Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:57, реферат
Наиболее плодотворными поисками художников являются те, где полнее выявлены черты национального своеобразия. Орнаментальное искусство, независимо от того, когда оно создавалось, в прошлом или настоящем, несет широкую культурную функцию, всегда выходящую за пределы чисто эстетического восприятия. Оно всегда познавательно, в особом качестве своего исторического содержания, национально-психологического и нравственного и поэтому не может быть ограниченным. Это искусство живет в истории; без знания её невозможно понять содержание его образов и язык его форм.
Введение 3
Культура и орнаментальное искусство средневековья (IX-X вв.) 5
Эпиграфический орнамент 8
Влияние ислама на башкирский орнамент 9
Заключение 12
Список литературы 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Кафедра «Дизайна и искусствоведения»
Реферат
По дисциплине: “Орнаментальное искусство Башкортостана”
На тему: “ Культура и орнаментальное искусство средневековья (IX-X вв.)
Влияние ислама на башкирский орнамент. Эпиграфический орнамент”
Выполнил ст. Мухаметзянова Ю.И. гр. ДД-4
Проверил пр. Зиганов Р.P.
Уфа-2014
Содержание
Введение 3
Заключение 12
Список литературы 15
Введение
На современном этапе развития искусства арабских стран остро встает вопрос о формах, путях и методах использования культурного наследия прошлого. В искусстве, как и в других областях духовной и материальной деятельности человека, существует неразрывная связь между прошлым и современностью.
Наиболее плодотворными поисками художников являются те, где полнее выявлены черты национального своеобразия. Орнаментальное искусство, независимо от того, когда оно создавалось, в прошлом или настоящем, несет широкую культурную функцию, всегда выходящую за пределы чисто эстетического восприятия. Оно всегда познавательно, в особом качестве своего исторического содержания, национально-психологического и нравственного и поэтому не может быть ограниченным. Это искусство живет в истории; без знания её невозможно понять содержание его образов и язык его форм.
В каждой стране у каждого народа складывались свои традиции и особенности в решении проблемы орнаментального искусства, которые отвечали национальному складу, характеру и образу жизни народа.
Необходимо изучать то, что создали наши предшественники, анализировать их произведения на основе современных, исторических данных, использовать их опыт, который должен послужить развитию искусства и культуры.
Использование культурного наследия не должно быть слепым подражанием и механическим копированием, а всегда должно находиться в обстановке критического научного освоения, соответствующего требованиям времени и функциональному назначению.
Данная работа посвящена вопросам орнаментального искусства арабов эпохи средневековья. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время у арабских художников появляются тенденции и стремление все более плодотворно использовать богатое наследие орнаментального искусства, следовать его духу и методам решений. Это и требует тщательного изучения данной темы с тем, чтобы выявить стороны орнаментального искусства, являющиеся наиболее ценными с точки зрения современности.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей орнаментального искусства арабов в средневековый период.
Рассматриваются основные виды и элементы орнаментального искусства, влияние ислама на башкирский орнамент и одна из разновидностей орнамента – эпиграфический орнамент.
Культура и орнаментальное искусство средневековья (IX-X вв.)
Специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.
Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует обращение к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение. Большой образной силой проникнуто и изобразительное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства.
Условность "языка" средневекового изобразительного искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи.
В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью.
В тесных рамках средневекового мировоззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его "ковровостью", тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.
Образ человека
не был исключен из поля
внимания художников, хотя обращение
к нему было ограничено, особенно
в период усиления религиозных
запретов. Изображения людей заполняют
иллюстрации в рукописях и
часто встречаются в узорах
на предметах прикладного
Орнамент - "музыка для глаз" - играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания.
Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов, Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих - линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд.
Растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.
В разработке арабески, применявшейся для украшения, как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художественной фантазии.
Эпиграфический орнамент
К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента - текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом. Одна из основных особенностей изобразительного искусства средневекового Арабского Востока, (в отличие, например, от изобразительного искусства европейского Средневековья), состояла в том, что скульптура и живопись, как правило, носили чисто декоративный характер и являлись орнаментальным дополнением архитектуры.
Эпиграфический
орнамент - искусство декоративных надписе
Один из ранних и наиболее используемых почерков — куфический (буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями), или, как его поэтически называют, «цветущий куфи». Второй наиболее распространенный почерк — насхом (буквы более округлые).
Влияние ислама на башкирский орнамент
Башкирский орнамент - одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.
Язычество с его магическими, тотемистическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.
По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров - ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, т. к. до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже - белый цвет холста.
В искусстве, убранстве культовых сооружений и украшении Корана преобладает декоративный орнамент из геометрических и стилизованных растений, а также каллиграфия (эпиграфический орнамент). В данном направлении в странах Ближнего и Среднего Востока получила распространение арабеска, которая представляет собой характерный для средневековья декоративный орнамент в виде сложносплетенного узора, напоминающего кружево, который позволяет заполнить пространство любого очертания и кривизны. Арабеска применялась также для украшения значительных архитектурных плоскостей и бытовых предметов. В ней сочетаются строгие геометрические формы со стилизованным растительным узором, а в ряде случаев и надписями. Арабески применялись и при постройке светских сооружений (дворцов халифа). Такие арабески и надписи наносились посредством резьбы по камню, для чего часто использовали глазурованные кирпичики или же окрашивали монохромные посредством ярких красок.
Свойственная восточным народам любовь к роскоши и обилию украшений выразилась в арабском зодчестве отделкой как плоских потолочных покрытий, так и куполов, сталактитами, представляющей ряды выступающих друг над другом маленьких углублений и выпуклостей, похожих на разрезанный сот меда или на известковую накипь. Эта орнаментация появилась, прежде всего, как связующее звено при переходе от прямолинейного низа здания к кривизне купола, т. е. на месте византийских пандантивов. Своим происхождением она обязана, по всей вероятности, сассанидскому искусству Персии, которое вместо пандантивов употребляло ниши, ограниченные несколькими концентрическими арками, постепенно уменьшающимися по мере удаления от купола. Арабы применяли эту орнаментацию – в карнизах, фризах, софитах, даже в капителях колонн, покрывали ею потолки и вогнутость куполов. Эффектность сталактитовой отделки возвышалась яркой раскраской и позолотой, игравшими важную роль в орнаментике. Эта последняя состояла вообще не столько в живописном расчленении поверхностей, сколько в пестрой игре выделанных на них плоскорельефных узоров, в которых сфантазированные формы растительного царства соединялись с затейливым сплетением геометрических линий и фигур – арабесок. Как орнаментальный элемент, к этим узорам нередко примешивались изречения и суры Корана, начертанные куфическими буквами. Вся нарядность этой, блестящими яркими красками и золотом, орнаментации сосредоточивалась внутри зданий, а именно на потолке и вверху стен, тогда как низ последних облицовывался мраморной или кафельной мозаикой, представлявшей цветные геометрические фигуры и напоминавшей ковер, любимую принадлежность комфорта у кочевых народов. Что касается до наружности мечетей, то она, по большей части, была очень проста: стены оставлялись совсем гладкими, без всякой разделки; только портал главного входа и поверхность купола порой получали более или менее роскошную орнаментацию.