Литые металлические художественные изделия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Почему и как появилось художественное литье? Скорее всего, это объясняется тем, что человек с глубокой древности старался украсить свою одежду, предметы быта, оружие всеми доступными ему способами в соответствии с эстетическими вкусами времени и общества; тайны окружающей природы вдохновляли его на создание магических рисунков и лепных или резных идолов, с помощью которых он пытался победить свой страх перед неведомым; он стремился изобразительными средствами выразить свое понимание того, что его окружало, свой внутренний мир, свое отношение к природе и жизни. Археологические раскопки показывают, что уже у неолитических племен одной из целей межплеменных войн было добывание «богатства» (красивых камней, перламутра, раковин и др.), которое не использовалось, а лишь своим блеском радовало глаз. Потом человек научился создавать красивые вещи из дерева, кости, камня, глины. В век металла появился замечательный вид искусства – художественное литье, которое позволило создавать на века произведения высокой пластики и выразительности, как монументальные, так и обиходные или кабинетные.

Содержание

Введение……………………………………………………………...
3
1 История возникновения художественного литья………………..
4
1.1 Передняя Азия………………………………………………...
8
1.2 Египет………………………………………………………….
9
1.3 Индия…………………………………………………………..
12
1.4 Китай……………………………………………………….......
14
1.5 Античное средиземноморье и западная Европа……………
16
1.6 Русь…………………………………………………………..
20
1.7 Африка…………………………………………………………
22
2 Технологии художественных отливок……………………….…...
25
Заключение……………………………………………………...........
27
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Художественное литье.docx

— 999.37 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, металлургия уже в додинастическую эпоху считалась важным искусством, о чем свидетельствует создание при царском дворце металлургических мастерских, во главе которых стоял особый чиновник «начальник литейщиков металла царского дворца» (этот титул встречается на оттисках печати того периода). Известна древнеегипетская стела, изготовленная по заказу мастера-литейщика, с изображением жертвоприношения этого мастера богам, и надписью, начинающейся словами: «Я, делатель небесной меди...» (т. е. железа). Такой заказ мог себе позволить только очень богатый человек, да и изображенный мастер – упитанного вида человек – украшен богатым ожерельем, что свидетельствует о высоком положении его в обществе.

Древнейшими металлами, известными египтянам, были свинец, медь, золото и метеоритное железо. Золото добывали в Восточной Пустыне и доставляли из Нубии, и оно было легко доступным. А вот серебро являлось сравнительно редким металлом, ценилось очень высоко и стало дешевле золота только в конце эпохи Среднего Царства в связи с увеличившимся ввозом его из Западной Азии. Метеоритное железо и техника его обработки были известны еще в эпоху архаики, но железные изделия были редкой роскошью до XXVI династии, а для изготовления оружия и орудий этот металл не использовали вплоть до эпохи Птолемеев.

Свинец добывали на побережье Красного моря и около Ассуана. Это, пожалуй, был единственный металл, которым был богат Египет (в одной египетской надписи свинец по распространенности сравнивался с песком). И, по-видимому, именно из него первоначально изготавливали отливки. Способствовали этому низкая температура плавления свинца и цвет серебра, вместо которого его и использовали в культовых целях при погребальных ритуалах. В доисторических погребениях найдено много изделий из свинца, в том числе вотивные (культовые) женские фигурки – символы плодородия, отливавшиеся в односторонних каменных формах.

Широкое распространение в Египте получила и медь. Уже в додинастический период наряду с техникой ковки меди была известна техника ее литья, а в Древнем Царстве невиданные до того масштабы строительства из камня стали возможны, как полагают историки, лишь благодаря широкому применению медных орудий и инструментов.

Следует учитывать, что для древних египтян не существовало различия между изобразительным и прикладным искусством, просто было одно понятие – художественное ремесло [13]. На рисунке 8 представлена прорезная бронзовая подставка высотой около 17 см. Она относится к периоду XVIII династии и является одним из первых ажурных изделий.

