Культура современного Китая. Его успехи и достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Раньше, в связи со сложившимися стереотипами, Китай представлялся мне как весьма отсталая перенаселенная страна, погрязающая в бедности. Внешне все это представлялось мне очень убогим, бедным и старомодным. Но чем больше я узнавала о Китае, тем больше менялось мое отношение к нему. И, появившееся в какой-то момент, желание посмотреть на Китай своими глазами, сейчас прочно засело в голову, превратившись в мечту, к сожалению, пока не осуществимую в связи с необходимостью достаточно больших финансовых затрат.

Содержание

I. Введение
II. Культура современного Китая
II.1. Краткая история развития Китайской культуры
II.2. Религии
II.3. Традиции
II.3.1. Культ семьи в Китае
II.3.2. Культ Дракона в Китае
II.3.3. Особенности китайской медицины
II.3.4. Китайские праздники
II.3.5. Национальная китайская кухня
II.4. Китайский календарь
II.5. Современная массовая китайская литература
II.6. Музыка современного Китая
II.7. Пекинская опера и местные разновидности театрального искусства
II.8. Китайский цирк
II.9. Китайский кинематограф
II.10. Олимпийская архитектура
III. Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

I.docx

— 2.06 Мб (Скачать файл)

Она обязана была служить предкам  мужа. Главную же заботу об умершем  мог принять только мужчина. Культ  предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское  потомство, а поэтому в глазах китайцев брак выше безбрачия, обилие детей - благо, бесплодие - несчастье. Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким уважением  мужа и его родителей, а бесплодие  жены считалось законным поводом  для развода.

Сохранившаяся и поныне эта традиция нередко приводит к трагическим  последствиям. В настоящее время  самого пристального внимания заслуживает  бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых  женщин за то, что они родили девочек. Некоторые женщины отказывались от новорожденных девочек, топили их. У некоторых людей довлеет  старое представление о продолжении  своего рода: рождается мальчик - неимоверная радость, будет кому передать по наследству традиции культа предков; рождается девочка - великая печаль, потому что рано или поздно ей выходить замуж и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат, совершают всякие неблаговидные махинации. Трудно поверить в то, что эти до крайности бессмысленные дикие явления могут происходить в цивилизованном обществе ХХI столетия…

Особенно живучи старые обряды, связанные  со свадьбой. Журнал "Чжунго шэхой  кэсюэ" (1984, № 1) опубликовал информацию о положении крестьянской молодежи в провинции Аньхой. В ней говорилось: "Кое-где день свадьбы назначается  прорицателем - слепым гадальщиком, который  определяет "счастливый день". В  ночь свадьбы жених и невеста  должны возжигать ладан, бить земные поклоны, совершать обряд поклонения небу и земле, своим предкам, на коленях  вместе вползать в пещеру, пить из одной  чаши "напиток потомков", совершать  другие старые ритуалы. В некоторых  местах от сговора до свадьбы требуется  пройти длинные ритуальные процедуры, потратить много душевных сил  и финансовых средств. По высказыванию старых крестьян, этот ритуал полностью  воспроизводит тот, который существовал в старом Китае. Количество ритуальных процедур не уменьшилось, а расходы на них выросли по сравнению с прежними".

В жизни современной китайской  семьи большой проблемой является демографическая. Учитывая большой  прирост населения в стране, китайское  правительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было не более одного ребенка. Родители, придерживающиеся этого, получают от государства  различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаются различным  санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе и т.п.).

 

II.3.2 Культ Дракона в Китае

В Китае часто говорят, что мы, китайцы - потомки Дракона. Дракон уже стал символом китайской нации. Китайский  народ очень преклоняется перед  драконом и всевозможными способами  почитает его.

В народе дракон считается предводителем всех земных существ. Как мне уже известно, китайский лунный календарь разделен на 24 сельскохозяйственных периода. Период Цзинчжэ - сезон пробуждения насекомых, который начинается 2 февраля. В эти дни люди говорят, что когда пробуждаются насекомые, можно уже выходить из дома. Люди называют это время и сезоном, когда дракон поднимает голову. Отсюда видно, что дракон - первый среди земных существ. Внешний облик дракона также подтверждает это. Как явствует из древних записей династии Южная Сун - "У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза черта, шея змеи, живот напоминает раковину, когти орлиные, лапы тигра, уши быка". Нынешний облик дракона примерно такой же. Как явствует из археологических данных, 6 тысяч лет тому назад в период яншаоской культуры, обнаруженные в раскопках изваяния дракона уже имели подобные черты. На мой взгляд, придав дракону такие черты, люди явно стремились наделить его правами первого среди всех земных обитаемых.

