МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Факультет искусств
Кафедра Дизайна
Контрольная работа
по дисциплине: История художественного
образования
Вариант 3
Выполнил студентка группы:
Кр 111 С ИД
Шевченко Алена Андреевна
Проверил: к. иск, доцент
Рысаева Татьяна Дмитриевна
Кемерово 2015
СОДЕРЖАНИЕ
- Значение художественного образования
в становление творческой личности…………………………………………………………….......3
- Народное искусство как средство развития творческой личности……………………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………7
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….8
1.ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ
ЛИЧНОСТИ
В современном российском обществе
особое внимание привлекают проблемы
единства связи человека и мира, а также
«способы обустройства» людей. Крайней
степени обострённости достигают взаимодействия
между человеком и миром, человеком и обществом
и разными типами обществ.
В настоящее время возникает
потребность восстановления связи человека
и природы, как единого, органически развивающегося
целого. Особое значение приобретают концепции,
в центре которых находятся принципы существования
человека в мире с центром его творчества.
В конце 80–90 гг. XX в. среди учёных-исследователей
указывалась необходимость системного
изучения художественной культуры как
особого общественного явления, обладающего
своим строением и закономерностями исторического
развития. На рубеже XX-XXI вв. актуальной
проблемой стало определение специфических
качеств нового поколения, как носителя
переходного самосознания.
Достигнутые в ходе исследований
результаты констатировали факт разрушения
культурного канона. Таким образом, проблема
культуры, культурного прогресса, смысла
существования человечества, перспектив
его развития привлекают пристальное
внимание современных учёных и широкую
общественность. Особое значение приобретает
определение значимости художественного
образования для развития творческой
активности и художественного просвещения
современного российского общества. Так
как проблема развития творческой личности
является одной из основных. С творчеством,
как актом жизнедеятельности, неразрывно
связано развитие личности: «развивается
лишь тот, кто создаст и творит новое, кто
выходя за рамки существующих нормативов,
реализует потенциальные возможности
своего внутреннего мира»
Значительный вклад в исследование
творческой личности внесли такие учёные,
как: Л. С. Выгодский, Э. В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн,
П. Ф. Кравчук..
Развитие личности - это результат
постоянной её реорганизации для успешной
реализации задач будущего. Поэтому развитие
творческой активности личности необходимо
во всех сферах деятельности общества,
в том числе и в образовании, которое способствует
нравственному становлению личности,
овладению и присвоению ею художественной
культуры.
Одним из объектов исследования,
способствующих становлению творческой
активности личности, ведущего к художественному
просвещению современного российского
общества, является художественное образование.
В современной отечественной
науке художественное образование определяется
как особый продукт художественной деятельности
людей. Поэтому художественное образование
охватывает все отрасли художественной
деятельности: словесную, театральную,
музыкальную, изобразительную и т. д.
Кроме того, под художественным
образованием понимается многогранный
процесс и результат эстетического преобразования
сферы человеческой жизнедеятельности.
Это создание, распространение, коллективное
и индивидуальное восприятие, духовное
и материальное освоение эстетических
и художественных ценностей.
Основу культурно-художественного
образования составляет искусство. На
нём замыкается вся социодинамика эстетических
и художественных ценностей. По Мукаржовскому,
искусство - «это отрасль творческой деятельности
человека, отличающаяся преобладанием
эстетической функции». В этом значении,
искусство способно охватывать различные
виды творческой деятельности, связанные
с достижением эстетического эффекта.
Таким образом, культура, в целом создаваемая
творческой деятельностью человека, сама
становится мощным создателем и формирователем
личности, важнейшей предпосылкой и фактором
социализации личности.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский
усматривал важную социализирующую миссию
культурно-художественного образования
в том, что оно делает два шага навстречу
человеку. Первый её шаг состоит в том,
чтобы сделать из индивида личность, обладающую
собственным неповторимым уникальным
«я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь,
человек должен стать самим собой. Вторым
шагом Достоевский видел в формировании
у него привычки и потребности относиться
к другому человеку именно как к человеку,
уважать его стремления, мысли, взгляды,
убеждения, его позицию. Только идя таким
путём, художественное образование способно
сформировать социально развитую, духовно
богатую личность, в которой органически
соединены стремления к истине, добру и красоте.
