Культура древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 13:32, реферат

Краткое описание

Когда, где и почему искусство «началось» — точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в строго определённый исторический момент — оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. Древняя история развивалась не только во времени — она перемещалась и в пространстве. То один, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. «И зарастали дворцы их колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни их».

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 55.04 Кб (Скачать файл)

Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен скульптурами и рельефами, отделан драгоценными материалами, обширные дворцы-террасы оживлялись искусственными прудами и деревьями. После смерти царицы её приемник Тутмес3, которого она в своё время оттеснила от престола, многое уничтожил; стремясь предать забвению имя женщины-фараона. Но храм и в руинах свидетельствует о высоком расцвете искусства той поры. Почти ничего не осталось от заупокойного храмаАменхотепа3, отца будущего реформатора Эхнатона. Сохранились, в повреждённом состоянии, сидевшие перед храмом 21-метровые колоссы. Теперь они высятся на фоне пустыни. Два сфинкса с ликом Аменхотепа3 из храма спокойно и царственно возлежат на берегу Невы, в Санкт-Петербурге, напротив здания Академии художеств. На их пьедестале написано, что они привезены из Древних Фив в град Петра в 1832 году. Они так хорошо вошли в архитектурный ансамбль Петербурга, гармонируя с его зданиями, мостами, решетками, со всем «строгим, стройным видом» северной столицы, что кажется, будто здесь они у себя дома.

Портретные фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи, исполненные в плодотворную для искусства эпоху 18-й династии — в 16 веке до нашей эры из черного дерева исключительно тонкой и изящной работы, хранятся в московском собрании. Ранная изображена в традиционной позе египетской статуи, но есть нечто новое, подчеркнута её хрупкая женственность, фигура необычайно тонкая, пропорции вытянуты, силуэт тела напоминает опрокинутый бутон лотоса. «Светский» дух проникает в искусство Египта. В рельефах и росписях гробниц, храмов и дворцов щедро изображаются пиры, праздники, арфистки  танцовщицы, приёмы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Переселяясь в загробный мир дамы и туда берут с собой наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, изящные туалетные ложечки. При таком наплыве светских мотивов со старыми канонами начинают обращаться более свободно. Хотя прежняя фризово-ритмическая композиция и прежняя трактовка фигур сохраняется, всё чаще появляются непривычные позы и ракурсы — в фас, в три четверти, со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится более изысканным. Многообразные поиски периода 18-й династии подготовили новаторский перелом, происшедший в царствование фараона-реформатора Аменхотепа4 -Эхнатона в начале 14 века до нашей эры. Эхнатон отменил единым законодательным актом весь древний пантеон богов, конфисковал имущество храмов и,  впервые в истории, ввёл единобожие — поклонение богу-солнцу Атону, только ему, и никому больше. Новое божество Атон был самим солнцем — диском, сияющим в небе: светлый круг, испускающий лучи. Каждый луч оканчивался человеческой рукой, что должно было символизировать дарование благ на земле. Эхнатон приступает к строительству новой столицы — Ахетатон («Небосклон Атона)». Место было выбрано севернее Фив, на восточном берегу Нила, где гряда гор полукружием обступает долину, образуя естественную ограду.

Хотя столица была построена в короткий срок на пустом месте, где раньше ничего не было, она быстро разрослась в оживлённый город с дворцами, храмами, некрополями (в которых почти ни кого не успели похоронить — Ахетатон просуществовал не долго), с ремесленными и торговыми кварталами, красивыми домами-усадьбами, а в садах нарядные беседки, бассейны, пруды, обильные рыбой. Ахетатон не походил на «страну могил», как иногда называли Египет, — в его облике было что-то родственное искусству Китая, с которым Египет имел торговые сношения. Больше не изготовляли статуй с головами львов и шакалов, зато дворцы щедро украшались декором с удивительно натуральными изображениями лотосов, папирусов, виноградных лоз, газелей, аистов, уток, взлетающих из зарослей тростника.