Дракон  являлся божеством, защищавшим людей от зла и нечистой силы. В праздник дракон поднимает голову, а люди, согласно обычаю, сыпали перед домом и вокруг золу в целях изгнания ядовитых тварей. Золу насыпали так, чтобы она напоминала очертания дракона. Таким образом, ядовитые твари не могли проникнуть в дом и жилые помещения. Такой обычай является одним из древних. На раскопках древней стоянки Чахай был обнаружен дракон, выложенный из камней длиной в 19.7 метра. Он находился как раз перед главным домом и, понятно, играл роль духа - защитника людей. По существу это очень похоже на традицию сыпать золу перед домом. И до сих пор китайский народ почитает дракона, как бога-хранителя. В праздники китайский народ танцует танцы с драконами и львами, которые символизируют счастье и благоденствие, олицетворяют силу отражения зла и недобрых духов.

Дракон  в Китае еще почитается, как  бог водной стихии. Китайцы строят заградительные валы, посыпают золу от дома до колодца. В Китае дурной приметой считается утром носить воду из колодца  или вообще качать воду. Это, как  говорится, делается, чтобы не помешать дракону поднять голову. В противном  случае можно вызвать наводнение или засуху. И все эти обычаи имеют целью умолить бога воды и дождя - дракона о хорошем  урожайном годе.

В раскопках 4000-й давности была найдена  керамическая тарелка, на дне которой  был нарисован дракон с пшеничным  колосом в пасти. Отсюда можно  видеть, что в то далекое время  люди уже почитали дракона как  бога воды, и молились ему ради богатого урожая. Это самая ранняя археологическая  находка, подтверждающая такой обычай. Во многих местах Китая есть немало храмов бога - дракона, в которых  люди молятся хорошей погоде.

У китайского народа есть одно крылатое выражение -"желать, чтобы дети стали драконами", то есть стали умными, способными людьми. Уже в конце периода Весны и Осени (8-5 вв. до н.э.) в Китае талантливых людей уподобляли драконам. Например, Конфуций сравнивал Лао Цзы с драконом.

В конце периода Воюющих царств (5-3 вв. до н.э.) люди называли первого китайского императора Цин Шихуана - "драконовым предком" китайской нации. Китайские императоры называли себя сынами небесного дракона. В целом, все китайцы считают себя потомками дракона.

Прочитав  большое количество информации о  культе дракона в Китае, я могу говорить без всякого сомнения, что китайцы, действительно, преклоняются перед драконом и почитают его - первого среди всех земных существ и великого бога водной стихии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.3.3 Особенности Китайской медицины

Посещение любой китайской медицинской  лавки подобно ощущению, будто  находишься внутри миниатюрного музея  естественных наук. Таинственные аккуратные составители расположили все  в определенной последовательности и с определенной целью: животных, растения, минералы... Перечень любопытных вещей, чей истинный смысл скрыт  от глаз европейца, неисчерпаем... 
 
Например, янтарь, чтобы расслабить нервы; персиковые косточки и шафран, чтобы улучшить циркуляцию крови; китайская эфедра (махоан), чтобы вызвать потоотделение, и женьшень, чтобы усилить сердечную деятельность. Выполнение предписаний, данных китайским доктором, - не менее удивительный процесс. Фармаколог выбирает несколько особых ингредиентов из тех сотен загадочных корешков, травок и т.д., что находятся на его полках. Пациент забирает их домой, варит их наподобие "супа" и пьет. Если вам не нравится подобное варево, нужно спросить себя, что лежит в основе этого древнейшего медицинского искусства и почему китайская народная медицина столько веков остается одной из самых действенных и мудрых?

Теоретические основы китайской медицины были заложены более 2 тысяч лет назад. Значительное количество древних медицинских  знаний сохранено в докитайском (221-2007 г. до н.э.),специальном трактате "Внутреннее оружие" - обширнейшей записи, содержащей знания и опыт китайской медицинской теории того времени.  
В период царствования династии Хан (206 до н.э.-220 н.э.) китайская традиционная медицина накопила ценнейшие даже для наших дней и уровня современной медицины знания и сведения по лечению многих болезней. Подтверждение тому я нашла в известном трактате "Лечение болезней, вызванных факторами холода" [Шан Хан Лун] автора Чан Чунчин.

Одна из наиболее известных китайских  работ по медицине - "Материя медика" - была составлена в эпоху царствования династии Мин автором Ли Ши-чен. Эта энциклопедическая работа открыла новую эру в мировой истории фармакологии. Работа содержит описания 1892 различных видов лекарственных препаратов. Эта работа была переведена на несколько иностранных языков и оказала сильное влияние на развитие медицины в странах Восточной Азии и Европы.

