Культура и орнаментальное искусство средневековья (IX-X вв.) Влияние ислама на башкирский орнамент. Эпиграфический орнамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:57, реферат

Краткое описание

Наиболее плодотворными поисками художников являются те, где полнее выявлены черты национального своеобразия. Орнаментальное искусство, независимо от того, когда оно создавалось, в прошлом или настоящем, несет широкую культурную функцию, всегда выходящую за пределы чисто эстетического восприятия. Оно всегда познавательно, в особом качестве своего исторического содержания, национально-психологического и нравственного и поэтому не может быть ограниченным. Это искусство живет в истории; без знания её невозможно понять содержание его образов и язык его форм.

Содержание

Введение 3
Культура и орнаментальное искусство средневековья (IX-X вв.) 5
Эпиграфический орнамент 8
Влияние ислама на башкирский орнамент 9
Заключение 12
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

13 орнамент.docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

Примером использования декоративного орнамента может служить дворец Альгамбра (XIII–XIV вв., Гранада, Испания), являвшийся резиденцией гранадских эмиров. Он отличается особым декоративным убранством.

 

 

 

 

Заключение

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретенные формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент. Один из ранних и наиболее используемых почерков — куфический (буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями), или, как его поэтически называют, «цветущий куфи». Второй наиболее распространенный почерк — насхом (буквы более округлые).

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов — растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами) и геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

Эпиграфический орнамент - искусство декоративных надписей на предметах: изделиях из керамики, камня, стекла, металла. В отдельных случаях — стилизация, внешнее подражание рисунку шрифта той или иной эпохи. Другое название — декоративная эпиграфика. В тех случаях, когда подобные надписи имеют исключительно декоративное значение (без содержания, простые повторения букв или слогов), их называют "псевдоэпиграфикой" (греч. pseudos — "ложь"), или эпиграфическим орнаментом. К такому типу орнамента относят псевдоарабские надписи в испано-мавританской керамике XIV—XV вв.

 

В Европе более популярными стали названия мореска — причудливый восточный геометрический орнамент и арабеска — причудливый орнамент из растительных форм. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ, но если художник все же осмелится изобразить человека, животного или птицу, то в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах. Кроме того, художник своим творчеством может исказить божественный замысел. Тем не менее в декор исламского искусства все же вплетаются антропоморфные изображения, животные, птицы, но, включенные в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров - ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, т. к. до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже - белый цвет холста.

 

 

Список литературы:

  1. Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник и др. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Издательство Оникс, 2007.
  2. Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: - Питер, 2004.
  3. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. - М., 1999.
  4. http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/74.htm
  5. http://www.hist.bsu.by/images/stories/files/uch_materialy/muz/3_kurs/TiIK_Gorbatcheva/16.pdf
  6. http://www.km.ru/referats/1A7CA061C2C5486B87E313A3E2A3C5E7
  7. http://ref.rushkolnik.ru/v39082/?page=3

 


Информация о работе Культура и орнаментальное искусство средневековья (IX-X вв.) Влияние ислама на башкирский орнамент. Эпиграфический орнамент