По-новому стали изображать людей. Разрушается броня душевной непроницаемости, возникает интерес к интимным переживаниям, лирическим мотивам. Сохранились рельефы с изображениями сцен частной жизни Эхнатона: он в семейном кругу, ласкает и забавляет детей. Две женщины сопровождали его на жизненном пути, и может быть, соучаствовали в его реформаторской деятельности: его мать Тия и любимая жена Нефертити, родившая Эхнатону шестерых дочерей. Их иконография обширна, и какой-то неуловимый отпечаток женственности лежит на искусстве той поры. Обновлённое содержание не так легко укладывалось в стилевые категории египетского искусства, выработанного веками. Язык изобразительного иероглифа, торжественно-плавных силуэтов, фризообразный построений на первых порах вступает в противоречие с новыми веяниями. Эхнатон требовал от художников реализма передачи индивидуальных черт без прикрас: прежде всего это касалось его облика. До той поры фараонов изображали с портретным сходством, но героизированно, непременно с могучим телосложением. Наружность Эхнатона меньше всего соответствовала идеалу героического владыки. Исторический Эхнатон был не слабым мечтателем, а исключительно властным человеком, умевшим диктовать свою волю — в том и художникам.  Подлинные шедевры создавались в портретной круглой скульптуре. В мастерской Тутмеса при раскопках были обнаружены и головки дочерей Эхнатона, каждая со своим индивидуальным складом лица, и портреты самого Эхнатона, плохо сохранившиеся, разбитые. Все эти головы должны были служить моделями для портретов, помещаемых в гробницах. Модели делались на основании масок, снятых с живых людей. Мастер исполнял с масок последовательную серию отливок, каждый раз перерабатывая, обобщая, устраняя ненужные подробности. Без помощи масок египетские художники не могли бы достигать большого портретного сходства, требуемого загробным ритуалом: ведь с натуры они не работали. Но в процессе претворения маски в портрет безжизненный слепок становился высоким произведением искусства. Одним из самых известных портретов является портрет царицы Нефертити — вернее три её портрета самых лучших.

Первый — бюст из песчаника, изображает царицу совсем молодой.  Второй портрет — самый известный — Нефертити в полном расцвете своей красоты, «владычица радости», властительная царица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрачки на египетских скульптурных портретах обычно инкрустировались алебастром, хрусталём и чёрным деревом. У Нефертити инкрустирован только один правый глаз. Исследователи предполагают, что это сделано, умышлено, потому что Нефертити была жива, а разверзание очей являлось сакральным действием: оно оживляло душу уже умершего человека. «Глядящий» бюст мог отнять часть души у живого оригинала. Третий скульптурный портрет Нефертити, оставшийся незавершенным, является облик царицы, ставшей значительно старше: ей более тридцати лет. Но теперь, став ещё более одухотворённым, облик Нефертити выдаёт следы физического увядания: черты жестче, сильнее обозначились скулы, чуть опустилась углы рта. Тень печали лежит на всё ещё прекрасном её лице. Религиозно-политические реформы Эхнатона были радикальными, чтобы закрепиться надолго. После его смерти — а он царствовал семнадцать лет — прежние культ стали восстанавливаться. Первый приемник Эхнатона Сменхкара, муж его старшей дочери (в Египте престол наследовали мужья дочерей фараонов, причём часто браки заключались между сводными братом и сестрой), царил очень не долго; по-видимому, поклонение Амону возобновлялось уже при нём. Следующий фараон, Тутанхатон, женившийся на другой дочери Эхнатона, взошел на престол, когда ему было всего десять лет, и жрецы воспользовались малолетством царя, чтобы полностью вернуться к старым порядкам. Тутанхатона переименовали в Тутанхамона, столицу вновь вернули в Фивы, город Ахетатон был заброшен, а вскоре и разрушен. Храм Атона, царский дворец, художественные мастерские — всё было превращено в обломки не временем, а руками людей, политических противников царя-реформатора, само имя которого не упоминалось или его называли «врагом из Ахетатона».