 

Рисунок 8 – Представлена прорезная бронзовая подставка

На рисунке 9 приведено одно из многочисленных бронзовых зеркал, которые стали образцом для подобных изделий в Передней Азии и античном Средиземноморье. Производство бронзовых зеркал, известных с III тысячелетия до н. э., постепенно развилось в самостоятельную ветвь художественного литья. Зеркала изготовляли разной формы и размеров, особенно тщательно отливали рабочую поверхность, которую затем полировали до блеска. Для зеркал Египта характерной была форма овала, а художественная ценность заключалась в скульптурной ручке.

 

Рисунок 9 – Бронзовых зеркало

В изображении человеческих фигур в Египте использовались строгие каноны для передачи поз, хотя в Поздний период делаются попытки передавать возраст и индивидуальные черты, а также объемность и пластичность фигур. Изображения животных, на которые не распространялся художественный канон, отличались предельным реализмом и естественностью, что стало характерным и для бронзовых отливок.

На рисунке 10 представлена фигурка сидящей обезьяны-бабуина – священного животного, содержавшегося в храмах Луны. Статуэтка круглая, полая, отлита по восковой модели вместе с подставкой; полость, где располагался стержень во время заливки формы, проходит снизу от подставки через туловище [9]. Это – одна из изумительнейших бронзовых скульптур такого типа, сохранившихся с Саисского периода (VII в. до н. э.).

 

 

 

 

 


Рисунок 10 – Фигурка сидящей обезьяны–бабуина

 

1.3 Индия

В Индии, являющейся одним из самых древних очагов мировой культуры, раньше, чем во многих других регионах, зародились и различные самобытные приемы литья, давшие начало литейным ремеслам на всем востоке Азии. Многие ученые полагают, что здесь человек «открыл» для себя металлы и металлические ремесла примерно в то же время, что и в Двуречье, Египте или на острове Крит и, быть может, раньше, чем в Китае. Высокий уровень индийского художественного литья был достигнут уже во времена хараппской культуры, названной по населенному пункту Хараппа в штате Пенджаб, где были впервые обнаружены древние города. Расцвет культуры Хараппа, или долины Инда, относится к концу III тысячелетия до н. э., о чем свидетельствует большое количество обнаруженных там медных и бронзовых хозяйственных орудий и оружия – топоры, серпы, пилы, копья, мечи–кинжалы, наконечники стрел и копий и др. О развитии металлургической техники свидетельствуют различные приемы обработки металлов: ковка листовой меди, литье и техника клепки [19].

К хараппской культуре относится одна из первых в мире художественных отливок – скульптура танцующей девушки из Мохенджо-Даро (ок. 2500 г. до н. э.), (рис. 11). Художнику-литейщику удалось передать выразительную динамичность позы, пластику движений, непринужденность и жизненную правдивость жестов, делающих честь наблюдательности мастера. В целом художник не переступил грани жизненной достоверности и убедительности, свойственных реалистическому образу.

 

 

 


 Рисунок 11 – Скульптура танцующей девушки из Мохенджо-Даро

 

С IX в. и до конца XIII в. в Южной Индии установилась блестящая династия Чола, утвердившая свое превосходство в области скульптуры. В X в. там снова возрождается замечательное искусство бронзового литья по способу «утерянного воска», т. е. по выплавляемым моделям [20]. Шедевры этого тамильского искусства, которое достигло пика своего расцвета в XI–XII вв. и знаменует вершину мастерства изготовления средневековой индийской скульптуры, представляют большей частью изображения многочисленного пантеона индуистских божеств (рис. 12).

 

Рисунок 12 – Индуистское божество

Шива Натараджа, или Танцующий Шива, представляющий собой персонифицированную космическую энергию, – один из наиболее популярных образов для бронзовых статуэток, сделанных в Южной Индии, особенно в период Чола. Трудность получения качественной отливки объясняется сложной фигурой танца, замысловатой композицией, мелкими деталями и тонким орнаментированным обручем значительного диаметра, обрамляющим композицию. На рисунке 13 представлен образец бронзового изображения Шивы Натараджа, находящийся в музее Дели.

