Литые металлические художественные изделия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Почему и как появилось художественное литье? Скорее всего, это объясняется тем, что человек с глубокой древности старался украсить свою одежду, предметы быта, оружие всеми доступными ему способами в соответствии с эстетическими вкусами времени и общества; тайны окружающей природы вдохновляли его на создание магических рисунков и лепных или резных идолов, с помощью которых он пытался победить свой страх перед неведомым; он стремился изобразительными средствами выразить свое понимание того, что его окружало, свой внутренний мир, свое отношение к природе и жизни. Археологические раскопки показывают, что уже у неолитических племен одной из целей межплеменных войн было добывание «богатства» (красивых камней, перламутра, раковин и др.), которое не использовалось, а лишь своим блеском радовало глаз. Потом человек научился создавать красивые вещи из дерева, кости, камня, глины. В век металла появился замечательный вид искусства – художественное литье, которое позволило создавать на века произведения высокой пластики и выразительности, как монументальные, так и обиходные или кабинетные.

Содержание

Введение……………………………………………………………...
3
1 История возникновения художественного литья………………..
4
1.1 Передняя Азия………………………………………………...
8
1.2 Египет………………………………………………………….
9
1.3 Индия…………………………………………………………..
12
1.4 Китай……………………………………………………….......
14
1.5 Античное средиземноморье и западная Европа……………
16
1.6 Русь…………………………………………………………..
20
1.7 Африка…………………………………………………………
22
2 Технологии художественных отливок……………………….…...
25
Заключение……………………………………………………...........
27
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Художественное литье.docx

— 999.37 Кб (Скачать файл)


 

а – Деталь водосвятной чаши (купели)                  б – Деталь бронзовых дверей

 

Рисунок 18 – Элементы декора из бронзы  (а; б)

1.6 Русь

Новым этапом развития литья стало появление литейных ремесел в Киевской Руси вместе с зарождением государства. При этом создавались не только замечательные литые произведения, но и разрабатывались необычайно оригинальные процессы литья. В XI в. в Киевской Руси существовало развитое литье специальных художественных изделий: различных подвесок, подсвечников, бытовой утвари, булав и пр. В раскопках на суздальско–владимирской земле найдено много свидетельств существования там уже в IX в. специализированных литейных мастерских. На рисунке 19 показано одно из изделий киевских мастеров – водолей–рукомойник.

Рисунок 19 – Водолей–рукомойник

Художественным литьем занимались также монастыри и церкви. Так, в Десятинной церкви г. Киева была своя литейная, в которой работали высококвалифицированные мастера.

Татаро–монгольское нашествие тяжело отразилось на развитии культуры и искусства Древней Руси, но не смогло полностью уничтожить литейное ремесло. Уже в начале XIII в. художественное литье возрождается на землях Галицко–Волынского княжества, куда прибыли мастера–литейщики из восточных княжеств. Не в традициях Древней Руси было возведение памятников и статуй, возможно, свежи еще были воспоминания о низвергнутых языческих идолах. Зарождение статуарного литья в России, как и многое привезенное с Запада, связывается с деятельностью Петра I, причем в прямом смысле. Он собственноручно сделал модель первой на Руси бронзовой статуи, стоящей и сейчас в парке Петродворца в Петергофе. А 18 в. стал «золотым веком» для бронзового литья и в первую очередь в новой столице. Поражают своей красотой и гармонией, разнообразием и величественностью фигуры фонтанов Петродворца, памятники Петербурга – Медный всадник, являющийся шедевром бронзовой скульптуры России (рис. 20).

 

Рисунок 20 – Памятник Петру I

 Наиболее весомый вклад в  развитие художественного литья  России внесли Верх–Исетский, Выйский, Екатеринбургский, Каменский, Каслинский, Кусинский, Кувшинский, Невьянский и Нижнетагильский заводы.

С 1846 года на Каслинском заводе выпуск кабинетного литья становится регулярным, в ассортименте завода появляется около 100 отливок. В 1860–е годы складываются основные традиции каслинского художественного литья: реалистичность и четкость силуэта изделий, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска глубокого черного цвета.