По данным исследователей можно
сделать вывод о том, что художественное
образование является сложным и неоднородным
явлением, и по характеру удовлетворения
художественных потребностей, и по способу
художественной деятельности. Потому
что художественное образование определяется
и расширением знаний в области искусства,
и расширением участия в художественной
деятельности, и возрастанием потребности
в художественном достоинстве предметного
окружения в сфере труда.
Таким образом, творческое развитие
личности посредством художественного
образования, может происходить в результате
систематического, организованного педагогического
воздействия: в процессе накопления, обогащения
опыта художественно-творческой деятельности,
обеспечивающего художественное познание,
развития художественных потребностей
и интересов творческих способностей,
формированием оценок и вкусов, а также
опыта эмоционально-ценностного отношения
к искусству.
1.2 Народное искусство
как средство развития творческой
личности
Одним из эффективных способов
развития творческой активности личности
будущего специалиста в области художественного
образования является народное искусство.
Народное искусство понимается
как живая культура, сохраняющая национальные
художественные традиции этого живого
родника в русле современной художественной
культуры, учитывающая воздействие природно-географических
и социально-экономических факторов, которые
формируют и развивают народные традиции,
закладывающие основу системы народного
искусства.
Некрасова. А. М определяет народное
искусство как элемент быта и сознания
человека, которое функционирует, прежде
всего, как необходимость в самом творчестве
и художественной деятельности, как проявление
живой фантазии, где преемственность есть
основа профессионально-художественной
культуры. Народное искусство функционирует
на разных уровнях, но сохраняет общую
творческую структуру развития, ориентированную
на канонические системы, на традицию,
живущую в устно-зрительной передаче и предполагающую
соответствующее восприятие.
Народное искусство России
обладает художественно-творческим потенциалом
и является источником развития художественной
образованности народа. Познание основ
народного искусства - путь исторически
проверенный в системе ученичества, существующей
и в настоящее время в народных художественных
промыслах. Основу составляет декоративно-прикладное
творчество, которое можно охарактеризовать
как широкий раздел искусства, охватывающий
различные отрасли творческой деятельности,
а также являющийся одной из важнейших
областей народного творчества (от лат.decoro-
украшаю). Являясь областью пластических
искусств, декоративно-прикладное искусство
имеет широкий смысл и помимо народного
искусства включает традиции конфессиональной
и художественной светской культуры, а также
служит художественным формированием
материальной среды, создаваемой человеком.
Посредством изучения декоративно-прикладного
искусства происходит развитие эстетического
восприятия, накапливается опыт в профессиональной
и творческой деятельности. Результатом
также становится стилевая неповторимость,
осуществляемая творческой индивидуальностью
личности.
Заключение
Принимая во внимание вышеизложенные
позиции, можно сделать вывод о том, что
культурно-художественное образование
и народное искусство могут позволить
оказать творческое и профессиональное
воздействие на развитие творческой активности
личности будущего специалиста в области
художественного образования. А разработка
и внедрение в образовательный процесс
интерактивных методов обучения будет
способствовать художественному, умственному
и профессиональному развитию личности
в XXI веке в России и других странах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Художественная культура:
проблемы и суждения: Сб. статей (Сост.
С. С. Широков). М.: Знание, 1982. - (Новое в жизни,
науке, технике. Сер. «Эстетика», №10).
- Эстетическое развитие личности
/ В. И. Мазепа, А. В. Азаркин, В. П. Михалев и др. - Киев: Научн. думка, 2009. 458 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- http://forum.schoolpress.ru/
- http://cyberleninka.ru/
- http://www.moluch.ru/