 

Рисунок 13 – Танцующий Шива

С появлением европейцев в Индии металлическая скульптура теряет индивидуальность, одухотворенность и изящество, становится массовой продукцией, призванной удовлетворить спрос на колониальную экзотику.

 

1.4 Китай

Широко распространено мнение, что в Китае бронзовое литье появилось позже, чем в Египте, в Передней Азии и в Индии, – лишь во II тысячелетии до н. э., когда произошло разложение первобытнообщинного строя и начался постепенный переход к рабовладельческому обществу. В некоторых источниках не только уточняется время появления первых бронзовых отливок в Китае, но и высказывается предположение, что Китай научился бронзовому литью у Запада ок. 1400 г. до н. э. Правда, при этом делаются скромные оговорки, что, по иным взглядам, Китай прошел весь путь развития самостоятельно [25].

Ни одна культура бронзового века не соответствует этому названию больше, чем культура Китая в период династии Шан: в городах были целые кварталы ремесленников по обработке металлов, при царском дворце находилась особая металлургическая мастерская, в которой изготовляли изделия из бронзы. Кроме нескольких мраморных скульптур этой эпохи, все сохранившиеся прекрасные произведения искусства сделаны из этого металла. Большая часть бронзы шла на ритуальные сосуды, использовавшиеся при жертвоприношениях предкам императора (примеры приведены на рисунке 14 а; б; в; г). Однако бронза широко применялась не только для религиозных, но и для светских целей.


а – Ритуальный сосуд для вина                    б – Сосуд для вина «лэй» с рельефом в виде бараньих голов

 


 

 в – Соусник в виде животного                        г – Сосуд для вина в форме коровы                                                   

 

Рисунок 14 – Разновидности сосудов (а; б; в; г)

В конце эпохи Чжоу (XII–VI11 вв. до н. э.) традиционная и специфически китайская техника литья бронзы в составную форму – изложницу постепенно сменяется техникой литья по выплавляемым восковым моделям, которая могла быть заимствована и привезена из других районов Азии.

Наряду с чисто декоративным искусством появилась скульптура, которая обнаруживает необыкновенный натурализм, новый для Китая и не достигнутый в живописи в течение столетий. Особенно реалистически моделированы животные (к примеру, дракон и цапля, выполненные из бронзы рис. 15 а; б).


а – Дракон у входа во дворец                                      б – Журавль в парке

Рисунок 15 – Статуи моделированных животных (а; б)                                   

Интересно отметить, что современные китайские литейщики сохранили не только высокое качество художественного литья, но даже и древние технологии, отрабатывавшиеся на протяжении многих сотен лет. Для Китая, например, не звучит необычным сообщение о том, что на заводе в г. Уси до настоящего времени используется та же конструкция вагранки и та же технология литья горшков для варки пищи, что и два тысячелетия назад [21].

1.5 Античное Средиземноморье и Западная Европа

В конце III тысячелетия до н. э., когда в Египте устанавливается Среднее Царство, в Месопотамии рушится аккадское правление, через 2–3 столетия после основания городов в долине Инда в Восточном Средиземноморье на острове Крит в Эгейском море возникает еще одна цивилизация, которая получила название «минойская» по имени мифического царя Миноса. Эта культура имела контакты с Египтом и Месопотамией, однако развитие шло автономно.

Богатый и могущественный в глубокой древности острове Крит славился своей культурой и высокоразвитыми видами прикладного искусства. Об этом рассказывается во многих греческих преданиях, достоверность которых подтверждается археологическими находками. Раскопки легендарного царства Миноса открыли высокую цивилизацию, существовавшую 50 веков назад.