Каслинский завод постоянно участвовал во всероссийских и зарубежных выставках, закладывая основу яркого и хорошо узнаваемого бренда «Касли», утверждая качество промышленного заводского металла через искусство художественного литья [15]. Благодаря профессионализму скульпторов, высокой квалификации мастеровых и отличному качеству чугуна заводские изделия были отмечены почетными дипломами и медалями на всемирных выставках в Париже (1867, 1890), Вене (1873), Филадельфии (1876), Копенгагене (1888), Стокгольме (1897), Милане (1906). Приобретаемые на этих выставках произведения западноевропейских авторов (Ж. Л. Готье, П. Ж. Мена, Л. О. Моро, Н. Мейера, П. Э. Делабриера, де′ Анже др.) становились моделями для каслинского литья, широко тиражировались и пользовались всеобщим успехом. Образцы каслинского литья приведены на рисунке 21(а; б; в).

 

 а – Лошадь с жеребенком                 б – Скульптура «Россия»      в – Киркиз на лошади

 

Рисунок 21 – Каслинское литье (а; б; в)

 

1.7 Африка

Систематическая добыча меди в Тропической Африке началась довольно поздно и основывалась на использовании железных орудий, послуживших развитию бронзолитейного ремесла, и уже самые первые изделия из литой бронзы поражают высокой техникой исполнения и развитой формой. Поскольку медь и бронза в Тропическую Африку долгое время ввозили, их использование ограничивалось литьем художественных ритуальных поделок. Мастера народа Сао, жившего в VI – XII вв. на берегах оз. Чад, отливали из меди и бронзы статуэтки, браслеты, подвески и т.д. В деревушке Игбо – Укву (Вост. Нигерия) в погребении почти тысячелетней давности обнаружены художественные отливки из бронзы – череп леопарда и рукоятка посоха, увенчанная фигурой всадника; маски людей, животных, различные украшения; богато декорированные фигурки черепах или змей; изумительно орнаментованные бронзовые сосуды.

На рисунке 22 приведена ритуальная ваза для воды на подставке, опутанная бронзовой сетью, имитирующей веревку. Она выполнена в технике выплавляемой модели. Примененный сплав из меди, олова и большого количества свинца очень необычен, и, возможно, даже уникален.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 22 – Ритуальный сосуд с «веревочной» сетью

Наибольшего развития бронзолитейное искусство получат в Ифэ – городе–государстве на территории современной Нигерии [24]. Найденные здесь металлические скульптуры (в основном литые головы) поражают своей красотой, одухотворенностью и блестящим качеством литья. Стиль их определяют как «идеализирующий натурализм», так как при всей реалистичности изображения головы богов и царей (рис. 23) являются не столько портретами, сколько своеобразным идеалом человеческой красоты, как представляли африканцы XIII в. Их отливали из меди или латуни, а не из бронзы.

Рисунок 23 – Голова царя-Они на подставке

Самой замечательной фигурой из сплава на основе меди является найденная в Таде, недалеко от Ифэ, скульптура мужчины в половину натуральной величины (рис. 24), отлитая в XIII–XVI вв. Пропорции тела и черты лица переданы с необыкновенной естественностью, а сложная ритмика позы обнаруживает как совершенное владение скульптурной формой, так и техническое мастерство литья [16].

Рисунок 24 – Сидящий мужчина из Тада.

Другой город–государство, прославившийся бронзовой скульптурой, Бенин – находился недалеко от Ифэ. Бенинская скульптура создавалась на протяжении нескольких столетий – с XIV до XIX вв. Кроме многочисленных барельефов и знаменитых бронзовых голов, она представлена стилизованными, богато декорированными фигурами разных животных, статуэтками, изображающими воинов и музыкантов. Основным фактором, определяющим стиль и характер бенинского дворцового искусства, была его узкая направленность, которая привела к выработке точных и жестких канонов, остававшихся неизменными на протяжении веков. Каноническими при литье голов царей и цариц были тип лица, характер украшений и общая композиция скульптуры (рис. 25).

 

Рисунок 25 – Голова царицы

 

Считается, что медь и латунь в Бенин завезли европейцы (в обмен на рабов), но стилистически искусство Бенина не имеет ничего общего с европейским, а берет начало в африканских традициях и связано с искусством и навыками литья Ифэ.

2 Технологии художественных отливок

В настоящее время для изготовления художественных отливок используют современные технологии. Некоторые из них приведены ниже:

  • Большую популярность приобрело литье по выплавляемым моделям. Метод литья по выплавляемым моделям является универсальным способом получения художественных отливок любых габаритов, массы, степени сложности из металлов любых марок. Достоинства метода дают возможность приблизить отливку к готовому изделию, а в ряде случаев получить её без механической обработки и чеканки.