У китайцев существует своя, совершенно уникальная методика, позволяющая систематизировать  лекарственные препараты и способы  их применения. Она в значительной степени расходится с методиками и системами западной медицины. Философия, стоящая за китайской медициной  базируется на положении, что человек  живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в  миниатюре. Материя, из которой состоят  живые существа, рассматривается  как принадлежащая "инь" или  женскому пассивному началу. Жизненные  функции живых существ, с другой стороны, рассматриваются как принадлежащие "ян" или мужскому активному  началу. Функции живых существ  описываются в терминологии следующих 5 центров тела:

  1. "Сердце" или "разум" (hsin). Относится к "командному" центру тела, который провозглашает себя как сознательный или интеллектуальный.
  2. "Легкие" или "респираторные" системы (fei). Эта система регулирует различные внутренние функции тела и поддерживает кибернетический (космический) баланс.
  3. "Печень" (kan). Это понятие означает одновременно связь конечностей с туловищем, механизмы эмоционального реагирования на окружающую (внешнюю) среду, а также деятельность внутренних органов.
  4. "Селезенка" (p'i). Это система органов, регулирующая распределение полезных веществ по организму, а также обмен веществ, принося силу и энергию человеческому телу.
  5. "Почки" (shen). Это определяет систему регуляции запасов полезных веществ и использования энергии. Эта система определяет силу человеческой жизни. Эта теория использует описание системы функций организма и носит условное название "скрытые феномены" (ts'ang hsiang).

Всем известно, что смена времен года, изменения в погоде могут  иметь влияние на человеческое тело. Наиболее выраженный эффект в этом плане имеют ветер, холод, жара, влага, сухость и внутренний жар. Чрезмерные или экстраординарные изменения  в погоде могут причинить вред телу, и все эти факторы называют шестым (после "печени" и т.д.) фактором, вызывающим болезни. С другой стороны, смены настроения (счастье, гнев, чувство беспокойства, печаль, огорчение, страх и удивление), если они слишком сильны, также причиняют вред здоровью. Китайцы именуют этот фактор "семью эмоциями". В китайской медицине существует 6 факторов, вызывающих болезни, которые, взаимодействуя с "семью эмоциями", формируют основу для возникновения патологий болезни. Эти теоретические модели вместе с теорией скрытых феноменов используются для анализа конституции пациента и его болезни и диагностирования точной причины его общих физических и психологических потерь баланса (равновесия). Основываясь на этом анализе, врач может рекомендовать тот или иной метод, чтобы откорректировать этот дисбаланс.

Объектом китайской медицины является ЧЕЛОВЕК, а не только его болезнь. И это одна из основных особенностей китайской национальной медицины. Как  думают китайские медики, болезнь - это только указание на существование  дисбаланса в самом человеке.

Согласно китайской старинной  легенде, Шен Хун, отец китайского сельского  хозяйства и глава древнего клана, испытывал на себе сотни различных  трав, одну за одной, чтобы открыть  их полезные свойства и медицинское  назначение. Шен Хун был не одинок в своем начинании, и в течение  последующего тысячелетия многие любознательные китайцы исполняли роль "подопытных кроликов", продолжая испытывать на себе свойства различных растений, многие из которых оказались ядовитыми  для человека.

Итак, китайские целители классифицировали различные травы и их составы  в соответствии с определенными частями тела, а затем тестировали их, чтобы определить степень токсичности и оптимальную дозу для достижения лечебного эффекта. На мой взгляд,  именно этот метод лечения является самым разумным и правильным.

Например, стебель китайской эфедры является потогонным средством, но корни  этого же растения, наоборот, контролируют потоотделение. Растение 'kassia bark' по натуре горячее, но используется для лечения  простуд. Мята по натуре прохладная и  используется для лечения симптомов болезни, вызываемой перегреванием. Это собрание опыта укрепило и подтвердило понимание феномена человека и увеличило применение "травных" средств в китайской традиционной медицине.

Сходные принципы лежат в основе всей жизнедеятельности человека (проживание в какой-то внешней среде, жизненные ритмы, пища, которую он предпочитает или избегает, его личные взаимоотношения, его речь и жесты) - все это является инструментом для лучшего понимания его болезней и предложения методов лечения согласно среде проживания человека. Когда дисбаланс выявлен, он может быть откорректирован, и баланс энергии (а следовательно и здоровье человека) будет восстановлен. Кроме того, категорическим основным принципом китайской терапии является управление движением энергий тела.

Дополнением к лекарственным средствам (травам) часто служит акупунктура, чья история ведет свое начало еще со времен "дописьменной" (т.е. до возникновения письменности в Китае) эпохи. Но до времен царствования династии Хань эта взаимосвязь не была полностью изучена и не использовалась в полной мере. Теоретической основой этой системы является управление так называемым с'hi (течение жизненной энергии). С'hi течет по телу через систему главных и вспомогательных каналов тела. В определенных точках этих каналов могут быть вставлены акупунктурные иглы, чтобы ликвидировать дисбаланс в течении с'hi и сконцентрировать силы организма именно в тех точках, где это наиболее необходимо.

Информация о работе Культура современного Китая. Его успехи и достижения