Амарнские художественные нововведения не угасли с исчезновением Ахетатона — они оказались более стойкими, чем политические. В гробнице Тутанхамона, умершего в 18-летнем возрасте, в 1342 году до нашей эры, следы культа Атона вытеснены старым культом Амона-Ра и других богов, но господствует амарнский художественный стиль в своём самом утонченном варианте. Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона было большим событием в археологии и в египтологии. Это открытие принадлежит археологу Говарду Картеру. После долгих поисков  у подножия ранее открытой гробницы Рамсеса, обнаружили каменные ступени, ведущие к запечатанной двери в скале. За дверью оказалось помещение из нескольких камер, наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки и исследования понадобилось пять лет. Тут были большие статуи и маленькие статуэтки; золотые ларцы; ложа и кресла из черного дерева, инкрустированные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, покрытые великолепными росписями и рельефными; золотые модели колесниц, тоже расписанные; фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения. В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотом, внутри него — ещё три таких же ящика, в последнем ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три золоченых гроба, один в другом, имеющих форму человеческого тела. В последнем гробу, сделанном из чистого золота, лежала запеленатая мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной золотой маской на лице. Судя по ней, а также по скульптурному портрету из белого алебастра на крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности погребённого), лицо юного фараона, нежно-округлое, с пухлым ртом и большими широко расставленными глазами, было мальчишески — пленительно. Сама мумия была осыпана драгоценными изделиями: амулеты, ожерелья, подвески, браслеты и кольца, золотые наконечники на пальцах, два кинжала у пояса, один золотой, другой, что долее удивительно, железный, — изделия из железа ранее не встречались в Египте. Это была полная, не тронутая человеческой рукой гробница фараона. Все найденные ранее гробницы не были в столь полном  и пышном виде. Они подвергались разграблению и в древние времена и  новые. Чтобы уберечь посмертные жилища владык, прибегали к хитростям: строили ложные гробницы — кенотафы, в которых не было ничего, кроме пустых саркофагов; часто жрецы переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место. Распространяли легенды о проклятии фараонов, обрекавшим смерти каждого, кто нарушит их загробный покой. Обилие золотых изделий поражает воображение. Золота в Египте было «больше, чем песка морского»: кроме золотых месторождений в самом Египте, его привозили из Нубии и других покорённых стран. Серебра было меньше, и ценилось оно дороже. Во времена Тутанхамона сохраняются тысячелетние традиции Египта — его священные символы, иконография, но больше нет ни следа строгой простоты форм, геометризма силуэтов, к которым тяготело искусство Древнего царства. Теперь формы изделий тянутся, как цветочные стебли, а материалы полупрозрачны, как лепестки. Среди сокровищ Тутанхамона много сосудов и светильников из алебастра, сквозистого, нежно-белого с золотистым оттенком, уподобленных лотосам, лилиям. Ложа и кресла сконструированы с таким расчётом, чтобы тело в них покоилось и нежилось: сиденья мягко вытянуты,  приспособлены для подушек, подлокотники — для рук, лежащих без напряжения, расслабленно. Декор изыскан: много ажурных вставок, цветных инкрустаций, ножки кресел заканчиваются львиными лапами, ножки складного стульчика — утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сидения имитирует свисающую звериную шкуру. Саркофаг с мумией Тутанхамона оставлен в его гробнице в Долине Царей. Все найденные там сокровища хранятся в Каирском музее. Вскоре после кончины Тутанхамона в Египте воцарилась новая, 19-династия. Она выдвинула прославленных царей-завоевателей, первое место среди них принадлежало Рамсесу2, покорителю хеттов, правившему в течение шестидесяти лет. При нём вновь развернулось грандиозное строительство, чему способствовал приток богатств из завоёванных стран. Была завершена архитектура храма Амона в Карнаке, начатого при Аменхотепе3,воздвигнут величественный Рамессеум — комплекс, включавший в себя и дворец, и заупокойный храм Рамсеса. И совсем удивительное, прежде всего по своей трудоёмкости, сооружение — храм, вырубленный в скале Абу Симбел. Залы, колонны, статуи — всё высекалось из скального массива, в том числе четыре 20-метровые статуи Рамсеса2 на фасаде. В 1960-х годах этот невиданный пещерный храм был разобран и  на отдельные блоки и перенесён на 30 метров выше, чтобы спасти его от затопления при строительстве Асуанской плотины. Рамсес2 культивировал древнейшие традиции египетского искусства, угасавшие в амарнскую эпоху, — торжественно-монументальный стиль, подавляющую грациозность сооружений, могущественное величие статуй фараона-бога. Но это была уже нарочитая архаизация, от которой веяло холодом; органичность монументальных образов Древнего царства оказывалась невозобновимой. А в произведениях менее официозных и масштабных, в рельефах и росписях, сохранялось влияние амарнского искусства — его экспрессия, динамика, свободное обращение с канонами. Показателен рельеф с плакальщиками — один из шедевров московского собрания. Он создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился — одни согнуты, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причём одни линии очень сильно углублены, подчёркнуты, другие проведены легко — так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции. Подобные вещи были последним словом египетского реализма, а храм в Абу Симбел с его колоссами — последней вспышкой египетского монументального гения. Дальше линия развития постепенно затухает. После Рамсеса2 и при следующих династиях началась полоса тяжелых и длительных войн, завоеваний Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В 7 веке до нашей эры египетская монархия на время вновь объединилась вокруг саисских правителей, возродилось и её искусство в традиционных формах. Саисское искусство высоко по мастерству, но склонно к повторению старых образцов, в нём не былой жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была исчерпана и всё ярче разгоралась восходящее солнце Эллады. 