Способ был известен давно под названием метод потерянного воска и использовался для литья украшений, ритуальных изделий, оружия преимущественно из бронзы и драгоценных металлов. В настоящее время этот метод используют при изготовлении художественных, статуарных и кабинетных отливок, ювелирных изделий, а также широчайшего ассортимента архитектурных отливок [3].

Универсальность и большие возможности процесса литья по выплавляемым моделям сопряжены с многооперационностью, применением большого числа дорогостоящих материалов, высокой трудоёмкостью и энергоёмкостью, что сказывается на себестоимости отливок.

  • При изготовлении художественных отливок из цветных сплавов (медных, алюминиевых, цинковых) и благородных металлов применяют формы с гипсовым связующим и огнеупорным наполнителем. Сплавы на свинцовой и оловянной основах заливают в гипсовые формы без наполнителя.

Преимуществом литья в гипсовые формы является также и то, что таким способом возможна отливка по постоянным моделям (по эталону) и по выплавляемым моделям.

  • Способ литья в керамические формы основан на принципе быстрого связывания частиц огнеупорных порошков гидролизованным этилсиликатом в результате щелочной поликонденсации. Прообразом процесса является так называемый процесс – Шоу, разработанный братьями Шоу (Англия) и запатентованным в 1938 г.

Литьё в керамические формы практически не имеет ограничений ни по виду металла, ни по массе отливок. По шероховатости получаемой поверхности способ конкурентоспособен с литьём по выплавляемым моделям. Преимуществом является возможность литья крупногабаритных изделий большой протяжённости (плиты, решётки, ограды и т.п.) и короткий цикл их изготовления. Недостатки – наличие плоскости разъёма, необходимость соблюдения строгой технологической дисциплины при изготовлении форм и повышенная стоимость из – за высокого расхода связующих и огнеупорных материалов.

  • Литьё по газифицируемым моделям (ЛГМ) было впервые запатентовано в 1958 г в США, как метод изготовления художественных отливок.

Достоинствами этого способа являются:

–  отсутствие разъёма у модели любой сложности;

–  исключение операции извлечения модели из формы;

–  отсутствие стержней;

– использование сыпучего огнеупорного материала для формы без связующего.

  • Вакуумно–плёночная формовка (V–процесс) была изобретена в Японии. Освоение этого способа началось с изготовления различных художественных отливок, в первую очередь декоративных решёток из алюминиевых и медных сплавов, а также из чугуна и стали. Длина решёток достигала 4 м.
  • Металлические формы – кокили являются многократно используемыми, что значительно облегчает и упрощает процесс получения отливок. Однако, изготовление металлического кокиля довольно трудоёмок и длителен и поэтому этот способ литья и применяют при крупносерийном и массовом производстве, когда себестоимость кокиля распределяется на тысячи и десятки тысяч отливок. Таким образом, литьё в кокиль является производством изделий для ширпотреба.

Этим способом возможно получение отливок практически из любых видов сплавов. Суть процесса состоит в подготовке кокиля (разогрев, окрашивание, сборка), заливке металла и извлечении отливки после её отверждения.

  • Литьё под давлением позволяет получать наиболее точные отливки с наименьшими толщинами стенок и с чистой поверхностью из цветных сплавов. Высокое качество отливок обеспечивается использованием металлических прессформ с точной копированной полостью и высоким усилием прессования жидкого металла.
  • В ювелирном и зубопротезном производстве требуется получать отливки с толщинами стенок менее 1 мм. Отлить такие изделия под обычным гравитационным давлением практически невозможно. Поэтому в этом случае применяют центробежный способ заполнения в установках центробежного литья с вертикальной осью вращения [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

История возникновения и развития литья как ремесла, достигшего позднее уровня искусства, уходит своими корнями на много тысячелетий в глубь истории. Вопреки неоднократным предсказаниям, литье как способ получения разнообразных изделий не теряет своего значения и в эпоху лазеров, кибернетики, космических полетов.