В эгейской культуре уже в III тысячелетии до н. э. были известны медь и техника литья оружия. В эпоху расцвета минойской культуры (1750–1400 гг. до н. э.) получило значительное развитие бронзолитейное дело, в раскопках обнаружены литейные формы; мелкую пластику, возможно, отливали в глиняные формы. Лучшие образцы минойского искусства – это небольшие и обычно драгоценные предметы, изготовленные, возможно, в дворцовых мастерских. Они изготовлены не только из камня и глины, но и из литой бронзы. Есть основание полагать, что на острове Крит художественное литье появилось одновременно с зарождением его в других регионах и независимо от них.

Многое из минойской культуры унаследовала цивилизация материковой Греции – микенская, или элладская, начало которой относят к XVIII в. до н. э. Эта цивилизация прошла долгий путь расцвета и упадка, с XIII в. до н. э. наступил так называемый темный век, когда исчезла письменность. В период примерно до 800 г. до н.э. не было создано ни одного архитектурного сооружения, ни одного рисунка или скульптуры большого размера. И только два вида искусства уцелели и выжили со времен Эллады – изготовление бронзы и керамики, в основном простых изделий практического назначения без украшений или грубо декорированы [10].

Окончание темного века ознаменовано значительным усовершенствованием процессов литья: не столько развивается его техника, сколько изменяется характер художественных отливок, совершенствуется искусство их изготовления. Эстетика архаического периода Греции находилась под сильным влиянием восточных культур – Ассирии и Египта, что нашло отражение, как в тематике художественных произведений, так и в методах изображения фигур.

Наиболее блестящим периодом греческой цивилизации явился классический период, который, несмотря на постоянные войны, отмечен необычайным взлетом художественной и интеллектуальной активности, когда-либо виданным и мире. Наряду с развитием философии и литературы наступил расцвет изобразительного искусства [18]. Во многих классических греческих скульптурах отражаются реалистические черты, красота и достоинство человека, жизненная правдивость, гражданственность и высокая художественная гармония. Произведения греческого художественного литья этого периода достигают вершин совершенства. Современное статуарное литье в Западной Европе во многом обязано классическим работам эллинских мастеров, заложивших основы техники литья скульптур более позднего времени. Но судьба и время обошлись с ними сурово, из огромного числа бронзовых скульптур, упомянутых древними писателями, от этого периода осталось лишь несколько. Одна из прекраснейших и немногих точно датируемых статуй – это лучше всех сохранившаяся статуя возничего из Дельф, отлитая в честь победы в Играх (рис. 16).

 

 

 

 

Рисунок 16 – Статуя возничего из Дельф

Она является идеалом гармоничной умеренности, или «золотой середины». Это образец искусно смоделированной, круглой, трехмерной формы, далеко ушедшей от фронтальной египетской скульптуры.

Огромный вклад в сокровищницу европейской культуры внесли этруски – народ, подчинивший себе в VII–VI вв. до н. э. почти весь Апеннинский полуостров и достигший высокого уровня развития. В искусстве обработки металлов этруски не имели себе равных во всем Центральном Средиземноморье, что принесло им мировую известность как истинным художникам. Металлические изделия были основными товарами экспорта и славились даже в таких развитых государствах, как Греция. Их работы приведены на рисунке 17 (а; б; в). 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а – Капитолийская волчица

 

 


 

 

 

б – Статуэтка на подсвечник, бронза                         в – Марс из Тоди, бронза

 

Рисунок 17 – Металлические изделия этрусков (а; б; в)

 

Наибольший подъем художественного литья приходится на эпоху Возрождения (XIII – XVв.в), когда в моду входит общественная скульптура, и с тех пор повсюду возводят многочисленные памятники, статуи, скульптурные фонтаны. Художники работают и в малых формах, создавая из бронзы статуэтки для дома, кабинетов, различные забавные изделия домашнего обихода, в основном, по частным заказам [5]. Бронза, утратив утилитарное значение, приобретает особую важность как декоративный материал, в том числе специально для художественного литья (рис. 18 (а; б).

Информация о работе Литые металлические художественные изделия