Тайные записи египетских жрецов.

Для жителей древнего Египта любая надпись, независимо от того, нарисована она на папирусе или выбита на камне, была даром богов. Но иероглифы были больше чем просто абстрактными символами. Каждый из них отображал самую сущность предмета, который изображал. Умея правильно использовать эти фигурки, можно было достичь вечной жизни или погубить душу врага. Наиболее могущественным из всех иероглифов был анкх, крест с петлёй, символизирующий саму жизнь. Фараон, который заботился о том, чтобы не стать после смерти жертвой жестоких грабителей могил или зависти властолюбивых родственников, и стремился спасти свою душу, приказывал художнику, расписывающего его гробницу, изобразить себя со священным иероглифом «анкх» под носом, хранилищем всех жизненных сил человека. До тех пор, пока это изображение оставалось не поврежденным, его душа оставалась живой, имея возможность вдыхать само дыхание жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение.

Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Среднеземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей — храм муз и оплот науки — были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.

«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, — пишет русский египтолог М. Э. Матье. — Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».  

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.Н. А. Дмитриева, Н. А. Виноградова  «Искусство Древнего мира», М., 1986 год.

2. Энциклопедия «Зачарованный  мир», том «Тайные искусства», М., «Терра» 1996год.

3. Культурология в вопросах и ответах. Под редакцией Г.Драча. Ростов-на-Дону, 1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ используемой литературы

 

Н. А. Дмитриева, Н. А. Виноградова «Искусство Древнего мира», М., 1986 год. Я считаю что авторы в своей книге довольно верно изложили материал. Книга очень интересная, в ней присудствует объективность суждений авторов. Все изложено достаточно понятно.

Энциклопедия «Зачарованный мир», том «Тайные искусства», М., «Терра» 1996год.

В этой объемной энциклопедии изложено все достаточно ясно и понятно. С позицией автора я тоже согласна. Еще есть большой плюс в том, что книга оформлена приложениями. Изображения очень интересные, красочные.

 

Культурология в вопросах и ответах. Под редакцией Г.Драча. Ростов-на-Дону, 1999

Учебное пособие культурология  в вопросах и ответах, представляет собой широкую панораму обозрения основных фактов, событий и теорий культуры Египта.

 

 


Информация о работе Культура древнего Египта