Более того, литейное производство является одним из основных поставщиков металлических изделий для важнейших сфер народного хозяйства: машиностроения, строительства, производства потребительских товаров. Стоимость продукции литейного производства достигает 1,0–1,5% стоимости валовой промышленной продукции. Литейщики изготавливают станины прокатных станов и корпуса гигантских гидротурбин, имеющих массу в сотни тонн, и маленькие детали массой в несколько граммов для радиоэлектронной промышленности, часов, охотничьих ружей и т.д. Отливки окружают нас повсюду. Образно говоря, они на земле и под землей, на воде и под водой, в небе и в космосе. Литые детали соседствуют с нами и дома: фотоаппарат и пылесос, водопроводный кран и ванна, детали сантехники и фурнитура. Такое широкое распространение литейного производства в современных условиях объясняется, прежде всего, чрезвычайной экономичностью способа по энергозатратам и расходу материалов. Литье наименее энергоемкий способ формообразования деталей, особенно сложной конфигурации. Не случайно методом литья изготавливают не только изделия из металлов, но и из пластмасс, стекла, камня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Формовочные процессы / Б.Б. Гуляев, О.А. Корнюшкин, А.В. Кузин. – Л.: Машиностроение, ЛО. 1987. – 264 с.

2. Художественное литье из драгоценных металлов / Л.А. Гутов, Е.Л. Бабляк, A.П. Изоитко и др.; под общ. ред. Л.А. Гутова. – Л.: Машиностроение, ЛО. 1988. – 224 с.

3. Урвачев В.П., Кочетков В.В., Горина Н.Б. Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди. – Челябинск: Металлургия, ЧО. 1992. – 168 с.

5. Цветное литье: Справочник / Н.М. Галдин, Д.Ф. Чернега, Д.Ф. Иванчук и др.; под общ. ред. Н.М. Галдина. – М.: Машиностроение, 1989. – 528 с.

7. Производство отливок из сплавов цветных металлов / Курдюмов А.В., Пикунов М.М., Чурсин В.М., Бибиков Е.Л. – М.: Металлургия, 1985. – 414 с.

8. Специальные способы литья: Справочник / В.А. Ефимов, Г.А. Анисович,B. Н. Бабич и др.; под общ. ред. В. А. Ефимова. – М.: Машиностроение, 1991. – 436 с.

9. Литье по выплавляемым моделям / Под ред. Я.И. Шкленника и В.А. Озерова. – 2-е изд. – М.: Машиностроение, 1971. – 436 с.

10. Андронов В.П. Плавильно – литейное производство драгоценных металлов и сплавов. – М.: Металлургия, 1974. – 320 с.

11. Смирнягин А.П., Смирнягина Н.А., Белова А.В. Промышленные металлы и сплавы – М.: Металлургия, 1974. – 488 с.

12. Марченков В. И. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1992. – 256 с.

13. Григорян Б.А., Белянчиков Л.Н., Стомахин А.Я. Теоретические основы электросталеплавильных процессов. – М.: Металлургия, 1987. – 272 с.

14. Васильев В.А. Физико-химические основы литейного производства: Учебник. – М.: Изд-во МГТУ, 1994. – 320 с.

15. Воздвиженский В.М., Грачев В.А., Спасский В. В. Литейные сплавы и технология их плавки в машиностроении: Уч. пособие. – М.: Машиностроение, 1984. – 432 с.

16. Баландин Г.Ф. Основы теории формирования отливок. Ч. 1 и Ч. II: Уч. пособие. – М.: Машиностроение, 1979.

17. Черных Е. Металл – человек – время. – M.:Наука, 1972. – 208 с.

18. Черных Е. Древнее горно–металлургическое производство и антропогенные экологические катастрофы//Вестник древней истории. 1995. №4.

19. Ходжаш С. Искусство древнего Востока. – М.: Изобразительное искусство. 1973. С. 72.

20. Сидорова В. Скульптура древней Индии.– М.: Искусство. 1971. – 86 с.

21. Петриченко А. М. Искусство литья. – M.: Знание. 1975. – 160 с.

22. Петриченко  А. М. Книга о литье. – Кшв: Техшка. 1972. – 277 с.

23. Монгайт А. Археология Западной Европы. – М.: Наука. 1974. – 407 с.

24. Григорович Н., Стерлигов А. Искусство Африки. – М.:Знание. 1962. – 47 с.

25. Стужина Э. П. Китайский город в XI–XIII вв. – М.: Наука. 1979.

 

 


Информация о работе Литые металлические художественные изделия