в рельефах для  украшения каминов, в декоративной скульптуре; в античные туники и  тоги задрапированы фигуры надгробий (например, надгробие доктора Джонсона работы Бейкона в соборе св. Павла  в Лондоне, 1796). Появляется стремление к строгой, уравновешенной композиции, к чистым и плавным линиям.

В портретных бюстах, которыми особенно славился Дж. Ноллекенс, также  чувствуется использование традиций античного портрета, но здесь более  заметны реалистические искания. Бюсты  работы Ноллекенса можно до некоторой  степени сблизить с портретами Рейнольдса в живописи («Адмирал Нельсон» и  «Лоренс Стерн», 1766, в Национальной портретной галерее в Лондоне, «Джон  Фокс» в Эрмитаже и многие другие).

В творчестве Джона Флаксмана (1755—1826) намечаются как бы две линия  развития английской классицистической  скульптуры — создание монументов официально-государственного характера  и, с другой стороны, поиски более  камерных скульптурных форм. Флаксман был автором монументальных надгробий  в соборе св. Павла и в Вестминстерском  аббатстве. Выступал он и с изящными линейными рисунками — иллюстрациями  к Гомеру и Данте, но прежде всего  и более всего приобрел известность  своей работой в области прикладного  искусства и мелкой пластики, сотрудничая  с Веджвудом.

 


Информация о работе Классицизм эпохи Просвещения в Англии